/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

 «Месяц поддержки родителей детей с аутизмом»  подошел к концу

Аутизм, детский аутизм, признаки аутизма у детей, проблема аутизма, причина аутизмаНа факультете психологии Новосибирского государственного университета завершился «Месяц поддержки родителей детей с аутизмом», организованный в рамках проекта по подготовке специалистов в области прикладного анализа поведения (АВА).

Осенью 2013 года на факультете психологии стартовал курс «Прикладной анализ поведения» (ABA), который включал в себя очные и дистанционные лекции, семинары и тренинги. Планируется, что студенты, освоившие его, станут сотрудниками специализированного центра по работе с детьми с диагнозом «аутизм», который в скором времени откроется на базе факультета психологии НГУ.

 Преподавателями курса стали сертифицированные поведенческие аналитики из США, Гонконга, преподаватели НГУ и других российских университетов и другие специалисты в области аутизма и прикладного анализа поведения. Основа курса – цикл лекций сертифицированного поведенческого аналитика Ольги Шаповаловой (Пасадена, США).

Основная цель «Месяца поддержки…»  -  оказание консультационной помощи родителям. Информация об обучающей программе уже широко распространилась в Новосибирске, и количество желающих получить консультацию увеличивается с каждым днем.

 Подготовка специалистов продолжается, организаторы еще не имеют возможности предоставлять полный сервис с использованием методов ABA. Поэтому было принято решение провести пробную разовую акцию, во время которой родители смогут получить необходимую консультацию, а студенты – опыт решения реальных кейсов.

Месяц поддержки родителей начался с семинара, который посетили более 40 родителей, а  будущие специалисты выступили с докладами, посвященными актуальным проблемам, связанным с поведением детей с аутизмом. Затем в течение июня около 20 родителей получали консультации специалистов.

- Разумеется, результаты разные, – рассказала ассистент кафедры психологии личности НГУ, один из организаторов проекта Евгения Чульжанова, – в каких-то семьях нам удалось решить конкретные поведенческие проблемы или продвинуться в обучении навыкам, составить программы. Где-то взаимодействие ограничилось одной-двумя консультациями. Однако по той обратной связи, которую мы получили от родителей, я прихожу к выводу, что цели мероприятия достигнуты: мы смогли донести до многих новую важную информацию о том, как работает прикладной анализ поведения, многим смогли помочь в решении конкретных задач.

Сейчас будущие специалисты центра составляют отчеты о проделанной работе, чтобы в будущем, с учетом опыта первого мероприятия, организовать еще более эффективную помощь родителям. Также самым серьезным образом будут проанализированы отзывы родителей, среди которых немало хороших:

– Во время встреч с консультантом я смогла прояснить некоторые важные для меня моменты в работе с ребенком (к примеру, как понимать, насколько поведение нежелательно; как важно обращать внимание на различные факторы, выявлять их и т.п.). Также я получила несколько практических советов, которые учитываю при работе со своим ребенком.

– Я увидела саму технику проведения занятий, ни одна консультация и книга не сравнится с тем, как посмотреть на практическое занятие с моим конкретным ребенком воочию.

– Наши беседы с консультантом проходили по телефону, потому что в данное время я живу за пределами Новосибирска. Во время нашего первого разговора я узнала один из самых важных, на мой взгляд, принципов терапии: поощрять хорошее поведение. Перестроить собственное сознание и поведение оказалось очень непросто, хорошо, что у нас был месяц и мне постоянно напоминали правильный вектор. Удивительно, но факт: у сына в июне начался новый виток в развитии речи. От двух слов подряд мы пришли к двум строчкам из песни. Конечно, в это время мы закончили принимать лекарства, но, думаю, тут дело еще и в том, что мама, то есть я, изменила свое поведение.

Справка: Прикладной анализ поведения (applied behavior analysis, ABA) – это научная дисциплина, основы которой были заложены Б.Ф. Скиннером в 50-х годах прошлого века. Методы ABA используются для анализа и изменения поведения живых существ. Наиболее ярко ABA продемонстрировал свою эффективность в коррекционной педагогике, прежде всего реабилитации детей с аутизмом.

21.07.2014
Автор:  Дарья Симонова
Фото Анастасии Федоровой
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
llazy (18/11/2016)
Гусыня
В 6 месяцев это было очень давно. Уж три года как прошло , покажитесь еще раз, не обязательно Корню.
Любой невролог с дипломом скажет вам здоров ребенок или болен. А вот диагнозы у разных специалистов разные.
Я еще раз повторюсь, капризность, нежелание одеваться, самостоятельно есть это демонстративно-истерические черты характера, но не патология.
Возможно между детьми идет борьба за внимание родителей или матери.
Анализируйте себя.
Начните с себя что вы делаете не так что у вас ребенок какой-то не такой. Вспомните перед походом к врачу чем ребенок переболел.
Любые инфекции, начиная от соплей, аденоиды, и другие ЛОР заболевания, ротавирусная инфекция, а не кусал ли его клещ ? Парестезии ( когда все чешется и неприятно прикасаться к коже) и астенизация могут быть из-за интоксикации гельминтами, например.
Слова не характерные для дошкольника говорят что у нее хорошая память, подрастет отдайте на языки.
ANKA (18/11/2016)
Гусыня
М.б. вы этому неврологу говорили про подозрения насчет РАС. Так мы тут в принципе с ним вроде бы все согласны. :-)
Он в общем-то неплохой невролог. Тут у нас много кого еще советовали. Вы попробуйте не говорить о конкретных диагнозах в подозрениях. А просто, как нам описали, так и опишите картину.
Мы же поняли и согласились, что что-то не так с ребенком. В силу просто своего опыта можем сказать, что на тот диагноз, о котором вы спрашиваете, не похоже. А что это может быть еще, тут уж у нас квалификации маловато aga-aga
АЧер (18/11/2016)
Natashik78 писал(а):
АЧер
*То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. *
Простите, но Вы глупости говорите. Изучайте мат.часть. Я понимаю, что на практику в Центре вам Аспергеров не приводили. Но РАС, на то и спектр, что проявлений внутри -- миллион! В том числе и с отличным пониманием и владением речью. А порой даже с большим опережением по сравнению с нейротипичными детьми. И даже при синдроме Каннера в симптомах нет отсутствя речи.. А здесь же мы говорим о вероятности Аспергера.


Я изучаю матчасть, но это процесс, а не мгновенная вещь.
И я не имела ввиду не саму речь. Я имела ввиду особенности её использования. Речь - как способ коммуникации.
В центре есть очень продвинутый в речевом плане ребенок. Он может даже сказать очень много чего, и даже нафантазировать и сказать, что он так пошутить хотел. Но он все равно использует речь не так, как нормотипичные дети. Он её использует периодически не в том смысловом контексте, не в той форме, без согласования окончаний и не в тех обстоятельствах...
Про "лес густой" - это придуманная мной ассоциация, если хотите. Таково моё личное ощущение, как человека со стороны. Вы его можете принимать или не принимать. Я высказала мнение и отошла. Я никому его не навязываю. Но даже взрослые, работающие и так далее, достаточно успешные люди с аспергером иногда пишут, что если бы им написали на бумажке фразу, которую им только что сказали или выдали инструкцию - им было бы гораздо проще понять, чего от них хотят. И тут дело не в уме,и в умении говорить, а в особенностях восприятия информации извне. Smile
Natashik78 (18/11/2016)
АЧер
*То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. *
Простите, но Вы глупости говорите. Изучайте мат.часть. Я понимаю, что на практику в Центре вам Аспергеров не приводили. Но РАС, на то и спектр, что проявлений внутри -- миллион! В том числе и с отличным пониманием и владением речью. А порой даже с большим опережением по сравнению с нейротипичными детьми. И даже при синдроме Каннера в симптомах нет отсутствя речи.. А здесь же мы говорим о вероятности Аспергера.
АЧер (18/11/2016)
Гусыня писал(а):
Спасибо за ответы. На самом деле читаю тему эту с рождения дочи, так как вижу некоторые сходства но и некоторые вкорне отличия. Речь - это наше всё. Она говорит и рассуждает.
У кого то из сибмам прочитала, что после 3х легче если с обычным ребенком а у неё не легче. Так вот и у меня не легче.
Старший в 4,5 уже человечищем был, прям взрослый мужик, только маленький. А доча ни на секунду не дает покоя. Настораживает, что при том что в 4 она читает, но не ест, не одевается сама, не играет, не вспомнила где правая рука (но знает гипотенузу и экватор). Из неврогогов я доверяла
Скрытый текст:
Корню
, но его политика теперь вызывает сомнения, так как свои подрзрения относительно ребенка я озвучивала еще в 6 месяцев, но услышала что я накручиваю и ребенок здоров.


То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. И это чувствуется, когда плотно с таким ребенком пообщаешься.

На самом деле, в книжках по аутизму часто пишут, что до 8 месяцев то, что характерно для детей с РАС(расстройства аутистического спектра) характерно и для "нормотипиков". То есть детей, которые развиваются по норме.
Возраст, когда можно уже с уверенностью можно подозревать РАС - это начиная с 1,5 лет примерно. Сейчас стараются проверять детей на РАС с 1,2 до 2 лет, пока не произошло закрепление аутоподобного поведения, потеря приобретенных до этого навыков, и в мозгу можно с помощью правильных коррекционных занятий запустить формирование других связей. Ну по крайней мере основная цель и надежда самого раннего из всех "ранних" современных вмешательств - она вот эта.

В общем, детский психиатр вам в помощь. только квалифицированный. Возможно что-то не то с сенсорной системой и вестибулярным аппаратом. Поэтому есть гиперчувствительность к запахам-звукам-прикосновениям и неуклюжесть есть.
Гусыня (17/11/2016)
Спасибо за ответы. На самом деле читаю тему эту с рождения дочи, так как вижу некоторые сходства но и некоторые вкорне отличия. Речь - это наше всё. Она говорит и рассуждает.
У кого то из сибмам прочитала, что после 3х легче если с обычным ребенком а у неё не легче. Так вот и у меня не легче.
Старший в 4,5 уже человечищем был, прям взрослый мужик, только маленький. А доча ни на секунду не дает покоя. Настораживает, что при том что в 4 она читает, но не ест, не одевается сама, не играет, не вспомнила где правая рука (но знает гипотенузу и экватор). Из неврогогов я доверяла
Скрытый текст:
Корню
, но его политика теперь вызывает сомнения, так как свои подрзрения относительно ребенка я озвучивала еще в 6 месяцев, но услышала что я накручиваю и ребенок здоров.
Шмелка (17/11/2016)
Гусыня
Кое-какие моменты прямо противоположны аутисту. Уже написали выше.
Ну, и да, надо конечно к грамотным неврологу и психиатру.
ANKA (17/11/2016)
Гусыня
Цитата:
Может на ровном месте заплакать со словами "мне скучно".

Цитата:
Одна не играет и не находится в помещении совсем

Цитата:
С людьми контачит нормально, согласно возрасту


Вот это, на мой взгляд, говорит о том, что у вас не аутизм.

Что-то определенно не в порядке. Но это не Аспергер. aga-aga

У моего сына есть почти все, о чем вы пишите, но вот те пункты, которые я выделила - прямо противоположны. У него Аспергер.
llazy (17/11/2016)
Гусыня
Вам надо начать с невролога , неловкость при движениях, неустойчивое настроение, неумение себя занять ( уже поэтому не аутист - они любят играть одни, им никто не нужен), капризность это с одной стороны признаки какой-то незрелости , в 4 года ребенок обычно устойчив и моторно ловок, укачивание и моторная неловкость согласуются, что-то с мозжечком может быть, а может быть отит перенес и теперь у нее нарушено чувство положения в пространстве, орган равносесия прилежит к камере уха.

После невролога посетите психолога, может быть корни поведения ребенка в семье.
Или у вас какие-то конфликты скрытые, или наоборот крикливые , взбалмошные родственники. Может быть что-то происходит в детском саду.
Негативное поведение всегда имеет причину.

Ребенок скорее всего здоров, с некоторыми особенностями характера, и ему очень плохо, он почему-то очень несчастный.
Отсюда истерики. Ну а трусы могут тереть. Подберите одежду по размеру, аккуратно спорите ярлыки, проверьте швы.
Я так делаю, но я не аутист. ))
Гусыня (17/11/2016)
Здравствуйте. У меня дочери 4,5 года. Начались странности. Подскажите, не похоже ли на Аспергера.
Начну с того, что с рождения в положенное время ребенок не улыбался, почти до 9 месяцев. Был своеобразный комплекс оживления, то есть глаза оживают, но нет улыбки и перебирания ручками-ножками не такие активыные (сравниваю со старшим в этом возрасте). Не могли мы ее держать на руках в одном положении больше минуты, начинала выгибаться и капризничать, приходилось всегда менять положение.
Не лежала в коляске, гуляли только со спящей. На просыпание почти всегда ор, как и на одевание.
Но при этом с речью все ок - заговорила в год, речь яркая, с аппетитом более чем ок (может понравиться даже то, что обычно дети не любят - оливки, креветки и т.д.), слово "я" присутствует, указательный жест есть.
Сейчас имеем: трясет головой, как будто говорит "нет" Началось после одного часа в садике, туда мы больше не пошли, трясти головой продолжает 2 месяца уже.
Стала сжимать кулаки и втягивать голову. (В таком виде очень похожа на аутят). Очень капризна и плаксива - это было всегда. Очень чуствительна к запахам - до рвоты может.
Может на ровном месте заплакать со словами "мне скучно". Это вообще наше всё в последнее время. Одна не играет и не находится в помещении совсем - это тоже с рождения.
Много знает, но вчера на тренировке не смогла вспомнить где правая рука. По этому поводу истерила.
Истерики по поводу не удобной одежды. Неправильными могут быть даже трусы.
На днях сказала, что ей не нравится когда мы к ней прикасаемся, до этого любила щекотки и поглаживания.
Аппетит такой же, причем иногда кажется забывает что обедала и может еще попросить.
Совершенно не может ездить в машине, тошнит уже через километр, тоже с рождения.
С людьми контачит нормально, согласно возрасту.
Недавно началось - когда слышит, что открывается дверь в квартире, начинает резко куда-нибудь бедать, прятаться. Все это очень резко, часто по этому травмируется.
Для своего возраста очень неловка.
Как то так. Извините за много букв. Боюсь написать не значимое и пропустить то, что понятнее охарактеризует ребенка. Я вижу, что она не такая как другие дети - а что не так, непойму.
Марина Ю. (17/10/2016)
изображение
NatashaSv (15/09/2016)
MamaTimana писал(а):
Помогите, пожалуйста. Были у психиатра, поставили риск шизоидного характера, с-Аспергера под вопросом.

Но...

У нас Тимофей как-то обострился в последнее время, напишу Вам подробнее, может надо снова на прием или посоветуете что-то.

У Тимоши постоянно напряженное выражение лица, если приходят в песочницу другие дети и начинают взаимодействие со мной - отключается, взгляд в одну точку, будто завис, прекращает свои занятия и так сидит. Если взаимодействие с ним, то получше, но понимает, что самому ему трудно, просит "мама, помоги мне поменяться игрушкой".
Подёргивание плечиками на высоте эмоций, в руках какие-то движения постоянно, не махи крылышками, но руки не спокойны, какое-то волнообразное движение, иногда скрещивает пальцы на руке. Нытье, бесконечное, все воспринимается остро, вот сидел папа и вот он пошел ужинать на кухню - "ну где же папа, ну он же был здесь, когда же он вернется, все никак, все никак!". Причитает как старичок по любому малому поводу. Стал совать пальцы в рот когда плачет и вообще весь как раскаленный провод. После моих замечаний "не бросай мячик в стекло, бросай в стену или корзину", начинается дрожание губ, "я тогда уйду от тебя в лес", "ты ругаешь меня, ты не любишь меня".
Положительные эмоции тоже... Не имеют нормального выхода. Например лезет по опасной лестнице на горку, что-то рассмешило - тут же ножки подгибаются, голову запрокидывает назад, совершенно забывает о ситуации в которой он находится.
Сегодня утром услышала, что Тим проснулся, и зовет меня: "Мама, где ты", вошла в комнату тихо, он не ожидал и затрясся, хотя смотрел на меня и улыбался при этом.
Раньше прекрасно встречал папу с работы, теперь аж подпрыгивает, когда видит его и бежит сломя голову в другую сторону, это выглядит как... Крайняя нервность и неумение контролировать свои эмоции. Я ловлю его, глажу, говорю: "Папа пришел, как ты обычно встречаешь его" - идет спокойно к папе, целует, говорит "привет", далее ведет себя нормально.

Все это за последнее время как-то обострилось одновременно с появлением у сына "Я", до этого момента он путал местоимения, в 2.6 (то есть несколько дней назад почти) стал четко говорить "я" про себя и "ты" про других членов семьи. Усилилось упрямство, своеволие, все это как я думаю как раз соответсвует возрастному кризису, но пугают "побочные эффекты", которые я описала выше!
Еще продолжает накапливать факты, обязательно надо знать, на каком транспорте гости приехали к нам, а обратно на каком поедут, в каком магазине они купили торт. Вообще к любым гостям первый вопрос: "Вы на чём к нам приехали?". Не похоже на любопытство, больше похоже на навязчивые интересы что ли.

Спасибо!

Здравствуйте, можете посмотреть информацию на этом сайте, я для себя много полезного почерпнула в этой ассоциации. autismpobedim.kz

Добавлено спустя 15 минут 4 секунды:

AnnSor писал(а):
Дорогие мамы особенных детей, можно сказать, дорогие коллеги! Wink
Мы, инициативная группа родителей, решили официально создать родительское сообщество Новосибирска, которое будет заниматься проблемами детей с РАС. Прежде всего мы хотели бы узнать, сколько нас, собрать некоторую статистику. Очень просим вас, заполнить анкету, чтобы понять, какие вопросы нам стоит решать в первую очередь. Анкету можно заполнять анонимно или нет, как хотите. Очень рассчитываем на вашу поддержку, это важно для всех нас!

Анкета здесь: https://yadi.sk/i/5F2XEPi5r5TxH

Здравствуйте! Не поздно ли заполнить анкету? Недавно вернулась в Новосибирск, очень бы хотелось принять участие в клубе мам детей-аутистов, узнать что-то новое может быть. Моему сыну 7, аутизм поставили в 4-5 лет.
llazy (08/09/2016)
http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0123106 это очень научная статья, в которой описывается влияние иммуноглобулинов на дифференцировку и созревание клеток головного мозга и связь мутаций некоторых генов, в частности KIRREL3 ( там их целый комплекс) с аутизмом и УО.
Возможно кому-то кто будет искать еще информацию пригодятся ключевые слова оттуда.
llazy (31/07/2016)
MamaTimana
обычный кризис трех лет
вам надо сходить к какому-нибудь самому заурядному психологу, он все расскажет.
Цитата:
Еще продолжает накапливать факты, обязательно надо знать, на каком транспорте гости приехали к нам, а обратно на каком поедут, в каком магазине они купили торт. Вообще к любым гостям первый вопрос: "Вы на чём к нам приехали?". Не похоже на любопытство, больше похоже на навязчивые интересы что ли.

тоже абсолютно нормальное поведение. Гендерно ориентированное.
Если например папа поощряет у своей трехлетки интерес к автомобилям то в этом возрасте мальчик может отличить хэчбек от седана, а ауди от мерседеса.

Руки во рту могут быть потому что продолжается прорезывание зубов, в это время дети могут быть особо плаксивыми, обидчивыми и несговорчивыми. Вспомните себя когда у вас что-то болит.
Sunday (27/07/2016)
Порой в семьях, где есть кризисные дети, в наибольшем неведении остаются именно их обычные братья и сестры. Им сложно объяснить чужим взрослым, что их особенные дети - не избалованные, не злые, что им просто необходимо другое отношение. Они в одиночку противостоят обществу и часто им тоже нужна помощь, им нужно Дело - помогать своим родным, быть частью Команды!

Скрытый текст:
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться