Продуктовая корзинка - продукты с частного подворья

/О детях/Школа/Высшее и среднее профессиональное образование

«Вижу цель, не вижу препятствий…»

Как поступить в вуз по целевой квоте

 

 

 

В скором будущем тысячи выпускников окажутся один на один с вопросом: «Куда пойти учиться?», а тысячи их родителей будут озабочены вопросом: «Где взять деньги  на оплату обучения?». А учиться нынче недешево...

 

Один из способов получить высшее образование - целевое обучение, об особенностях которого мы расскажем в этой статье.

 

Наши эксперты

Целевое поступление в вуз. Как получить целевую квоту при поступлении в вуз. Как стать целевиком и поступить без конкурса.

 

Светлана Сергеевна Малина, заместитель начальника управления - начальник отдела высшей школы управления  молодежной политики и высшей школы Министерства образования Новосибирской области.

Целевое поступление в вуз. Как получить целевую квоту при поступлении в вуз. Как стать целевиком и поступить без конкурса.

 

Сергей Вячеславович Щелоков, ответственный секретарь приемной комиссии Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС).

Целевое поступление в вуз. Как получить целевую квоту при поступлении в вуз. Как стать целевиком и поступить без конкурса. 

 

Константин Васильевич Хальзов, министр здравоохранения Новосибирской области.

 

 

Что такое целевое обучение

 

Целевое обучение – это особая программа поступления в высшие учебные заведения, в рамках которой обучение оплачивается из федерального, регионального, местного бюджета или предприятием - потенциальным работодателем.

Особенность целевого набора в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства.

Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить (или выделить средства из бюджета) на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие!) В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на предприятие, которое за него поручилось.

” Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляют в виде трёхстороннего договора.

Такой подход позволяет ликвидировать дефицит высококвалифицированных работников в конкретной отрасли или в рамках региона: получив диплом, выпускник обязан отработать установленный договором период времени в организации, направившей его на обучение.

” Соответственно, целевой прием в вузы подразделяют на два вида: набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). В первом случае места для обучения отводят из квоты Министерства образования и науки – это и есть официальный целевой набор. Если абитуриента на учебу отправляет, к примеру, частное предприятие, то оно оплачивает образование студента на коммерческой основе. В этом случае речь идет о контрактной целевой подготовке.

Если не вдаваться в юридические тонкости, то для абитуриента между этими двумя понятиями нет особой разницы, так как в любом случае после выпуска он обязан отработать минимум три года на предприятии, направившем его в вуз, а при поступлении претендент на статус студента участвует в отдельном для «целевиков» конкурсе.

С 1 января 2019 года Министерство науки и образования изменило требования к целевому обучению, так как Правительство РФ посчитало, по словам Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, что государство «должно быть уверено, что выпускник пойдёт работать туда, где он реально нужен, а каждый бюджетный рубль будет потрачен с максимальной отдачей». В результате этих изменений договор о целевом обучении теперь можно заключить не только с органами государственной власти и государственными предприятиями, но и с индивидуальными предпринимателями. Кроме этого, предусмотрены штрафные санкции в отношении и обучаемого, и работодателя в случае, если они не выполнят своих обязательств.

 

Как создают целевые места в вузах

На этот вопрос нам ответила Светлана Малина:

- 3 августа 2018 года подписан Федеральный закон №337-ФЗ, направленный на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2019 года.

Правительство РФ наделено правом устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям (направлениям подготовки) высшего образования, указав перечень субъектов РФ, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. В законе установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования (либо уже обучающийся), вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляют по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема.

Отбор студентов (абитуриентов) на целевое обучение осуществляет сам заказчик, с которым потом будет подписан договор. Как правило, заказчик смотрит на балл ЕГЭ, портфолио, желание абитуриента/студента работать в течение трех лет.

” Инициатором целевого обучения может выступить любая организация, готовая выполнить все условия договора, включая меры поддержки студента и предоставление места работы выпускнику.

Это относится ко всем высшим учебным заведениям РФ, а как обстоят дела в конкретном вузе, объяснил нам на примере СГУПСа Сергей Щелоков.

- Количество целевых мест с 2019 года ежегодно будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, - пояснил он. Целевые места выделяют только на те специальности, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации и имеют бюджетное финансирование (то есть, бюджетные места). Информация, где и сколько выделено целевых мест, публикуется на сайте университета и стенде приемной комиссии не позднее 1 июня.

В Минздраве НСО, в свою очередь, подтвердили:

- Целевая подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в соответствии с квотами целевого приема, установленными приказом Министерства здравоохранения РФ, которые распределяют с учетом потребности в специалистах для устранения кадрового дефицита в медицинских организациях Новосибирской области.

Квота целевого приема для каждой специальности изменяют ежегодно.

 

Куда обратиться, если хочешь поступить по целевому направлению

Как найти организацию, которая направит на целевое обучение

 

Светлана Малина пояснила, что вузы могут сами информировать абитуриентов о количестве целевых мест на определенное направление (информацию необходимо уточнять в приемных комиссиях вузов). Однако тем, кто мечтает о самых востребованных государством профессиях – врача и учителя – можно сразу обращаться в областные министерства.

” - По направлению «образование» информацию можно получить в Министерстве образования (контактное лицо – Раиса Викторовна Попова, тел. 238-74-20), либо в управлениях районов области. По направлению «здравоохранение» - в Министерстве здравоохранения (контактное лицо – Денис Николаевич Шипунов, тел. 238-63-18).

Сергей Щелоков так описывает порядок действий потенциального «целевика»:

- Будущий абитуриент заблаговременно знакомится с перечнем специальностей вуза, на которые образовательная организация может получить целевую квоту в рамках бюджетных мест. Определяет со специальность на основании своих предпочтений, желании работать на тех или иных должностях. После абитуриент и его родители проходят собеседование с руководителем (помощником руководителя) отдела кадров того предприятия, где работают специалисты выбранного направления. Для уточнения перечня таких предприятий предварительно можно встретиться с деканом факультета, где обучают выбранной специальности. Такая встреча поможет расширить представления о будущей профессии, утвердиться в правильности выбора, узнать об особенностях обучения.

Константин Хальзов рассказал об особенностях целевого обучения в своем ведомстве:

- На территории Новосибирской области целевая подготовка специалистов с высшим медицинским образование за счет ассигнований федерального бюджета проводится в ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (то есть в новосибирском медуниверситете – прим. ред.)

Для поступления в вуз на целевую форму обучения абитуриенту необходимо обратиться в отдел кадров медицинской организации, которая находится в подчинении Минздрава НСО. Руководители этих организаций до 10 июня текущего года предоставляют списки желающих и необходимые документы в Минздрав НСО. Квоту целевого приема устанавливают ежегодно приказом Министерства здравоохранения РФ.

Информацию о вакантных должностях в государственных медицинских учреждениях размещают на официальных сайтах учреждений. Кроме того, на территории РФ создана Единая база вакансий в сфере здравоохранения в рамках общественной базы вакансий, доступ к которой осуществляется через портал «Работа в России» (trudvsem.ru)

 

Какие предприятия более всего нуждаются в специалистах, обучающихся по целевым направлениям

 

В статье 71.1, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» определяют особенности приема на целевое обучение в вузы:

Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;
3) государственными корпорациями;
4) государственными компаниями;
5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;
9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты проводят по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.

” Говоря простыми словами, традиционно нужны специальности оборонно-промышленного комплекса, то есть инженеры различных направлений, а также медицинские работники, педагоги, юристы.

С 1 января 2019 года правительство будет рассчитывать количество целевых мест отдельно для каждой специальности исходя из потребностей экономики и только после этого выделять специальные квоты, о которых говорилось выше.

Константин Хальзов поясняет:

- Традиционно дефицитные специальности среди врачей Новосибирской области: участковый врач (терапевт и педиатр)- это выпускники специалитета по программам «лечебное дело» и «педиатрия». Также востребованы выпускники ординатуры по программам «акушерство и гинекология», «анестезиология-реаниматология», «кардиология», «кеврология», «онкология», «отоларингология», «педиатрия», «терапия», «хирургия».

Сергей Щелоков рассказал о доступных специальностях в своем вузе:

- Целевым образом университет готовит инженеров на факультетах «Управление процессами перевозок», «Строительство железных дорого», «Мосты и тоннели», «Управление транспортно-технологическими комплексами». Пока непонятно будут ли после принятия нового закона такие места на факультете «Промышленное и гражданское строительство».

 

Какие требования предъявляют к студентам-целевикам

 

Светлана Малина объяснила, что отбор абитуриентов производит заказчик, с которым потом будет подписан договор. Как правило, заказчик смотрит на балл ЕГЭ, портфолио, желание претендента отработать обучение в течение трех лет.

В статье 70 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе прием на целевое обучение, устанавливается образовательной организацией высшего образования, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации».

Сергей Щелоков напоминает, что рекомендация заказчика (и его готовность оплатить обучение абитуриента) – еще не гарантия приема в вуз:

- Как показывает практика, количество направленных предприятиями абитуриентов на целевые места превышает количество этих мест, то есть возникает конкурс. Он может составлять от 1,1 до 1,5 человека на место. Абитуриенты, поступающие на целевые места, обязаны соблюдать порядок и следовать всем правилам, отраженным в Порядке приема граждан на программы высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

Константин Хальзов отметил, что хотя конкурс у «целевиков» отдельный, невежи заказчикам не нужны:

- Учитывая высокую заинтересованность Минздрава НСО в обучении способных и подготовленных абитуриентов, в список включают только граждан, имеющих по общеобразовательным предметам (русский язык, биология и химия) сумму баллов не менее 220, при этом минимальный балл по каждому предмету должен быть не ниже 50.

 

Какие документы нужны, чтобы поступить на целевое обучение

 

Список документов для поступающего в рамках целевой квоты принципиально не отличается от перечня для всех остальных абитуриентов. Это:

  • документ об образовании (для выпускника школы - аттестат);
  • документ, подтверждающий личность и гражданство (для граждан РФ - паспорт);
  • ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на данную специальность (они должны быть не ниже минимального балла, установленного вузом).

 Однако, в отличие от остальных абитуриентов, поступающий на целевое обучение должен предоставить еще и заключение медицинской комиссии, в соответствии с направлением, полученным от предприятия.

- Абитуриент, не прошедший медицинскую комиссию, не сможет заключить с предприятием договор о целевом обучении, - пояснил нам Сергей Щелоков.

А вот информация от Константина Хальзова будет полезна будущим врачам:

- Приказом Минздрава НСО от 31.05.2017 № 1260 «Об организации целевого обучения граждан» утверждён перечень документов, который должен предоставить руководитель медицинской организации в Минздрав НСО, для того, чтобы предоставить абитуриенту целевое место. Это заявка на подготовку медицинских кадров с высшим образованием на основе целевого обучения; анкету гражданина (по установленной форме); заверенная выписка из табеля успеваемости за последние три полугодия в общеобразовательной организации –для тех, кто завершает обучение в этом году, либо копия аттестата (диплома) о среднем общем (полном) образовании - для тех, кто имеет среднее общее образование.

 

Как заключить договор. Какие штрафные санкции установлены в случае его нарушения (для обучающегося и для предприятия)

 

Когда предприятие (заказчик), абитуриент и вуз пришли к взаимному соглашению, они заключают договор о целевом обучении.

” С 1 января 2019 года заказчик может указать в договоре свои собственные требования к результатам обучения (например, указать, что диплом должен быть без троек). Порядок заключения договоров о целевом обучении можно узнать в отделах кадров предприятий и в приемных комиссиях вузов.

Сергей Щелоков напомнил, что договор составляют не только для того, чтобы обозначить право абитуриента поступать в рамках целевой квоты. Этот документ определяет взаимоотношения и взаимную ответственность предприятия и будущего студента-целевика, а впоследствии и сотрудника предприятия. В частности, может содержать особенности получения образования в вузе (например, получение рабочих профессий, дополнительных компетенций), уровень социальной поддержки на период обучения, наименование предприятия и должность, на которую примут молодого специалиста после окончания обучения, минимальную продолжительность трудовой деятельности после окончания вуза, уровень социальной поддержки молодого специалиста и так далее.

Константин Хальзов подчеркнул, что в соответствии с условиями договора о целевом обучении предприятие-заказчик обязано обеспечить будущему специалисту место работы и меры социальной поддержки на период обучения. В свою очередь выпускник обязан отработать в государственном бюджетном учреждении (речь идет о медиках, обучающихся по направлению профильного министерства) не менее трех лет.

- Не выполнивший свои обязательства студент обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.

В свою очередь предприятие-заказчик тоже подвергают штрафным санкциям, если не предоставляет выпускнику рабочее место. В этом случае молодой специалист получает выплату в размере трех месячных зарплат по своему региону.

 

Итак, целевое обучение - это шанс получить высшее образование бесплатно. Но нужно учитывать то, что отработать своё обучение придется в любом случае (раньше существовали лазейки, которые теперь устранены). Если вы готовы к такому положению вещей, то этот шанс нужно использовать.

 

Еще раз о том, какие шаги предпринять, чтобы попробовать получить высшее образование по целевой программе.

  • Выбрать организацию, где будущий выпускник вуза планирует работать

  • Выяснить, какие вузы готовят специалистов для этой организации, и выбрать учебное заведение. Информацию о вузах-партнерах можно найти на сайте или узнать в отделе кадров предприятия.

  • Подать документы (полный перечень документов подскажут в отделе кадров) в организацию и пройти конкурсный отбор - тестирование или собеседование.

  • После прохождения отбора подписать договор о целевом обучении с организацией-работодателем. Организация, в свою очередь, отправляет запрос о выделении целевых мест в вуз и заключает с ним договор.

  • Сдать в указанный срок документы в приемную комиссию вуза. Абитуриенты поступают на целевое обучение по отдельному конкурсу.

8.02.2019
Подготовила Римма Петрак
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Lark (21/02/2019)
В СССР, кстати, предприятия, которые брали молодых специалистов, тоже имели обязательства, и если эти обязательства не выполнялись, то молодой специалист мог не дорабатывать положенные годы. Мои родители по распределению поехали из Новосибирска в Ульяновск, потому, что там квартиру обещали. Квартиру не дали, и перспектив не было, они и вернулись обратно, не доработав положенный срок. Отец рассказывал, что он пошел к начальнику и потребовал их отпустить, раз не выполняют обещанное. Не без скандала, но отпустили.
Инга2007 (20/02/2019)
КомОл
А, ну мама у меня вышла замуж не за однокурсника, а за папу, который уже работал, поэтому ее и распределили в ее же город ;). А вот папу в свое время распределили из европейской части России в Новосиб, так он в шоке был :) , рассчитывал на другое, но в итоге так тут и остался. Говорит, что теперь наконец-то зима стала похожа на поволжскую :), а раньше невозможно было.
А еще есть маленький нюанс, на зарплату молодого специалиста худо-бедно пожить в СССР можно было, а сейчас на минималку нет. А какие зарплаты будут назначать молодым спецам по распределению, если им деваться некуда , а надо отрабатывать? То есть к годам содержания детей в институте прибавляем еще годы распределения, итого дитятки на шее у родителей до 26-27 лет, перебор, как по мне.
КомОл (20/02/2019)
Инга2007
Моим свекрам, по причине сложившегося брака на четвертом курсе, дали распределение в один город, вот и все поблажки.) Приехали в Казахстан, мать на пятом месяце беременности устроилась преподавать по распределению в ВУЗе физику, а отец пошел в инженеры в Шахтное управление, сам искал работу, куда уж его распределили не знаю.
Инга2007 (20/02/2019)
Роксалана
Просто теперь поступающим надо и этот вариант иметь ввиду.
Мама рассказывала, что замужним и родившим во время учебы девушкам какие-то поблажки были с распределением, поэтому все стремились во время института выйти замуж. Ну и вообще мутили как могли, искали через связи, пытались меняться местами и т.п. Все как всегда в общем. :-)
Роксалана (20/02/2019)
Инга2007
Сейчас и школа в НСО много меньше, что то укрупнили, что то вообще закрыли, кого то в город возят. Много где есть начальная школа, где то неполная средняя. А раньше три двора,но уже школа есть. Вот по этой причине мы и не стали брать целевое направление.

Добавлено спустя 4 минуты 6 секунд:

Хотя, вспомнила про дочь знакомой. Она закончила НГПУ , учитель математики, помыкалась в Новосибирске, нет, не нужна. Она вернулась домой, тоже нет вакансий, есть только в деревне, она конечно поехала. Ей дали квартиру, новый дом, какие то деньги. И вот она отработала лет 5 и смогла устроиться в Новосибирске, в школу. Об опыте в деревенской школе вспоминает с добротой, опыт и стаж, навыки.
Инга2007 (20/02/2019)
КомОл
Если вспоминать советское распределение, то посылали в попу мира в том числе. Места в больших городах были большой удачей.
Полагаю, что знакомые вашей дочери думают о работе в школах города, а не в селах НСО, а вот государству как раз нужны учителя в селах.
КомОл (20/02/2019)
Роксалана
Я не про платное обучение. Кто имеет возможность оплатить самостоятельно год обучения, а потом, при успехах студента и желании ВУЗа пойти навстречу, перевестись на бюджет, тот, в принципе, так и поступает, как Вы описали. Я про "целевиков", и о том, что не все идут на целевое от безысходности (низкие баллы, лишь бы учиться и т.д.), а потом, как писали выше, "в рабство" оплатившей организации. Многие хотят быть гарантированно трудоустроенными по специальности, ищут норм.организации и пробуют заключать договоры.) У дочери в классе есть ученики, которые заключили договор с ком.образования на обучение по специальности ин.языки, они хотят идти работать в школу на первых порах. Очень многие репетиторством занимаются, уже со студенчества, и потом в школе нарабатывают практику. Так что, рабство это или гарантированная работа - зависит от того с каким посылом направляем чадо обучаться.
Роксалана (20/02/2019)
КомОл
Моя дочь пошла учиться куда хотела, на бюджет не попали. Пошли на платное. Год отучилась, перевели на бюджет. Учеба нравится, выбором довольна. Но сколько мы наслушались, зачем вам платно, пытайтесь на бюджет, хоть куда-то. Но зачем ей хоть куда, если только филология ей нужна.
КомОл (20/02/2019)
Мы вот сейчас все смотрим и рассуждаем с той колокольни, чтобы ребенок поступил любыми путями, если не может сам большое количество баллов набрать на экзамене. А ведь многие, особенно в центральных регионах России, целенаправленно ищут предприятия, которым требуются работники по этой специальности, предприятия, которые достойно оплачивают труд даже начинающим, имеющим квалификацию пока только на бумаге. И такие выпускники ВУЗов по целевому договору вряд ли будут "в рабстве".
Мало кто из 10-11-тиклассников четко представляет себе кем он хочет стать и где будет работать после ВУЗа, по крайней мере, я таких целеустремленных знаю мало. Вот и стараются семьи "устроить" своё чадо, а там уж как карта ляжет.
burya
Дочка республиканского министра учится за счёт бюджетных средств, а я еще буду платить всю жизнь всю жизнь налоги, чтобы дети после вуза попали в рабство на несколько лет.
Антицелевик (Гость)
Ну умненький может также целенаправлено участвовать в олимпиадах. Победители Всероссийской зачисляются без экзаменов. Только там тоже нужно узнавать по конкретному вузу и специальности некоторые моменты, чтобы не были неожиданностью.
Пугают эти нововведения. Т.е. может так стать, что в/о будет доступно только богатым или приближенным к руководству компаний с целевыми. Просто умненькие, не блатные и не богатые останутся в пролете. А середнячок со связями или с деньгами поступит.
Демоверсия
По этой системе заключается трехсторонний договор между вузом-фирмой-родителями абитуриента. В этом договоре все указано по условиям отработки и по выплатам в случае "если...".
Только насколько я сейчас понимаю, будут разрабатывать новый типовой договор. Однако каждому ведомству и региону могут дать "индивидуальные пункты на усмотрение".
Роксалана (15/02/2019)
Демоверсия
столько вопросов и я...зависла. :haha:
Цитата:
Почему за полгода, если отчислена после первого
первый семестр она не закрыла и ушла. Как там оплачивается, я не знаю.
Цитата:
А мальчик сколько за 2 года?
я не помню сумму. но это было лет 5 назад что то в районе 200 тысяч.
Цитата:
Студент бросил, не потянул, тоже без работы?
Не то что не потянул. спал и не ходил на лекции. после этой учебы его еще пару раз его пристраивали, но нет, учеба не его. Где он сейчас я не знаю.
[code]Целевое с больницы бедной деревушки, мать одна, не работает[quote] мне кажется такие детки очень ответственны и старательны. они учатся. С мамой работала санитарка, в меру пьющая, в меру гулящая. А мальчик ее решил поступать мед. И ведь поступил, сам и на бюджет. Сейчас работает хирургом.
Демоверсия (15/02/2019)
Роксалана писал(а):
Демоверсия
в районе 100 тысяч, это же за полгода.
Это девочка? Почему за полгода, если отчислена после первого? Получается оплачивается как у платников по расценкам. А мальчик сколько за 2 года?
Допустим, денег нет у ребенка на выплату. Целевое с больницы бедной деревушки, мать одна, не работает. Студент бросил, не потянул, тоже без работы?

Добавлено спустя 2 минуты 44 секунды:

Роксалана писал(а):


Инга2007
ну это уже другая история :-) вон врачи, даже здесь сколько раз слышала. как же хорошо, что я не работаю в медицине. Но тем не менее конкурс туда огого.
Читала, в медицине надо оставаться, если глядя на историю больного, испытываешь умиление и глаза горят. :haha:
1 | 2 | 3   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться