Новогодняя кулинария. Рецепты

/О детях/Воспитание и психология

Гаджеты и развитие речи у детей. В чем опасность?

Одной из причин ухудшения речи у детей может быть появление в нашей жизни смартфонов
В последнее время все чаще встречаются проблемы в речью у детей самого разного возраста. Некоторые исследователи говорят, что количество первоклассников с речевыми нарушениями выросло до 25% процентнов, по сравнению с 4% в конце ХХ века. 
Да, надо сказать, что и диагностика логопедический проблем сильно улучшилась, и мы чаще стали замечать проблемы там, где раньше это считалось условной нормой, еще до того как проблема развилась до серьезного уровня. Однако тенденция такая действительно есть. 
Одной из причин ухудшения речи у детей может быть появление в нашей жизни смартфонов, которые все активнее используют как взрослые, так и дети.

Давайте разберемся, как это может происходить.


Во-первых, главным рычагом развития речи – как самой ранней, в первые годы жизни, так и дальнейших коммуникативных навыков, является обращенная речь, диалог с детьми. Когда мама сюсюкается с младенцем, она ждет от него ответной реакции  сначала невербального ответа, улыбки или смеха, потом повторения слогов, а потом и ответов. 

" Когда ребенок слышит речь, доносящуюся из гаджета, то от него не требуется ответа, он не совершает усилия для коммуникации. 

Да, возможно, он отвечает в своей голове, в воображении играет с той же Дашей Путешественницей. Но произносить слова и составлять их в предложения не тренируется. 

Когда ребенок слышит речь, доносящуюся из гаджета, то от него не требуется ответа

Также у ребенка не возникает и навыков невербального общения  смотреть в глаза, показывать мимикой свою реакцию на происходящее. 

Если говорить про детей постарше, то зависание в гаджетах учит наоборот, не подавать невербальные сигналы – никто же не хочет, чтобы все знали, что именно ты видишь на экране смартфона.

Есть исследования, которые говорят об уменьшении словарного запаса у детей, которые много времени проводят в гаджетах. Правда, тут стоит различать активный и пассивный словарный запас. 

Если ребенок много общается с родителями на бытовые темы  у него будет быстро развиваться активный словарный запас, а если съездит к бабушке в деревню, то к нему еще добавятся слова «кочерга» и «хлев». Он будет активно называть предметы и понятия, с которыми встречается. А вот если он смотрит научно-популярные передачи, например, о жизни животных, то он может в пять лет знать всех тропических зверей, понимать, что такое прайд и чем отличается куколка от имаго, но эти слова он не будет использовать в жизни, не будет тренироваться их произносить. А разговор у себя в голове не является речью.


Уже давно показана связь развития речи и интеллекта с мелкой моторикой. Известный педагог Сухомлинский говорил о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. И, действительно, развитие навыков мелкой моторики  лепить, собирать конструктор, клеить что-то  помогает не только развить воображение, но и стимулирует речевые центры мозга. А когда малыш сидит в гаджетах, он, конечно, делает какие-то движения пальцами в играх, но объем этих движений очень ограничен. 

" Поэтому, если вместо того, чтобы насаживать пластиковые кольца на деревянный стержень, ребенок собирает пирамидку на экране планшета, то пользы от такого занятия будет гораздо меньше. 

Однако, если умело чередовать эти действия, то для интеллекта может быть только лучше  сейчас он построит башенку из кубиков, а потом разложит по виртуальным корзинкам виртуальные предметы, которых в жизни не видит.

Часто возникает желание или необходимость занять ребенка смартфоном, чтобы он не мешал
На развитие детей, в том числе на формирование речи, может повлиять не только их собственный смартфон, но и смартфон родителей. 

" Если родители сами вместо взаимодействия с ребенком постоянно выбирают экран гаджета, то ребенок просто физически не получает обращенного общения. 

Это не значит, что вам нельзя смотреть в телефон никак и никогда. Просто надо знать меру. Можно сказать ребенку: «сейчас я дочитаю то, что читаю, а потом поговорю с тобой». Важно, чтобы это «потом» все-таки наступало в обозримое для ребенка время.

Часто возникает желание или необходимость занять ребенка смартфоном, чтобы он не мешал. Это очень удобно в дороге или в очереди, или когда надо сделать срочную работу, ведь все больше мам сейчас работают из дома. Опять же, иногда это хорошо и удобно. Но иногда ребенку полезно и поскучать. Навык просто ждать  в очереди, например,  тоже очень пригодится в жизни.


Все это, конечно, не означает, что надо полностью отказаться от гаджетов, тем более, что в современном мире это практически невозможно. Но важно следить, чтобы ни ребенку, ни родителям они не заменяли реальный мир, а только дополняли его, чтобы это было еще одно, а не единственное занятие. 

Если соблюдать меру и подходить с умом, то от гаджетов, конечно, тоже может быть польза!

  • Если игры и мультики направлены на взаимодействие с ребенком, а речь персонажей разнообразная, правильная и не слишком быстрая. 
  • Если игры дают представления о реальном мире, а видео позволяют узнать что-то новое. 
  • И главное, если ребенок потом имеет возможность обсудить увиденное с кем-то. 

В таком случае бесконечный поток информации приведет не к ограничению речи, а, наоборот, к развитию кругозора.

Aysa
28.08.24

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться