Женские имена на букву М

/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью

«Не могла представить, что дети будут так счастливы в процессе обучения…»

 

АВА-терапия: мнение специалиста. Интервью с АВА-терапистом, специалистом по работе с аутистами. Насколько эффективна  АВА-терапия, где применяется АВА-терапия. Где найти АВА-тераписта в Новосибирске.

Прошлая неделя завершилась впечатляющей международной акцией «Зажги синим», которая приурочена к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. И, наверное, главная информация, которую следует принять к сведению каждому из нас – число детей с расстройствами аутичного спектра по последним данным может достигать 2%.

 

Еще не так давно аутизм был едва ли не приговором. Казалось, что такие дети обречены оставаться запертыми в своем маленьком мирке навсегда. Но, к счастью, 30 лет назад удалось нащупать эффективную методику для работы с детьми-аутистами -  прикладной анализ поведения (applied behaviour analysis, сокращенно — АВА). Это, конечно, не волшебная таблетка, а длительная и непременно индивидуальная работа с каждым ребенком, позволяющая ему освоить социальные навыки и адаптироваться в обществе.

 

К сожалению, к нам эта методика пришла с некоторым опозданием – Центр прикладного анализа поведения при НГУ открылся только в 2015 году. Большинству мам прогнозируемые результаты казались фантастическими, а шансы попасть на занятия в Центр АВА – крайне невысокими. Однако за два прошедших года АВА-терапия стала настолько популярна, что даже среди сибмам появились профессиональные АВА-тераписты! Именно таким специалистом теперь стала Марина Подгорная (Marinka-P). Мы решили расспросить ее подробнее о новой работе и рассказать нашим читателям о буднях человека, работающего с «людьми дождя».

 

 

- Марина, у тебя есть  базовое образование, которое позволило обучиться АВА-терапии?

- Конечно. Я окончила Новосибирский педагогический колледж им. Макаренко по специальности воспитатель детей с отклонениями в развитии, потом еще три года заочно отучилась в филиале МПГУ им. Герцена на логопеда и специального психолога (область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками – прим. ред.), тогда это был единственный способ получить такое образование в Новосибирске.

А вот опыта – такого, специфического, не было. После получения диплома я работала в основном принимающей няней и время от времени ставила звуки детям с нарушением произношения.

 

 

Наша справка

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается отдать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. 

 

- И как пришла в голову мысль переквалифицироваться в АВА-тераписта? Не было ли распространенных опасений, что «АВА-терапия - это дрессировка людей»?

- О прикладном поведенческом анализе нам еще в университете рассказывали, как о весьма эффективной методике работы с аутичными детьми. Что касается дрессировки, то я считаю, что любой воспитательный и образовательный процесс можно с ней сравнить. Главное, не вкладывать в это слово негативный смысл.

АВА-терапия: мнение специалиста. Интервью с АВА-терапистом, специалистом по работе с аутистами. Насколько эффективна  АВА-терапия, где применяется АВА-терапия. Где найти АВА-тераписта в Новосибирске.Стать терапистом (терапистами называют специалистов, работающих по АВА-методике, - прим. ред.) оказалось не очень сложно: открыла раздел вакансий и почти сразу наткнулась на объявление центра «Мозаика». Особенно подкупило то, что находится он в 5 минутах ходьбы от моего дома, на Золотодолинской, и бесплатное обучение. Сначала решила: «схожу, посмотрю, что это такое». Потом: «пожалуй, стоит попробовать». А потом оказалось, что центр оправдывает мои самые лучшие ожидания о том, чем и как я хотела бы заниматься в дальнейшем.

Я, конечно, была наслышана о том, что ABA -терапия - очень действенная методика. Но я и не ожидала, что она действенна настолько!

И еще, что процесс будет настолько позитивным. Я не могла представить себе, что дети будут абсолютно счастливы в процессе обучения - они поют, прыгают, качаются, весело смеются, выполняют задания с радостью.

Когда ребенок бросает все игры, со смехом и гиканьем бежит за стол заниматься, причем тогда, когда его туда еще даже не звали, - это восторг и ощущение чуда и огромная мотивация работать дальше, больше и активнее. Честное слово, это какой-то праздник.

(Из блога Марины)

 

- Какие впечатления после начала работы?

- Впечатления самые радужные! Когда видишь, что методика работает, и у детей есть прогресс – это очень окрыляет. Уходит чувство беспомощности и растерянности, которое часто возникает при встрече с особыми детьми. Есть задачи, есть алгоритмы, способы их решения, и все необходимые материалы – только работай!

 Сегодня занимались с Никитой. Никита ласковый, улыбчивый мальчик, но ему 8 и он слегка ленив. Многое нужно делать вместе с ним, а это требует немалых физических сил…

…а в центре новый мальчик. Для него самое отличное поощрение - игра в догоняшки. Три минуты занимаемся - пять бегаем. И так три часа. Чую, выносливость зашкаливает уже!

(Из блога Марины)

 

- Много ли времени отнимает работа, насколько она хорошо оплачивается?

- Непосредственно с детьми я работаю не больше пяти часов в день. Плюс час – на подготовку к занятиям. Но приходится еще искать, читать, смотреть и изучать доступную на русском языке информацию о системе. На это уходит добрая часть свободного времени, но это захватывает.

Насчет доходности не готова пока сказать – я же еще начинающий специалист. Но на рост зарплаты рассчитываю!

” Вчера первый раз вела занятие одна, без присмотра опытного инструктора. Справилась на отлично, я считаю. Ребеночек был счастлив и доволен, а это в нашей работе самое главное. 

(Из блога Марины)

 

- Нет ли соблазна применять навыки АВА-тераписта дома?

- Есть немного. Оказалось, что любая задача решается гораздо легче, если хорошо представляешь себе конечную цель, даешь четкие инструкции и обязательную обратную связь. С сыном-подростком и дочкой-капризулей стало гораздо проще!

8.04.2017
Беседовала Ирина Ильина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Piv (13/04/2017)
Как здорово! Так держать!
И ты такая красивая на фото!
Лицкая (11/04/2017)
Марина, круто!
А мы, оказывается, в одной структуре вращаемся)
Правда, до АВА я пока морально не доросла
Наташка (11/04/2017)
молодец!
Баба Маня (10/04/2017)
Прекрасная статья! Надо посмотреть, может быть в Барнауле тоже что-нибудь похожее есть
Marinka-P (09/04/2017)
Спасибо, Аня )
Torero (09/04/2017)
Марина, как же здорово, что ты занялась этим делом. Уверена, что только такие неравнодушные и увлечённые люди нужны деткам( и их родителям)
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться