/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Рисование в вопросах и ответах-2

Рисование в вопросах и ответах. Часть 1.

В этой части рассказывается о том, как раскатывать скалкой бумагу, рисовать непромокаемые контуры, наблюдать следы песка и приручать мексиканские кактусы. Все это…

…вопросы, оставшиеся без ответа в прошлый раз

3. Гуашь в сочетании с силикатным клеем позволяет создавать на бумаге настоящие витражи.

Работа проходит в два этапа. Сперва нужно создать контуры рисунка, для этого в пузырек клея примешивается примерно чайная ложка черной гуаши (сперва нужно смешать в чашке гуашь с небольшим количеством клея, затем влить смесь в пузырек), смесь тщательно взбалтывается. Теперь ей можно рисовать на бумаге – получаются черные выпуклые контуры. Рисунок нужно отложить до полного высыхания (на это может уйти до 24 часов). Когда контуры высохли, пространство между ними раскрасьте любыми красками: гуашью, акварелью, цветными чернилами или просто фломастерами.

Вообще, техника резервирования контуров (которые отделяют участки разных цветов и не позволяют краскам смешиваться) имеет много вариантов: резервным составом может служить не только подкрашенный клей, но и клей без добавок (тогда контуры будут бесцветными), свечка, масляная пастель – словом, все, что отталкивает воду и чем можно рисовать.

Как это делается

Материалы

Смешиваем тушь и клей

Рисуем контуры клеем

После высыхания раскрашиваем

4. Силикатный клей и песок (или манка) способны творить чудеса

Говорят, что японские дети приносят с собой в песочницу листы бумаги и клеевые карандаши. Карандашом рисуют «каляку-маляку», потом рисунок прижимают к песку – на бумаге остаются следы. В общем, технология проста и понятна. Вместо клеевого карандаша можно пользоваться клеем из пузырька и кисточкой, а подсохшую картину можно еще для пущей выразительности раскрасить.


Дина Абеле. Кривая, коллография.

5. С помощью акварельной (или гуашевой) краски и кухонной скалки рождаются картины в технике монотипии.

Вы усмехнулись при слове «картины»? Напрасно. На IV Новосибирской биеннале графики по меньшей мере треть работ представлены в этой технике. Так что дело серьезное: берем лист акварельной бумаги, изображаем на нем нечто изящное (цветок, бабочку, облако), накладываем на рисунок еще один лист и прокатываем скалкой. Изображение на нижнем листе словно отразилось в воде – расплылось, задрожало, стало более мягким.

Как это делается

Материалы

Рисуем розу

Накрываем листом и прокатываем скалкой

Два нежных цветка

Кай-Май Олбри Каарна.
Сад любви II

6. Кляксография

Чернила и соломинка для сока позволяют создавать причудливые, «колючие» формы, которые ваша фантазия может распознавать как деревья, звезды, морских ежей, кактусы и чертополох. Капаем на лист плотной бумаги цветные чернила и дуем на них в соломинку под разными углами. Такая техника называется кляксография.

Материалы

Капаем чернила

Дуем на чернила. Мексиканский кактус

Арсенал домашнего волшебства неисчерпаем. Чтобы расширить его, почитайте предложенные книги. Посмотрите художественные альбомы. Понаблюдайте за явлениями природы. Сходите на выставку, наконец. И, возможно, без специальных усилий, в процессе совместного творчества ваш ребенок создаст шедевр, достойный быть экспонатом Новосибирской биеннале.

Литература:

  • Фиона Уотт. Я умею рисовать. М., 2003.
  • О.А. Никологорская. Игры с красками и бумагой. М., 2003.
  • М. Дрезнина. Игры на листе бумаги. М., 1998.
  • О.А. Белобрыкина. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству. Новосибирск, 1993.

Благодарю за содействие школу «Современные родители» и, отдельно,
О. Латкину, дизайнера и маму троих детей, – за ценные советы и литературу.

Фото автора. «Картинки с выставки» отсканированы с каталога IV Новосибирской биеннале современной графики (Новосибирск, 2005).

11.12.2006
Евгения Лундина
Новосибирск

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

ИФ [] (13/11/2011)
Большое спасибо, Тьяна Васильевна, за урок
Тарасевич Татьяна Васильевна [] (24/09/2010)
Обучение рисованию детей дошкольного возраста.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:
• во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
• во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Проблема рисования старшими дошкольниками средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения изображения.
Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств обучения, многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило поводом для того, чтобы эти техники назвать «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по рисованию портрета в старшем дошкольном возрасте.
Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит на столько актуально и верно, что никто не осмелится её оспорить.
Конечно, не все дети станут художниками, скульпторами, но время когда они могут свободно творить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.
Изучив, программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду я замечаю основные направления в своей образовательной работе.
Отработка технических навыков.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности.
Обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета.
Эти задачи решаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются с учетом возрастных и психологических особенностей каждого периода.
Уже не для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания.
Ещё лет 10 назад прекрасно работала классическая схема построения занятия. Занятие проводилось сразу со всей группой детей. В начале – «сюрпризный момент», чем – то заинтересовывали детей, потом – объяснения, уточнения порядка работы и самостоятельная деятельность детей, оценка результатов. Сейчас мне приходится делить группу на 2 подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисования превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы.
А потом объяснение и сразу же упражнение детей в изображении отдельных частей работы. Последнюю половину занятия я оставлю для самостоятельной доработки рисунка или скульптуры детьми. Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем. Во – первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы. Во – вторых: организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее – получает возможность ещё поработать.
И в третьих: проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её.
Одно из ведущих направлений в моей работе – это обучение технических навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей, так и у старших дошколят.
Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямы и дуги.
Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшим дети используют полученный навык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте – длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке – короткие (короткие дуги). Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета.
При закрашивании красками больших поверхностей я использую такой прием. Говорю растягивая: «Ра – а – аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два – а – а»- рядом провожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.
Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет
-эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию. Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению пейзажных композиции: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алая разливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. При рисовании осенних пейзажей в подготовительной группе, я использовала приём набора различных цветовых пятен сначала на палитреоргстекле, последующее отпечатывание их не лист бумаги, и после просыхания дальнейшая прорисовка деталей. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того, чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и пр.можно передать своё отношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которых изображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разной техникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием или лепкой перевоплощаются в изображаемый образ – своего рода психогимнастика: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.
Ещё один прием: другой ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного его товарищем, этот приём учит детей оценивать, на сколько его средства выразительности понятны для окружающих.
И так, этой статьёй я хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное.
Тарасевич Татьяна Васильевна
Воспитатель МДОУ
«Д/с №1 комбинированного вида»
Городского округа ЗАТО Шиханы Саратовской области.
Елена [] (29/03/2007)
А мы с детками еще рисуем с помощью ниток.Лист бумаги сгибаем пополам,открываем его и на правой половинке выкладываем нитку, зарание окунув ее в краску,таким образом,чтобы оба кончика нитки свисали внизу листа.Потом аккуратно накрываем нитку левой частью листа и плотно прижимаем сверху левой рукой а правой резко тянем за оба конца нитки.Теперь открываем свой рисунок и внимательно смотрим кто что увидет если надо можно дорисавать кисточкой.Попробуйте и вы по фантазировать!

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться