2 3 |
/О детях/Воспитание и психология
Слушать и слышатьЧто такое активное слушание и как использовать его в общении с ребенком
Все дети разные: есть молчуны-тихони, а есть малыши-болтушки. Но, как ни удивительно, родители тех и других зачастую ведут себя одинаково: пропускают слова детей мимо ушей. Особенно обидно, что без внимания остаются действительно важные монологи, когда ребенок рассказывает о чем-то задевшем его, рассказывает громко, выразительно, эмоционально… Да, возможно в этот момент вы устали, вам некогда, да, впечатлившие ребенка события кажутся маловажными. Но другого шанса услышать своего ребенка у вас может и не быть!
Почему трудно слушать детей
Дошкольники непосредственны и не в состоянии отложить общение до удобного момента. Если с супругом насущные проблемы вы можете обсудить, когда вам удобно, например, за ужином, с малышом этот номер не пройдет. Зачастую родители, застигнутые врасплох, просто не в состоянии выслушать его внимательно. Ребенка или просят замолчать, или реагируют на него как на фоновый шум, изредка вставляя реплики вроде «да что ты говоришь!»
В самом деле, желание поделиться идет от эмоций. Стихли эмоции – пропало намерение общаться, и вы уже не узнаете, что такого важного случилось с ребенком, что поразило его воображение. Разумеется, это не значит, что в любой момент надо все бросать и слушать ребенка по первому требованию, иногда вы действительно не можете это сделать. Когда такая ситуация складывается время от времени, это еще не трагедия; идеальных родителей не существует. Однако если диалог с ребенком раз за разом откладывается, возникает привычная схема поведения: нет смысла пытаться достучаться до родителей, им не важны, не интересны мои переживания.
Активно слушать – это как?
Предположим, вы нашли время и силы, чтобы поговорить с ребенком. Но проблема качества разговора по-прежнему остается острой. Очень трудно (порой попросту невозможно) всерьез проникнуться историей про то, что машинка соседского мальчика завязла в песочнице, а кошка не захотела играть и убежала. Не стоит пытаться демонстрировать эмоции, которые вы не испытываете, наигранно ахать, охать и играть бровями – это выглядит неуместно даже с точки зрения трехлетнего ребенка. Как принять участие в разговоре, не изображая заинтересованность, но демонстрируя внимание и уважение к чувствам ребенка? Именно в этом поможет техника активного слушания.
Повторение – мать учения
![]() - Сегодня Маша делала куличики в песочнице и так сильно стукнула лопаткой, что она сломалась!
- Ты удивился, что лопатка сломалась?
- Я не хочу носить в школу эту рубашку!
- Тебе не нравится рубашка, потому что в ней неудобно, или кто-то из друзей расстроил тебя, сказав, что она тебе не идет?
Обратите внимание, в ответной реплике мамы всегда используются те же слова, что и в рассказе ребенка. Это универсальное правило, которое поможет не только в общении с ребенком, но где угодно: при серьезной беседе с супругом, начальством, подчиненными, бизнес-партнерами…
Эмоции важнее словПостарайтесь определить, какие эмоции испытывает ребенок и помочь ему их осознать. Полезно констатировать то, что вы видите: «Ты расстроен, ты счастлив, ты удивился, ты обижен»… Если вы неправильно поняли ребенка – не страшно, он вас поправит. Это покажет, что вы не просто внимательны к ребенку, вы действительно ему сопереживаете. Но главное, вы поможете ребенку справиться с негативными чувствами, обучив его превращать раздражение, злость, зависть в грусть.
Лучше покажите, что вы понимаете чувства ребенка, обозначьте их и продемонстрируйте свое отношение. - Я вижу, что ты расстроен, мне очень жаль.
- Ты огорчен, я понимаю, как тебе тяжело.
- Ты злишься, думаю, у тебя есть для этого серьезные причины.
Диалог – основа взаимопониманияНе исключайте ребенка из беседы! Не раздавайте оценок, не подменяйте его чувства своими, бесконечные замечание тоже неуместны. Помните, ваша задача – активное, но все-таки слушание. Зачастую тревожная мама, услышав, что ребенок больше не дружит с Леной или Васей, тут же снабжает их (а так же их родственников) самыми нелестными характеристиками, сообщает, что она рада такому повороту событий, и даже разрабатывает на скорую руку план изощренной мести бывшему другу за нанесенную обиду. Ребенку и его чувствам здесь просто нет места!
Используйте язык телаВажно показать ребенку, что вы открыты для разговора. Иногда для построения эффективной коммуникации бывает достаточно просто правильной позы!
Не помешает тактильный контакт. Малыша можно посадить на колени, подростка – приобнять за плечи или взять за руку.
Будьте всегда на позитивеНе позволяйте ребенку излишне драматизировать ситуацию, уменьшайте накал страстей. Анализируйте его речь на уровне слов.
Не стоит думать, что если вы начнете эхом повторять последние фразы ребенка, то сотворите педагогическое чудо; более того, технику активного слушания практически невозможно освоить с первого раза. Но в итоге она принесет вам даже больше пользы, чем вашему ребенку. Он-то в конце концов найдет, кому выговориться. А вот у вас есть весьма ограниченное количество попыток услышать и понять своего ребенка. Используйте их с толком! 28.09.2018
Автор: Анна Первушина
Действительно, не всегда получается слышать ребенка, будем стараться.
Спасибо, отличная статья! |
![]() ![]() [Детский отдых] ![]() Детские лагеря дневного пребывания 2025 года ![]() Актуальные темы форумов
Поллиноз (аллергия на пыльцу растений) - 6 (Аллергология, дерматология, иммунология)О чем бы еще поныть...))) Том 23 (Обо всем)ЧаРрРуТтииии!!! Женская одежда из Новосибирска. Цены прежние! (Совместные закупки Хобби-клуба (Барнаул и Алтайский край))Начни с последнего слога-25 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)Инженерный лицей НГТУ (Школы и гимназии Новосибирска и НСО: отзывы о школах и учителях)Сериалы Том 4 (Культурная жизнь)Слово из 4-х букв - том 14 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)"если...,то....." (том 21) (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)Какой фильм стоит посмотреть. Том 6 (Культурная жизнь)Белоруссия. Признание в любви (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))
![]() Объявления
Вещи импортные и обувь на девочку 122-128, 134-140, 146 и 151 см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Женская обувь 40 и 41 размера, кожаная (Обувь для взрослых (ДО))Детские игрушки, пазлы, настольные игры. Новые и в Отс (Детские товары (ДО) в Новосибирске)продам новую русскую рубаху косоворотку на подростка (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Много импортных вещей Новых и Бу (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Продам новые и в Отс женские и мужские вещи (Одежда для взрослых (ДО))НОВЫЕ и в ОТС вещи на девочку 152-157 см (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Отдам женские сапоги Тамарис, 41 размер (Отдам даром)Упаковка для цветов, подставка для ног, фоторамка большая,книги (Товары для дома и семьи. (ДО))Женская юбка Zarina, новые джинсы (Одежда для взрослых (ДО))
![]() Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |