Не совсем понятно, на каком этапе сейчас находтся ребенок: если он самостоятельно выбирает из нескольких предметов, то, вроде как, фаза 3 пройдена. Желательно проверить это с помощью проверки соответствия - стр. 138 протокола.
Т.е. он сам перескочил сразу на 3 этап? Я то пока не планировала различение карточек вводить, просто он видел, что я карточки из альбома достаю, и сам стал выбирать...
А сегодня вот сильно хотел мульт "маша и медведь", так, когда я выключала, бегом хватал эту карточку с обложки нес мне, потом надоело, и опять рыться в папке стал....
И вроде да, соотносит те несколько карточек, которые мы тренировали... Сегодня проверяла 1 раз, принес карт.груша, бежит к холодильнику, я достаю грушу и банан, он выбирает грушу.... И печенье... Он именно его из сладостей выбирает на занятиях за столом. И карточкой тоже его просит.
"Нет" и "подожди", нам наверное рано вводить? Ему ведь 2 года всего и мы только неделю, как активно ПЕКСами занялись....
Наверное оптимальней выбор предлагать, или задание тоже можно попробовать.
Не совсем понятно, на каком этапе сейчас находтся ребенок: если он самостоятельно выбирает из нескольких предметов, то, вроде как, фаза 3 пройдена. Желательно проверить это с помощью проверки соответствия - стр. 138 протокола.
По поводу того, что ребенок иногда начинает просить один и тот же предмет, и что с этим делать.
конечно, в процессе обучение PECS нам важно закрепить навык просить с помощью карточки, а значит, мы должны поощрять запросы и давать желаемые предметы. Печеньку можно делить на маленькие кусочки, например..
При этом печеньки/конфетки не хочется давать постоянно, это же сладость. В протоколе указано несколько способов правильного отказа, см. стр. 170:
Предлагаем альтернативы: ребенок приносит карточку "печенье", мы говорим "печения больше нет, но есть яблоко и банан", при этом можно показать их и дать возможность выбора. Возможность выбора, как правило, снижает вероятность негативной реакции на отказ.
Предлагаем выполнить небольшое задание , чтобы заработать печенье - но важно не переборщить, то есть 20% - это разумное количество. Наблюдаем при этом, не отбивает ли это у ребенка делать запросы.
Вводим карточку "подожди" - стр.258 протокола
Доступ к сладостям по расписанию - я вообще большой поклонник визуального расписания, это очень наглядно и удобно, позволяет структурировать время ну а в данном случае показать, когда ребенок получи доступ к поощрению. Данный вариант предполагает, что мы берем карточку "печенье" и наклеиваем ее на рсаписание , к примеру, псле карточки "обед"
ну и наконец, можно просто сказать "нет". Обучать ребенка адекватно реагировать на отказ - отдельная программа, это полезный навык, которому стоит уделить внимание.
Tanya+
вы не торопитесь
сейчас у вас похоже происходит насыщение просьбами вкусняшек
пусть просит сколько влезет и получает
попозже и остальное подключите
[а вот как научить просить предметы или игрушки?... Он не понимает пока, а может не хочет .
Явно не хочет. Трудно на расстоянии сказать что именно, но можно найти предметы, которые будут ему необходимы в какой-то момент. Вроде ложки перед едой. Обратите внимание на то, чем деть стимится, там тоже целая кладезь мотиваторов.
У ребенка во время занятий спонтанно возникает желание заняться определенного рода деятельностью, например рисованием. Он приносит мольберт, подводит педагога, показывает кисти и краски. Как только педагог берет кисть или открывает краску, ребенок со слезами отказывается от занятия (отталкивает кисти, уносит мольберт). и так с разными видами деятельности (игры, занятия). Что это может быть? я предполагала, что пресыщение данным видом деятельности, но скорее всего, нет, так ребенок не оставляет попыток заняться этой деятельностью (иногда несколько раз за занятие).
Пока совершенно не понятно, надо сильно разбираться. АВС писать очень подробное и охватывающее время довольно задолго до возникновения таких желаний. Искать связь между занятием, настроением, трудностью, продолжительностью и вот такой деятеьностью. + серьезно обратить вимание на то чем, как именно и когда и вообще все-все-все деть занимается этой же деятельностью, но вне контекста занятий. А на первый взгляд не-абиста похоже на преутомление, когда деть устал от занятия, хочет переключиться на что-то хорошее, но так устал, что даже хорошеене приносит удовольствия.
Мне кажется, что если ребенок понял связь карточка-предмет, и осознал возможность выражать просьбу при помощи этой карточки, то нельзя лишать его этой возможности, сколько бы он не просил.
Вот-вот... Если он папку не найдет, то все-равно будет тащить к холодильнику или шкафу, где вкусняшки лежат, но при этом еще и психовать будет, что я "типа не понимаю" и поэтому не даю...
Карточки с едой на холодильнике - нет смысла. Т.к. просить еду, это не проблема (для нас, как оказалось), а вот как научить просить предметы или игрушки?... Он не понимает пока, а может не хочет
Цитата:
А вот то, что то же самое печенье является поощрением... тут появляется противоречие - с одной стороны печеньку можно попросить, и мама ее с радостью даст, а с другой мама вдруг хочет, чтобы ты печеньку "заработал". У нас из-за этого противоречия произошел всплеск НП.
Вот тут я не понимаю. Как распределять предметы (и надо ли вообще их разделять), на поощрения и на те, что ПЕКСами тренируем, как это совмещать?... Ведь и там и там должны быть именно любимые игрушки, вкусняшки, действия....
Мне кажется, что если ребенок понял связь карточка-предмет, и осознал возможность выражать просьбу при помощи этой карточки, то нельзя лишать его этой возможности, сколько бы он не просил. А вот то, что то же самое печенье является поощрением... тут появляется противоречие - с одной стороны печеньку можно попросить, и мама ее с радостью даст, а с другой мама вдруг хочет, чтобы ты печеньку "заработал". У нас из-за этого противоречия произошел всплеск НП. Выход - либо печеньки больше не использовать, как поощрение, либо использовать не более 20% от общего количества. Все имхо, так как я это понимаю.
У меня тоже вопрос.
У ребенка во время занятий спонтанно возникает желание заняться определенного рода деятельностью, например рисованием. Он приносит мольберт, подводит педагога, показывает кисти и краски. Как только педагог берет кисть или открывает краску, ребенок со слезами отказывается от занятия (отталкивает кисти, уносит мольберт). и так с разными видами деятельности (игры, занятия). Что это может быть? я предполагала, что пресыщение данным видом деятельности, но скорее всего, нет, так ребенок не оставляет попыток заняться этой деятельностью (иногда несколько раз за занятие).
Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:
Tanya+
Я видела у некоторых мам есть в кухне отдельный стенд с карточками еда, и дети показывают карточки, когда нужно попросить еду, без папки и без коммуникационной планшетки. Это удобно, но не знаю насколько это правильно, когда вводится ПЕКС.
Natashik78
У нас 1 и 2 этап параллельно получается. Сначала перед ним кладу карточку, потом приклеиваю на обложку папки и передвигаю по комнате.
Папка в свободном доступе, и из многих карточек в папке выбирать то, что хочет - это его инициатива, он сам понял и находит. И теперь психует, если видит папку достать не может.
Пока точно соотносит 3 карточки (печенье, цукаты, кукурузные хлопья), остальное может и соотносит, но не просит. Он открывает папку, перебирает эти карточки, выбирает печенье, приносит мне... Если нет печенья выбирает цукаты или хлопья, т.е. это точно осознанно...
С игрушками сложнее, он пока не понял, да и не настолько хочет что-то, чтобы просить, надо что-то искать, новое покупать, вот думаю целыми днями, чем бы его заинтересовать
Добавлено спустя 49 минут 39 секунд:
Сегодня утром попросил банан (потом мы немного позанимались за банан), сейчас вот грушу приносит (мы это вчера тренировали)... Вроде осознанно , т.к. дает карточку и бежит к холодильнику (а печенье и цукаты в шкафу в коридоре лежат)...
Может я рано заморачиваться начала, просто пока он очень мало предметов соотносит с карточкой, поэтому и просит только то, что соотносит....
И тем не менее не знаю, куда папку-то девать теперь
Natashik78
Подскажите, пожалуйста
Мы ПЕКС начали вводить, несколько дней всего. И вот сегодня целый день просит печенье, находит среди карточек в папке (а я его на занятиях использую как поощрение, ну т.е. он именно печенье выбирает из пары вкусняшек). Как быть в таком случае? Допустимо ли вообще убрать из папки? или давать столько, сколько попросит?
И когда мы учим новую карточку, я ее приклеиваю на обложку папки, а он открывает папку и просит опять же печенье (если печенье убираю, то цукаты или хлопья кукурузные)... Как его научить просить что-то другое?
Надеюсь, что zhenya_ch тоже прокомментирует, всё ж таки она у нас главный специалист, а пока -- что я думаю. Не очень понимаю, на каком вы этапе? На 1-ом и 2-ом ре может выбирать печенье сколько угодно. На третьем он выбирает между печеньем и кубиком. Т.е. сначала закрепляется во всех вариантах сам принцип коммуникации и ее инициирования. Если вы печенье используете в занятиях и Вас смущает, что он перенасыщается печеньем, и занятия у вас не пойдут, то это проблема поиска дополнительных и множественных (!) мотиваторов для занятия. Т.е. я бы ни в коем случае не убирала карточку из альбома, а искала что-то новое для занятий.
Скрытый текст:
Правда не очень хорошо, если у вас все на одном печенье завязано, часто прокатывает что-нибудь физическое, активность какая-то: кружить разными способами, прохлопывать тельце, кататься на одеяле, весело под стишок прыгать на диване, с ямки бух всякие и т.д.
+ Насколько я понимаю, в самом начале обучения ПЕКСО-альбом находится не в постоянном доступе у ре, обучение навыкам коммуникации с помощью карточек также проходит в виде сессий какой-то продолжительности. Думаю (но не буду утверждать), что альбом становится собственностью ребенка после того, как он освоит выбор между неколькими мотивационными предметами и формулу "Я хочу...", а это этап 4.
Соответсвенно, если Вы еще НЕ на этапе выбора между несколькими мотиваторами, а посто учите новые карточки, то у ре в доступе находятся только эти новые карточки. А если ребенку предоставляется выбор, то вы обязаны (опять же на начальном этапе обучения, обучение ограничениям будут позже) этот выбор уважать и давать ему запрашиваемое печенье.
Добавлено спустя 5 минут 36 секунд:
Tanya+ писал(а):
Как его научить просить что-то другое?
Никак Если он хочет печенье -- получает печенье, захочет что-то другое -- получит другое. Вон у МамыМишиши можно спросить, сколько раз в день она свечку для малыша зажигала
А на самом деле, тут еще нужно быть уверенным, что другие карточки, которые вы ему предлагаете "спарились" с самим объектом. А то вдруг он не понял, что карточка "цукаты" ведет к получению цукатов, а не кубика....[/spoiler]
Natashik78
Подскажите, пожалуйста
Мы ПЕКС начали вводить, несколько дней всего. И вот сегодня целый день просит печенье, находит среди карточек в папке (а я его на занятиях использую как поощрение, ну т.е. он именно печенье выбирает из пары вкусняшек). Как быть в таком случае? Допустимо ли вообще убрать из папки? или давать столько, сколько попросит?
И когда мы учим новую карточку, я ее приклеиваю на обложку папки, а он открывает папку и просит опять же печенье (если печенье убираю, то цукаты или хлопья кукурузные)... Как его научить просить что-то другое?
Центр анализа поведения при НГУ проводит обучение PECS.
Освободилось одно место в группе.
Программа включает в себя занятия с родителями и детьми и рассчитана на три недели занятий с 10 по 30 августа 2015 года, общее количество часов – 14. Размер группы – 4 ребенка.
Расписание:
Оценка предпочтений, подготовка первого набора карточек и альбома - с 10 по 16 августа
Этап 1: Обмен карточки на поощрение, Этап 2: Увеличение расстояния, закрепление навыка обмена карточки на поощрение, Этап 3: Различение изображений на карточках, выбор правильной карточки - с 17 по 23 августа
Этап 4: Построение предложения с помощью шаблона, вводная фраза «я хочу».
Расширение словарного запаса. Карточки, обозначающие признак предмета.
Этап 5: Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» Этап 6 (опционально): Комментирование. Вводные фразы «я вижу», «я слышу» - с 24 по 30 августа
Занятия проводит Евгения Чульжанова. Образование в области PECS и ABA: лицензированное обучение PECS уровень 1 и 2, сертификат о сдаче экзамена по фундаментальным знаниям PECS (2 июня 2015 года), сертифицированный курс BCaBA (инструктор Ольга Шаповалова), стажировки по практическим навыкам в Autism Partnership HongKong.
Здравствуйте, уважаемые участники.
Решила на всякий случай продублировать свою тему в этом разделе форума и здесь.
Я сейчас прохожу дистанционное обучение у специалиста по прикладному анализу поведения - Ольги Шаповаловой. С сентября начнётся второй модуль нашего курса обучения на BCaBA (тераписта). В течение второго модуля (это около 3 месяцев) нам надо будет постоянно наблюдать устойчивое нежелательное поведение ребёнка (это может быть как ребёнок с РАС, так и нейротипичный), а затем работать над его коррекцией.
Первое время это наблюдения без вмешательства (сбор информации), затем постепенная работа - планомерная коррекция нежелательного поведения с помощью ABA-методик.
Мы, студенты, пишем проект, который затем оценивает наш преподаватель Ольга Шаповалова, и принимает решение о переводе на третий модуль обучения. Таким образом мы получаем практические навыки, чтобы по окончании курса полноценно работать с детьми с РАС.
С чем, собственно, нам нужно работать:
Нежелательное поведение - это, например, крики во время выполнения задания, неадекватное поведение в социуме (снимает с себя одежду, убегает и т.д.), в быту (постоянное невыполнение ваших требований, истерики и т.д.), самостимуляция и т.д. и т.п. То поведение, которое успело закрепиться у ребёнка, которое вы наблюдаете в определённых условиях не первый месяц и которое пока не получилось изменить.
Я обращаюсь к родителям: возможно, кто-то заинтересован и может предоставить мне возможность наблюдения, а затем и общения с вашим ребёнком 2-3 раза в неделю на 1-2 часа (когда происходит нежелательное поведение).
Территориально это может быть ваш дом, какой-либо развивающий центр, детский сад и т.д. (по договорённости с педагогами) и т.д. Привычные условия, в которых разворачивается поведение.
Вы можете написать мне в личку, и я подробнее расскажу о том, как будет происходить наблюдение, сбор данных, а затем работа. А также ответить на остальные ваши вопросы.
Кроме того, при необходимости, предъявить подтверждение своего обучения у Ольги Шаповаловой, а также сертификат о повышении квалификации - прохождении месячных курсов в июне-июле этого года в Центре Анализа Поведения при НГУ.
Natashik78 почему же тогда такое задание она мне сказала...
Меня сомнения гложет получится ли... Да и не понимаю я ничего. Что считать "отзывается", а что нет да и вообще уже ничего не понимаю
Надо уже идти в брлтушку, а то я скоро с ума сойду! Да и время идет и так жалко его терять...
Пусть простят меня участники форума, но мне кажется, что это не очень правильно -- человеку, который ничего не знает про АВА, сказать: делай так и оставить его в одиночестве на месяц со всеми его непоятками и вопросами...
К сожалению, я не видела Вашего ребенка, я-то уж точно не знаю, что считать "отзывается", и на что именно. АВА требует четко-продуманного, очень тщательно подготовленного подхода. У вас такого сейчас нет и в помине. Вероятно, это появится после выхода Центра из отпуска в августе. Я же, к сожалению, ну никак не смогу в формате форума обучить Вас АВА-техникам. Пэтому -- повторюсь: вдумчиво читайте книги. Читайте статьи на тему DTT и коррекции ошибок, например на сайте http://autism-aba.blogspot.ru/p/sitemap.html Это даст Вам понимание происходящего, понимание поставленых Натальей задач, поможет сформулировать Вам вопросы и эффективно двигаться вперед.