На недавней встрече в Новосибирске с командой Геннадия Мохненко, совершающей кругосветный велопробег (подробнее об этом вы можете прочитать в нашем материале "Мир без сирот: нет детей второго сорта!" - прим. ред.), мне довелось услышать интересные, и в то же время такие простые откровения пастора-пилигрима и его сподвижника Петра Дудника по поводу воспитания подростков.
Для тех, кто, может быть, не знает, Геннадий Мохненко - приемный отец 32 детей, основатель «республики бывших беспризорников «Пилигрим» в украинском Мариуполе. Историк, социолог, религиовед, доктор богословия и автор книги «Непедагогическая поэма», пастор большого прихода, 20 лет носящий священнический сан. А еще о Геннадии Мохненко снят фильм "Макаренко из Мариуполя". Словом, человек незаурядный, так что предоставим слово ему самому.
О детском эгоизме
Мы немножко утратили культуру больших семей, в основном у нас семьи малодетные, и мы растим эгоистов. Наши дети часто думают, что экватор проходит через их спальню, земная ось - через их интересы, что они пуп земли, и Вселенная вращается вокруг них. А своих родителей они воспринимают часто, как золотую рыбку или щуку из сказки «По щучьему веленью», которые выполняют все их желания. Это большая проблема.
"-И один из главных педагогических советов для воспитания родного «биологического» ребенка - взять приемного.
О христианском воспитании
15 лет назад мы начали вытаскивать брошенных детей из подвалов. У коммунистов была «республика ШКИД», а у нас «республика Пилигрим».
"-И вот что я хочу сказать: лучшие педагоги мира были христианами, а мы часто об этом забываем. Сухомлинский, Джеймс Добсон - педагогические звезды мирового уровня, методика которых основана на христианских ценностях.
Я считаю крайне важным, чтобы у ребенка была основа. Помните: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир» Или вот: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?» Ребенок должен понять, почему стоит жить в добре, а не во зле. Христианство дает очень мощное основание, чтобы и дети, и взрослые люди выбирал пути добра. Хотя подростковая религиозность - это отдельная тема. Мы ни в коем случае не заставляем ребят идти в религию. У нас самые свободные дети, но это так здорово, когда они понимают, что есть добро и зло, и есть тот, перед кем ты отвечаешь.
Крайне важным педагогическим моментом я считаю позитивную атмосферу в семье. Когда ты возвращаешься с работы, надо не молнии метать в детей, а весело их встречать.
"-Я по дороге с работы, например, всегда «ловлю драконов», «отбираю» у них киндерсюрпризы или сникерсы, и потом дома рассказываю, как я это делал. Ребятишки хохочут. Атмосфера радости в семье - вот что важно!
Или принцип, который я называю принципом морковки, привязанной впереди, как у ослика, за которой он идет. Подросток - существо чувственное. Каждому из нас, а особенно ребятам в подростковом возрасте, всегда важно иметь какие-то цели, увлекательные идеи, проекты. Эти цели будут сниться подросткам по ночам, а просыпаясь, они будут ждать с нетерпением рыбалку, футбол, лагерь, поход. Это и есть та самая морковка, которая манит вперед.
О наказаниях
"-Я категорически приемлю и физическое наказание. Христианская педагогика говорит о ремне («Не жалей розги для сына твоего» - сказано в Библии) и это шокирует либеральное сообщество.
Но радикальная любовь дает мне право на строгость. В воспитании должно быть разумное право на наказание. Однако если деспот-батя по первому поводу лупит ребенка - это трагедия. Первое, что должен делать отец, родитель - любить своего ребенка. Только тогда у него появляется это право на строгость. Я могу быть строгим именно потому, что я люблю. А если ты просто строгий, и у тебя есть свои принципы, но ребенок не чувствует любви, это катастрофа. Сам я редко применяю физическое наказание, наверное, мне бы стоило почаще это делать. Но меня для этого надо сильно вывести.
О ювенальной юстиции
Если взять Запад, то там другая проблема: шлепнул ребенка, тут же приехали и у тебя его отобрали.
"-На Западе выращивается поколение абсолютно без тормозов, без границ. Недавно в Англии бастовали педагоги: их лишили права наказания детей, которые уже буквально сидят у них на шеях, а педагог связан по рукам и ногам и должен молча все сносить. У нас другая крайность, мы - культура ремня. Чуть что - отлупасить, отхайдокать.
Поэтому по христианской педагогике должен быть баланс: абсолютная любовь, и в рамках этой любви - строгость. Вот тогда это хорошо работает.
О родителях
Очень важно взаимопонимание в семье между родителями. Когда этого нет, дети вырастают несчастными. Сегодня у нас социальная эпидемия разгула, пьянства, разводов.
"-Самая ненавидимая мною фраза «подрастешь – поймешь». Отвратительно, когда мужик, хлопающий дверью, оставляющий ту, которой обещал вечную любовь и верность, и своего сына или дочь, бросает эту фразу своим детям.
Или вот еще другая частая картинка: мужичок возвращается с работы, садится у телевизора с пивасиком и все его общение с ребенком сводится к «отойди, не мешай, пшел вон, принеси, подай...» Это трагедия нации, культура безотцовщины даже при наличии физических отцов.
Руководитель другого национального проекта усыновления в Украине «Ты будешь найден» (семейный психолог-консультант и тоже священник) Петр Дудник, поддерживает эту мысль:
- Я глубоко убежден, что самая большая защита для детей, когда между мамой и папой все хорошо. Мы однажды вечером молились с детками, и моя приемная дочь попросила божьего благословения для всех остальных детей - успехов в учебе, в работе, здоровья... После молитвы младшая дочь, Арамина, спросила у нее: «А почему ты за папу и маму не помолилась?», и та ответила: «А что за них молиться, у них и так все хорошо». Вот если дети могут так сказать, они в полной безопасности.
"- Я много работаю с семьями. И вот что я вижу. Почему-то люди, особенно молодежь, относятся к созданию семьи так: для этого достаточно эмоций и того, что они называют любовью. Но молодые люди не думают, что есть законы семьи, принципы семьи, которые нужно понимать и применять на практике. Семейным отношениям нужно учиться.
Вы учились 11 лет в школе, потом университет, потом два-три года повышали квалификацию. Итого около 20 лет, чтобы зарабатывать на жизнь. Но мы почему-то думаем, что с человеком, с которым собираемся жить следующие 60 лет, вообще не надо учиться строить отношения. Многие семьи из-за этого неумения распадаются.
О разводах
А развод родителей ребенок воспринимает хуже, чем смерть одного из них.
"-У ребенка формируется отверженность, состояние, когда он все воспринимает неадекватно, когда ему кажется, что он хуже других, а по уровню развития ниже тех, кого «не отвергали».
И вот что из этого получается. Вырастая, девушка выходит замуж. Муж ей, к примеру, говорит: «Помой посуду». Обычная женщина скажет: «Хорошо», или «Позже», или «Не хочу». А вот та, которая пережила отверженность, ответит примерно так: «Я тебе кто, рабыня?» Таким ответом она ставит в тупик. И понять ее, и то, как со всем этим жить, ее мужу будет очень не просто.
О приемных детях
Есть еще один момент. У большинства детей, которые воспитывались уже не в семьях, а в детских домах, без родителей, отсутствует привязанность. У нас, как известно, есть мозжечок, часть мозга, отвечающая за безопасность. Когда ребенок постоянно чувствует себя в небезопасности (допустим, его бросила мама), то эта часть мозга развивается быстрыми темпами: что тренируем, то и развиваем.
"-При любом стрессе у такого ребенка возникает неадекватное поведение, и он не может объяснить, почему совершает те или иные поступки. Когда он подрастает, то начинает воровать, совершать еще какие-то антисоциальные действия. Поэтому воспитывать приемного ребенка и своего собственного, «домашнего», приходится по-разному.
Если своему ты просто рассказываешь, что такое «белое и черное», то есть формируешь его навыки, то в приемного приходится вкладывать больше, потому что когда ты его дисциплинируешь, то для него это стресс, не понимает, почему нужно делать так, а не иначе, а потому делает это снова и снова. Так что его воспитывать нужно несколько по-другому. И этому нужно учиться.
В воспитании приемных детей разных возрастов тоже есть свои нюансы.Ты не можешь психологически одинаково относиться к ребенку, которому три годика, и к девочке, которой 17 лет. Даже тактильный контакт осуществляется уже по-разному. И иногда это надо ребенку объяснить. Я своей повзрослевшей дочке Насте говорю: «Я люблю тебя, но я не могу прикасаться к тебе так, как к малышке Арамине». И она это понимает. Но, по-человечески, и к своим, биологическим, и к приемным я отношусь одинаково. Если под левое ко мне забирается мой сын Семка, я тут же открываю правое крылышко, чтобы пустить под него приемного. Они должны чувствовать себя равными в семье.
Про многих так говорят Думаю, тут что-то среднее. Вообще, удивляюсь какие люди "добрые". Пиар в статье виден сразу, и когда взрослые мужики занимаются детьми, я думаю, любовь тут не на первом месте. Всегда есть интерес.
Добавлено спустя 4 минуты 17 секунд:
Вот один из примеров, но, поверьте, примеров очень много
Скрытый текст:
«Ребята из клуба уже брали высоту Эльбруса, но однажды один парень заболел за сутки до взятия вершины, и вся группа пошла вниз, спуская больного с высокой температурой на своих руках. Один мальчишка струсил, что они погибнут, так как погода испортилась, и спасатели не могли их найти. Чтобы не потерять свои силы, он отказался нести больного, а в группе их всех было 7 или 8 человек.Я помню открытое – человек на сто - заседание Совета инструкторов, когда мы судили «предателя». Это было потрясением для всех. Народ требовал выгнать из клуба человека, на которого нельзя положиться в горах, когда А.С. взял слово. Он предложил наказание перевоспитанием на год, ведь мальчишке было всего 15 лет, не лишать его членства в клубе, но не брать в походы, а доверить организацию их. Спустя год парня торжественно приняли в Совет инструкторов, как искупившего вину. А ведь другим решением могли сломать ему жизнь. о….».
О судьбе невиномысского турклуба и его лидера имевшей место несколько десятилетий тому назад узнал случайно роясь в И-нете. И акцент в обсуждении хочется сделать не в смаковании садо- или некрофилий или фрейдистких толкований. А об опасности бесконтрольного доверия и поклонения лидерам. Туристическая деятельность подразумевает возможность руководить людьми. И некоторым людям это нравится настолько, что участниками в туризме они себя уже не видят. А руководство людьми дает над ними определенную власть. Власть эта усиливается авторитетом. А богом быть трудно, Особенно - в отсутствии контроля. Еще древние заметили: «человеку свойственно ошибаться». Вначале – небольшое отступление. Про капитана Кука.
http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000096/st005.shtml
….Наверное, просто невозможно составить полный список географических открытий капитана Кука. Он нанес на карты все восточное побережье Австралии и Новую Каледонию, Гавайские острова и Южную Георгию, Новую Зеландию, острова Общества, архипелаг Тонга, Маркизские острова, Новые Гебриды, архипелаг Туамоту, северо-западное побережье Северной Америки... Трижды корабли под его командованием обогнули земной шар, шесть раз переходили экватор. Кук впервые в истории пересек Южный полярный круг, Кук стал первым человеком, побывавшим и в Арктике, и в "Антарктике, он воистину "избороздил" весь мир. Пожалуй, нигде Кука не встречали так, как на Гавайях. По местным преданиям, бог Лоно - бог счастья, бог мира - давным-давно покинул острова и уплыл за море. Уплыл, но должен вернуться. Кука и принимали, как возвратившееся божество. Навстречу кораблям вышли полторы тысячи каноэ. Сотни пловцов скользили в воде, как стаи рыб. Тысячи островитян ожидали Кука на берегу, чтобы пасть ниц перед божеством... Трудно быть богом... Однажды в разговоре Кук заметил: "Не могу понять, зачем Магеллану понадобилось вступать в никому не нужную стычку с туземцами". На Гавайях повод был в общем-то ничтожный, даже и упоминать не стоит, но Кук вышел из себя. "Капитан выразил сожаление в связи с тем, что поведение индейцев вынуждает его применить силу. Он сказал, что в этом случае они не должны надеяться на то, что смогут над нами одержать верх...". Капитан Чарлз Кларк, возглавивший экспедицию после гибели Кука, проявил мудрость "Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы... капитан Кук не выстрелил по ним..."
http://www.proza.ru/2004/11/08-73
30 декабря 85 года небольшой южный городок на берегу Кубани потрясла сногсшибательная весть: ночью арестован Анатолий Сливко (А.С.) – Заслуженный учитель РСФСФ, мастер спорта по горному туризму, руководитель юношеского туристического клуба «Чергид», идеал десятков тысяч городских мальчишек и девчонок и их родителей.
Девчонки из нашего отдела попросили рассказать о А.С. и предположили, в чем он мог бы провиниться: может, украл что-нибудь? Я покачала головой:
- Вряд ли...Он был очень честен, когда я его знала.
...В турклуб «Романтик» я пришла в сентябре восьмиклассницей, когда клубу еще не исполнилось двух лет. Это было время романтиков и непосед, геологов и любителей почти подпольных песен Высоцкого. В клуб спешили записаться и «маменькины сынки», и трудные подростки. Анатолию Сливко было 30 лет, но он велел всем ребятам называть его Толиком, т.к. разница у нас в возрасте была не так велика - 12 -15 лет. В октябре в клубе насчитывалось уже около 150 человек. С помощью ребят, которые посещали турклуб раньше, Анатолием Сливко было очень интересно организованно посвящение в туристы. Толик говорил негромко, но весомо, обычно, глядя на собеседника немигающими серо-голубыми чуть выпуклыми глазами . Его взгляд был неприятным, причем ощутимо. Мы с подружками чуть позже рассуждали, что если бы не его неприятный взгляд, то в Толика влюбились бы все девчонки.
Так вот, перед первым походом А.С.сказал, что в клубе существует система зачета очков: за нарушение очки назначаются, за добрые дела – снимаются. Турист, набравший 1000 отрицательных очков, из клуба отчисляется навсегда. Толику помогали 4-5 человек , посещавших клуб прежде - ребята-десятиклассники. Мне очень хотелось пойти в поход, хотя было чуть боязно, т.к. все школьные хулиганы тоже были в клубе, хотя и не это было главным - мой самый ненавистный предмет в школе - физкультура, и свои силы я могла не рассчитать.И вот мы длинной цепочкой - с сумками в руках из-за отсутствия рюкзаков - бредем по берегу Кубани в сторону Конной Балки. Я уже измучена и трехчасовой ходьбой, и теплой одеждой, и потяжелевшей сумкой. Постепенно оказываюсь ближе к хвосту колонны, как ко мне подходит парнишка и просит отдать ему мою сумку. Я удивлена, даже обижена - что я, хуже всех? Мне не тяжело! Парень шепотом сообщает мне, что он уже провинился и заработал сотню отрицательных очков, а помощь товарищу спишет ему половину штрафа.Как я была рада отдохнуть эти полчаса до привала! Спустя два года, когда мы провожали в армию этого парнишку, он сказал, что тогда послал его мне на помощь Сливко, т.к. заметил, что я уже выбилась из сил. Штрафных очков у мальчика не было, но чтобы меня не обидеть, А.С. велел сказать, что они есть. Мы все потом постоянно сталкивались с такой помощью, щадящей самолюбие подростка. И девиз «Один за всех, и все за одного!» был не пустым звуком. Самыми надежными в походах были именно трудные мальчишки. В них А.С., а вместе с ним и остальные, видели личностей, рыцарей, друзей, которые, как в песнях Высоцкого, проявляли себя в горах. После первого похода из клуба не был отчислен ни один человек.
...Через год А.С. собрал группу 15-летних в поход из Архыза через два перевала на Северном Кавказе с выходом в Грузию на озеро Рица. Я узнала о походе от одноклассницы в предпоследний день, т.к был август, и в городе и в клубе почти никого из друзей не было. Я пришла к Толику со слезами, что не успею взять справку от врача, а старая у меня просрочена, да и мама может не отпустить на 20 дней похода. А.С. взял старую медицинскую справку, дописал черточку и велел собираться, а с мамой он пообещал поговорить. В те времена по телефону ничего не решалось – их почти не было в домах и квартирах. Поздно вечером Сливко пришел к нам домой, поговорил с мамой за калиткой минут пять, и она согласилась отпустить меня в горы. Ей А.С. сказал, что мое слабое здоровье горы неплохо укрепят, а он присмотрит за мной, да и полезно проверить себя в трудных условиях. ...Так начался наш поход из Северного Кавказа в Южный. Мы - это пять пятнадцатилетних девчонок, четверо мальчишек и Анатолий Сливко. Маршрут был таков: из нашего города доехать до горного поселка Архыз, там начать пеший маршрут, пройдя перевалы Дукка и Дамхурц (уже не помню, в какой последовательности), а через 8 дней выйти к озеру Рица в горах Абхазии. Потом мы 10 дней могли отдохнуть на побережье Черного моря и на поезде вернуться домой. В горах после двух часов дня всегда шел дождь. Мои ботинки на гладкой подошве были не приспособлены под походы, поэтому под тяжестью рюкзака я частенько садилась в грязь. Сзади шла моя одноклассница, которая систематически тянула меня за лямки рюкзака, помогая встать. Оглядываясь назад, удивляюсь, для чего А.С. нужно было тащить меня в горы - хлипкую, неприспособленную, боявшуюся высоты, воды. При моем весе около 45 кг нести рюкзак 11 кг и палатку весом 7 кг было непросто. Палатки мы все несли по очереди по одному пешему переходу в 45 минут. Группа шла с утра до часу дня, останавливалась на обед, и потом мы снова шли до темноты. Пока дежурная пара готовила ужин, остальные натягивали палатки, искали дрова, отдыхали. Перед перевалом Дамхурц(?) наступила очередь дежурить мне с напарником Сашей. Я его раньше не знала, мне не хотелось с ним дежурить, но Сливко нас расставил так, чтобы в пары попали люди, наименее симпатизировавшие друг другу.
В тот день мы проснулись в 6 утра, должны были сготовить до 7 час суп или кашу и чай. Саша натаскал воды из ручья, пока я чистила картошку, зажег костер и спросил, знаю ли я, сколько соли надо класть в суп. После того, как закипели рис и картошка, добавлена тушенка, я высыпала полный половник соли в ведро с супом, т.к. еще вечером слышала, как подружка говорила, что соли надо класть две неполных или одну полную... А вот чего? Я решила, что поварешку - ложками же кладут соль в кастрюлю, а тут - целое ведро!Что сказать? Часа полтора мы отливали по стакану воды из ведра, добавляя сырую родниковую, а суп был еще пересолен. Когда из палатки вышел проснувшийся Сливко, он сказал, что отлично выспался, но у него проблема с часами: они встали в 9 час вечера. Я мельком глянула на свои и сказала, что сейчас тоже 9 час. И мы замерли, глядя друг на друга. Как же мы с Сашей забыли разбудить народ?! Суп вылили, ели сухой паек с чаем, хотя впереди был тяжелый подъем на перевал. Мы не знали, что нас ждал еще более тяжелый спуск, т.к. по перевалу весной прошла лавина, свалившая деревья, как солому, поэтому было невозможно спуститься прямо. Очень много времени уходило на то, чтобы влезть на крупные, вповалку лежащие деревья и спуститься с них, так как невозможно было обойти. Несколько километров такого пути вымотали нас окончательно.
Все страшно устали, а мы-то с Сашей еще и наказаны, поэтому несем палатки не один-два перехода в день, а три. Когда дошла очередь до меня второй раз, Саша сказал, что он понесет палатку вместо меня, хотя только что нес свою. Я отказалась. Через 10 минут А.С. взял у меня палатку, поняв, что еще немного, и придется нести уже и меня..
Маршрут, по которому мы двигались, считался не очень сложным, перевалы не самые крутые по подъему - их высота была не более 2200м.
... Итак, вернусь к нашему походу. В его начале нам приходилось переходить вброд бурную горную реку Большая Лаба, переправив один конец веревки на другой берег. Река была широкая и на броде глубиной «по шейку». Инструкция была такая: если рука оторвется от каната, плыть к берегу, бросив рюкзак, чтобы не утонуть.
Я была еще тем «подарочком» в этой группе: плавала плохо, воды боялась, т.к. в детстве чуть не утонула в Кубани. Но в этот день все обошлось. В один из дней нам пришлось по толстенному бревну переходить обрыв на высоте примерно 10-15 м. Вот этого я была выполнить не в силах - боялась. Сливко нашел решение: мой рюкзак перенесли на другую сторону, народ встал в "цепочку" с двух сторон от меня на случай моего падения, я закрыла глаза, и все мы боком перешли овраг по бревну, взявшись за руки. Так и перешли. Ни сразу, ни потом никто не издевался и не шутил по этому поводу. Неписанным правилом в турклубе было прийти на помощь, когда никто не просит. Все воспитанники клуба «Романтик», я думаю, руководствовались этим правилом всю жизнь. Во всяком случае, уже взрослыми людьми, мы встречались, узнавая друг друга только по воспоминаниям, но всегда оказывали необходимую помощь, стоило только заикнуться кому-то о его проблемах. Не помню, в каком году, но Сливко с группой наших клубных ребят вытянули памятную гранитную плиту в честь защитников Кавказа, погибших от рук фашистов. Они поднимали ее на руках два или три дня, она и сейчас там - в горах. Почему я это вспомнила? Хочу сказать, насколько положителен во всех отношениях был для нас человек, показавший через несколько лет свою чудовищную изнанку.
...На перевале Дукка лежал снег, верх перевала закрывали облака. Было здорово покататься с горки, въезжая в облако, а потом вылетать из него в мягкую зелень куста можжевельника. На перевалах под крупным камнем мы оставляли знак клуба и письмо с перечнем имен «покорителей».
... Наша группа продолжала идти. Однажды, при переходе широкого ручья один из парней свалился с мокрого ствола дерева, лежащего мостом через ручей. У парня к рюкзаку было прикреплено ведро, которое моментально наполнилось водой и увлекло мальчишку в воду с головой. Полиэтиленовый плащ, наброшенный от дождя сверху рюкзака, завернулся потоком воды и накрыл сверху парня, мешая ему выбраться, так как потоком горной реки его занесло под лежащее в воде дерево. Все замерли от ужаса, не зная, что делать. Сливко, усмехаясь, говорит: «Спокойно, он должен выбраться сам. Подождем.» Проходит ужасная минута, другая... А.С. спокоен, а девчонки уже начинают скулить от ужаса. И кто-то из ребят кинулся помогать! Толик понял, что спасать все равно придется, поэтому вдвоем они ловко достали парня из-под дерева. Он потом говорил, что не испугался, так как был уверен, что его Толик спасет, но воды уже успел немного наглотаться. Сейчас я думаю, что тогда мы присутствовали при первом сеансе садизма, когда помощь могла опоздать, так как парнишка не сразу пришел в себя после спасения. Но тогда никто ни о чем не задумывался. Только мы с девчонками удивлялись хладнокровию Сливко в такой ситуации, когда на карту была поставлена жизнь человека.
В день мы проходили обычно по 20-30 км. Я чувствовала себя счастливой вечером, когда валилась около костра без сил, зарекаясь ходить в горы больше, чем на день. В разреженной атмосфере на высоте более 2 тысяч метров мое низкое давление давало о себе знать: сил не хватало, чтобы идти быстро, а стыдно было отставать. Раз я в пути чуть не отключилась, почти потеряв сознание. Но А.С. сказал, что после похода подскажет моей маме, что надо сделать, чтобы давление нормализировать. Он заставил меня выпить воды, хотя обычно это не практиковал, и в мою очередь нес палатку сам. После 8 дней в горах мы вышли на дорогу к поселку (Авотхара, кажется), от которого было 18 км до оз.Рица. Я дышала бензиновыми парами, как наркоманка. Было такое счастье спуститься "к цивилизации"! Уже не надо будет в эту ночь спать на жесткой земле в мокрой холодной палатке впятером, тесно прижавшись друг к другу!
.... К озеру Рица мы спускались по асфальтированной узкой дороге, сменив надоевшие ботинки на кеды, и я натерла ноги. ...Кеды натерли мне ноги, и я проколола иглой мозоли, вымыв потом ноги в грязной озерной воде. Последствия сказались через несколько дней: инфекция была занесена, ногу дергало, она болело очень сильно, и у меня поднялась температура. Сливко полностью освободил меня от дежурства Когда спустились к озеру – запущенному, с грязным побережьем, но сказочно красивому, мы увидели дачу Сталина – деревянную большую постройку, выкрашенную в голубоватый или зеленоватый цвет.
Десять дней мы жили то в Гаграх, то в соседнем с городом поселке, то в Сочи, а потом вернулись поездом домой.
В свой город приехали глубокой ночью, когда городские автобусы уже не ходили. Почти всей толпой ребята пошли провожать меня домой: кто-то нес рюкзак, двое иногда несли меня на руках, как на стуле, периодически меняясь, т.к. мне самой идти из-за вспухшей больной ноги было невозможно.
Утром, когда я отсыпалась, Сливко пришел к маме с рекомендациями. Первое, что он сказал, чтобы я обязательно продолжала ходить в многодневные походы. А я-то боялась, что именно это он мне запретит.
Спустя 7 лет я приехала в Абхазию в свадебное путешествие, чтобы показать мужу озеро Рица, пленившее меня красотой, застывшее в окружении старых сосен и тисовых деревьев среди величественных гор, покрытых зеленью и отражавшихся в воде. Но дача Сталина тогда уже была разрушена, вода во многих местах «зацвела», на берегу валялся многодневный мусор, чего я не заметила в тот август, когда мы спустились с гор.
Еще год спустя, в качестве инструктора, я водила своих пионерчиков, у которых была вожатой, в двухдневные походы , обучая всему, чему научили меня в турклубе.
Итак, вернемся в 85-86 годы. Не было места в городе, где бы ни говорили, какой необыкновенный человек был А.Е.Сливко. Сколько детей, которым врачи ставили суровый диагноз сердечно-сосудистых заболеваний, становились полноценными и здоровыми после двух-трехлетних походов с клубом «Чергид». (После пожара клуб «Романтик» был переведен в другое помещение и сменил название от фразы « ЧЕрез Реки, Горы, И Долины»).
Началось все, по слухам, с того, что пропал в очередной раз в нашем городе ребенок лет 12. Он был очень послушный и умный мальчик. Под большим секретом пятиклассник рассказал своему другу, что Сливко берет его на секретное испытание. Мальчик дал клятву не говорить об этом никому, но гордость, что А.С. выбрал именно его, не позволила сохранить тайну. Ночью в помещении клуба был сделан обыск. Не нашли ничего предосудительного, пока не подошли к каморке с надписью «Не влезай – убъет».
А.С. равнодушно сказал, что это не его комната, а электрика, но милиционеры ее все же открыли. Там была кино- и фотолаборатория. В пачке фотографий нашли страшные карточки: повешенные дети с полиэтиленовыми мешками на головах, и у всех на груди пионерские галстуки. Тела детей были расчленены, рядом находилась забрызганная кровью обувь.
Все, о чем я сейчас пишу, я знаю только со слов или присутствующих на допросах, или родственников жертв, или просто по рассказам коллег. Сливко арестовали. Говорят, что в эту же ночь его семью - жену и двух сыновей - вывезли из города. В магазинах, на улицах люди спрашивали друг друга о причинах ареста А.С. Обычно ходивший по утрам за молоком, отец Сливко сидел, закрывшись, в своем доме. Он, отказался от сына сразу. Позже этот старичок, стоя в очереди за молоком или за хлебом, никогда ни с кем не разговаривал, даже с соседями. И так много лет.
В милиции сделали вывод, что пропавшие за последние годы дети посещали турклуб. Обычно, после пропажи ребенка именно Сливко организовывал поиск, привлекая до двух сотен ребят на ночные поиски в лесополосах. Первый пропавший в 72 году был родственником моей сотрудницы. Его тело не нашли, т.к. Сливко не помнил, он ли его погубил. Всего ему инкриминировали 55 пропавших ребят пионерского возраста, но он сознался в 15 или 12. Шестерых детей город перезахоронил ,а остальных тел не нашли.
В Ставрополе был суд - закрытый для посторонних и матерей погибших. В зале при демонстрации снимков и видеоматериала людям было плохо, их выносили из зала к дежурившим у здания суда машинам скорой помощи. Под предлогом секретных испытаний на выживаемость в сложных условиях при недостатке кислорода, А.С. уводил в лесополосу ребенка (всегда мальчика), накрывал ему голову целлофановым пакетом, подвешивал за шею, засекал время и снимал на кинокамеру, установленную на штативе, моменты судорог повешенного. (Именно эпизоды, где он сам мелькал в кадрах, не позволили Сливко отказаться от причастности к убийствам). Потом, в одиночестве, он просматривал свои съемки для получения повторного удовлетворения, для чего, собственно, и производилась съемка. На суде А.С. хвалился, что довел срок пребывания мальчиков «на том свете» до 9 мин, когда ребенка можно было еще оживить, а вот кого не удалось воскресить, того он и закапывал. Комиссия психиатров доказала, что Сливко был абсолютно вменяем при совершении убийств. В деле фигурировало немалое число лиц, подвергавшихся подобному испытанию, но оставшихся в живых. Кстати, сын сотрудницы, которая пыталась спасти Сливко от милиции с моей помощью, также подвергался «испытанию на мужество», в чем он признался только следователю в присутствии матери. Ей тогда вызывали скорую помощь.
...Через полгода после суда Сливко должны были расстрелять, но я читала в прессе, что это произошло чуть позже, т.к. он подавал просьбу о помиловании. После суда над маньяком-убийцей покончила с собой третий секретарь городской парторганизации, которая ходатайствовала о присвоении Сливко звания «Заслуженный учитель РСФСР», был снят начальник милиции города, не принимавший мер в течение более 10 лет по факту пропажи детей одного возраста.
биография Сливко
Вот так уважение и доверие, творение кумиров подростками помогало скрывать много лет преступления.
Если прочитанное заслуживает внимания, скажите автору
Кстати, это уже сделано 90 раз
Это - не протестант, а сектант-харизмат. Они на своих "службах" говорят на непонятных бессмысленных ("звериных") языках, прыгают и трясутся. У них там эйфория и привыкание к секте, вроде наркотиков. Дети, которых он под опеку взял - они в ихнем религиозном приюте живут, по крайней мере многие, он сам говорил. Россию и нашу Православную Церковь он ненавидит (можно по его проповедям в этом убедиться, в Интернете ВИДЕО полно). Его вообще слушать не надо: это пиар секты и вербовка, чтобы было с кого десятину брать. Им и сироты для вербовки новых членов нужны. Это - очень опасный субъект.
.Когда есть умение воспитывать,она становится лишним грузом.
Ты, как я посмотрю, многое считаешь лишним грузом, то высшее образование, теперь вот религиозность. Хотя это объекты одного порядка, Вера, Знание Для меня это и есть основа личности, личности цельной и стабильной. Без этого человек как, извините, роза в проруби
Второй миф - это генетика, наследственность детей, рожденных от алкоголиков, наркоманов, преступников. Все мои приемные дети - это дети алкоголиков, наркоманов или бандитов. Они вырастают потрясающими людьми с нашей помощью. Мы имеем колоссальный опыт в воспитании детей, и понимаем, почему они убегают из дома, почему воруют, почему отсутствует привязанность – это не гены, это плоды воспитания...
Из первой статьи..я тоже поняла прямую связь между генами и воспитанием.
В целом во многом согласна.Меня,впрочем как и всегда,напрягает религиозность.Когда есть умение воспитывать,она становится лишним грузом.
Статьи обе довольно коряво написаны, буря, ты не находишь?
Есть и такой момент - это обусловлено тем, что очень много прямых цитат (вторая статья так целиком прямая речь). Зато сохранен дух и стиль героя статьи - тут ведь чем больше лакируешь, тем больше теряешь.
Хорошо, что есть такие люди. Если, конечно, всё так как пишут. Есть некоторый скепсис Но как бы то ни было - семейное устройство детей необходимо поощрять. Но на первых ролях тут должны быть женщины. Не доверяю я половозрелым самцам Есть исключения, тем более духовные лица, но в целом не времена сейчас для макаренок
Мало информации. Про наказания мне не нравится. Библия писалась в те времена, когда это было нормально, в плохие времена. Мы от этих в времен с переменным успехом уходим. Вот и надо уходить. И не надо трясти розгами, можно вполне обходится без насилия. И уж лучше выдать нормальную гневную реакцию, чем с любовью пороть детей Это извращение, да наши предки были извращенцы