/О детях/Школа/Другая школа

 

Школа Пифагора:

зажигая факел знаний

В Новосибирске и Кузбассе уже несколько лет работает проект под названием Школа Пифагора. Кто и чему обучает там ребят? В какие вузы поступают потом юноши и девушки, и кем они становятся во взрослой жизни? Эти вопросы я задала руководителю Школы Пифагора, историку античной науки, переводчику с древнегреческого и еще нескольких (уже современных) языков Андрею ЩЕТНИКОВУ.
 
Мы встретились с Андреем Ивановичем в его лаборатории, где он занимается со своими  тюфовцами (ТЮФ - турнир юных физиков и одно из ответвлений Школы), проводя там интереснейшие физические опыты.
 
- Андрей Иванович, что же такое все-таки ваш проект? Судя по названию, в его основе лежат постулаты древнегреческой пифагорейской школы?
- Да, многие мои исследовательские работы посвящены античности, поскольку я давно занимаюсь историей античной науки, в том числе и пифагорейской. Что же касается самой Школы Пифагора… Это довольно объемное понятие, включающее в себя и материальные, и духовные ценности. Проект связан с несколькими организациями, например, с  Центром образовательных проектов «Сигма», выездными школами развития «Пифагор»; в нескольких общеобразовательных школах и гимназиях работают учебные группы Школы юного математика, а в организации турнира юных физиков принимает участие фонд «Поддержка одарённости школьников».
 
Касаясь выездной Летней школы развития «Пифагор», скажу, что нынешним летом она будет проходить уже седьмой раз, и третий сезон - на базе детского оздоровительного лагеря «Калейдоскоп». Это большое мероприятие, рассчитанное на 270 школьников. В том числе здесь работает школа для 2-5 классов, где проходят очень необычные занятия. Вот лишь несколько направлений: «Человек, как система», «Оптика», «Музыка в жизни и движении», «Мечтаю быть писателем».
 
- Но сейчас много лагерей, в которых есть клубы по интересам, кружки. А причем же тогда школа?
-  Конечно, с одной стороны это обычный лагерь, а с другой настолько не похожий на другие! Я работал во многих летних школах, видел множество разных программ и, на мой взгляд, ничего подобного не встречал. Все наши преподаватели - настоящие мастера своего дела.
 
Нужно не просто увлекательную лекцию прочитать, а еще и сделать так, чтобы ребята захотели жить этой жизнью, вписались бы в нее, и поняли, что здесь происходит нечто необычное. Что в этом месте собрались не какие-то заумники, а интересные, яркие, неординарные люди. Когда школьники видят, какая тут идет удивительная  жизнь, то каждый начинает задумываться: «А как бы и мне сделать жизнь вокруг меня такой же яркой и интересной?».
 
Спрашиваете, причем тут школа? Вы удивитесь, но древнегреческое слово «схолэ», от которого и произошла «школа», переводится как «досуг», «ученая беседа», «свободное время, в течение которого люди занимаются тем, чем им нравится». Так, не спеша, пробуждая интерес, «зажигая факел знаний», обучали в пифагорейской школе. Математике, музыке, поэзии… Это другое обучение, параллельное, без выдачи дипломов и грамот.
 
Сам же проект Школа Пифагора - это не формально зарегистрированная организация в ее обычном понимании, а скорее сообщество единомышленников, дух, идея, образ жизни. Для того, чтобы некий «пифагорейский» дух сохранялся, пестовался, и нужно такое сообщество, в которое входят неординарные преподаватели, студенты и ребята.
 
- А каковы основные принципы вашего сообщества?
- Есть одна по-пифагорейски важная мысль: обучение только тогда будет прочным, когда оно проходит по взаимному согласию учителя и ученика. Если школьнику интересно, и если взрослый готов учить, то от такой встречи будет много пользы. Это главный и единственный принцип, а все остальное к нему прилагается. Нужно, чтобы взрослый был не просто «передатчиком знаний», а «пробуждателем мысли». Потому что знания сами по себе бессмысленны, пока не загорелся дух, который ими начинает двигать. И вот эта преемственность образования и есть ключевая идея нашей Школы.
 
- Античная история, педагогика… То, чем вы сегодня занимаетесь, возникло на грани этих наук. Откуда у вас появилась тяга к просветительской деятельности, к обучению?
-  Еще когда я учился в университете, я каждое лето работал в летней школе при ФМШ. Мне это нравилось. Где-то в 1989 году Наталья Михайловна  Коряк затеяла первую частную школу. Да ее и частной-то назвать было сложно, скорее, это была домашняя школа, где училось шесть первоклашек. Сейчас она называется «София», а тогда носила имя «Надежда». И я там вел курс «геометрии для малышей». А каждую субботу мы уезжали в лес на целый день, зимой катались на лыжах в Заячьем логу.
 
С тех пор, чем бы я ни занимался - все было связано с дополнительным образованием школьников. По большому счету, и Школа Пифагора - это дополнительное образование, если говорить на языке официального обучения. Хотя как посмотреть - многие из ребят, которые занимались у нас «дополнительно», уже в аспирантуре учатся, в НГУ, МГУ, да и сами учат, что-то организовывают.  Глеб Погудин уже на втором курсе МГУ стал одним из активных деятелей московской математической олимпиады. Гриша Фельдман учится в аспирантуре МГУ и выпускает «Квантик» - журнал для 6–9 классов. Между прочим, в редколлегии журнала трое новосибирцев: двое учатся в МГУ, а один в Высшей школе экономики на математическом факультете. Этим летом они приедут к нам преподавать в Летнюю школу «Пифагор» - это к слову о профессионализме.
 
Могу сказать, что наши ребята, которые прошли обучение, например, в ТЮФе, легко поступают на бюджет в любой вуз - НГУ, МГУ, другие престижные университеты России. Бывали случаи, когда у кого-то, по досадной случайности, не доставало балла, и преподаватели из приемной комиссии находили возможность, чтобы принять их, потому что видели - это очень яркие ребята. Но вопрос поступления зачастую никакой и не вопрос вовсе,  ведь они уже призеры российских и международных турниров по физике. К тому же, именно про таких людей говорят, что  «если человек талантлив, то он талантлив во всем». И это сразу видно. Назову еще несколько имен. Антон Берштейн, математик, учится в Новосибирском государственном университете. Он же - победитель конкурса молодых композиторов. Саша Бердников - третий курс математического факультета Высшей школы экономики. Играет на всех инструментах подряд. Берет их в руки, и они у него оживают. Юля Сорочихина - первый курс физфака НГУ, а уже работала преподавателем. А в прошлом году она  была капитаном сборной России на международном турнире юных физиков. Перечислять можно долго. Что ни человек, то проект.
 
-  Турнир юных физиков - это, действительно, настоящая «кузница кадров». Расскажите немного о нем.
-    В 90-е годы прошлого века подготовкой ребят к турниру занимался Владимир Иванович Шелест, преподаватель физики лицея №130, и турнир процветал. Потом, в начале двухтысячных, он уехал в Германию. Казалось, что игры без Шелеста существовать не смогут. Но мы восстановили турнир два с половиной года назад. Задачи, которые решают на турнирах старшеклассники - это настоящие научные исследования, которые отбирает международный комитет, а составляют - физики со всего мира.
 
 В июле 2012 года наши ребята участвовали в международных играх юных физиков в Европе и привезли оттуда бронзовую медаль. Конечно, медаль получить приятно, но ведь не ради этой медали мы работали! Главное - мы изменились, стали другими.
 
Недавно, в начале февраля 2013 года, в Новосибирске прошел региональный турнир, в котором участвовали школьники из города и области, а также из Кемерово, всего 18 команд.  В конце марта этого года в Москве состоится российский турнир. Туда собираются поехать две команды из Новосибирска. ТЮФ - это очень интересно, я вижу, что могу чему-то серьезному и настоящему научить ребят, и сам учусь все время.
 
- А кто был тем факелом, который зажег в вас «искру»?
- Таких учителей было несколько. В школе я занимался в кружке у Леонида Леонидовича Сикорука, удивительного педагога, руководителя клуба телескопостроения в Новосибирске, автора книги «Физика для малышей». Помню, как он, вместе с актером «Красного Факела» Андреем Болотовым возил нас, восьмиклассников, в Барнаул - измерять диаметр Земли по методу Эратосфена. Они вели свои разговоры, а мы слушали,  впитывали каждое слово, и это было для нас очень важно. Еще, конечно, Андрей Иванович Плигузов. Он был у нас пионервожатым в лагере после 5 класса. Андрей учился тогда на гуманитарном факультете в НГУ, был ведущим на новосибирском телевидении, а впоследствии стал крупным ученым-историком. А мы его звали Чингачгук. Он носил длинные волосы, - не помню, в хвост забирал их или нет, но нам это ужасно нравилось, мы, мальчишки, были от него без ума: он с нами возился. Ещё я занимался у Валерия Константиновича Ященина спортивным ориентированием. Там происходило нечто такое, что тебя меняло, воспитывало. И ведь это так важно, когда на пути встречаются люди, которые умеют передать другому частичку себя.
15.03.2013
Беседовала Ольга Стрикун
Фото с сайта http://amagkh.livejournal.com
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
burya (05/02/2016)
ИТОГИ V СИБИРСКОГО ОТКРЫТОГО ТУРНИРА ЮНЫХ ФИЗИКОВ

изображение изображение изображение
burya (01/04/2015)
Всероссийский турнир юных физиков прошел в этом году с 21 по 26 марта в Екатеринбурге на базе СУНЦ УрФУ.

Новосибирские команды «Школа Пифагора», СУНЦ НГУ и «ИнжеНЭТИк» победили в Высшей лиге Всероссийского турнира юных физиков. Победители Первой лиги — команды «ВМФ» из бердского лицея №6 и «Кипящий лед» из школы №93 Барабинска.

Впереди заключительный международный этап турнира в Таиланде!

Всероссийский ТЮФ принес победу новосибирцам

изображение
burya (18/07/2014)
burya писал(а):

Финалисты федерального этапа будут представлять Россию на Международном турнире юных физиков, который пройдет в июле в Великобритании.


Ура, съездили и всех порвали!
Ну, всех - не всех, но много кого порвали Smile

Новосибирские школьники взяли серебро Шрусбери

изображение
burya (04/04/2014)
Как сообщает пресс-служба НГУ, второе и третье места заняли команды СУНЦ НГУ. Победителями турнира стали ученики «Школы Пифагора». Помимо новосибирцев в ТЮФ принимали участие команды из Барабинска, Воронежа, Екатеринбурга, Заречного, Кемерова, Кирова, Междуреченска, Москвы и Санкт-Петербурга.

Финалисты федерального этапа будут представлять Россию на Международном турнире юных физиков, который пройдет в июле в Великобритании.
burya (21/02/2014)
9 февраля в Новосибирске завершился четвертый сибирский Турнир юных физиков. Победили в нем, заняв все три призовых места, команды ребят из новосибирских школ и гимназий. Всего же в турнире приняли участие 22 команды из Новосибирска и области, Кузбасса и Екатеринбурга.

Почему на международном турнире мы пока не только не в призах, но даже не в десятке сильнейших?

Турнир юных физиков: итоги и перспективы
burya (05/02/2014)
Сегодня в Новосибирском государственном университете стартовал региональный этап самого престижного в мире соревнования по физике для старшеклассников.

Сибирский этап ТЮФ проходит в третий раз. Традиция проводить региональный турнир в Академгородке возродилась после долгого перерыва. С каждым годом растет не только количество участников соревнования, но и его география. В этом году на турнир зарегистрировались 23 команды: 14 из Новосибирска, 5 из районов области, 3 из Кемеровской области, одна из Екатеринбурга - всего около 140 старшеклассников.

Подробнее: В НГУ стартовал сибирский этап Турнира юных физиков
burya (05/04/2013)
Новосибирцы выиграли турнир юных физиков в Москве
Сразу две команды из Новосибирска заняли призовые места во Всероссийском турнире юных физиков (ТЮФ), который проходил в Специализированном учебно-научном центре Московского государственного университета (СУНЦ МГУ) 25 – 30 марта.
Победителем всероссийского ТЮФа стала команда новосибирской «Школы Пифагора», второе место заняла команда СУНЦ МГУ и третье – физико-математической школы при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ).
Турнир юных физиков – не обычная школьная олимпиада. Публикуемые международным организационным комитетом задания не имеют известных и однозначных решений. Режим работы над задачами наиболее приближен к научным исследованиям: требуется обязательное строительство экспериментальных установок, проведение наблюдений и компьютерное моделирование для соотнесения полученных результатов с теорией. В течение года команда готовит свои варианты ответов, которые в дальнейшем представляет на соревнованиях различных уровней. В ходе турнира школьникам предлагается не только представить решение задачи, но и отстоять свою точку зрения в научной дискуссии.
Финал между командами школы Пифагора и СУНЦ МГУ был напряженным, но новосибирцы завоевали победу с отрывом 0,2 балла.
Теперь представлять Россию на Международном турнире юных физиков в городе Тайбэй на острове Тайвань будет сборная команда школы Пифагора и СУНЦ НГУ. Напомним, что в прошлом году в составе российской сборной новосибирские школьники взяли «бронзу» на международном турнире в Германии.

Пресс-служба губернатора и правительства Новосибирской области
Elena_V (03/04/2013)
Спасибо большое за создание ШП. Спасибо за ваш труд и вашу душу, которые вы вкладываете в работу с детьми.
Andrei (24/03/2013)
Проще всего задать вопрос в контакте http://vk.com/pythagor
Ольга двойня 2010 (24/03/2013)
burya
Добрый день.а подскажите как связаться с этой школой.

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться