/О детях/Школа

Как действительно помочь ребенку с «домашкой»

 

 

 

Иногда у детей возникают трудности с усвоением школьного материала. Некоторые темы, разделы или даже особо заковыристые предметы никак не желают укладываться в голове. В этой ситуации родитель может помочь ребенку, разобрать с ним непонятные материал, сделать вместе домашнее задание. Главное, чтобы ваша помощь не вылилась в бессмысленную нервотрепку, неприятную для всех участников процесса.

 

Как сделать так, чтобы совместное выполнение домашнего задания не превратилось в пытку и для вас, и для ребенка? Чтобы оно приносило пользу и — страшно сказать! - даже удовольствие?

 

 

Вещи, которые родителям делать не следует

Слишком бурная реакция на ошибки ребенка

Не ошибается тот, кто ничего не делает. А ваши дети допускать досадные промахи непременно будут, какими бы умными и развитыми они ни были. Не стоит каждый раз превращать это в трагедию.

Нежелательно, впрочем, впадать и в другую крайность — закрывать глаза на любые недочеты, видя только хорошее.

На ошибки надо указывать, но делать это спокойно, конструктивно, разбавляя критику похвалой там, где это возможно.

 

Выполнение домашнего задания за ребенка

«Я ему здесь немного подскажу, а в следующий раз он сам разберется!» - думаете вы, утомившись от пятой попытки объяснить сыну, с какой стороны подходить к задаче. И дописываете злосчастное решение. Знакомая ситуация?

Толку от такой «помощи» не много. Свою пятерку школьник, скорее всего, получит. Возможно, его даже похвалит учитель. Вот только в голове «отличника» при этом может вообще ничего не задержаться. И тогда на ближайшей контрольной он «исправит» превосходную отметку, демонстрируя пробел в знаниях.

 

Резкая критика системы образования, учителей, учебников

Нет, ругать все это вы, конечно, можете. Только не во время работы над домашним заданием вместе с ребенком. Во-первых, потому что ваши отрицательные эмоции сделают процесс выполнения домашнего задания существенно более неприятным. Во-вторых, это крайне плохой способ замотивировать школьника. А зачем, если все, что он делает, никому изначально не надо, а учат его сплошной ерунде?

” Если в результате совместного выполнения домашней работы ребенок получит вожделенные пять баллов — это хорошо. Однако гораздо важнее, чтобы он усвоил материал, и чтобы в будущем мысль о «домашке» не вызывала в нем страх, отвращение и желание любой ценой избежать вашей помощи.

 

Способы превратить учебу в игру

Как же тогда себя вести, чтобы действительно помочь? Один из лучших путей — превратить процесс в игру. Вам кажется, что чтение параграфов по истории и разбор теоремы Пифагора — занятия серьезные и состряпать из них развлечение не удастся? У нас есть несколько неплохих игровых методов, которые вы можете взять на вооружение!

 

Способ многослойного бутерброда

Метод хорош для освоения больших объемов текстовой информации, когда нужно прочитать тему, например, в учебнике биологии.

Нарисуйте где-нибудь на отдельном листке вкусный-вкусный бутерброд с большим количеством слоев. Хлеб, ломтик помидора, колбаска, сыр и веточка зелени сверху. Ну или такой, как вы любите, это не принципиально. Важно, чтобы слоев было много.

” Объясните ребенку, что параграф - это бутерброд. Только вот ингредиенты спрятались в тексте, и нужно постараться, чтобы их оттуда извлечь.

Хлеб, например — это тезис, основная мысль текста, которую обычно можно сформулировать в паре предложений. Кусок колбасы — конкретные факты, подтверждающие тезис. Помидорка — отношение автора к теме. Зелень — выводы. Ну и так далее. Количество и состав слоев можно менять в зависимости от ситуации.

Такое «бутербродное» восприятие информации помогает очень хорошо ее усваивать, не просто заучивать, а понимать. Попробуйте испытать этот метод на себе, и вы убедитесь, что он весьма эффективен. И не только для детей!

 

Игра в учителя

Учитель жалуется: Ученики пошли совсем бестолковые! Я им раз объяснил, второй, третий, уже сам всё понял, а они - не понимают.
(с) старый-старый бородатый анекдот

Этот анекдот отражает одну любопытную особенность мышления. Когда человек пытается объяснить что-то, он сам в процессе существенно лучше и полнее вникает в вопрос.

” Вот и поиграйте со своей дочкой «в школу», где девочка будет строгой учительницей, а вы — бестолковой ученицей. Попросите ее объяснить вам то, что они сегодня проходили в классе. И не стесняйтесь, задавайте побольше глупых вопросов!

Такой полезной игрой можно увлечь младших школьников, лет до 9-10. Ребятишки постарше требуют уже других подходов.

 

Театр одного актера

Этот метод подойдет для разучивания информации в форме текста. Например, для аксиом по геометрии или стихов по литературе.

” Разбейте то, что нужно выучить, на короткие фрагменты. И предложите чаду прочитать их по ролям. Например, первую строчку — голосом Винни-Пуха, вторую — за ослика Иа-Иа, во время третьей пусть маленький актер представит себя Копатычем из «Смешариков».

Составьте ребенку конкуренцию, тоже попробуйте воспроизвести речь одного из его любимых персонажей. Постоянно меняя голоса и интонации, наращивая темп, вы превратите скучную зубрежку в увлекательную и действенную игру. Так вредное стихотворение или правило запомнится значительно быстрее.

Правда, этот способ подходит именно для заучивания, без вникания в смысл. Применять его слишком часто не следует. Но иногда такой «театр» оказывается очень кстати.

 

Мозаика из строк

Если «театр одного актера» хорош для аудиалов, то есть тех, кто воспринимает мир в первую очередь на слух, то «мозаика из строк» будет отличной альтернативой для визуалов. Эти два способа похожи, они оба помогают проще и веселее запоминать стихи или правила.

” Распечатайте текст, который требуется запомнить, и разрежьте его на отдельные строчки. А затем предложите ребенку собрать из кусочков целое. На время! Это разбудит в школьнике азарт, он будет изо всех сил стараться правильно сложить все фрагменты вместе как можно быстрее.

Ну а когда составление стихотворения из строк перестанет быть для чада проблемой — разрежьте текст на кусочки помельче. На словосочетания или даже на отдельные слова.

Так, через игры, учиться гораздо проще. Да и результат получается более эффективным.

 

Возможно, у вас в рукаве припрятаны какие-то свои способы превратить выполнение домашней работы в увлекательное занятие? Поделитесь своим опытом в комментариях!

 

28.02.2019
Подготовила Надежда Лукашова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
AKombinezon (09/03/2019)
Помогают просто разные "стимулы". То, что важно именно моему.
Larisa_a (04/03/2019)
У нас, если что-то связано с математикой, физикой, то помогает дедушка, хорошо объясняет ;)
А в остальном все мама помогает :aga-aga:
Riorda (02/03/2019)
Метод объяснения (игра в учителя) может пригодится и для более старшего возраста. Несколько раз дочка обращалась за помощью по математике. Я почти ничего не помню. Брала учебник, начинала читать тему, анализировать, как решены примеры из учебника. Доча мне параллельно объясняла, как она делала. И каждый раз в процессе объяснения она понимала, где была ошибка и как следует сделать.
Методы интересные описаны :)

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться