/О детях/Детское здоровье и уход

Экстремальная логопедия

Экспериментальные методики работы с речью: надо ли?

Методика Марианны Лынской по развитию речи у неговорящих детей. Современные альтернативные логопедические методики.

 
Помните анекдот про мальчика, которого родители считали немым? Он молчал год, два, пять… пока однажды за столом вдруг не произнес громко и внятно: «Каша несоленая!»
- Ты можешь говорить! Что же ты раньше молчал? – со слезами кинулись к нему счастливые родители.
- А раньше с кашей все было в порядке, - пояснил ребенок.
 

Шутки – шутками, а некоторые современные методики постановки речи вынуждают вспомнить этот анекдот. О работе коллег-новаторов, в частности Марианны Лынской, за несколько лет приобретшей всероссийскую известность, нам рассказала логопед Елена ДЫРДИНА.

 

Кто такой логопед? Этот вопрос может показаться странным, ведь всем известно, что это специалист, который «ставит» детям (а иногда и взрослым) звуки. Но не все так просто! Постановка звуков - далеко не самая сложная часть работы. Помимо борьбы за чистоту речи логопед еще занимается ее связностью, грамматическим строем, развивает фонематический слух и артикуляционный аппарат, помогает детям с дислексией и дисграфией и… «запускает речь» у неговорящих детей! Кстати, многие удивляются, что логопед работает с неговорящими детьми. И это, действительно, одна из самых сложных наших задач. Не удивительно, что профессионалы постоянно ищут новые подходы к ее решению.

Нужно отметить, что логопедия - достаточно консервативная область педагогики. Хотя существует много методик работы с детьми с нарушением речи, но в большинстве они похожи друг на друга. Специалисты, работающие в государственных учреждениях, попросту не имеют право выходить за границы методических рекомендаций, что очень ограничивает их деятельность. Бывает, что и логопеды, работающие частным образом, используют исключительно традиционные приемы. Должна оговориться, что в целом я ничего против них не имею; они дают свои результаты при условии, что логопед чувствует ребёнка и понимает, как с ним работать. К примеру, постановка звуков у нормотипичных детей: есть четкие алгоритмы действий и остаётся только подобрать тот из них, что подойдёт конкретному малышу. Многие мои коллеги сознательно предпочитают заниматься только этой частью логопедической работы.

Другое дело – «запуск» речи. Родителям довольно трудно найти специалиста, который готов работать с неговорящим ребёнком раннего возраста. Обычно они слышат в ответ: «Приходите после четырех лет». Упускается самое ценное время для развития речи!

Не может не радовать, что в последнее время стали появляться специалисты, готовые произвести маленькую революцию в коррекционной педагогике вообще, и в логопедии в частности. Они не только не понаслышке знают о сенсорной интеграции, кинезиотерапии, нейропсихологии, психолингвистике, а применяют знания из этих областей в своей работе, а также привлекают к совместной деятельности специалистов: эрготерапевтов, нейропсихологов, кинезиотерапевтов и т.д. Но, к сожалению, таких логопедов пока мало (или они очень скромные и не рассказывают о своих достижениях). Не удивительно, что имена тех, кто решился представить результаты своих экспериментов широкой публике, быстро становятся известны не только среди экспертов, но и обычным родителям.

” Один из самых ярких новаторов в логопедии - Марианна Лынская. Она наделала много шума своим авторским методом «М.А.Р» (motive, adaptive, play), а отзывы о ней самой и о ее работе самые противоречивые: опытные коллеги зачастую ругают ее за нетрадиционные методы (высыпать ребёнку на голову кофе из миски – это, все-таки, очень нетрадиционно).

Методика Марианны Лынской по развитию речи у неговорящих детей. Современные альтернативные логопедические методики.Молодые начинающие логопеды, относятся к ней как к гуру, а родители… родители хвалят, но, опять же, не все: у кого-то сложилось, у кого-то – нет, и это нормально и понятно. Но вернемся к сути метода.

Итак, М.А.Р. - это программа по запуску (или активации) и развитию речи через сенсорную интеграцию (т.е. воздействие через все органы чувств, от зрения и осязания до вестибулярного аппарата – прим. ред.). Не менее важна и мотивация к самостоятельной речи, формирование игровых навыков и мышления.

Активные и обязательные участники программы - родители, которые во время занятий учатся играть и общаться со своими детьми в домашних условиях, получают понимание о процессе работы и перспективах развития своего ребёнка. Например, известные «интенсивы» Лынской, по ее словам, были призваны в первую очередь «повышать компетентность родителей».

Сами недельные интенсивы она предпочитала проводить в Крыму, желательно, на свежем воздухе. Это не случайная деталь: используя множество методик, разработанных для развития «особых детей», например АВА-терапию, о которой мы неоднократно рассказывали, она все же в первую очередь опирается на обоняние и вкус, которые будят в детях эмоции и ассоциации.

«Попробуй не сказать это пресловутое «киви», после того как тебе его дали понюхать, облизать, покатали по щечкам и ладошкам, засунули за шиворот, дали порезать или размять, и наконец съесть», - оставила в интернете отзыв одна из мам.

У Лынской вообще есть много интересного и полезного, в том числе качественная диагностика. К ней у автора метода очень серьёзное отношение, и это правильно. Ведь без четкого понимания, с чем мы имеем дело, трудно двигаться в правильном направлении.

Диагностика у  среднестатистического логопеда обычно занимает минут 15-20, у опытного специалиста и того меньше. Послушал, заглянул в рот, поговорил, посмотрел на поведение и все, заключение готово! Такой экспресс-диагностики достаточно, если к логопеду попал ребенок, которому требуется поставить и автоматизировать звуки. Но если у малыша есть органические поражения, то этого явно недостаточно. Логопед отправляет маленького пациента к неврологу (или психиатру, если логопед смелый), и просит прийти к нему уже с диагнозом.

У Лынской же диагностика занимает продолжительное время, записывается на видео, затем это видео просматривает консилиум. Логопед работает в одной связке с неврологом, психиатром, нейропсихологом… Дальше ребёнка наблюдают в динамике несколько дней, и только потом выносится окончательное заключение. Попав к Лынской, родители уедут, как минимум, с диагнозом, который вынесет этот консилиум.

С другой стороны, автора метода часто ругают за приемы, которые применяются в процессе реабилитации: хождение по хлебу, пистолет у виска ребёнка, забрасывание портрета мамы чёрной краской, импровизированные похороны (в методике Марианны Лынской уделяется большое внимание работе с негативными эмоциями – прим. ред.). Все это, при взгляде со стороны, действительно вызывает недоумение, отторжение и даже возмущение.

” Я считаю, что работа Лынской — это, безусловно, эпатаж, но «правильный» эпатаж. Она заставила многих логопедов пересмотреть свои методы работы, встряхнула наше профессиональное сообщество. Но мое отношение к ней остается настороженным, мне она иногда напоминает «сумасшедшего ученого», который из научного интереса ставит эксперименты на людях (но, возможно, я ошибаюсь).

Но, по-моему, не стоит сильно ругать ни традиционные, ни современные методы логопедической работы; у каждого есть свои сильные и слабые стороны и очень много зависит от специалиста. Хороший профессионал никогда не будет использовать в своей работе что-то одно, потому что универсальной методики, которая подошла бы всем детям, даже с одинаковой структурой дефекта нет. К каждому ребёнку надо подбирать свой ключик, свой подход, но для этого педагог должен обладать интуицией, любить свою работу и обожать детей.

Ну а логопед-новатор перенесла фокус внимания на работу с коллегами; судя по всему, она намерена всячески пропагандировать и распространять свой опыт.

Не удивлюсь, если уже завтра многие логопеды станут использовать в своей работе  не только традиционные методы, но и сенсорную интеграцию: поставят в кабинетах баночки со специями, пузырьки с аромамаслами, корзины с настоящими фруктами, а не муляжами. Начнут действовать в связке с эгротерапевтами (правда, их на данный момент мало) и активно привлекать к своим занятиям родителей. Ведь у Марианны Лынской это срабатывает и с детьми с аутизмом, и с алалией, и с умственной отсталостью, и с сенсорными нарушениями.

15.08.2018
Автор: Елена Дырдина (Алиссия)
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Nordinka (18/09/2018)
А что делает Лынская, если обоняние и вкус у ребенка гиперсенсорны? Если ребенок на незнакомый запах и вкус устроит истерику и не то, что говорить, он больше просто не зайдет к эпатажному логопеду ни за что и никогда? Гвоздичку держать неприятно? Да ему и варенье неприятно. Для него это варенье пахнет не лучше гвоздики.
Я понимаю, что стресс и положительное подкрепление - это столпы СИ, но идея о том, что все остальные логопеды - идиоты, а один специалист - гений, мне не близка. Моему сыну классический СИ-специалист очень помог, без эпатажа. Жаль, что мы не можем больше у нее заниматься.
Mama-v-kvadrate (22/08/2018)
Мама_Таня
Если ребенок участвует в коммуникации и даже выступает ее инициатором, но речи при этом совершенно нет, а ребенку, допустим, уже 4-5 лет (я не говорю даже о 7-8), то с этим нужно работать. И если Марианна Лынская работает (и действительно эффективно), причем, там, где не хотят работать другие (или работаю, но результата нет совсем, на протяжении долгого времени), в общем-то главный вывод - метод нужно учиться применять в той или иной степени или в том или ином формате всем.
atakli (22/08/2018)
Мама_Таня
с некоторыми все же нужен вкус и запах, у нас так работают логопеды (или как их назвать?)
там целый комплекс - и вестибулярка, и сенсорика, и тональности звука...результаты очень хорошие
Мама_Таня (21/08/2018)
Все логопеды работают над ФОРМОЙ речи (звукопроизношением, над связанностью слов в предложении связностью, артикуляцией и т.д и тп). Но что такое речь? Это один из способов коммуникации, ОДИН из!!!! А если у ребенка вообще нарушение в коммуникации, если нет «контакта с миром» то как будет развиваться его речь, как вообще он будет коммуницировать? А что бывает до речи, в довербальном периоде? Ребенок не общается, и с ним не общаются, все сидят и ждут речи??
Довербальный период развития коммуникации включает в себя - в первую очередь контакт (и не обязательно зрительный, ведь есть дети слабовидящие но при этом контактные), эмоции, язык тела, мимика, язык глаз и язык жестов, и развитие всего этого очень зависит от Сенсорного профиля ребенка!
Поэтому как можно работать над ФОРМОЙ речи, когда выпадает целая ступень развития - довербальная коммуникация?!!
Ни один логопед с этим не работает...

Добавлено спустя 9 минут 58 секунд:

Mama-v-kvadrate
Вообще если говорить о СИ той, которую разработала Дж Айрес, то это в первую очередь Тактильные, Проприоцептивные и Вестибулярные ощущения, и ни о каком вкусе и обонянии она не писала. И тесты по СИ все направлены на 3 этих главных составляющих!
А кто до сих пор слышал, да не видел как занимается настоящий терапевт по СИ, то пожалуйста пройдите в соседнюю тему и почитайте!
https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=1519979

Добавлено спустя 8 минут 2 секунды:

Что первоочередное ГОВОРИТЬ или ОБЩАТЬСЯ???
Ответ очевиден - общаться! Ведь Говорение выходит из Общения!!! Так почему все логопеды бьются над «запуском говорения», когда уже все наконец-то поймут,что в первую очередь необходимо работать над «запуском общения»???!!!
Mama-v-kvadrate (21/08/2018)
thunderbird
Вообще если говорить о сенсорной интеграции, то речь и идет о ежедневных"трениновках".

Честно говоря, материал (текст) получился, извините, ни о чем. А метод Марианны Лынской заслуживает внимания - как минимум на пару-тройку подробных публикаций. Она приезжала в прошлом году, кажется, и говорила, что ее шокируют восьмилетние неговорящие дети в Нск. Знаете, меня тоже шокируют (дочь логопедическая, но рассказывает стихи, а ПМПК ее отправили в школу и класс, где большая часть детей не говорили в принципе, даже имя свои и глаголы вроде "дай!").
В общем, условно, специалисты раннего развития, которые берут малышков 1,5-2-2,5 лет, работаюи комплексно. А если родителям ребенка, который не заговорил ни в 2,5, ни в 3 года говорят, мол, приходите после 4х, то речь идет только о логопедических, т.е. только о речевых занятиях. А метод сенсорной интеграции задействует другие процессы (восприятие и проч.). И да, негативная эмоция (а держать на кончике языка гвоздичку-приправу малоприятно) "отзывается", положительная (вместо упражнения "вкусное варенье" действительно облизывает ребенок варенье) - аналогично. Речь "запускается".
atakli (21/08/2018)
thunderbird
угу.. это условное "киви" 4 года вымогали... и еще года 4 пахать точно
какое там пожамкай-съешь...

Добавлено спустя 57 секунд:

llazy
ну по большому счету глубину траблов за 12 минут видно
вот понять, за че вперед хвататься - для этого да, 12 минут мало
llazy (16/08/2018)
burya
я про то что 12.5 минут это прием в поликлинике, в во всех прочих местах смотрят дольше.
Алиссия (16/08/2018)
llazy
Ну где кого макает? Вы точно о чём-то своём. Или невнимательно читаете, в статье как раз и написано, что логопед отправит ребёнка к смежным специалистам, у Лынской же сразу комплексная диагностика.
burya (16/08/2018)
llazy, там дальше написано:
Цитата:
Такой экспресс-диагностики достаточно, если к логопеду попал ребенок, которому требуется поставить и автоматизировать звуки. Но если у малыша есть органические поражения, то этого явно недостаточно. Логопед отправляет маленького пациента к неврологу (или психиатру, если логопед смелый), и просит прийти к нему уже с диагнозом.


Не выдергивай фразу из контекста или хотя бы из текста Smile
llazy (16/08/2018)
"у опытного специалиста и того меньше." - опытный специалист будет смотреть ребенка час, и позовет коллег смежных спецальностей - психолога, невролог, дефктолога.
Странно что логопед такими широки мазками макает своих же коллег .
thunderbird (16/08/2018)
Цитата:
Попробуй не сказать это пресловутое «киви», после того как тебе его дали понюхать, облизать, покатали по щечкам и ладошкам, засунули за шиворот, дали порезать или размять, и наконец съесть


Видимо, у этого ребенка и не было особых речевых проблем. Если у ребенка дизартрия, сенсорно-моторная алалия, то хоть режь, хоть катай, хоть за шиворот клади. Если ребенок физически не может выговорить, то эти действия не помогут. Если человек недостаточно силен, чтобы подтянуться на турнике, то он этот турник хоть облизывать будет, хоть кусать, хоть целовать - подтянуться все равно не сможет. Нужны ежедневные тренировки.

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться