/О детях/Воспитание и психология

Как оторвать ребенка от гаджетов без слез и истерик

Воспитание детей. Советы французского психолога Изабель Филльозы. Как избежать скандалов с компьютерными играми. Как оторвать ребенка от гаджетов.

 

 

 

Будущее наступило. Разнообразные гаджеты проникли во все сферы жизни, а наши дети уже вовсе не мыслят своего существования без них. Вы пытаетесь как-то ограничить время, которое ребенок проводит, уткнувшись в экран. Но если по завершении заранее оговоренных тридцати минут у него забрать планшет, он устроит настоящую истерику!

 

Как же вырвать свое чадо из цепких лап виртуальности так, чтобы оно восприняло возвращение к реальности спокойно? Изабель Филльоза, французский психолог, предлагает любопытный метод мягкого отвлечения ребенка от гаджетов...

 

Неэффективная стратегия возвращения чада в реальный мир

 

Сын прилип к экрану и увлеченно убивает монстров. Дочь строит для созданной ей семьи идеальный дом. Или смотрит очередную серию аниме-сериала. А ведь вы пятнадцать минут назад договаривались, что через четверть часа ребенок встанет из-за компьютера и поможет вам с наведением порядка. Или сядет за уроки. Или пойдет обедать.

Что делать в этой ситуации? Резко напомнить о об обещании? Велеть немедленно прекратить заниматься глупостями? Выключить компьютер? Но это прямой путь к некрасивому скандалу, в результате которого все окажутся разозленными и обиженными друг на друга. А дела так и останутся невыполненными.

Некоторых родителей настолько пугает и раздражает неспособность ребенка по команде оторваться от гаджета, что они предпочитают вовсе не давать опасную игрушку в детские руки. Это, безусловно, эффективный способ сберечь собственные нервы… И лишить свое чадо возможности в легкой игровой форме подружиться с миром электронных устройств, которые постепенно берут на себя все больше функций в жизни человека.

Может, необязательно решать проблему так кардинально? И существуют другие пути?

 

Почему так неприятно расставаться с гаджетом?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, придется немного коснуться того, как функционирует человеческий мозг. Или, точнее, буквально одного единственного аспекта его работы — выработки дофамина. Это вещество генерируется областью среднего мозга. И оно – предусмотренная самой природой награда за наши достижения, приносящая ощущение удовольствия.

Например, вы решили вплотную заняться своей физической формой. Запланировали бегать по утрам, правильно питаться, соблюдать режим сна. И даже начали воплощать всю эту программу в жизнь. Приготовили себе на завтрак полезную кашу и одолели на стадионе у дома целых пять кругов. От цели сбросить пять лишних килограммов вы пока еще очень далеки… Но вы сделали первый шаг, и мозг обязательно наградит вас поощрительной порцией дофамина.

” Виртуальная реальность — это пространство маленьких доступных достижений. Источник огромного количества легкого дофамина. Не обязательно отжиматься от пола, много учиться или работать. Достаточно просто пройти уровень — и вы получите свою дозу удовольствия.

Иначе говоря, когда ребенок сидит, уткнувшись в экран, его мозг занят интенсивной выработкой этого волшебного нейромедиатора. Но стоит вам нажать на кнопочку «выкл», и производство дофамина резко прекращается. А это всегда бывает очень неприятно. На физическом уровне неприятно, даже болезненно.

Вспомните свои ощущения, когда телевизор внезапно отключался прямо во время просмотра любимой передачи. Весьма раздражающая ситуация, правда? Вот и ребенок чувствует то же самое, когда вы силой вдруг отбираете у него планшет.

Вы можете справедливо заметить, что это произошло не «вдруг». Что вы предупреждали, заранее оговаривали время, обсуждали с ним ситуацию. Но малышу пока сложно помнить про это в тот момент, когда уровень дофамина в организме так высок.

 

Альтернатива, которую предлагает Изабель Филльоза

 

Можно сделать процесс более мягким, чтобы уровень дофамина уменьшался постепенно.

 

Войдите в мир ребенка

Вместо того чтобы резко выдергивать чадо в повседневность, попробуйте осторожно постучаться в его мир. Сядьте рядом с сыном, понаблюдайте, чем он занимается. Всего 20-30 секунд молчаливого присутствия рядом вызовут и у вас, и у ребенка ощущение сопричастности общему процессу.

 

Начните задавать вопросы

Они должны касаться того действа, что сейчас разворачивается на экране перед ребенком. Как зовут того персонажа с синими волосами? Кого из монстров сложнее всего убить? Или даже совсем просто — что ты сейчас делаешь?

” О чем спрашивать? Попробуйте найти в занятии сына или дочери то, что и правда вызывает у вас интерес. Потому что вопросы «для галочки», щедро приправленные снисходительностью и пренебрежением, могут побудить ребенка с треском захлопнуть дверь в свой мир перед вашим носом.

 

Дождитесь отклика

На первые вопросы дети могут отвечать односложно. Но обычно им нравится, что вы готовы разделить их интересы. И они увлекаются, начинают подробно и с удовольствием рассказывать о квесте, который они сейчас осваивают. Как только это произошло — ура! Это значит, что ваш ребенок снова с вами, больше в настоящем мире, чем в вымышленном. Теперь можно спокойно напоминать об обязанностях и обещаниях.

 Капелька внимания, немного дружелюбного участия — и ваше чадо мирно и без споров отложит в сторону планшет. И это вместо выматывающих ссор, буквально сводящих вас с ума!

 

Почему у вас все обязательно получится?

 

Если виртуальная реальность — это такой замечательный источник легкого дофамина, то как вы со своим реальным миром вообще можете с ней соперничать? Не волнуйтесь, вы не просто можете. Вы обречены на победу.

Дело в том, что любые реальные сложнодостижимые стимулы дают существенно более сильные ощущения. То есть, человек, у которого за плечами уже есть какие-то трудоемкие совершения — победа в соревнованиях по бегу, создание из конструктора большой модели средневекового замка, да даже просто решенная на отлично контрольная — на «легкий» дофамин уже не купится.

” Если ребенок знает, как это бывает, когда добиваешься чего-то хорошего и сложного в жизни, то между компьютерными играми и вами — с вашей помощью по дому, выполнением домашних заданий и прочими «скучными» вещами — он в конечном счете всегда выберет вас. И не из-за волшебной силы родительской любви. Просто реальный мир приносит больше удовольствия.

 

Секрет вырывания ребенка из плена виртуальной реальности кроется в том, чтобы никого ниоткуда не вырывать — скорее просто мягко вывести чадо за руку сюда, в настоящий мир. Показать ему правильное направление.

 
14.03.2019
Подготовила Надежда Лукашова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Жизель_ (12/04/2020)
Элементарно, Ватсон. До 14 лет никаких гаджетов в личном пользовании. Только родительские. Тогда возможен контроль и никакой зависимости.
Асюнька (09/01/2020)
С младшим вообще такой проблемы нет - в четыре года не знает, что такое игры на телефоне или планшете, потому что постоянно говорю, что это вещи для РАБОТЫ мамы. Будет работа - будет гаджет. Старший играет на телефоне последний год, после того, как подарили на прошлый Новый год смартфон, но всегда с удовольствием переключается на реальные игры, если зовём. Я для себя поняла единственный выход из ситуации: не лениться и играть с детьми - если придумываю игры, то никто не хочет тратить время на ТВ или интернет, все хотят играть с мамой. Да, у меня нет времени на себя, но зато и у них нет времени на виртуальный мир))))
**МамУля** (02/01/2020)
Ничего полезного из той части статьи, где про детей 11-14 лет не увидела. 3 общих слова ниочем.
Mashunka83 (31/12/2019)
Информация не новая, но очень полезная. Я бы еще предложила выбросить телевизор. Очень развивает творческие способности и игровую деятельность, а также чтение книг!
julija2661 (30/12/2019)
Не вижу ничего страшного дать ребенку повисеть час в интернете. Конечно, время ограничиваем. В каникулы больше. Во время учебы меньше. Дочь не прилипает к примитивным играм. В основном это переписка с подругами. Или развивающие игры.
olen (29/12/2019)
Оторвать ребенка от гаджетов сможет любая мама (пока ребенок еще ребенок, а не подросток, и не взрослый).
Да только многим мамам это не нужно и не удобно. Ведь это так удобно - заткнуть ребенка гаджетом и посидеть с кофе в тишине минуточку.
В начале 20 века детям грудным давали пососать мякиш хлебный, который макали в водку. Чтоб ребенок заткнулся и уснул.
Сейчас многие мамочки точно также затыкают ребенка гаджетом. "А четакова? Я же на полчасика. Стыдно, конечно, но иначе я помру".
И пока это есть - никакие советы психолога не помогут.
Unbekannterin (27/12/2019)
В нашей школе что-то такое поставили - там мобильный инет работает медленно. Общешкольная wi fi сеть тоже медленная т.к. много желает присоединиться. В этой связи у меня ребенок от мобильного инета отказался (платил за него с карманных денег).
Идея занять ребенка реальными занятиями - заслуживает внимания - но время все равно остается. И все равно тянет поиграть.
Выше пишут про программистов -мол тыкание в телефоне к этому не ведет. Я больше скажу - это врожденная способность. Не всякий, кто заканчивает даже спец.факультет, становится разработчиком. Да и не нужно это всякому.
В общем, стараться ограничивать надо, но совсем убирать инет и гаджеты у школьника - не считаю нужным. Найдет он все это. И уже без родительского присмотра.
Тоже самое касается и соц.сетей ...
mama_varya (29/09/2019)
Установить часы когда можно, в другое время любое другое занятие, но без телефона и компа
Идея с приложением очень правильная.
Надо ограничивать свободный доступ к интернету однозначно.
Лично я стараюсь по максимуму занять детей кружками, чтобы у них не оставалось много свободного времени на гаджеты. Совсем убрать из жизни все гаджеты думаю на данный момент в городской жизни практически невозможно.
Стараемся постоянно объяснять что компьютерная игра никогда с тобой не поиграет в футбол, никогда за тебе не будет переживать если ты упал. Она не придет к тебе на день рождения и не сходит с тобой в зоопарк.
sirenaav (10/08/2019)
А моя племянница ходит на танцы, на английский, на рисование, но когда есть свободное время, ее за уши не оттащить из телефона, и даже гулять не ходит
Верама (29/06/2019)
Играем, занимаемся, ходим в детский центр на танцы, ментальную арифметику, а по дороге в машине просит планшет или телефон.
Спасибо!
Мы очень много проводит времени всей семьей и гаджеты не становятся постоянными спутниками, когда есть живое общение
Моньчик (16/05/2019)
ValeriyaZ31
Искать другие занятия. Вчера вот ездила со своими на велосипедах. Вечерняя прогулка. Они с удовольствием покатались.
ValeriyaZ31 (16/05/2019)
Здравствуйте, очень острая проблема. У меня двое детей старшей 11, а младшему 1.9. С дочкой проблемы по поводу гаджетов. Как только попадает в руки забывает обо всем, что ее просили сделать. И что только не предпринимала и забирала и ругала и объясняла, ничего не действует. А как вы влияеете на своих детей?
AndreykaP (28/04/2019)
elmark писал(а):
Оторвать от виртуального мира - не погружать изначально!
ну и чтобы альтернатива в мире реальном была, все-же...


Согласен на все 100%! Нужно больше времени уделять ребенку. Вместе рисовать, лепить, разукрашивать, организовывать совместные выезды с семьей, просить помощи у ребенка в уборке, приготовлении еды и т.д Можно придумать массу занятий
1 | 2   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться