«Ты шла волонтёром? Значит, вперёд!»
Интервью с Анной, нянечкой в доме ребенка
Анна (УФ Чадики) год назад устроилась на работу. Событие, вроде бы, не очень примечательное, тысячи людей ежедневно куда-то устраиваются.
Но Аня пошла работать не куда-нибудь, а в дом ребёнка. Няней.
- Аня, работа, на которую вы устроились, явно не самая денежная и престижная, к тому же нелёгкая эмоционально... Почему вы на это пошли?
- Стоит начать с того, что этот дом ребёнка находится рядом с моим домом, в соседнем здании. В девяностые годы там закрыли детский сад и открыли дом ребёнка. Мне восемь-девять лет было тогда. Я тут выросла рядом и очень хорошо помню этот момент: вот, теперь тут будет не детский садик, а тут будут жить детки без родителей. Подростками мы туда бегали через щель в заборе и помогали воспитателям на прогулке – гуляли с ребятишками, заводили в группу, раздевали. Тогда всё не так строго было. Нас запускали, мы с подружкой были завсегдатаями. Как-то я всегда знала, что они там, эти детки, и уже тогда была неравнодушна к их судьбе. Потом я выросла, был период, когда ездила с волонтёрами в тогучинский детдом с программами, потом, когда сын у меня уже родился, с волонтёрами Сибмамы во второй дом ребёнка…
И я ещё тогда задумалась: что вот мы приехали, устроили деткам праздник, всё здорово, всё классно, всё весело, но мы уехали, а они остались…
" Как-то всегда такой вот отпечаток оставался, что праздники не так часто, а будни - они всегда с нами. И я думала, а какие там будни, у этих ребятишек?
Поэтому, когда мои детки подросли, я стала ждать, появится ли вакансия в доме ребёнка рядом с домом. Я, периодически проходя мимо забора, видела, как эти ребятишки гуляют. В итоге вот пошла туда работать, о чем нисколько не жалею. Нет каких-то мыслей, что что-то не так. Я на своём месте. Я изначально туда шла не столько как няня, сколько как волонтёр, поэтому, когда возникают мысли, что зарплата небольшая совсем, или какая-то эмоциональная утомляемость наступает, я себе напоминаю: «Ань, ты зачем сюда шла? Ты шла волонтёром, значит, вперёд!»
Из дневника Чадики: «Про работу писать тяжело. Потому что эмоции. Потому что дети. Потому что фотографии не прикрепить - дети чужие, не мне решать, где их чудо-мордашки светить. Потому что мысли разбегаются, и не знаешь, что именно рассказать-то.
Про работу писать легко. Потому что событий много в каждом дне. Потому что эмоций и положительных хватает».
- А как семья относится к вашему волонтёрству (раньше) и к работе теперь? Особенно муж, конечно…
- Да вроде нормально относятся (улыбается), с пониманием. Муж сам, будучи подростком, участвовал в волонтёрских поездках.
- Хоть вы и считаете себя по-прежнему волонтёром, в чем вы видите главное отличие волонтёрства от постоянной работы в доме ребенка в эмоциональном плане?
- Главное отличие... Наличие рутины, наверное. Волонтёр приезжает на час-полтора, с готовой программой к подготовленным детям (их накормили, обули, одели, привели в зал... и ещё и присматривают за ними).
" Человек-праздник уезжает, а жизнь дома ребенка течёт дальше в своем русле. Жизнь, она состоит из ежедневных, таких малозаметных порой мелочей, и важно, чтобы рядом с ребятишками были те, кто поможет, подскажет.
Сложно объяснить... Понятно, что выгорание в таком режиме быстрее наступает, но можно ведь придумать что-нибудь, что можно этому выгоранию противопоставить.
- Например, что? Вы уже что-то придумали для себя? Или до выгорания вам далеко?
- Для себя... Ну, мне пока до выгорания далеко вроде. Но я наблюдаю за тем, как мое настроение меняется: какие вещи на работе окрыляют, а какие выбивают почву из-под ног. И стараюсь свое внимание на окрыляющих моментах фиксировать (смеётся). Возможно, буду для себя какие-то заметки делать (коллекция счастливых моментов, это идея!), чтоб потом к ним возвращаться, когда руки опускаются. Не знаю... это ж всё пока теория... но на данный момент такие вот мысли.
- И какие вещи окрыляют? Например.
- Ну, само собой, разумеется, окрыляет то, что приносит положительные эмоции. То, от чего внутренний голос ликует: "Всё было не зря!". Это и такие простые, практически "мамские" радости вроде первых шагов, улыбок, слов.
" Это и такие специфические радости, когда очередной из воспитанников обретает семью. Когда спустя полгода-год от семьи прилетает весточка в виде домашних фото. Вот тогда всё ликует внутри: "У него (неё) всё хорошо!!!"
- А какого возраста ваши ребятишки?
- От рождения до 4 лет.

Из дневника Чадики: «Кому-то пришла в голову идея о разновозрастных группах. Так что весело живут вместе и грудничок (два дневных сна и ночные кормления... нужно пространство, чтобы ползать... нельзя в поле зрения ничего мелкого оставить) и пятилетка (ей бы порисовать, почитать и ПОБЕГАТЬ, ей бы из мелкого конструктора построить и мозаику собирать). Группа на втором этаже, так что выход на прогулку тоже песня "весёлая". Назвали всё это программой "как дома"... Ну, вроде как мы нарожали вот так погодок/двойняшек 8 штук и воспитываем. Ну да это всё проза, ничего с ней не поделаешь».
- Многие за время вашей работы ушли в семью?
- Обычно детки у нас 1-6 месяцев находятся, а там уже по домам уезжают. Но это не обязательно приемные семьи, многие в родной дом возвращаются. Это, конечно, если проблем серьезных со здоровьем у деток нет. Детей-инвалидов забирают очень редко, так что они с нами так и живут, пока по возрасту не перенаправят их...
Из дневника Чадики: «Вот так они к нам и приходят. Кто на месяц, кто на полгода. Потом или домой возвращаются, или в приёмные семьи уезжают. И надо успеть... надо столько всего успеть. Показать, как на горку залезть, научить на велике педали крутить, да той же ложкой пользоваться. А ещё всё это надо втиснуть в странный режим дня между сном/горшком/кормежкой. Ах да, разновозрастная группа - два режима в одной "квартире". "Дети, играем тихо - малыши спят!", "Не бегаем - малыши на полу ползают!", "А теперь идём спать! А Рома сейчас играть будет, он уже поспал!"… Та ещё веселуха».
- А учиться на педагога вы пошли из-за этой работы?
- Можно сказать, что да.
- Радикально пришлось сменить сферу? Кем вы были до этого?
- Нет, не пришлось ничего менять особо. Я дома работала мамой (смеётся). Так сложилось, что вот сейчас и получаю своё первое образование. Видимо, только доросла (смеётся).
- Зато осознанно!
- Да, можно и так сказать. Осознанно (смеётся)! Ну, так-то на отделении специальной дошкольной педагогики и надо учиться осознанно. Так что можно считать, что всё у меня правильно выходит с учебой.
- Аня, у вас ведь дети - не только сироты, но и, так сказать, сданные в дом ребенка на время... Много таких?
- Да, такие есть. Про причины сказать не могу, так как не знаю их, но то, что есть дети, живущие в режиме полгода (пару месяцев) в доме ребенка, полгода (пару месяцев) дома, - это так... То есть есть дети, которые несколько раз к нам попадают...
- Вы в своем дневнике написали, что стараетесь не осуждать родителей. Как вам это удается?
- Плохо удаётся... Но стараюсь почаще вспоминать ту мудрую поговорку о том, что, прежде чем судить о поступках кого-то, сначала пройди в его обуви по его дороге. Ну и да - стараюсь фиксировать внимание на настоящем. Оно очень скоротечно.
" Вот есть ребенок, и неизвестно, что там его дальше в жизни ждёт. И что было, тоже неизвестно. Да и не важно. Есть вот этот момент. И то, каким он будет, зависит, в том числе, от меня.
Как-то так, если вкратце (улыбается).
Из дневника Чадики: «Тяжело не судить, когда приходит девочка 4 лет в группу в мае и говорит: "Мама сказала, что картошку посадит и приедет за нами" (за нами, потому что там ещё два младших брата)... А потом проходит полгода, а мама всё "садит картошку"... а мы уже к Новому году стихи учим. Тяжело не судить, когда двухлетний ребёнок приезжает с бутылкой в обнимку (маме с кормежкой не хотелось заморачиваться, а из бутылки сам берёт и ест, когда надо...)»
- Ваше самое любимое занятие с детьми?
- Вопрос сложный… Собственно, все те же занятия, что и со своими "домашними" детьми. Просто жить рядом, помогать решать какие-то текущие вопросы. Из прямо "занятий" нравится читать вслух, мастерить что бы то ни было, просто дурачиться (улыбается), но на работе на всё это мало времени, там же всё в очень жёстком графике.
- А любимчики среди ребятишек есть? Или вы не можете себе этого позволить?
- Есть детки, с которыми проще найти контакт. Любимчики ли они? Ну, не знаю...
" Моя работа - сплошной повод для самоанализа (улыбается), и да, тут научилась не делать поспешных выводов ни о чём и ни о ком.
Вот, например, сложный ребенок, ищешь к нему подход, ищешь... Ну нет контакта! Проходит месяц, два, три - и вот его уже можно назвать любимчиком (улыбается), хотя неправильное это слово, конечно...
- Ну и, пожалуй, последний вопрос... Стать для кого-то из детей не просто няней - есть такие мысли?
- Это в продолжение темы про любимчиков? (смеётся). Да, такой вариант возможен. По большей части, сейчас главным препятствием является неготовность мужа на такой шаг.
Беседовала Мария Карташова,
3.01.20