/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Пишем сочинение

Советы маме по выполнению домашнего задания

Домашнее задание по русскому, домашнее задание сочинение, сочинение рассуждение, сочинение по картине, омощь родителям в домашних заданияхЭтим материалом «Сибмама» открывает проект под названием «Репетитор для мамы». О том, как помочь ребенку написать сочинение, решить задачу, справиться с английскими глаголами, расскажут опытные педагоги.

Сегодня речь пойдет о написании сочинения в 4 – 6 классах.

- Написание развернутого высказывания на любую тему и в любом стиле речи часто представляет проблему как для детей, так и для взрослых, – считает учитель русского языка и литературы гимназии № 3 Наталья Афлятунова. – Почему так происходит?  Потому что к письменной речи предъявляются более жесткие требования, чем к речи устной: нужно соблюдать стиль речи, требования жанра, композиционные особенности текста того или иного типа речи и много еще чего. Разумеется, при устной форме текста эти требования тоже учитываются, но не так жестко, как при форме письменной».

Шаг первый – выясняем подробности

По словам Натальи Афлятуновой, обучение написанию сочинения и подготовка к нему – процесс долгий и кропотливый, проходит он от урока к уроку:

- Непосредственно перед домашним или классным сочинением дети работают с упражнениями, близкими по содержанию к будущему сочинению, на протяжении нескольких уроков обсуждают вопросы, которые могут возникнуть при написании текста – это своего рода подсказки, которые могут навести вашего ребенка на мысль, о чем же ему писать. Привожу конкретный пример:

” - Ребенку задали сочинение на тему, к примеру, «Золотая осень». Посмотрите, пожалуйста, какие упражнения были до этого (домашние, классные), полистайте учебник, предложите ребенку прочитать подходящие к теме упражнения, порасспрашивайте ребенка о том, какие картины (фотографии) они рассматривали, что про это говорили. Возможно, это наведет его на какие-то мысли.

Шаг второй – вспоминаем терминологию

Термины, с которыми мы будем иметь дело при написании сочинения, одинаково актуальны для ученика начальной школы, среднего звена, старших классов.

  • Стиль речи  (могут присутствовать разночтения в учебниках, но в основном под этим словом понимается одно и то же):
* разговорный;
* научный;
* официально-деловой;
* публицистический;
* литературно-художественный.

Как правило, в начальной школе дети работают с художественным стилем – выразительным, образным, воздействующим на чувства и мысли читателя. Позже подключаются элементы других стилей. Публицистический стиль отличает эмоциональный характер изложения, большое количество фразеологизмов, ярко выраженная авторская позиция. Официально-деловой – краткость, лаконичность, отсутствие экспрессии. Разговорный – неофициальность, непринужденность, колорит устной речи. Научный – отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность.

  • Тема текста – о чем идет речь в тексте, предмет речи.
  • Идея – главная мысль, то, что хотел автор своим текстом сказать, показать, чему научить.

” - Возьмем для примера классическое и хрестоматийное сочинение школьной программы – по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Темой в данном случае будет являться сама картина: весенний пейзаж с птичьими гнездами, бревенчатым забором, деревушкой и церковью. Идеей – приход весны как обновление жизни, вечный круговорот природы, задумчивое и радостное настроение одновременно.

Основные жанры школьных сочинений – это повествование, описание и рассуждение. 

  • Сочинение-повествование (например, «Как я провел лето») отличает последовательное изложение событий, рассказ, основой которого является какой-либо жизненный эпизод.
  • В сочинении-описании (например, «Моя комната») нужно ярко и образно описать объект, предмет, человека, выразить свое, авторское к нему отношение.
  • В сочинении-рассуждении (например, «Почему молодежь мало читает?») требуется высказать свою точку зрения, аргументировать ее и сделать выводы.

Шаг третий – пишем план

- Как правило, любое школьное сочинение имеет трехчастную структуру, – говорит Наталья Афлятунова.

  • Первая часть – вступление (для сочинения-описания), завязка событий (для сочинения-повествования) или тезис (для сочинения-рассуждения).
  • Вторая часть – собственно описание (для сочинения-описания), последовательность событий (для сочинения-повествования) или доказательства (для сочинения-рассуждения).
  • Третья часть – заключение (для сочинения-описания и сочинения-повествования) или вывод (для сочинения-рассуждения).

Давайте попробуем написать план сочинения на конкретных примерах.

Сочинение-повествование: «Как я провел лето»

  • Завязка событий. Здесь мы можем упомянуть о времени и месте предстоящих событий. Например, если речь пойдет об эпизоде из летней деревенской жизни, начать можно так: «Почти каждое лето я провожу месяц у бабушки в деревне. Она живет в…». Далее переходим непосредственно к описываемому эпизоду – например, приключению на речке.
  • Последовательность событий. В этой части мы расскажем о том, как развивалось действие. Обычно событие имеет завязку (момент, с которого все начинается), кульминацию (момент наивысшего напряжения, суть события) и развязку (результат развития события, заключительный момент). Например: мальчики решили устроить соревнование по плаванию на речке и забрались слишком далеко (завязка); один из ребят, плохо умеющий плавать, едва не утонул (кульминация), но был спасен случайно проходившим мимо жителем деревни (развязка).

Отметим, что повествование может вестись как от первого лица («Я увидел, я сказал, я сделал»), так и от третьего («Он увидел»). Часто в сочинении-повествовании используются наречия и словосочетания, указывающие на время совершения действия: вдруг, внезапно, быстро, через какое-то время, тогда и так далее.

  • Заключение. Здесь мы подводим итог описываемых событий, делаем выводы

Сочинение-описание: «Моя комната».

  • Вступление. Здесь мы можем дать читателю общее представление об описываемом предмете: «В моей комнате я живу уже несколько лет, с тех пор как мы переехали в новую квартиру. Она светлая и просторная…».
  • Собственно описание. В этой части мы будем последовательно описывать комнату, стараясь через рассказ о предметах выразить характер человека, в ней живущего. Например, ребенок учится музыке и в его комнате есть фортепиано. Какое оно, как выглядит, как звучит, почему нравится или не нравится его владельцу?

В сочинении-описании, как правило, используется множество прилагательных.

  • Заключение. Постараемся выразить авторское отношение к описываемому предмету, в данном случае – к комнате.

Сочинение-рассуждение: «Почему молодежь мало читает?»

  • Тезис, который в дальнейшем мы будем доказывать, и убеждать читателя в своей правоте. Кстати, ребенок может быть убежден, что молодежь, напротив, сегодня читает много, и аргументировать именно эту точку зрения.
  • Доказательства. Ими могут служить наблюдения из жизни (подростков можно гораздо чаще встретить с телефоном или планшетом в руке, чем с книгой); факты, взятые из научной, публицистической, художественной литературы, интернета (например, статистика, связанная с падением популярности книжных магазинов и библиотек) и так далее.
  •  Вывод. В этой части с учетом приведенных доказательств делаем вывод по теме.

” - Перед написанием сочинения не забудем уточнить у ребенка, есть ли какие-то дополнительные условия. Например, учитель может попросить обязательно использовать прямую речь или распространенные дополнения.

- Как же оформить текст? А вот информацию об этом следует искать в тетради с датой непосредственно этого урока, - советует Наталья Афлятунова. – Как правило, именно на этом уроке обговаривается сама тема (то есть объясняется, о чем писать). Совместно с детьми учитель обсуждает вопрос о том, с чего начинать, обязательно обговаривается, какой тип речи должен получиться в итоге (учитывайте этот момент), стиль речи. Теоретический материал может быть одним и тем же, например, писать сочинения-описания дети могут и в первом, и в седьмом классе. Со временем же меняется не только объем, но и  уровень сложности.

Успешного вам выполнения домашнего задания!

8.05.2015
Автор: Татьяна Яковлева
Ваши друзья тоже мучаются с сочинениями?
Оставьте ссылку на эту публикацию в соцсетях, давайте научим детей писать сочинения грамотно!
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
NatalySunny (02/03/2017)
Марина&Аленочка
Спасибо, прям обнадежили. А то только и читаю везде сейчас как детям в школе тяжело и что родители до ночи с детьми сидят за уроками.
Марина&Аленочка (02/03/2017)
NatalySunny
И тогда и сейчас были и есть детки, которые учатся самостоятельно и делают уроки сами.
Есть такие, которым помощь действительно необходима. И это не обязательно от того, что "о как грузят сейчас в школах" Surprised
Зависит от многих факторов. И от мотивации на учебу, и вообще от степени обучаемости ребенка, и от физического состояния, и от психологического. Много от чего aga-aga
NatalySunny (01/03/2017)
Как страшно жить... Когда я сама училась в школе мне ВООБЩЕ не требовались родители для выполнения домашних заданий и в принципе для учебы. Где те прекрасные добрые времена? С ужасом жду, когда мои дети пойдут в школу...
burya (24/02/2017)
Уже в расписании второклассников появляется два урока иностранного языка, а многие дети попадают в языковые школы и того раньше. Часто они остаются один на один с непонятными словами и буквами, ведь их папы и мамы либо забыли, либо изучали в школе другой язык. Однако и в этом случае у родителей есть возможность помочь ребенку.

Несколько простых практических советов от учительниц иностранных языков, которые подойдут абсолютно всем мамам!

Как помочь ребенку учить иностранный язык, особенно если сам его не знаешь…

изображение
Morskaya udacha (20/01/2017)
Здорово aga-aga
Инга2007 (20/01/2017)
burya
Спасибо, очень интересно! :-)
burya (20/01/2017)
"У одной продавщицы были только пяти- и двухрублевые монетки. Сколькими способами он может набрать 57 рублей сдачи?"

Признайтесь, ваши дети подходили к вам с этими странными задачками, которые нужно решать перебором всех возможных вариантов? А ведь это диофантовы уравнения, с которых начинается изучение основ теории чисел! Мы научим вас решать их быстро и просто!

Кстати, продавщица может набрать сдачу шестью способами Wink

Диофантовы уравнения. Что такое «решение задач подбором», и можно ли их решать иначе?

изображение
Sweety (20/01/2016)
Хорошая статья.

Я бы добавила еще, что писать нужно да, реферат (который желательно прошить в скоросшивателе) и отдельно "текст защиты", на 2-3 страницы, который будет пересекаться со слайдами., что бы в процессе речи, были нужны слайды. Их можно листать., а можно выучить эти 2 листа текста, записать на какой секунде должен идти следующий слайд и сделать автоматически настройку.
Далее, по списку литературы не совсем актуально приведено. Сейчас ГОСТы немного шире. Указывается еще издательство и общее количество страниц., например
Иванов А.А. Что мы едим? - М.: Прогресс, 2015.- 673с.
или если это журнал
Иванов А.А. Что мы едим? // Наука и жизнь.- 2015.- №5.-С.17-18.
Мурррр1111 (Гость) (17/01/2016)
Вот только заваливают настоящее исследование, с анкетированием, с соцопросом - обидно. В следующем году, даже участвовать не будем. Почему научная работа, хоть и мизерная получает меньше, чем скачанный из интернета текст про дельфинов. Я, имея опыт руководства курсовыми работами, старалась с ребенком сделать действительно актуальную маленькую научную работу, с изюминкой. Срезали балы, не удивлюсь, если сделают аналог в следующем году в своем классе.
KisaL (30/10/2015)
Когда родители могут ознакомиться с портфелем достижений ребенка?
В любое время, когда захотят. Учитель обычно поднимает этот вопрос на родительском собрании. При желании можно просто прийти в класс и попросить педагога выдать портфель достижений ребенка, чтобы прочитать и изучить его детально.

Воодушевляет эта фраза.
Но портфолио - нужно точно не родителям, и не ученикам.
burya (30/10/2015)
Современная система образования то и дело преподносит родителям сюрпризы: тесты, баллы, диагностические работы – разобраться в этом многообразии непросто. Множество вопросов связано с так называемым портфелем достижений ученика – в обиходе его часто именуют просто портфолио.

Внести ясность нам помогла учитель начальных классов образовательного центра «Горностай» Евгения КИРИЛИНА. Итак, что такое портфолио ученика? Кто и чем его наполняет? Зачем оно нужно? Читайте!

Портфолио школьника - что это такое?

изображение
burya (09/10/2015)
Сегодня почти каждый школьник среднего звена хотя бы раз участвовал в школьном конкурсе научных проектов. И, конечно, за помощью они обращаются к родителям. Однако большинство мам и пап, не занимающихся научной работой, не понимают - что делать-то нужно? Это же не задачу решить, и даже не сочинение написать...

Что же такое - школьные научный проект, как к нему подготовиться и чем ребенку могут помочь родители, мы расспросили педагогов средней школы № 61: учителя русского языка и литературы Татьяну Гаврюшину и учителя математики Татьяну Сизых.

Как помочь ребенку подготовиться к конкурсу проектов

изображение
Анастасия (09/08/2015)
Stella01 писал(а):
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Какое именно "такое"?
Stella01 (09/08/2015)
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Лёля (15/07/2015)
Круто! ))
      1 | 2    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться