/О детях/Воспитание и психология

Как оторвать ребенка от гаджетов без слез и истерик

Воспитание детей. Советы французского психолога Изабель Филльозы. Как избежать скандалов с компьютерными играми. Как оторвать ребенка от гаджетов.

 

 

 

Будущее наступило. Разнообразные гаджеты проникли во все сферы жизни, а наши дети уже вовсе не мыслят своего существования без них. Вы пытаетесь как-то ограничить время, которое ребенок проводит, уткнувшись в экран. Но если по завершении заранее оговоренных тридцати минут у него забрать планшет, он устроит настоящую истерику!

 

Как же вырвать свое чадо из цепких лап виртуальности так, чтобы оно восприняло возвращение к реальности спокойно? Изабель Филльоза, французский психолог, предлагает любопытный метод мягкого отвлечения ребенка от гаджетов...

 

Неэффективная стратегия возвращения чада в реальный мир

 

Сын прилип к экрану и увлеченно убивает монстров. Дочь строит для созданной ей семьи идеальный дом. Или смотрит очередную серию аниме-сериала. А ведь вы пятнадцать минут назад договаривались, что через четверть часа ребенок встанет из-за компьютера и поможет вам с наведением порядка. Или сядет за уроки. Или пойдет обедать.

Что делать в этой ситуации? Резко напомнить о об обещании? Велеть немедленно прекратить заниматься глупостями? Выключить компьютер? Но это прямой путь к некрасивому скандалу, в результате которого все окажутся разозленными и обиженными друг на друга. А дела так и останутся невыполненными.

Некоторых родителей настолько пугает и раздражает неспособность ребенка по команде оторваться от гаджета, что они предпочитают вовсе не давать опасную игрушку в детские руки. Это, безусловно, эффективный способ сберечь собственные нервы… И лишить свое чадо возможности в легкой игровой форме подружиться с миром электронных устройств, которые постепенно берут на себя все больше функций в жизни человека.

Может, необязательно решать проблему так кардинально? И существуют другие пути?

 

Почему так неприятно расставаться с гаджетом?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, придется немного коснуться того, как функционирует человеческий мозг. Или, точнее, буквально одного единственного аспекта его работы — выработки дофамина. Это вещество генерируется областью среднего мозга. И оно – предусмотренная самой природой награда за наши достижения, приносящая ощущение удовольствия.

Например, вы решили вплотную заняться своей физической формой. Запланировали бегать по утрам, правильно питаться, соблюдать режим сна. И даже начали воплощать всю эту программу в жизнь. Приготовили себе на завтрак полезную кашу и одолели на стадионе у дома целых пять кругов. От цели сбросить пять лишних килограммов вы пока еще очень далеки… Но вы сделали первый шаг, и мозг обязательно наградит вас поощрительной порцией дофамина.

” Виртуальная реальность — это пространство маленьких доступных достижений. Источник огромного количества легкого дофамина. Не обязательно отжиматься от пола, много учиться или работать. Достаточно просто пройти уровень — и вы получите свою дозу удовольствия.

Иначе говоря, когда ребенок сидит, уткнувшись в экран, его мозг занят интенсивной выработкой этого волшебного нейромедиатора. Но стоит вам нажать на кнопочку «выкл», и производство дофамина резко прекращается. А это всегда бывает очень неприятно. На физическом уровне неприятно, даже болезненно.

Вспомните свои ощущения, когда телевизор внезапно отключался прямо во время просмотра любимой передачи. Весьма раздражающая ситуация, правда? Вот и ребенок чувствует то же самое, когда вы силой вдруг отбираете у него планшет.

Вы можете справедливо заметить, что это произошло не «вдруг». Что вы предупреждали, заранее оговаривали время, обсуждали с ним ситуацию. Но малышу пока сложно помнить про это в тот момент, когда уровень дофамина в организме так высок.

 

Альтернатива, которую предлагает Изабель Филльоза

 

Можно сделать процесс более мягким, чтобы уровень дофамина уменьшался постепенно.

 

Войдите в мир ребенка

Вместо того чтобы резко выдергивать чадо в повседневность, попробуйте осторожно постучаться в его мир. Сядьте рядом с сыном, понаблюдайте, чем он занимается. Всего 20-30 секунд молчаливого присутствия рядом вызовут и у вас, и у ребенка ощущение сопричастности общему процессу.

 

Начните задавать вопросы

Они должны касаться того действа, что сейчас разворачивается на экране перед ребенком. Как зовут того персонажа с синими волосами? Кого из монстров сложнее всего убить? Или даже совсем просто — что ты сейчас делаешь?

” О чем спрашивать? Попробуйте найти в занятии сына или дочери то, что и правда вызывает у вас интерес. Потому что вопросы «для галочки», щедро приправленные снисходительностью и пренебрежением, могут побудить ребенка с треском захлопнуть дверь в свой мир перед вашим носом.

 

Дождитесь отклика

На первые вопросы дети могут отвечать односложно. Но обычно им нравится, что вы готовы разделить их интересы. И они увлекаются, начинают подробно и с удовольствием рассказывать о квесте, который они сейчас осваивают. Как только это произошло — ура! Это значит, что ваш ребенок снова с вами, больше в настоящем мире, чем в вымышленном. Теперь можно спокойно напоминать об обязанностях и обещаниях.

 Капелька внимания, немного дружелюбного участия — и ваше чадо мирно и без споров отложит в сторону планшет. И это вместо выматывающих ссор, буквально сводящих вас с ума!

 

Почему у вас все обязательно получится?

 

Если виртуальная реальность — это такой замечательный источник легкого дофамина, то как вы со своим реальным миром вообще можете с ней соперничать? Не волнуйтесь, вы не просто можете. Вы обречены на победу.

Дело в том, что любые реальные сложнодостижимые стимулы дают существенно более сильные ощущения. То есть, человек, у которого за плечами уже есть какие-то трудоемкие совершения — победа в соревнованиях по бегу, создание из конструктора большой модели средневекового замка, да даже просто решенная на отлично контрольная — на «легкий» дофамин уже не купится.

” Если ребенок знает, как это бывает, когда добиваешься чего-то хорошего и сложного в жизни, то между компьютерными играми и вами — с вашей помощью по дому, выполнением домашних заданий и прочими «скучными» вещами — он в конечном счете всегда выберет вас. И не из-за волшебной силы родительской любви. Просто реальный мир приносит больше удовольствия.

 

Секрет вырывания ребенка из плена виртуальной реальности кроется в том, чтобы никого ниоткуда не вырывать — скорее просто мягко вывести чадо за руку сюда, в настоящий мир. Показать ему правильное направление.

 
14.03.2019
Подготовила Надежда Лукашова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
sirenaav (10/08/2019)
А моя племянница ходит на танцы, на английский, на рисование, но когда есть свободное время, ее за уши не оттащить из телефона, и даже гулять не ходит
Верама (29/06/2019)
Играем, занимаемся, ходим в детский центр на танцы, ментальную арифметику, а по дороге в машине просит планшет или телефон.
Спасибо!
Мы очень много проводит времени всей семьей и гаджеты не становятся постоянными спутниками, когда есть живое общение
Моньчик (16/05/2019)
ValeriyaZ31
Искать другие занятия. Вчера вот ездила со своими на велосипедах. Вечерняя прогулка. Они с удовольствием покатались.
ValeriyaZ31 (16/05/2019)
Здравствуйте, очень острая проблема. У меня двое детей старшей 11, а младшему 1.9. С дочкой проблемы по поводу гаджетов. Как только попадает в руки забывает обо всем, что ее просили сделать. И что только не предпринимала и забирала и ругала и объясняла, ничего не действует. А как вы влияеете на своих детей?
AndreykaP (28/04/2019)
elmark писал(а):
Оторвать от виртуального мира - не погружать изначально!
ну и чтобы альтернатива в мире реальном была, все-же...


Согласен на все 100%! Нужно больше времени уделять ребенку. Вместе рисовать, лепить, разукрашивать, организовывать совместные выезды с семьей, просить помощи у ребенка в уборке, приготовлении еды и т.д Можно придумать массу занятий
Моньчик (16/04/2019)
Alerosa писал(а):
Пользуюсь прекрасным приложением Screen Time. Ставится приложение на телефон/планшет ребенка и на ваш смартфон. И вы удаленно управляете им. Точнее ставите ежедневный лимит на интернет. С телефона не может удалить это приложение ребенок. Можете блокировать ненужные приложения. Также ставится телефон на паузу - ребенок не сможет пользоваться ничем, только звонить. Еще можно расписания создавать. У нас стоит расписание на школу, после 20 ч нельзя пользоваться. И есть журнал активности, можно смотреть какие приложения открывает ребенок и сколько времени в нем проводит.

Это бесплатное приложение? Хочется попробовать.
Хюльдра (28/03/2019)
mayby_123 писал(а):
До 7 лет ещё есть шанс родителям самостоятельно справится, потом ребёнок будет просто приставкой к гаджетам. Это итог моего чтения десятков ресурсов по этой теме.

Т.е. лучше исключить гаджеты из жизни ребенка до школы или того возраста, когда они реально понадобятся? Телевизор к ним относится?
violetachamorro (24/03/2019)
Очень интересная информация. Спасибо!)
elmark (21/03/2019)
Оторвать от виртуального мира - не погружать изначально!
ну и чтобы альтернатива в мире реальном была, все-же...
mayby_123 (21/03/2019)
Это зависимость. Тяжелая. Она лечится только профессионалами. Но современные психологи (большинство) находятся под "обаянием" западных подходов к этой теме (а там на кону у корпораций огромные барыши). Поговорите с наркоманом, попробуйте "мягко" заменить его "дофамин" на реальную жизнь... Особенно если он сформировал свою тягу ещё в детстве. Это все словоблудие. До 7 лет ещё есть шанс родителям самостоятельно справится, потом ребёнок будет просто приставкой к гаджетам. Это итог моего чтения десятков ресурсов по этой теме.
И как профессиональный программист всем говорю - никакого отношения к развитию у ребёнка творческих, математических способностей умение быстро нажимать нужные кнопки на компьютере и телефоне не имеет! Скорее наоборот. У ребёнка часами строящим конструкции из кубиков и досточек, лепящим из пластилина и просто висящим на дереве )) шансов стать гениальным программистом неизмеримо больше. Посмотрите, мамочки https://www.youtube.com/watch?v=wGB_z3mt_wI&feature=youtu.be

Ещё https://www.youtube.com/watch?v=y_d38fTGJ8M
Вот это самое мощное https://www.youtube.com/watch?v=X8V4oKcWrU8
БуБусик (19/03/2019)
статья ни о чем
посидеть с ребенком когда он играет ?? и что ?
не заберешь планшет со слезами и сам не отдаст
я даже телефон не покупаю, играть будет тогда
ходим и в секции и что ?
со сверстниками только в школе общается и все
все сидят по своим квартирам и все
раньше ругали за книги, потом за телевизор
а сейчас за планшеты.. 21 век
Alerosa (17/03/2019)
Пользуюсь прекрасным приложением Screen Time. Ставится приложение на телефон/планшет ребенка и на ваш смартфон. И вы удаленно управляете им. Точнее ставите ежедневный лимит на интернет. С телефона не может удалить это приложение ребенок. Можете блокировать ненужные приложения. Также ставится телефон на паузу - ребенок не сможет пользоваться ничем, только звонить. Еще можно расписания создавать. У нас стоит расписание на школу, после 20 ч нельзя пользоваться. И есть журнал активности, можно смотреть какие приложения открывает ребенок и сколько времени в нем проводит.
tashamurrr (16/03/2019)
Очень интересная информация. Спасибо!)
Alepu (15/03/2019)
Прочитала, надо попробовать и такой способ, хотя мы и договариваемся что 10-15 минут она проводит за планшетом, но бывает "забывает" и тогда приходится строже напоминать.
1 | 2   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться