/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Пять вещей, которым нужно учить ребенка,

вместо того чтобы учить читать и писать…

Как воспитать активного, уверенного в себе ребенка. На что обратить внимание родителям в развитии дошкольника. Полезные навыки, которые нужно приобрести до школы.

 

Родители отрабатывают с детьми множество навыков, чтобы в школе они могли добиться успеха: учат читать, писать, считать, однако на самом деле нужно учить совсем не этому…

Что должен уметь ребенок, чтобы легко и с удовольствием учиться, обрести уверенность в себе и не иметь проблем с самовыражением?

 

 

«Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?»

Наверное, это высказывание знакомо многим, более того, каждый без труда припомнит несколько знакомых, людей интересных, умных и образованных, но удивительно неудачливых в жизни. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок пополнил их ряды?

«Прокачать» интеллект и таланты малыша мало, важны еще и навыки, которые позволят ребенку проявить все свои способности. А вот им мы уделяем очень мало внимания. Более того, зачастую виним преподавателей, которые якобы задвигают на задний план способного ученика, и сверстников ребенка, которые завидуют или недооценивают. А на деле – чего не умеет ваш ребенок?

 

Навык публичных выступлений

Даже люди самых непубличных профессий должны уметь представить результаты своего труда хотя бы начальству. Но обычно ситуаций, когда нужно выступить перед аудиторией, гораздо больше. Что до школы, то это вообще сплошная череда презентаций: каждый ответ у доски – выступление перед десятками внимательных и, что даже хуже, не очень внимательных слушателей.

Говорить уверенно, четко, логично, не сбиваться, но и не терять контакт с аудиторией (часто доброжелательный учитель или одноклассник из всех сил «сигналит», что ответ явно «идет не туда») – это крайне полезный навык не только для успешного обучения, но и для всей будущей жизни.

Неизвестно, пригодятся ли ребенку умение производить логарифмические вычисления и знание устройства пищеварительной системы земляного червя, а вот навык публичных выступлений пригодится всегда!

Что делать родителям? Тренировать умение произносить монологи! Обратите внимание, как ребенок рассказывает вам о каком-то важном и интересном событии. Наводящими вопросами добивайтесь четкого, связного, грамотного рассказа. Театральный кружок, танцевальная или вокальная студия помогут избавиться от «страха сцены».

 

Навык общения

Выстраивание отношений с самыми разными людьми, в том числе и не самыми симпатичными, - это умение, которое серьезно поможет ребенку в жизни. Однако многие родители считают, что это совсем необязательно. Часто можно слышать, что мой ребенок «неконтактный, замкнутый, стеснительный, интровертный», но он такой замечательный, приспособьтесь к нему как-нибудь сами…

” Возможно, воспитатель в детском саду и учитель начальных классов прислушаются к вашим пожеланиям, но чем дальше, тем больше ваш чудесный, умный и тонко чувствующий ребенок будет сдвигаться на обочину коллективной жизни. Возможно, это именно то, что ему нужно. Но будет гораздо лучше, если это будет его добровольный, а не вынужденный выбор.

Иными словами: не захочет общаться – не надо, но уметь это делать нужно обязательно.

А как же природные склонности? Что ж, не все мы рождены, чтобы петь в опере или бегать на чемпионатах мира. Но регулярные тренировки позволят людям даже с самыми скромными способностями напевать популярные песенки без фальши и участвовать в любительских соревнованиях.

Что делать родителям? Предоставить ребенку полигон для общения! Не ограничивайтесь привычным кругом знакомств, периодически заглядывайте, к примеру, на детскую площадку в соседнем дворе. Не вмешивайтесь в детский конфликт сразу, позвольте ребенку попытаться самостоятельно его урегулировать. Чаще просите ребенка о помощи в ситуациях, требующих обращения к «должностным лицам»: пусть (под вашим присмотром) уточнит цену в магазине у продавца или поинтересуется у билетера в кинотеатре, где находится нужный кинозал. Не прячьте его все время за свою спину!

 

Навык критического осмысления информации

Многим родителям кажется, что дети сегодня рождаются с этим навыком, так ловко они ориентируются в потоках интернет-информации. Однако это впечатление обманчиво: все больше младших школьников уподобляются решету с крупными ячеями, через которое, не задерживаясь и не фильтруясь, льется вода. Любой внешний источник кажется им заслуживающим полного доверия, и даже явное противоречие информации из двух источников или несоответствие личному жизненному опыту их не смущает. Ребенок может одновременно утверждать, что Земля круглая и плоская, вращается вокруг Солнца и, одновременно, центр Солнечной системы…

” Когда вы обратите внимание ребенка на очевидные нестыковки, то с удивлением обнаружите, что он их действительно не видит, пока вы их не продемонстрируете. Слишком агрессивный информационный поток не позволяет ни осмыслить, ни усвоить, ни даже запомнить новые знания.

Возможно, вы сейчас решите: «Все, никакого интернета, пусть читает книги!». Но в будущем ребенку все равно придется иметь дело именно с виртуальными источниками информации, так что лучше научиться сейчас, чем переучиваться потом.

Что делать родителям? Задавать вопросы! «Откуда ты это узнал? Почему ты доверяешь этим сведениям? Почему считаешь мнение этого человека/источника авторитетным?» Тренируйтесь в опровержении «ложных научных гипотез» и выявлении «фейковых новостей». Наконец, учите критически относиться к интернет-источникам: сразу «отсекать» те, где текст изобилует ошибками, а само содержание – хаотично. Конечно, это не панацея, но поможет отсечь хотя бы самые «мусорные» сайты, наполненные информационным спамом.

 

Навык планирования и постановки цели

Еще раз вспомните своих друзей и знакомых: сколько среди них тех, кто обладает незаурядным потенциалом, но для его реализации «не хватает характера»? Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок пополнил ряды «вечно подающих надежды»?

Между тем, поощряя ребенка пробовать свои силы в разных областях и развивать свои таланты как можно полнее, родители допускают три ошибки. Во-первых, позволяют «скользить по поверхности», пробуя одно, другое, третье, ни на чём не сосредотачивая усилий и отступая при первых трудностях. Во-вторых, действуют прямо противоположным образом: усаживают ребенка, к примеру, за пианино, и годами принуждают к занятиям музыкой, даже если ребенку они почему-то отвратительны.

” Наконец, третья ошибка – стать внешним «волевым центром ребенка». Встречаются порой уже вполне взрослые юноши и девушки, мамы которых полностью контролируют их занятия: всегда на связи с тренером или педагогом, гораздо лучше самого подростка знают график его тренировок и соревнований, устанавливают очередные цели и добиваются их достижения…

На первый взгляд это действительно эффективная помощь, но только на первый. Не говоря уже о том, что без мамы-«подпорки» такой юный талант просто сломается, как слишком слабое и хрупкое растение, внутри такого подростка назревает серьезный душевный кризис. Кто я, каковы мои желания, к чему я стремлюсь – рано или поздно все эти вопросы встанут перед ребенком, и ответ «спрошу у мамы, она лучше знает» тут уже не пройдет.

Что делать родителям? Поддерживая ребенка, вовремя отходить в сторону. Учить расставлять приоритеты (невозможно заниматься всем и во всем добиться успеха). Помочь сформировать дальние и ближние цели, чтобы ребенок четко видел «этапы большого пути». Подросток уже должен уметь ставить перед собой задачи на неделю, месяц, полгода, год, несколько лет, последовательно их выполнять и своевременно корректировать, в зависимости от меняющихся обстоятельств.

 

Навык применения нестандартных приемов

Умение мыслить креативно – это вовсе не обязательно врожденный талант, его тренируют и оттачивают точно также как и любой другой навык. К сожалению, зачастую родители полагают, что развивать креативность нужно только в том случае, если у ребенка есть творческие увлечения – он рисует, танцует или, к примеру, играет на музыкальных инструментах. На самом деле умение найти удобное для себя решение любой задачи пригодится везде, всегда и каждому!

” В школах (во всяком случае, некоторые преподаватели) пытаются детям в этом помочь: например, ставят более высокий балл, если ребенок решил задачу несколькими способами, находят фантазийные темы для сочинений, вроде «Пять чудес, которые я совершил бы, став волшебником», вовлекают детей в театральные постановки. Но этого, как вы понимаете, недостаточно.

Между тем, есть простые приемы, используя которые можно развивать нестандартное мышление у детей самого младшего возраста. Их можно с успехом применять во время игр, прогулок, повседневных дел.

Что делать родителям? Позволить ребенку фантазировать! Простые игры вроде «Что на что похоже», сочинение нового окончания сказки, подбор рифм – все это заставляет мозг отойти от шаблона. Чаще давайте дома ребенку «рационализаторские» задания – пусть придумает свой способ компактной расстановки кастрюль, хранения футболок в шкафу или полива цветов.

Забудьте о скорости чтения и заучивании таблицы умножения, во всяком случае – на лето. Перед вами есть и более важные педагогические задачи!

 

6.07.2018
Автор: Анна Первушина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
А еще - логика, фантазия, образное мышление, умение совершать и принимать свои ошибки и т.п. важные качества, которых так не хватает сейчас многим взрослым Smile
Tame@@ (16/08/2018)
интересная статья) спасибо большое!
Арин 25 (15/08/2018)
Спасибо, статья ещё раз напомнила о существовании важных педагогических задач для родителей.
ksushad (12/07/2018)
Отличная подборка, спасибо!!!
Jonni (09/07/2018)
Задумалась... Спасибо.
Шкурка (09/07/2018)
спасибо очень полезная информация!
Unbekannterin (09/07/2018)
Спасибо! Познавательно!
Я (Гость) (07/07/2018)
Интересно! Необычно! То, что надо!

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться