/О детях/Воспитание и психология

Если ребенок - маленький прокрастинатор

Он подумает об этом завтра…

Как помочь ребенку победить прокрастинацию. Что делать, если ребенок откладывает важные дела на потом. Как научить ребенка все делать вовремя.

 

Термин «прокрастинация» (откладывание важных дел) знаком далеко не всем, между тем, если подумать, в России прокрастинацию уже можно записывать в число национальных особенностей. Конечно, такое поведение знакомо жителям всех стран, но только у нас его считают не недостатком, а достоинствам. Помните: «Русские долго запрягают, да быстро едут»? Ну вот, это оно. Мы такие, да!

 

А между тем, прокрастинация и последующая «штурмовщина» не только выматывают человека, но и не позволяют качественно выполнить работу, да и вообще, здорово портят жизнь. Если вы заметили, что ребенок бесконечно откладывает важные дела – помогите ему с этим справиться!

 

До семи – еще рано

Если ваш ребенок полчаса ковыряется в тарелке с супом – он не прокрастинатор, он просто не голоден или не любит суп. Если два часа переписывает три строчки прописи, отвлекаясь на каждую муху, - у него дефицит внимания или задание кажется ему слишком скучным. А вот когда в половине восьмого вечера 25 мая сообщает вам, что завтра – последний срок сдачи школьного проекта, для которого надо подготовить доклад, макет и презентацию, а задан он был еще в сентябре – не сомневайтесь, это оно!

Именно поэтому вряд ли вы заметите такую особенность поведения у дошкольника: его распорядок дня жестко регламентирован родителями и воспитателями, а нагрузка разумно дозирована в зависимости от способностей. «Обязательно разучите к понедельнику», - озабоченно советует воспитательница, подсовывая в ноябре сценарий новогоднего утренника (с тремя подчеркнутыми маркером репликами седьмого ежика). Однако как только ребенок идет в школу, у него, во-первых, появляется большая свобода действий, а во-вторых – пропадает жесткая контролирующая связка мама-педагог, ведь они уже не общаются ежедневно. И… понеслось!

Но почему ребенок без конца откладывает серьезные дела?  Причин несколько, и в каждом случае важно оказать ребенку адекватную помощь.

 

Сказка о потерянном времени

Ученик младших классов, как правило, уже вполне может распланировать свои задания на один день и прикинуть, сколько времени займет их выполнение. Куда сложнее равномерно распределить нагрузку на неделю – многим не удается овладеть этим искусством вплоть до средней школы. Что уж говорить о больших школьных проектах, для которых нужно собирать материал на протяжении всего учебного года! Год для семилетнего ребенка – это почти вечность, а вот кончается он, увы, всегда внезапно…

Проблема

«У меня еще очень много времени, возьмусь когда-нибудь потом и все успею…»

Решение  

Обязательно учите ребенка основам планирования! Помогите ему разбить работу на этапы и назначьте для каждого контрольные сроки. Объясните, что во время работы могут возникнуть непредвиденные сложности, и нужно обязательно иметь время про запас. Проверяйте ход выполнения работы в контрольных точках и помогите ребенку корректировать график в зависимости от его успехов.

 

Лиха беда начало

Бывает, что ребенка пугает масштабность самого проекта, особенно если он обширный и разноплановый. К примеру, учительница попросила его собрать летом гербарий, описать собранные растения и придумать сказку про одно из них. Ученик младших классов может просто потеряться в таком задании. Что делать сперва – собирать растения или прочитать про них? Писать сказку или закрепить листья в гербарий? И как их закрепить – скотчем, клеем, а может быть – степлером? Не зная, с какой стороны приступить к заданию, ребенок поступает просто – не делает ничего, надеясь, что потом как-то само все прояснится.

Проблема

«Я не знаю с чего начать, как это вообще работает?..»

Решение

Решение, как ни странно, то же самое, что и в предыдущем случае. Только акцент надо делать не на контрольных сроках, а на содержании этапов. Обсудите вместе с ребенком, что нужно сделать в начале, пусть у него на каждый день стоит какая-то небольшая, но понятная и конкретная задача, например, в случае с гербарием, – найти названия всех деревьев, которые растут во дворе. Как только первый этап будет пройден, малышу сразу станет намного проще!

 

Большой кусок

Иногда ребенок знает, что нужно делать и сколько времени на это потребуется, но сам объем предлагаемой работы парализует его, как удав кролика. Книга слишком толстая, разве мыслимо ее вообще прочитать? Птиц в нашей области живет слишком много, разве можно обо всех написать? Всякий нормальный ребенок (да и взрослый тоже) постарается отвлечься от того, что его пугает и беспокоит, найдя более приятное занятие. А работа, между тем, не просто остается несделанной, к ней даже не приступали!

Проблема

«Я такой маленький, а работа такая большая…»

Решение

Да, да разбейте вместе с ребенком работу на этапы! Покажите, как мал и незначителен каждый из них, как просто с ним справиться и какую часть работы ребенок при этом проделывает. К примеру, ребенок боится читать слишком толстые книги. Разделите ее закладками по пять страниц, пусть это будет дневное задание. В книге 100 страниц? Прекрасно, повесьте на стену календарь, каждую неделю раскрасьте разными цветами (чтобы ребенка не угнетала «большая белая неизвестность») и последовательно перекрашивайте каждую неделю по мере продвижения маленького читателя.

 

Черновик и чистовик

Иногда будущая работа кажется ребенку ценной сама по себе, и он боится приступить к ней, потому что может что-то испортить или выполнить неверно. Особенно часто это  происходит с художественными и научными работами, есть даже такое понятие, как «страх чистого листа». Действительно, полотно такое большое, вдруг вместо того, чтобы нарисовать шедевр, я сделаю неверный мазок? Вдруг, проращивая семена, я полью их слишком обильно, и они погибнут? Да и вообще, хватит ли у меня знаний и способностей для такого проекта?

Проблема

«Я слишком маленький и глупый для такой работы…»

Решение

Тренировка и еще раз тренировка! Начните с эскизов, постепенно увеличивая размер листа. Посейте несколько запасных партий семян. Вместо большого сочинения напишите маленькое эссе. Учите ребенка работать с черновиками,  расскажите, что неудачные решения – неизбежность любого предприятия, именно они позволяют нам сделать правильные выводы.

 

Большому кораблю – большое плавание

Наконец, ребенок может откладывать начало важного дела, потому что ему кажется, что для начала требуются особенные, идеальные условия. Прежде, чем приступить к написанию большого сочинения, нужно прорешать все примеры по математике, подготовить на завтра школьную форму, чисто убрать свой рабочий стол, поточить карандаши, чтобы уж ничто не отвлекало от важной работы… В итоге ребенок или вовсе тонет в повседневной рутине, или приступает к работе таким усталым, измученным, что тут же ее бросает. Особенно часто это случается с маленькими перфекционистами, отличниками и умницами, от которых родители уж никак не ожидают, что их дисциплинированный ребенок «завалит сроки». Но это их персональный дракон, имейте в виду!

Проблема

«Подготовка к работе занимает столько времени, что нет сил на работу…»

Решение

Не всякому взрослому удается верно расставить приоритеты, что уж говорить о ребенке. Самое время научить его «управлением времени по Франклину», научив разделять все задачи на важные и неважные, срочные и несрочные. Согласно этой классификации, наиболее ценны важные несрочные дела, что полностью согласуется с проблемой прокрастинатора – именно к ним труднее всего приступить. Покажите, как много времени высвободит отказ от неважных дел, которые ребенок может отложить, не делать совсем или перепоручить, в крайнем случае – строго ограничить время, уделяемое им. Карандаши можно заточить и в процессе работы, если возникнет необходимость, так что вперед, пора действовать!

Беда прокрастинации не в том, что важное дело остается несделанным (или сделанным ругающимися родителями, которые всю ночь в четыре руки клеят макет), а в том, что несделанная работа изматывает и угнетает ребенка даже тогда, когда он вообще ничего не делает. Постепенно откладывание становится дурной привычкой, а затем и чертой характера, но утомляет от этого не меньше. Лучше подавить такую возможность в зародыше и… пожалуйста, не откладывайте это на завтра!

16.06.2016
Автор: Екатерина Ершова
Интересно? Оставьте ссылку на статью в социальных сетях!
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Н.В. (17/06/2016)
burya, дело в том, что если мы позволим себе (и детям) честно признаться, что нам нечто просто не хочется делать, то у нас сразу появляются варианты разрешения противоречия. Во-первых, честное признание нежелания освобождает нас от необходимости маскировки, то бишь прокрастинации. Во-вторых, мы можем проанализировать причины нежелания. И в зависимости от этих причин действовать. Это либо снятие задачи с повестки дня (честно говоря, мы столько ненужной фигни снабжаем ярлыком "надо", что просто диву даёшься), либо возможность себя замотивировать и найти в задаче интерес, либо выявление конкретных затруднений и неудобств на пути к результату, которые вполне устранимы, если действовать последовательно и с фантазией.
burya (17/06/2016)
Как бы было хорошо, если бы наша жизнь состояла исключительно из приятных и увлекательных занятий и в ней совсем не было бы нудной рутины, с которой не охота связываться :haha:
Н.В. (17/06/2016)
burya писал(а):
Вот если бы он так и не открыл книгу, потому что "сегодня хочу погулять, почитаю потом, когда нагуляюсь", "она такая толстая, я еще никогда не читал таких больших книг, я не справлюсь", или "я тупой, я все равно не пойму в такой книге ничего" - вот тогда да...

Согласна. Прокрастинация - это такая маскировка для "неохота". Искусству этой маскировки учит общество, начиная с родителей. Ведь ребёнку запрещено отказываться, более того - ребёнку запрещено даже говорить о том, что нечто ему делать "неохота". Тогда в ход начинают идти отмазки, и чем старше ребёнок, тем они разнообразнее и креативнее. И постепенно подрастающий человечек забывает о том, что в основе лежит простое "неохота", начинает верить в самим собой созданные мифы - что он возьмётся за книгу, когда нагуляется, что он в принципе не может читать больших книг, что он вообще тупой по жизни и т.д. и т.п. Затем начинается поиск способов борьбы с этими мифами, как обмануть себя и, например, затолкать в себя нудную книгу. И столько при этом тратится усилий, столько поводов для гордости за силу воли, столько чувства вины при неудаче. И всё это совершенно зря. Потому что интересная книга не требует никакого насилия над собой, чтобы её прочитать. Она глотается, как Кьяра10 только что отметила.
Кьяра10 (17/06/2016)
burya
Так он бы ее и не открыл, если бы я не пнула. :haha: Но, наверное, вы правы, никаких "я тупой, а она толстая" у него нет, просто неохота. И я его понимаю. Интересны книги он глотает.
burya (17/06/2016)
Кьяра10, это не прокрастинация, ему просто неинтересно :-)

Вот если бы он так и не открыл книгу, потому что "сегодня хочу погулять, почитаю потом, когда нагуляюсь", "она такая толстая, я еще никогда не читал таких больших книг, я не справлюсь", или "я тупой, я все равно не пойму в такой книге ничего" - вот тогда да...
Кьяра10 (17/06/2016)
Мой сын уже вторую неделю пытается читать "Тараса Бульбу", прямо мается, не хочет, а помимо "Тараса" есть еще список нуднейших произведений внеклассного чтения. Читаю Тараса ему вслух, маюсь сама (не люблю Гоголя).

Вчера подумала: черт с ним, с Гоголем, посмотрим фильм, сюжет будет знать ребенок, а богатство великорусского языка в исполнении Гоголя он пока оценить не в состоянии. Причем Пушкина прочитал быстро.
Прокрастинация на лицо, но беды не вижу. Проведем сегодня вечер с попкорном удовольствием. :-)

А вот на работе такие люди напрягают. Когда твоя работа связана со своевременным исполнением предыдущего этапа, за который отвечает другой человек.
llazy (17/06/2016)
Цитата:
"Если ваш ребенок полчаса ковыряется в тарелке с супом – он не прокрастинатор, он просто не голоден или не любит суп."
На мой взгляд, в этой фразе коротко и ясно сформулирована суть любой прокрастинации - отсутствие желания, мотивации к некоей навязанной извне деятельности.

Еда это базовая потребность - оттягивать наступление сытости или сна можно только в случае если нет желания есть или спать, то есть ребенок не голоден - уровень глюкозы все еще достаточен или не хочет спать - не накопилась усталость , или же у ребенка довольно тяжелые нарушения работы головного мозга.

Тогда проблему с едой называем анарексия, а со сном бессонница и смотрим на них под другим углом.
Н.В. (16/06/2016)
Тот случай, когда практические рекомендации мне нравятся, а вот контекст их применения вызывает недоумение и даже отторжение.
"Если ваш ребенок полчаса ковыряется в тарелке с супом – он не прокрастинатор, он просто не голоден или не любит суп."
На мой взгляд, в этой фразе коротко и ясно сформулирована суть любой прокрастинации - отсутствие желания, мотивации к некоей навязанной извне деятельности. Вот только маленькому ребёнку ещё худо-бедно оставляется право следовать своим потребностям, а в остальных случаях навешивается новомодный ярлык "прокрастинатор". Считается, что взрослый человек, и даже ребёнок школьного возраста, должен уметь делать то, что ему нафик не надо, причём вовремя и качественно, да ещё и не бухтеть при этом. Тогда он хороший человек, достойный член общества.
Вот автор статьи вопрошает :"Но почему ребенок без конца откладывает серьезные дела?"
Ответ прост как три рубля - потому что дело для ребёнка не является ни серьёзным, ни интересным, потому что это вообще не его дело. И до тех пор, пока это будет не его дело, лыжи не поедут. Точнее, можно протащить и на лыжах по асфальту, с использованием различных приёмов, но это всё равно будет дело того, кто тащит, а не самого ребёнка. А вот если у ребёнка интерес есть, есть осознание важности дела, но дело большое, не вполне понятное и требующее времени, если не хватает уверенности в своих силах, вот тогда рекомендации данной статьи именно то, что нужно, просто замечательные. Вот только не надо их применять к не голодному ребёнку, который в принципе не любит суп. Или к ребёнку, который не хочет писать сочинение на идиотскую тему. Или читать летом список нудной литературы. Или делать гербарий, когда учительница не объяснила, как этот самый гербарий делать. Или весь год работать над проектом, который учительница не потрудилась обрисовать более чем в общих чертах, чётко не поставила задачи, не разделила весь проект на этапы, не обозначила сроки для этапов, перебросив это на ребёнка или на его родителей.
И не надо слишком уж бояться того, что ребёнок откладывает дело на последний момент. У него гораздо больше шансов справиться с этой работой, если из-за нехватки времени он наконец-то осознает её важность для себя. И если он из-за того, что спохватился поздно, действительно потеряет нечто для себя значимое, то в следующий раз он более внимательно отнесётся к срокам и расстановке приоритетов.
Вобщем, прежде чем применять рекомендации статьи, нужно убедиться в том, что дело для ребёнка (лично для него самого) является важным и интересным, а если вдруг оказывается, что это не так, постараться пробудить интерес, помочь осознать важность.

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться