/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 7 до 10 лет

Бумага + карандаш (игры на бумаге) 

В городе обычно в такое время наши дети бесконечно смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Из игр на бумаге современные школьники знают, оказывается, лишь "Морской бой".
 
Хорошая игра, никто не спорит, но досуг даже такого рода должен быть разнообразным!  А чем себя занять без этих радостей жизни, они зачастую даже не представляют. Познакомьте их с играми докомпьютерной эпохи! 
 

Пободаемся? «Быки и коровы» 

Играют двое. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока — отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык». 

Например, первый игрок задумал 7245, а второй игрок назвал 4203. Первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к). 

Свое число задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника. 

С такой игрой можно познакомить даже старшеклассников, и, более того - взрослых! Но игрокам должен быть не чужд магический мир цифр и логики. Если вы или ваши дети явно гуманитарии, можно попробовать разновидность этой игры с буквами. Тоже довольно увлекательно играть, но гораздо сложнее. Чтобы упростить задачу, можно на первых порах договориться загадывать слова только определенной тематической группы (имена, цветы, города, марки автомобилей...). Если выбрать подходящую категорию слов, возраст игроков может быть и младше. Главное, проявить фантазию в организации. 

Можно играть не только вдвоем, но и целой компанией. Тогда игра будет выглядеть так: ведущий загадывает число (или слово), а все остальные выдвигают свои версии и записывают версии других. Выигрывает тот, кто первым догадается. 

«Футбол»

Если вы с ребенком вдвоем дома, сыграйте во что-нибудь новое или хорошо забытое старое хотя бы. Могу поспорить, многие из нас в детстве знали незамысловатую игру под названием «Футбол»

Для игры в «Футбол» нужен листок в клетку, который будет служить полем. Играют двое человек. Ворота размером в шесть клеток. Игра начинается в центральной точке поля (листка). Первый ход разыгрывается жребием. 

Ход — ломаная, состоящая из трех отрезков, каждый из которых — диагональ или сторона клетки. 

Пересекать линии и касаться их нельзя. Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает штрафной: прямую линию в шесть клеток (по вертикали, горизонтали или диагонали). 

Если после штрафного мяч остановился на уже проведенной линии, или игрок не может сделать ход, то пробивается еще один штрафной. 

Играют до первого гола. 

Можно играть с малышом 5-6 лет. Заодно объясните ему, что такое ломаная, прямая, квадрат, сторона квадрата, пересечение линий. Получится не просто игра, а почти урок геометрии для самых маленьких. Это довольно весело, несмотря на то (или, наоборот, благодаря тому?) что очень просто. 

«Виселица» 

Даешь орфографию в массы! Когда я работала в школе, в такую игру мы играли с моими пятиклассниками на уроке русского языка. И именно с самыми сложными словами. Потому как опасность быть повешенным должна быть реальной. Я, конечно, имею в виду всем известную «Виселицу». Вы-то наверняка ее помните, а вот дети могут и не знать о таком достойном внимания времяпрепровождении. Подарите им это знакомство, пусть радуются. 

Вам понадобятся чистая бумага и ручка. Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием (вот тут-то и можно проверить знание орфографии!). Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует схему, которая изображает виселицу с петлей. 

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. 

Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово. 

Опять же можно провести такую же игру и с большой компанией, просто загадывающий будет один, а отгадывать будут все остальные. Тогда эта игра станет еще и на внимание: придется же запоминать, кто какую букву уже называл и что ему за это было! 

«Заветный список» 

Каждый участник чертит таблицу. В заголовки колонок вставляются всевозможные множества - в зависимости от уровня знаний и интересов участников. Это могут быть города и страны, реки и имена, фильмы и книги, артисты и писатели, спортсмены и политики, растения и животные. Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит "про себя", другой его останавливает. Надо заполнить таблицу словами, начинающимися с получившейся буквы - по одному слову на каждую графу. Если вы играете в одиночку, можно наугад ткнуть пальцем в страницу с текстом- так и найдете букву, диктующую условия. В случае, если эта буква уже использовалась, или сложна для нахождения слов, с нее начинающихся, в качестве начальной буквы выбирается следующая по алфавиту. 

На заполнение таблицы отводится определенное время - обычно 5-10 минут. При подсчете результатов одинаковые слова у разных участников либо не засчитываются, либо засчитываются за пол-ответа. 

Выигрывает тот, кто заполнил максимальное число колонок. 

Это отличный способ проявить свою эрудированность и оригинальность. Интересно в такую игру поиграть в малознакомой большой компании для лучшего представления внутреннего мира собеседников: все в том же летнем лагере или даже в купе вагона дальнего следования. 

«Цепочки слов» 

Большая изобретательность требуется в игре «цепочки слов», в которой используются метаграммы, то есть пары слов, получающиеся друг из друга заменой одной буквы. 

Задача состоит в том, чтобы для данной пары слов придумать цепочку метаграмм, превращающую одно из этих слов в другое. Каждое последующее слово получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Победителем становится тот, чья цепочка короче. Изобрел эту игру Льюис Кэрролл, автор книги "Алиса в стране чудес". Так, КОЗА превращается в ВОЛКА, ЛИСУ, БАРСА и других животных. 

За 17 ходов НОЧЬ меняется на ДЕНЬ. 
 
За 11 ходов РЕКА превращается в МОРЕ. 
 
За 13 из ТЕСТА можно приготовить БУЛКУ. 
 
Путешествие во времени займет 19 ходов: МИГ превратится в ЧАС, затем в ГОД, потом возникнет ВЕК и в конце концов получится ЭРА. 
 

Может быть, кто-нибудь из читателей сделает цепочки короче!? Дерзайте и ставьте рекорды! 

«Пять слов»

Назовем какое-нибудь слово. Например, СТОЛ. Игроки записывают его, расставляя буквы с некоторым интервалом. После этого под каждой буквой пишем по пять (или больше - по условию) слов, начинающихся с этой буквы. Например: С - сено, стул, собака, самец, салки; Т - табурет, топка, танк, торт, товарищ... Это только сперва кажется, что это просто. А вы попробуйте вот так разобрать, например, РЕНТГЕНОГРАФИЯ! Посмотрим, как вы справитесь! 

 
12.05.2010
Материал был опубликован в журнале "Лиза. Мой ребенок"
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Лето теплое (17/01/2016)
Ой, спасибо огромное!!! Кроме морского боя ничего не помню из детства. Дочу в 6 лет научила. А тут неделю лежали в больнице, эх не нашла раньше тему. Прочитаю обязательно и будем играть.
Snegnaya (17/01/2016)
Есть вариант игры "Виселица" под названием "Акула". Ведущий загадывает слово и рисует такое количество чёрточек, сколько букв в слове. А строчкой ниже рисует такое же количество чёрточек + 1 для неверных букв. И с боку от строчек рисует устрашающую зубастую акулу, которая съест участников в том случае, если они не угадают слово.
Затем ведущий даёт объяснение, и игрок (игроки) по буквам угадывают слово. Если пустые черточки второй строчки заканчиваются, игра проиграна.
Процесс рисования акулы - отдельная увлекательнейшая часть этой игры. Каждый ведущий может привнести что-то индивидуальное в образ морского чудища, сделать его устрашающим или печально-голодным, как подскажет фантазия.
solnyska (14/01/2016)
Ребенка 5 лет затянуло морским боем, прямо каждый вечер играли, на НГ подарила ему магнитную версию
Наташка (05/01/2016)
"Типография" же еще.
Когда из одного слова много других составляется.
Про "футбол" никогда не слышала.
Есть еще "танчики", где надо "продавливать" выстрел сквозь бумагу и смотреть, куда попал :)
Потёмка (13/03/2011)
Очень интересные игры но нам еще рановато в них играть

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться