2 3 |
/О детях/Школа/Другая школа
Школа Пифагора:зажигая факел знанийВ Новосибирске и Кузбассе уже несколько лет работает проект под названием Школа Пифагора. Кто и чему обучает там ребят? В какие вузы поступают потом юноши и девушки, и кем они становятся во взрослой жизни? Эти вопросы я задала руководителю Школы Пифагора, историку античной науки, переводчику с древнегреческого и еще нескольких (уже современных) языков Андрею ЩЕТНИКОВУ.
Мы встретились с Андреем Ивановичем в его лаборатории, где он занимается со своими тюфовцами (ТЮФ - турнир юных физиков и одно из ответвлений Школы), проводя там интереснейшие физические опыты.
- Андрей Иванович, что же такое все-таки ваш проект? Судя по названию, в его основе лежат постулаты древнегреческой пифагорейской школы?
- Да, многие мои исследовательские работы посвящены античности, поскольку я давно занимаюсь историей античной науки, в том числе и пифагорейской. Что же касается самой Школы Пифагора… Это довольно объемное понятие, включающее в себя и материальные, и духовные ценности. Проект связан с несколькими организациями, например, с Центром образовательных проектов «Сигма», выездными школами развития «Пифагор»; в нескольких общеобразовательных школах и гимназиях работают учебные группы Школы юного математика, а в организации турнира юных физиков принимает участие фонд «Поддержка одарённости школьников».
Касаясь выездной Летней школы развития «Пифагор», скажу, что нынешним летом она будет проходить уже седьмой раз, и третий сезон - на базе детского оздоровительного лагеря «Калейдоскоп». Это большое мероприятие, рассчитанное на 270 школьников. В том числе здесь работает школа для 2-5 классов, где проходят очень необычные занятия. Вот лишь несколько направлений: «Человек, как система», «Оптика», «Музыка в жизни и движении», «Мечтаю быть писателем».
- Но сейчас много лагерей, в которых есть клубы по интересам, кружки. А причем же тогда школа?
- Конечно, с одной стороны это обычный лагерь, а с другой настолько не похожий на другие! Я работал во многих летних школах, видел множество разных программ и, на мой взгляд, ничего подобного не встречал. Все наши преподаватели - настоящие мастера своего дела.
Нужно не просто увлекательную лекцию прочитать, а еще и сделать так, чтобы ребята захотели жить этой жизнью, вписались бы в нее, и поняли, что здесь происходит нечто необычное. Что в этом месте собрались не какие-то заумники, а интересные, яркие, неординарные люди. Когда школьники видят, какая тут идет удивительная жизнь, то каждый начинает задумываться: «А как бы и мне сделать жизнь вокруг меня такой же яркой и интересной?».
Спрашиваете, причем тут школа? Вы удивитесь, но древнегреческое слово «схолэ», от которого и произошла «школа», переводится как «досуг», «ученая беседа», «свободное время, в течение которого люди занимаются тем, чем им нравится». Так, не спеша, пробуждая интерес, «зажигая факел знаний», обучали в пифагорейской школе. Математике, музыке, поэзии… Это другое обучение, параллельное, без выдачи дипломов и грамот.
Сам же проект Школа Пифагора - это не формально зарегистрированная организация в ее обычном понимании, а скорее сообщество единомышленников, дух, идея, образ жизни. Для того, чтобы некий «пифагорейский» дух сохранялся, пестовался, и нужно такое сообщество, в которое входят неординарные преподаватели, студенты и ребята.
- А каковы основные принципы вашего сообщества?
- Есть одна по-пифагорейски важная мысль: обучение только тогда будет прочным, когда оно проходит по взаимному согласию учителя и ученика. Если школьнику интересно, и если взрослый готов учить, то от такой встречи будет много пользы. Это главный и единственный принцип, а все остальное к нему прилагается. Нужно, чтобы взрослый был не просто «передатчиком знаний», а «пробуждателем мысли». Потому что знания сами по себе бессмысленны, пока не загорелся дух, который ими начинает двигать. И вот эта преемственность образования и есть ключевая идея нашей Школы.
- Античная история, педагогика… То, чем вы сегодня занимаетесь, возникло на грани этих наук. Откуда у вас появилась тяга к просветительской деятельности, к обучению?
- Еще когда я учился в университете, я каждое лето работал в летней школе при ФМШ. Мне это нравилось. Где-то в 1989 году Наталья Михайловна Коряк затеяла первую частную школу. Да ее и частной-то назвать было сложно, скорее, это была домашняя школа, где училось шесть первоклашек. Сейчас она называется «София», а тогда носила имя «Надежда». И я там вел курс «геометрии для малышей». А каждую субботу мы уезжали в лес на целый день, зимой катались на лыжах в Заячьем логу.
С тех пор, чем бы я ни занимался - все было связано с дополнительным образованием школьников. По большому счету, и Школа Пифагора - это дополнительное образование, если говорить на языке официального обучения. Хотя как посмотреть - многие из ребят, которые занимались у нас «дополнительно», уже в аспирантуре учатся, в НГУ, МГУ, да и сами учат, что-то организовывают. Глеб Погудин уже на втором курсе МГУ стал одним из активных деятелей московской математической олимпиады. Гриша Фельдман учится в аспирантуре МГУ и выпускает «Квантик» - журнал для 6–9 классов. Между прочим, в редколлегии журнала трое новосибирцев: двое учатся в МГУ, а один в Высшей школе экономики на математическом факультете. Этим летом они приедут к нам преподавать в Летнюю школу «Пифагор» - это к слову о профессионализме.
Могу сказать, что наши ребята, которые прошли обучение, например, в ТЮФе, легко поступают на бюджет в любой вуз - НГУ, МГУ, другие престижные университеты России. Бывали случаи, когда у кого-то, по досадной случайности, не доставало балла, и преподаватели из приемной комиссии находили возможность, чтобы принять их, потому что видели - это очень яркие ребята. Но вопрос поступления зачастую никакой и не вопрос вовсе, ведь они уже призеры российских и международных турниров по физике. К тому же, именно про таких людей говорят, что «если человек талантлив, то он талантлив во всем». И это сразу видно. Назову еще несколько имен. Антон Берштейн, математик, учится в Новосибирском государственном университете. Он же - победитель конкурса молодых композиторов. Саша Бердников - третий курс математического факультета Высшей школы экономики. Играет на всех инструментах подряд. Берет их в руки, и они у него оживают. Юля Сорочихина - первый курс физфака НГУ, а уже работала преподавателем. А в прошлом году она была капитаном сборной России на международном турнире юных физиков. Перечислять можно долго. Что ни человек, то проект.
- Турнир юных физиков - это, действительно, настоящая «кузница кадров». Расскажите немного о нем.
- В 90-е годы прошлого века подготовкой ребят к турниру занимался Владимир Иванович Шелест, преподаватель физики лицея №130, и турнир процветал. Потом, в начале двухтысячных, он уехал в Германию. Казалось, что игры без Шелеста существовать не смогут. Но мы восстановили турнир два с половиной года назад. Задачи, которые решают на турнирах старшеклассники - это настоящие научные исследования, которые отбирает международный комитет, а составляют - физики со всего мира.
В июле 2012 года наши ребята участвовали в международных играх юных физиков в Европе и привезли оттуда бронзовую медаль. Конечно, медаль получить приятно, но ведь не ради этой медали мы работали! Главное - мы изменились, стали другими.
Недавно, в начале февраля 2013 года, в Новосибирске прошел региональный турнир, в котором участвовали школьники из города и области, а также из Кемерово, всего 18 команд. В конце марта этого года в Москве состоится российский турнир. Туда собираются поехать две команды из Новосибирска. ТЮФ - это очень интересно, я вижу, что могу чему-то серьезному и настоящему научить ребят, и сам учусь все время.
- А кто был тем факелом, который зажег в вас «искру»?
- Таких учителей было несколько. В школе я занимался в кружке у Леонида Леонидовича Сикорука, удивительного педагога, руководителя клуба телескопостроения в Новосибирске, автора книги «Физика для малышей». Помню, как он, вместе с актером «Красного Факела» Андреем Болотовым возил нас, восьмиклассников, в Барнаул - измерять диаметр Земли по методу Эратосфена. Они вели свои разговоры, а мы слушали, впитывали каждое слово, и это было для нас очень важно. Еще, конечно, Андрей Иванович Плигузов. Он был у нас пионервожатым в лагере после 5 класса. Андрей учился тогда на гуманитарном факультете в НГУ, был ведущим на новосибирском телевидении, а впоследствии стал крупным ученым-историком. А мы его звали Чингачгук. Он носил длинные волосы, - не помню, в хвост забирал их или нет, но нам это ужасно нравилось, мы, мальчишки, были от него без ума: он с нами возился. Ещё я занимался у Валерия Константиновича Ященина спортивным ориентированием. Там происходило нечто такое, что тебя меняло, воспитывало. И ведь это так важно, когда на пути встречаются люди, которые умеют передать другому частичку себя.
15.03.2013
Беседовала Ольга Стрикун
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ИТОГИ V СИБИРСКОГО ОТКРЫТОГО ТУРНИРА ЮНЫХ ФИЗИКОВ
Всероссийский турнир юных физиков прошел в этом году с 21 по 26 марта в Екатеринбурге на базе СУНЦ УрФУ. Новосибирские команды «Школа Пифагора», СУНЦ НГУ и «ИнжеНЭТИк» победили в Высшей лиге Всероссийского турнира юных физиков. Победители Первой лиги — команды «ВМФ» из бердского лицея №6 и «Кипящий лед» из школы №93 Барабинска. Впереди заключительный международный этап турнира в Таиланде! Всероссийский ТЮФ принес победу новосибирцам
Ура, съездили и всех порвали! Ну, всех - не всех, но много кого порвали Новосибирские школьники взяли серебро Шрусбери Как сообщает пресс-служба НГУ, второе и третье места заняли команды СУНЦ НГУ. Победителями турнира стали ученики «Школы Пифагора». Помимо новосибирцев в ТЮФ принимали участие команды из Барабинска, Воронежа, Екатеринбурга, Заречного, Кемерова, Кирова, Междуреченска, Москвы и Санкт-Петербурга. Финалисты федерального этапа будут представлять Россию на Международном турнире юных физиков, который пройдет в июле в Великобритании. 9 февраля в Новосибирске завершился четвертый сибирский Турнир юных физиков. Победили в нем, заняв все три призовых места, команды ребят из новосибирских школ и гимназий. Всего же в турнире приняли участие 22 команды из Новосибирска и области, Кузбасса и Екатеринбурга. Почему на международном турнире мы пока не только не в призах, но даже не в десятке сильнейших? Турнир юных физиков: итоги и перспективы Сегодня в Новосибирском государственном университете стартовал региональный этап самого престижного в мире соревнования по физике для старшеклассников. Сибирский этап ТЮФ проходит в третий раз. Традиция проводить региональный турнир в Академгородке возродилась после долгого перерыва. С каждым годом растет не только количество участников соревнования, но и его география. В этом году на турнир зарегистрировались 23 команды: 14 из Новосибирска, 5 из районов области, 3 из Кемеровской области, одна из Екатеринбурга - всего около 140 старшеклассников. Подробнее: В НГУ стартовал сибирский этап Турнира юных физиков Новосибирцы выиграли турнир юных физиков в Москве Сразу две команды из Новосибирска заняли призовые места во Всероссийском турнире юных физиков (ТЮФ), который проходил в Специализированном учебно-научном центре Московского государственного университета (СУНЦ МГУ) 25 – 30 марта. Победителем всероссийского ТЮФа стала команда новосибирской «Школы Пифагора», второе место заняла команда СУНЦ МГУ и третье – физико-математической школы при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ). Турнир юных физиков – не обычная школьная олимпиада. Публикуемые международным организационным комитетом задания не имеют известных и однозначных решений. Режим работы над задачами наиболее приближен к научным исследованиям: требуется обязательное строительство экспериментальных установок, проведение наблюдений и компьютерное моделирование для соотнесения полученных результатов с теорией. В течение года команда готовит свои варианты ответов, которые в дальнейшем представляет на соревнованиях различных уровней. В ходе турнира школьникам предлагается не только представить решение задачи, но и отстоять свою точку зрения в научной дискуссии. Финал между командами школы Пифагора и СУНЦ МГУ был напряженным, но новосибирцы завоевали победу с отрывом 0,2 балла. Теперь представлять Россию на Международном турнире юных физиков в городе Тайбэй на острове Тайвань будет сборная команда школы Пифагора и СУНЦ НГУ. Напомним, что в прошлом году в составе российской сборной новосибирские школьники взяли «бронзу» на международном турнире в Германии. Пресс-служба губернатора и правительства Новосибирской области Спасибо большое за создание ШП. Спасибо за ваш труд и вашу душу, которые вы вкладываете в работу с детьми. Проще всего задать вопрос в контакте http://vk.com/pythagor burya Добрый день.а подскажите как связаться с этой школой. |
Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Обмен, пристрой, делилка парфюма. Обмен и продажа атомов (Клуб любителей парфюма)Онлайн-школа: учимся дома с удовольствием! (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)⚜️АРАБЫ 2024⚜️Gusta,Vogue Alhambra, Cocoa Morado, Al Nashama (Парфюмерные распивы)Распродажа авиакомпаний 2023-2024 (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Карри - 2025 (Кулинарный форум)***Neon, Tomas Kosmala 4 , Ganymede *** (Парфюмерные распивы)«10 негритят»-2025 (Культурная жизнь)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)Декоративные крыски (Животные)
Объявления
Английский для школьников онлайн (Помощь в обучении. Репетиторы (ДО))Ремонт и настройка компьютеров и ноутбуков (Работа и услуги (ДО))Системные блоки. (Бытовая техника, компьютеры и телефоны (ДО))Полуботинки и школьные кожаные туфли для мальчика (Подростковая обувь от 37 размера (ДО))Спортивный костюм и утепленные брюки Futurino (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Юбка женская Trika, 48-50 размер (Одежда для взрослых (ДО))Школьный пиджак серый (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Ботинки зимние "сказка" (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Фирменные вещи от американской бабушки (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Фирменные вещи от американской бабушки (Детская одежда для подростков 152 см и выше)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |