/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Детский аутизм – диагноз, о котором почти не говорят

 

Аутизм распространен гораздо шире чем, кажется. Частота рождений детей в «спектре», (под словом спектр подразумевают аутизм и аутичные расстройства) составляет, по уточненным данным, одно на 86. Еще пять лет назад это цифра была меньше, тогда только каждый сотый ребенок имел подобную проблему. Что делает этих детей особыми?

 

Как проявляется аутизм?

У людей, больных аутизмом, искажено восприятие: мозг неправильно обрабатывает поступающие сигналы,  и сильнее всего страдает то, что называется «высшей нервной деятельностью» - медленно и неравномерно развиваются речь, навыки гигиены и самообслуживания. Аутисты часто испытывают затруднения в общении, им трудно ориентироваться в эмоциях собеседника, а значит – сложно социализироваться.

 Нельзя путать это заболевание с умственной отсталостью: люди с некоторыми формами аутизма, такими как синдром Аспергера, обладают энциклопедической памятью, развитым логическим мышлением и математическими способностями, но все равно постоянно сталкиваются с бытовыми трудностями.

Ранний детский аутизм. В каком возрасте возможна диагностика аутизма. Признаки аутизма у детей двух лет.

К сожалению, заболевание пока считается неизлечимым. Особенности восприятия и поведения будут сопровождать человека всю его жизнь. Тем более важно вовремя его распознать и скорректировать проявления аутизма.

 

Причины возникновения аутизма и потенциальные риски

Современная медицина накопила большой объем наблюдений за детьми с нарушениями аутичного спектра, чью историю можно проследить с рождения. Разумеется, в первую очередь искали причину возникновения заболевания.

Ранний детский аутизм. В каком возрасте возможна диагностика аутизма. Признаки аутизма у детей двух лет.

  • Под подозрение попали вещества, загрязняющие окружающую среду, тяжелые металлы, гербициды и инсектициды. Однако общий знаменатель так и не обнаружили.

  • Старались разобраться с болезнью и генетики: спонтанные мутации и экспрессия отдельных генов в последние годы активно исследуется. Однако единственный хорошо изученный генетический синдром, среди проявлений которого есть и аутизм, -  это болезнь Ретта.

 Риск повторного рождения аутиста в семье составляет всего 2%.

  • Наконец, одна из самых скандальных версий, выдвигаемая родителями и даже некоторыми специалистами в области здравоохранения: всему виной прививки. В 2015 году завершилось сразу несколько американских исследований, в ходе которых наблюдали в течение пяти лет за детьми, привитыми от кори, краснухи и паротита.  На примере 140 000 детей с братьями и сестрами, страдающими аутизмом,  было доказано, что и прививки не являются причиной этого заболевания.

Следует признать: мы не знаем, почему появляется это заболевание и почему возрастает его частота. Зато знаем, что по-настоящему важно для детей с аутизмом: ранняя диагностика!

Ранний детский аутизм. В каком возрасте возможна диагностика аутизма. Признаки аутизма у детей двух лет.

 

 Ранняя диагностика аутизма

Современные стандарты диагностики позволяют достоверно судить о риске возникновения детского аутизма начиная с 14-18 месяцев, то есть с того момента, когда у ребенка  формируется активная познавательная деятельность: он учится говорить, совершать простейшие действия с предметами, получает возможность самостоятельно передвигаться. В этот момент родителям важно обратить внимание на реакции ребенка: откликается ли он эмоционально на действия членов семьи, стремится ли исследовать мир вокруг себя.

 Не стоит забывать, что тихие, «беспроблемные» дети, не требующие к себе внимания на первом году жизни, могут иметь проблемы с развитием функций головного мозга. Важно как можно скорее распознать и компенсировать отставание.

Что должно насторожить родителей и педагогов? Нарушения, появляющиеся в числе первых, можно поделить на четыре группы.

 

Сенсорные навыки и познавательные процессы

  • Ребенок не тянется к игрушкам,  играет с необычными предметами, например, с проводом или веревочкой.

  • Необычные повторяющиеся игры. Игрушки и другие предметы составляются в ряды, выстраиваются по периметру комнаты - не по сюжету игры, а просто так, потому что ребенку нравится. Ребенку очень важен порядок, он аккуратен и стремится все разложить по местам.

  • Неадекватная реакция на сенсорные воздействия. Например, малыш не переносит громких звуков и зажимает уши руками. Или не любит определенные тактильные ощущения, отказывается носить одежду с ярлычками, касающимися кожи. Любит необычные запахи или категорически их не выносит.

  • Привередливость в еде, не связанная с самочувствием, вплоть до отказа от пищи, если нет любимых продуктов. Ребенок отказывается пробовать новые блюда и это его постоянное пищевое поведение.

 

Социализация

  • Нет контакта «глаза в глаза». Дети с аутичным поведением избегают смотреть в глаза, и даже если смотрят в сторону лица человека, взгляд трудно поймать.

  • У ребенка бывают периоды, когда он не реагирует на ваш голос и вообще, на любые звуки.       

  • Нет спонтанного повторения действий взрослых, так называемой имитации. Малыши любят копировать взрослых, делая это неосознанно. Но аутичные дети не учатся действиям самостоятельно, не повторяют звуки.

 

Нарушения поведения, физического развития, проблемы со здоровьем

  • Неадекватная реакция на происходящие события: пугливость или, наоборот, смех в неподходящей ситуации.

  • Навязчивые движения и аутостимуляции (ребенок может часами катать машинку или смотреть как вращается волчок, бегать по кругу или раскачиваться сидя на стуле, переливать или пересыпать что-то )

  • Нарушение сна, которое не корректируется медикаментозно.

 

Развитие речи и коммуникативных способностей.

  • У малыша нет указательного жеста – он не показывает пальцем или рукой в ответ на просьбу: «Покажи».

  • Речь отсутствует или развивается со значительными нарушениями, иногда она изначально развивается (даже с опережением),  а потом происходит постепенное угасание функции. Ребенок перестает отвечать развернуто или замолкает вовсе.

  • Без коррекции заболевание может прогрессировать; добавятся агрессия, навязчивые действия и другие симптомы. Помощь ребенку должна быть своевременной!

Ранний детский аутизм. В каком возрасте возможна диагностика аутизма. Признаки аутизма у детей двух лет.

 

Кто может поставить диагноз?             

Если у ребенка наблюдаются признаки из всех четырех групп, необходимо обратиться к специалистам. Именно так – во множественном числе, ведь речь идет о нарушении сразу нескольких высших нервных функций, таких как речь, моторика, взаимодействие с людьми. А они находятся в компетенции логопеда, невролога и психолога или психиатра. Поэтому чтобы исключить или подтвердить диагноз аутизм (аутичное расстройство) требуется заключение нескольких врачей.

Ранняя постановка диагноза предопределяет успешную социализацию, обучение и гармоничное развитие таких детей.

Ранний детский аутизм. В каком возрасте возможна диагностика аутизма. Признаки аутизма у детей двух лет.

2.04.2016
Автор: врач общей практики Татьяна Литвинова (llazy)
 
 
Если статья показалась вам интересной - оставьте ссылку на нее в социальных сетях!

 

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Шмелка (23/03/2017)
Спасибо за информацию. Прочитаю. Скорее всего получала ответку.
Кстати, вспомнила, как года 2 назад соседка (младше на полгода) толкала мою дочь, причем так, чтобы та обязательно упала. Конечно дочь стала шарахаться от соседки, ну и память видимо крепкая, до сих пор осторожничает при встрече. Девочка соседская очень активная, сама подпихнет, если что. Поэтому дочь играется рядом, но не распоясывается, как с младшими.
Natashik78 (23/03/2017)
Шмелка
Предполагаю, что она толкает младших, потому что старшие ей пару раз соответственно ответили.
Настоятельно рекомендую Вам прочесть книгу Роберта Шрамма "Детский аутизм и АВА". Она небольшая по страницам, но очень хорошо дает ответы на подобные вопросы.
Шмелка (23/03/2017)
Не, дочь как раз сверстников не трогает, а вот детей младше толкает. За сверстниками или старшаками она наблюдает. Может бегать за ними, смеяться, но не толкается. Но вообще, да это больше похоже на попытку взаимодействовать. Только почему именно с младшими так. Ну и теперь основная проблема избавиться от этого поведения.
Natashik78 (22/03/2017)
Шмелка
Судя по вашему рассказу -- дочь так пытается поиграть со сверстником. Придется учить делать это правильно, социально приемлемым способом, по-другому никак.
Шмелка (22/03/2017)
Приветствую всех! Опишу вкратце проблему.
У дочери (6 лет) РАС. Нежелательное поведение-толкает детей на площадке, дома (гостей), в гостях. Толкает только детей младше себя, сверстников и детей старше не трогает. Разъяснительная работа, как вы понимаете, не сильно помогает. В лучшем случае замечания хватает на сей момент, а через 5 минут ситуация повторится.
Агрессии в поведении нет и не было. Толкает детей и улыбается им. Мальчика-соседа (4 года) тоже толкает, пытается волосы на голове взъерошить. Когда он толкает ее в ответ, она уходит, но не далеко и при этом меняет тактику: ждет когда мальчик заиграется, подходит со спины и снова ерошит ему волосы. Ну это ладно, а вот то что толкается очень сильно напрягает и может ведь привести к печальным последствиям.
Mihailova (16/03/2017)
kot_sosisa, у нас были такие ритуалы, причем именно с магазинами связанные)) Т.е. идти одной и той же дорогой, завернуть на конкретную площадку и купить определенное молоко :haha: Война и немцы начиналась, если я по дороге вспоминала, что надо бы еще, на почту, например, завернуть. А если при выходе из дома предупреждала, что сначала почта, потом магазин, волнения были, но поддающиеся отвлекающим маневрам))
То есть все неожиданные изменения были под запретом (для сохранения нервов обоим))), но если обговорить заранее и напомнить по ходу, то все ок

В подростковом возрасте вообще сошло на нет такое безобразие, сам стал разнообразные дороги выбирать))
Natashik78 (16/03/2017)
kot_sosisa
Добрый день!
Понимаю Вашу обеспокоенность. Я бы старалась отслеживать подобные вещи и не позволять ритуалам появляться. Иначе от них потом действительно очень тяжело избавляться. У моего в 3 года подобные маршруты были прямо проблемой и мы понемножечку их раскачивали.
Хочу еще сказать о разнице между ритуалами-стереотипами и полезной предсказуемостью. Ритуалы-маршруты ребенок создает себе сам для снижения тревожности, для чтобы окружающий мир был логичным, последовательным, известным. Что в первую очередь означает безопасным.
Различные расписания (дня, уроков и т.д) мы делаем для ребенка для того же. С помощью расписания (обычно визуального) ребенку наглядно показывается, что сейчас то-то, а потом будет то-то.... И в идеале ребенок УЖЕ меньше тревожится и у него меньше необходимости создавать ритуалы и стереотипы.
kot_sosisa (16/03/2017)
Здравствуйте, девушки, мамы и все остальные мудрые люди этого подфорума! Smile

С некоторых пор я регулярно заглядываю и читаю здесь обсуждения, сейчас дозрела до того, чтобы задать вопрос опытным мамам.

Коротко о нас: я Ксюша, мама двух мальчишек, старшему из которых ~3.5 года, и с января мы с ним обзавелись официальным диагнозом РДА (84.0). Сейчас находимся в стадии перестройки жизненного распорядка от "детства, похожего на обыкновенное" к активной работе с проблемой (правда, пока это в основном выражается в записи во всякие очереди к специалистам - как выясняется, мало где готовы взять ребенка на занятия "вотпрямщас". aga-aga ) Короче, мы тут пока совсем новенькие и без опыта.

Честно признаюсь, жизнь семьи с аутизмом представлялась мне более пугающим опытом, чем то, с чем мы имеем дело сейчас. До ноября серьезных проблем почти и не всплывало. Только замедленное развитие речи и отказ заниматься чем-то организованным в детском саду. Мне вообще потребовалось время, чтобы осознать, что остальные дети ведут себя и развиваются как-то иначе, чем Юра... И теперь все время по-тихому страшно - неужели дальше будет хуже?

Так вот, вопрос (который мне не дает покоя, а сегодня и вовсе не дал уснуть и заставил в ночи искать ответа на форуме). О возможности вносить что-то новое в привычное течение событий. С одной стороны, в типовых рекомендациях советуют строго придерживаться какого-то определенного режима и распорядка дня, чтобы всё было предсказуемо. С другой - читаю в книгах и на форумах о формировании стереотипного поведения, о неприятии нового, характерном для детей-аутистов. И понимаю, что очень боюсь случайно создать стереотип где не надо (сама-то их терпеть не могу). Вдруг бац! - и сложится такой распорядок-ловушка, из которого в итоге не будет выхода, возможности что-то переменить в мелочах? (мама, мы же обычно так не делаем, аааа!)

Ох, как-то длинно, непонятно и заумно написала, извините пожалуйста. Попробую лучше конкретным примером пояснить. Мы вчера пошли на прогулку втроем (я, Юра, младшенький в коляске). В таком формате гуляем нечасто из-за садика в будни, всяких поездок на занятия в выходные, а тут Юра засопливил и в сад не пошел. И я с какого-то момента ловлю себя на том, что прогулка вдруг начинает в подробностях повторять аналогичную двухнедельной давности: с площадки мы пошли в ближайший торговый центр, поспорили, идти туда по лестнице, или всё-таки дойти с коляской до пандуса, пошли внутри кататься на лифте, зашли в детский магазин на 2 этаже (мне все равно надо было за карандашами, а Юрка зашёл посмотреть на японскую кошку, качающую лапкой), вышли на улицу, Юра тут же сам завернул в ларек с фруктами, потянулся за яблоками, сам накидал с десяток в пакет, подставленный продавщицей Smile (она ещё ему и напомнила "а вы же вот такие в прошлый раз брали!"), рванул наружу и через автомобильный проезд, но был вовремя пойман... дальше уже маршрут выбирала я. Вроде всё складывалось удобно и логично, но как-то стало не по себе: а вдруг если мы ещё так же пройдемся несколько раз, то уже не сможем пройти мимо лифта, кошки и яблок без истерики? Надо ли отслеживать и принудительно менять маршрут прогулки, чтобы он не стал в какой-то момент обязательным к исполнению каждый раз, когда оказываемся в данном месте?

Прошу простить, если полную глупость спрашиваю. Но вот... обеспокоило.
Natashik78 (05/03/2017)
Popuchok
Спасибо! :give_heart:
Popuchok (04/03/2017)
Девочки, я на днях взяла книгу в библиотеке, но она на английском. Возможно есть переводы на русский, но читала не отрываясь. Называется Autism Breakthrouhg Raun K. Kaufman
Читаю, не отрываясз уже несколько дней.
Автор, сам был аутичным ребенком, в то время (70ые годы), когда еще совсем не изен был аутизм. Врачи сразу дали неутешительные прогнозы, но родители стали искать свое решение. Прогресс был настолько огромен,что позже они вместе с сыном создали свой центр в Штатах с программой, где уже 20 лет помогают детям и взрослым с аутическим спектром.
Книга шаг за шагом ведет читателя через программу, обьясняет очень многие вещи и дает практически рекоммендации и задания. Книга учит:
понимать мир глазмаи ребенка,
улучшить речь и зрительный контакт
оптимизировать процесс для обучения и развития
преодолевать сложности поведения

Даже если у вас ребенок с легким аутическим спектром, но вы в смятении порой, книга дает так много ответов на разные аспекты.
Есть веб сайт также, но не знаю, насколько много там информации. после каждой главы книги идет задание и ссылка на главу на сайте, где есть небольшие ролики видео. Однако не знаю, сильно ли видио понятны, если не читать книгу.

Меня интересовал синдром Аспергера, очень жалею, что когда дочка была маленькой, я не имела под рукой этой книги, было бы гораздо меньше смятения и непонимания. В книге говорится и обьясняется очень многое, начиная от ритуальные движений ребенком по несколько часов, заканчивая его ощущениями, и что он чувствует, когда не реагирует, затыкает уши, орет. бегает, не может находится в обществе и незнакомых местах, не может переключаться, не воспринимает общество, общение, людей.

Прости захотелось поделиться информацией
llazy (22/02/2017)
http://www.stonehearthnewsletters.com/autism-spectrum-disorder-linked-to-mutations-in-some-mitochondrial-dna/autism/
Cвежая статья
Общая суть - исследовали митохондриальную ДНК у 903 детей с РАС, их братьев и систер ( сиблингов) и матерей. Смотрели феномен когда в клетке есть и поврежденные и здоровые митохондрии.
Митохондри это мини-энергетические станции в клетках.
Оказалось что у детей с РАС мутаций в митохондриальной ДНК в два раза больше чем у их здоровых сиблингов, и в полтора раза больше мутаций кодирующих белковые последовательности в этих же митохондриях.
Учены отметили что риск подобных мутаций наиболее высок у детей с низким IQ и низкой социализацией (poor social behavior). Также ученые выявили что мутации в митохондриальной ДНК повышают риск неврологических осложнений и задержки развития среди детей с РАС.
Это наблюдение поможет объяснить метаболические расстройства возникающие при РАС и других нейродегенеративных заболеваниях. Дальнейшее исследование сесмей с высоким риском мутации митохондриального ДНК позволит найти мнтод лечения этой группы пациентов.
llazy (18/11/2016)
Гусыня
В 6 месяцев это было очень давно. Уж три года как прошло , покажитесь еще раз, не обязательно Корню.
Любой невролог с дипломом скажет вам здоров ребенок или болен. А вот диагнозы у разных специалистов разные.
Я еще раз повторюсь, капризность, нежелание одеваться, самостоятельно есть это демонстративно-истерические черты характера, но не патология.
Возможно между детьми идет борьба за внимание родителей или матери.
Анализируйте себя.
Начните с себя что вы делаете не так что у вас ребенок какой-то не такой. Вспомните перед походом к врачу чем ребенок переболел.
Любые инфекции, начиная от соплей, аденоиды, и другие ЛОР заболевания, ротавирусная инфекция, а не кусал ли его клещ ? Парестезии ( когда все чешется и неприятно прикасаться к коже) и астенизация могут быть из-за интоксикации гельминтами, например.
Слова не характерные для дошкольника говорят что у нее хорошая память, подрастет отдайте на языки.
ANKA (18/11/2016)
Гусыня
М.б. вы этому неврологу говорили про подозрения насчет РАС. Так мы тут в принципе с ним вроде бы все согласны. :-)
Он в общем-то неплохой невролог. Тут у нас много кого еще советовали. Вы попробуйте не говорить о конкретных диагнозах в подозрениях. А просто, как нам описали, так и опишите картину.
Мы же поняли и согласились, что что-то не так с ребенком. В силу просто своего опыта можем сказать, что на тот диагноз, о котором вы спрашиваете, не похоже. А что это может быть еще, тут уж у нас квалификации маловато aga-aga
АЧер (18/11/2016)
Natashik78 писал(а):
АЧер
*То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. *
Простите, но Вы глупости говорите. Изучайте мат.часть. Я понимаю, что на практику в Центре вам Аспергеров не приводили. Но РАС, на то и спектр, что проявлений внутри -- миллион! В том числе и с отличным пониманием и владением речью. А порой даже с большим опережением по сравнению с нейротипичными детьми. И даже при синдроме Каннера в симптомах нет отсутствя речи.. А здесь же мы говорим о вероятности Аспергера.


Я изучаю матчасть, но это процесс, а не мгновенная вещь.
И я не имела ввиду не саму речь. Я имела ввиду особенности её использования. Речь - как способ коммуникации.
В центре есть очень продвинутый в речевом плане ребенок. Он может даже сказать очень много чего, и даже нафантазировать и сказать, что он так пошутить хотел. Но он все равно использует речь не так, как нормотипичные дети. Он её использует периодически не в том смысловом контексте, не в той форме, без согласования окончаний и не в тех обстоятельствах...
Про "лес густой" - это придуманная мной ассоциация, если хотите. Таково моё личное ощущение, как человека со стороны. Вы его можете принимать или не принимать. Я высказала мнение и отошла. Я никому его не навязываю. Но даже взрослые, работающие и так далее, достаточно успешные люди с аспергером иногда пишут, что если бы им написали на бумажке фразу, которую им только что сказали или выдали инструкцию - им было бы гораздо проще понять, чего от них хотят. И тут дело не в уме,и в умении говорить, а в особенностях восприятия информации извне. Smile
Natashik78 (18/11/2016)
АЧер
*То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. *
Простите, но Вы глупости говорите. Изучайте мат.часть. Я понимаю, что на практику в Центре вам Аспергеров не приводили. Но РАС, на то и спектр, что проявлений внутри -- миллион! В том числе и с отличным пониманием и владением речью. А порой даже с большим опережением по сравнению с нейротипичными детьми. И даже при синдроме Каннера в симптомах нет отсутствя речи.. А здесь же мы говорим о вероятности Аспергера.
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться