/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Пишем сочинение

Советы маме по выполнению домашнего задания

Домашнее задание по русскому, домашнее задание сочинение, сочинение рассуждение, сочинение по картине, омощь родителям в домашних заданияхЭтим материалом «Сибмама» открывает проект под названием «Репетитор для мамы». О том, как помочь ребенку написать сочинение, решить задачу, справиться с английскими глаголами, расскажут опытные педагоги.

Сегодня речь пойдет о написании сочинения в 4 – 6 классах.

- Написание развернутого высказывания на любую тему и в любом стиле речи часто представляет проблему как для детей, так и для взрослых, – считает учитель русского языка и литературы гимназии № 3 Наталья Афлятунова. – Почему так происходит?  Потому что к письменной речи предъявляются более жесткие требования, чем к речи устной: нужно соблюдать стиль речи, требования жанра, композиционные особенности текста того или иного типа речи и много еще чего. Разумеется, при устной форме текста эти требования тоже учитываются, но не так жестко, как при форме письменной».

Шаг первый – выясняем подробности

По словам Натальи Афлятуновой, обучение написанию сочинения и подготовка к нему – процесс долгий и кропотливый, проходит он от урока к уроку:

- Непосредственно перед домашним или классным сочинением дети работают с упражнениями, близкими по содержанию к будущему сочинению, на протяжении нескольких уроков обсуждают вопросы, которые могут возникнуть при написании текста – это своего рода подсказки, которые могут навести вашего ребенка на мысль, о чем же ему писать. Привожу конкретный пример:

” - Ребенку задали сочинение на тему, к примеру, «Золотая осень». Посмотрите, пожалуйста, какие упражнения были до этого (домашние, классные), полистайте учебник, предложите ребенку прочитать подходящие к теме упражнения, порасспрашивайте ребенка о том, какие картины (фотографии) они рассматривали, что про это говорили. Возможно, это наведет его на какие-то мысли.

Шаг второй – вспоминаем терминологию

Термины, с которыми мы будем иметь дело при написании сочинения, одинаково актуальны для ученика начальной школы, среднего звена, старших классов.

  • Стиль речи  (могут присутствовать разночтения в учебниках, но в основном под этим словом понимается одно и то же):
* разговорный;
* научный;
* официально-деловой;
* публицистический;
* литературно-художественный.

Как правило, в начальной школе дети работают с художественным стилем – выразительным, образным, воздействующим на чувства и мысли читателя. Позже подключаются элементы других стилей. Публицистический стиль отличает эмоциональный характер изложения, большое количество фразеологизмов, ярко выраженная авторская позиция. Официально-деловой – краткость, лаконичность, отсутствие экспрессии. Разговорный – неофициальность, непринужденность, колорит устной речи. Научный – отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность.

  • Тема текста – о чем идет речь в тексте, предмет речи.
  • Идея – главная мысль, то, что хотел автор своим текстом сказать, показать, чему научить.

” - Возьмем для примера классическое и хрестоматийное сочинение школьной программы – по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Темой в данном случае будет являться сама картина: весенний пейзаж с птичьими гнездами, бревенчатым забором, деревушкой и церковью. Идеей – приход весны как обновление жизни, вечный круговорот природы, задумчивое и радостное настроение одновременно.

Основные жанры школьных сочинений – это повествование, описание и рассуждение. 

  • Сочинение-повествование (например, «Как я провел лето») отличает последовательное изложение событий, рассказ, основой которого является какой-либо жизненный эпизод.
  • В сочинении-описании (например, «Моя комната») нужно ярко и образно описать объект, предмет, человека, выразить свое, авторское к нему отношение.
  • В сочинении-рассуждении (например, «Почему молодежь мало читает?») требуется высказать свою точку зрения, аргументировать ее и сделать выводы.

Шаг третий – пишем план

- Как правило, любое школьное сочинение имеет трехчастную структуру, – говорит Наталья Афлятунова.

  • Первая часть – вступление (для сочинения-описания), завязка событий (для сочинения-повествования) или тезис (для сочинения-рассуждения).
  • Вторая часть – собственно описание (для сочинения-описания), последовательность событий (для сочинения-повествования) или доказательства (для сочинения-рассуждения).
  • Третья часть – заключение (для сочинения-описания и сочинения-повествования) или вывод (для сочинения-рассуждения).

Давайте попробуем написать план сочинения на конкретных примерах.

Сочинение-повествование: «Как я провел лето»

  • Завязка событий. Здесь мы можем упомянуть о времени и месте предстоящих событий. Например, если речь пойдет об эпизоде из летней деревенской жизни, начать можно так: «Почти каждое лето я провожу месяц у бабушки в деревне. Она живет в…». Далее переходим непосредственно к описываемому эпизоду – например, приключению на речке.
  • Последовательность событий. В этой части мы расскажем о том, как развивалось действие. Обычно событие имеет завязку (момент, с которого все начинается), кульминацию (момент наивысшего напряжения, суть события) и развязку (результат развития события, заключительный момент). Например: мальчики решили устроить соревнование по плаванию на речке и забрались слишком далеко (завязка); один из ребят, плохо умеющий плавать, едва не утонул (кульминация), но был спасен случайно проходившим мимо жителем деревни (развязка).

Отметим, что повествование может вестись как от первого лица («Я увидел, я сказал, я сделал»), так и от третьего («Он увидел»). Часто в сочинении-повествовании используются наречия и словосочетания, указывающие на время совершения действия: вдруг, внезапно, быстро, через какое-то время, тогда и так далее.

  • Заключение. Здесь мы подводим итог описываемых событий, делаем выводы

Сочинение-описание: «Моя комната».

  • Вступление. Здесь мы можем дать читателю общее представление об описываемом предмете: «В моей комнате я живу уже несколько лет, с тех пор как мы переехали в новую квартиру. Она светлая и просторная…».
  • Собственно описание. В этой части мы будем последовательно описывать комнату, стараясь через рассказ о предметах выразить характер человека, в ней живущего. Например, ребенок учится музыке и в его комнате есть фортепиано. Какое оно, как выглядит, как звучит, почему нравится или не нравится его владельцу?

В сочинении-описании, как правило, используется множество прилагательных.

  • Заключение. Постараемся выразить авторское отношение к описываемому предмету, в данном случае – к комнате.

Сочинение-рассуждение: «Почему молодежь мало читает?»

  • Тезис, который в дальнейшем мы будем доказывать, и убеждать читателя в своей правоте. Кстати, ребенок может быть убежден, что молодежь, напротив, сегодня читает много, и аргументировать именно эту точку зрения.
  • Доказательства. Ими могут служить наблюдения из жизни (подростков можно гораздо чаще встретить с телефоном или планшетом в руке, чем с книгой); факты, взятые из научной, публицистической, художественной литературы, интернета (например, статистика, связанная с падением популярности книжных магазинов и библиотек) и так далее.
  •  Вывод. В этой части с учетом приведенных доказательств делаем вывод по теме.

” - Перед написанием сочинения не забудем уточнить у ребенка, есть ли какие-то дополнительные условия. Например, учитель может попросить обязательно использовать прямую речь или распространенные дополнения.

- Как же оформить текст? А вот информацию об этом следует искать в тетради с датой непосредственно этого урока, - советует Наталья Афлятунова. – Как правило, именно на этом уроке обговаривается сама тема (то есть объясняется, о чем писать). Совместно с детьми учитель обсуждает вопрос о том, с чего начинать, обязательно обговаривается, какой тип речи должен получиться в итоге (учитывайте этот момент), стиль речи. Теоретический материал может быть одним и тем же, например, писать сочинения-описания дети могут и в первом, и в седьмом классе. Со временем же меняется не только объем, но и  уровень сложности.

Успешного вам выполнения домашнего задания!

8.05.2015
Автор: Татьяна Яковлева
Ваши друзья тоже мучаются с сочинениями?
Оставьте ссылку на эту публикацию в соцсетях, давайте научим детей писать сочинения грамотно!
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Sweety (20/01/2016)
Хорошая статья.

Я бы добавила еще, что писать нужно да, реферат (который желательно прошить в скоросшивателе) и отдельно "текст защиты", на 2-3 страницы, который будет пересекаться со слайдами., что бы в процессе речи, были нужны слайды. Их можно листать., а можно выучить эти 2 листа текста, записать на какой секунде должен идти следующий слайд и сделать автоматически настройку.
Далее, по списку литературы не совсем актуально приведено. Сейчас ГОСТы немного шире. Указывается еще издательство и общее количество страниц., например
Иванов А.А. Что мы едим? - М.: Прогресс, 2015.- 673с.
или если это журнал
Иванов А.А. Что мы едим? // Наука и жизнь.- 2015.- №5.-С.17-18.
Мурррр1111 (Гость) (17/01/2016)
Вот только заваливают настоящее исследование, с анкетированием, с соцопросом - обидно. В следующем году, даже участвовать не будем. Почему научная работа, хоть и мизерная получает меньше, чем скачанный из интернета текст про дельфинов. Я, имея опыт руководства курсовыми работами, старалась с ребенком сделать действительно актуальную маленькую научную работу, с изюминкой. Срезали балы, не удивлюсь, если сделают аналог в следующем году в своем классе.
KisaL (30/10/2015)
Когда родители могут ознакомиться с портфелем достижений ребенка?
В любое время, когда захотят. Учитель обычно поднимает этот вопрос на родительском собрании. При желании можно просто прийти в класс и попросить педагога выдать портфель достижений ребенка, чтобы прочитать и изучить его детально.

Воодушевляет эта фраза.
Но портфолио - нужно точно не родителям, и не ученикам.
burya (30/10/2015)
Современная система образования то и дело преподносит родителям сюрпризы: тесты, баллы, диагностические работы – разобраться в этом многообразии непросто. Множество вопросов связано с так называемым портфелем достижений ученика – в обиходе его часто именуют просто портфолио.

Внести ясность нам помогла учитель начальных классов образовательного центра «Горностай» Евгения КИРИЛИНА. Итак, что такое портфолио ученика? Кто и чем его наполняет? Зачем оно нужно? Читайте!

Портфолио школьника - что это такое?

изображение
burya (09/10/2015)
Сегодня почти каждый школьник среднего звена хотя бы раз участвовал в школьном конкурсе научных проектов. И, конечно, за помощью они обращаются к родителям. Однако большинство мам и пап, не занимающихся научной работой, не понимают - что делать-то нужно? Это же не задачу решить, и даже не сочинение написать...

Что же такое - школьные научный проект, как к нему подготовиться и чем ребенку могут помочь родители, мы расспросили педагогов средней школы № 61: учителя русского языка и литературы Татьяну Гаврюшину и учителя математики Татьяну Сизых.

Как помочь ребенку подготовиться к конкурсу проектов

изображение
Анастасия (09/08/2015)
Stella01 писал(а):
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Какое именно "такое"?
Stella01 (09/08/2015)
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Ксюнтия (15/07/2015)
Круто! ))
Irishapravo (08/05/2015)
Отличная идея! Современным мамам такая помощь очень полезна.
Марина&Аленочка (08/05/2015)
Очень актуальный и классный проект!
Сочинение мы еще не пишем, но с некоторыми проблемами уже столкнулись и в началке aga-aga

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться