/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Центр прикладного анализа поведения при НГУ:  «Мы работаем с поведением, не с диагнозом»

Ранний детский аутизм. Лечение аутизма методом прикладного анализа поведения (ABA, Аpplied behavior analysis). Центра прикладного анализа поведения НГУ, интервью с сотрудником центра Надеждой КондратьевойНачиная с 2008 года, во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации о проблеме аутизма.  Поэтому сегодня  мы расспросили ассистента кафедры психологии личности НГУ,  сотрудницу  Центра прикладного анализа поведения Надежду КОНДРАТЬЕВУ  о работе Центра, а также о том,  как работа с симптомами помогает преодолеть сложный диагноз.

Год назад, в феврале 2015 года наш сайт рассказывал об открытии  Центра прикладного анализа поведения на базе факультета психологии НГУ как о прорыве в деле помощи семьям с детьми, страдающими аутизмомНапомним, прикладной анализ поведения  (ABA -  Аpplied behavior analysis) -   это практическая отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения. То есть, эта область психологии позволяет, основываясь на наблюдениях за человеком, закреплять при помощи поощрения желательное поведение, обучать определенным навыкам и убирать нежелательное поведение. Этим методом пользуются не только при обучении детей и взрослых с ограниченными возможностями, но и в больших корпорациях при подготовке персонала. Ценность метода - в универсальности; для каждого можно найти свой положительный стимул.

 

- Надежда, расскажите, что нового появилось в работе центра за последний год?

-  Мы существенно расширили сферу своей деятельности: не только оказываем психологическую помощь детям и родителям, но также проводим обучение мам и пап. В прошлом году в Новосибирске были две бесплатных обучающих программы для родителей. Кроме того Центр прикладного анализа проводит и платные обучающие курсы, состоящие как из теоретических, так и практических занятий. 

- Поведенческих аналитиков в России не хватает, поэтому мы считаем разумным обучать в первую очередь родителей, чтобы они занимались непосредственно со своими детьми.

 

- Сколько по времени занимает обучающая программа?

-  Для родителей мы подготовили курс продолжительностью 72 академических часа, он охватывает четыре темы:

  • основы прикладного анализа поведения,
  • работа с нежелательным поведением,
  • обучение навыкам самообслуживания,
  • развитие речи.

По каждой теме -  четырехчасовой теоретический вебинар, затем два уикенда – очные встречи с родителями, на которых отрабатываются практические навыки, такие как работа за столом и развитие вербальной речи.

По окончании обучения мы какое-то время продолжаем сопровождать родителей, но в любой момент, когда потребуется помощь, можно задать вопрос сотрудникам центра в нашей группе на Facebook. Сегодня там  уже около 60 участников со всей страны, мы просим родителей выкладывать туда свои видео, помогаем анализировать поведение детей. Но, должна предупредить – эта группа закрытая, попасть туда можно по приглашению. Поэтому, если вы хотите связаться с нами впервые, – добро пожаловать на сайт нашего Центра >>>>. Здесь также можно задать любой вопрос и получить консультацию, нужно только заполнить форму.

 

Ранний детский аутизм. Лечение аутизма методом прикладного анализа поведения (ABA, Аpplied behavior analysis). Центра прикладного анализа поведения НГУ, интервью с сотрудником центра Надеждой Кондратьевой- Сколько человек  прошло через Центр прикладного анализа за год?

Хотя мы ведем подробную статистику, одной фразой не ответишь:  работа ведется сразу по нескольким направлениям. Мы можем взять ребенка «в работу» и заниматься с ним три раза в неделю по три часа в течение года; или к нам обращаются с конкретным запросом, под который мы пишем программу для самостоятельной работы; или работаем с нежелательным поведением, что занимает, например, два месяца.

 

- Вы работаете только с аутичными детьми?

- В основном, но есть и дети с умственной отсталостью, с другими нарушениями поведения. Мы работаем с поведением, не с диагнозом.

 

- Как строится работа с ребенком при обращении в центр?

-  Мы отталкиваемся от запроса родителей: тестируем ребенка, уровень его развития и пишем для него программу. Если есть физиологическая возможность для выполнения какого-то действия, мы может его этому обучить. Но, разумеется, если ребенок по физиологическим причинам не в состоянии поднимать руки, мы не научим его выполнять команду «Подними руки» ни через месяц, ни через год.

Чем конкретнее запрос родителей, тем проще. Но родители должны понимать, что занятия в центре – это только вершина айсберга, основная часть работы должна проводиться дома.

- По данным ряда исследований, чтобы навыки формировались и не исчезали, ребенок должен заниматься 40 часов в неделю.

Именно поэтому мы обучаем родителей, чтобы они помогали ребенку освоить программу.

 

- 40 часов в неделю – это тяжелая нагрузка для ребенка…

- Да, но мы работаем только с поощрением, без наказания. Поощрение подбирается индивидуально, это может быть любой предмет или действие которое повышает уровень желательного поведения.

- Самые необычные поощрения в прошлом году были такими: пылесос (ребенку давали пропылесосить), возможность «упаковаться»  в куртку с капюшоном, играть с сосульками. Мы ищем подход к каждому  - нет человека, к которому нельзя подобрать ключик.

2.04.2016
Беседовала Татьяна Литвинова (llazy)
 
 
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ZlaTa (08/12/2016)
Natashik78
Наташ, спасибо!! :give_heart:
Natashik78 (07/12/2016)
Для Тани.
Если ре плачет, когда вы уходите из дома. Во-первых, надо мамино отсутсвие обязательно скрасить. Как говорил небезызвестный в узких кругах Никита Щирук -- я любил, когда мама уходила, потому что я мог смотреть мультики, а на кухе на столе лежали вкусности. Так вот, можно заготовить сюрпризики, которые могли бы быть интересны доче, и не просто конфетка, а какое-то занятие интересное для нее, которым бы она могла заниматься в твое отсутствие, несколько продолжительное по времени.
Нужно понаблюдать, когда доча начинает хнычить по поводу твоего ухода. Еще во время сборов? А ты? Может есть какая-то неосознанная провокация с твоей стороны? Или может доча думает, что хнычем может оставить тебя дома? Надо хорошенько проанализировать, что же именно происходит.
А потом начинать потихоньку уходить. Сначала на минутку. Говорите что-то вроде Я пошла в магазин, одеваетесь, даете доче тот самый сюрпризик-игру, выходите за дверь. Считаете до 10, заходите -- ура! Мама вернулась. Вернулась тоже с сюрпризом, но маленьким. Сюрприз на ваше отсутствие должен быть более значимым, чем на возвращение.
Через 3 часа, опять вам надо в магазин. И за дверью вы уже досчитаете до 20 и т.д. Это утрированно, конечно, но смысл понятен. И это, конечно же, не идеальный *рецепт^, а просто идея.
Про 20% я имела в виду, что если слезы и причитания начинаются не сразу, а через некоторое время после ухода, то надо это среднее время вычислить, и сначала возвращаться чуть раньше этого времени, чтобы была большая вероятность того, что доча даже не успеет соскучится. А потом постепенно увеличивать время своего отсутствия.
Но главное на что хочу обратить внимание, что время без мамы должно быть интересным! А возвращаться лучше со словами *Ну, показывай-рассказывай, что ты тут интересное делала*, а не *скучала по маме?*
Удачи во всем 💖
Ulinamama (03/12/2016)
Мне на почту пришло приглашение на курс.
Может кто еще заинтересуется информацией .

АВА-терапия ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Уважаемые коллеги и дорогие друзья! Приглашаем принять участие в работе курса обучения педагогов прикладного анализа поведения базисного уровня (RBT), который начинает свою работу 6 февраля 2017 года и продлится до 12 февраля.
Курс обучения состоит из практической и теоретической части, полностью соответствует требованиям международной сертификационной комиссии ВАСВ (Behavior Analyst Certification Board, bacb.com) для педагогов базисного уровня (RBT).
На курсе мы изучаем основные теоретические положения, обсуждаем клинические примеры, применяем свои знания на практике.
Данный курс проходит только очно, так как в ходе курса в его состав входит работа с детьми. Он содержит всю информацию, необходимую для ведения занятия с ребёнком, множество практических примеров и упражнений.

Преподаватель курса
Жесткова Екатерина Борисовна, ВСВА,
сертифицированный поведенческий аналитик и консультант
педагог-психолог
Место проведения: г. Новосибирск
Организатор: «Центр помощи детям ДИАДА+1» г. Новосибирск, ул Гоголя 204/1

Я 2 года назад была на таком тренинге ( родительская часть) - очень полезно :-) .
Ulinamama (23/11/2016)
ANKA
Когда я начала изучать тему поведенческой терапии, то помимо чтения всяких умных книжков, кучу роликов пересмотрела на ютубе , и все равно в голове каша была, пока вживую не увидела работу специалистов. Тут действительно личное наблюдение и участие бесценно.
ANKA (23/11/2016)
У меня есть все книги, и я все читала :haha: но если бы я не видела - я бы просто представляла себе все совсем иначе. aga-aga
Natashik78 (23/11/2016)
По-моему, Шрамм как раз самый легкий aga-aga
Ulinamama (23/11/2016)
Aspirin
Вам правильно Natashik78 советует, почитайте книгу "Особые дети" О.Мелешкевич-Ю.Эрц . Еще толковая книжка есть "Идет работа" Рона Лиф и Джона Макэкен, может полегче Шрамма пойдет :-) .
Natashik78 (23/11/2016)
Tanya+ писал(а):
Natashik78 писал(а):
Aspirin
Тогда -- в Диаду, там и 30 минут в неделю продают.


Неправда... Там вообще-то очередь приличная, мест нет. И большинство, как я знаю, 3-4 раза в неделю ходят, и по часу минимум занятия идут.

Если ситуация поменялась, как Вы говорите, то это же замечательно! :give_heart:


Tanya+ писал(а):

И еще это возможность посмотреть, задавать вопросы и самим учиться... Я по книжкам не смогла бы заниматься, лучше 1 раз увидеть aga-aga

Это безусловно ДА aga-aga

Добавлено спустя 3 минуты 43 секунды:

Aspirin писал(а):

Уже думаю, может кто учится ава-терапии и им практика нужна... я бы не отказалась, чтобы с моим ребенком занимались "студенты " или начинающие тренера

Да, пока у Вас нет программы ЧЕМ именно заниматься и КАК именно это делать, -- студенты бесполезны. А аналитиков, которые эти программы пишут, у нас в городе по пальцам пересчитать, и все они держат свои Центры.
Шрамм -- хорошая и понятная книжка, постарайтесь ее осилить.
Ulinamama (23/11/2016)
ANKA
Время занятий можно увеличить, мы начинали с 5 минут и постепенно дошли до 2,5 часов работы за столом, и 3 часа занятий думаю тоже осилили бы, другое дело наличие тренера на такое количество времени , и финансы конечно , увы и ах :-( ...
ANKA (23/11/2016)
Aspirin
вам правильно пишут, лучше несколько раз увидеть, а потом уже читать "на увиденное" так сказать.

Natashik78
5*3 и больше - это вообще очень круто......я даже не представляю себе столько терапии. Embarassed только по 3 раза в день по часу ходить. Не знаю как, может у многих по-другому, но моему в школе-то тяжеловато сейчас. А когда был меньше, вообще не знаю, возможно ли было бы такое количество терапии постоянно.
Ulinamama (23/11/2016)
Aspirin
Сама идея взять "студента" неплоха, но нужно учитывать, что для качественных занятий обязательно нужна программа, нужен аналитик и нужны супервизии хотя бы раз в пару месяцев , наличие просто тренера не даст нужного эффекта. Конечно можно все это и по скайпу получить, но лучше если аналитик будет знаком с ребенком и вами лично . Ну это по моему опыту, мы в этой каше уже давно варимся.
Aspirin (23/11/2016)
Tanya+ писал(а):
Natashik78 писал(а):
Aspirin
Тогда -- в Диаду, там и 30 минут в неделю продают.


Неправда... Там вообще-то очередь приличная, мест нет. И большинство, как я знаю, 3-4 раза в неделю ходят, и по часу минимум занятия идут.

Цитата:
А вообще, официально считается, что менее 15 часов в неделю (5*3) -- терапия ооооочень теряет в эффективности. То есть это не тот случай, что лучше хоть что-то, хоть как-нибудь.

Конечно чем больше часов, тем лучше. Но надо смотреть на ситуацию реально. При наших ценах и уровнях зарплат это ооочень мало кому доступно. Для меня лучше 3 часа в неделю, чем сидеть дома и жалеть, что не можешь себе позволить 15...

Добавлено спустя 17 минут 43 секунды:

И еще это возможность посмотреть, задавать вопросы и самим учиться... Я по книжкам не смогла бы заниматься, лучше 1 раз увидеть aga-aga


Читаю сейчас Штамма и чувствую себя студенткой , когда "в одно ухо влетает , из другого вылетает"...
Уже думаю , может кто учится ава-терапии и им практика нужна... я бы не отказалась, чтобы с моим ребенком занимались "студенты " или начинающие тренера
Tanya+ (23/11/2016)
Natashik78 писал(а):
Aspirin
Тогда -- в Диаду, там и 30 минут в неделю продают.


Неправда... Там вообще-то очередь приличная, мест нет. И большинство, как я знаю, 3-4 раза в неделю ходят, и по часу минимум занятия идут.

Цитата:
А вообще, официально считается, что менее 15 часов в неделю (5*3) -- терапия ооооочень теряет в эффективности. То есть это не тот случай, что лучше хоть что-то, хоть как-нибудь.

Конечно чем больше часов, тем лучше. Но надо смотреть на ситуацию реально. При наших ценах и уровнях зарплат это ооочень мало кому доступно. Для меня лучше 3 часа в неделю, чем сидеть дома и жалеть, что не можешь себе позволить 15...

Добавлено спустя 17 минут 43 секунды:

И еще это возможность посмотреть, задавать вопросы и самим учиться... Я по книжкам не смогла бы заниматься, лучше 1 раз увидеть aga-aga
Aspirin (23/11/2016)
Natashik78 писал(а):
Aspirin
Тогда -- в Диаду, там и 30 минут в неделю продают.

Дык я бы и на Восход ездила , но на общ транспорте зимой деть вымотается сильно. Круг замкнулся aga-aga
Вот и ищу в Советском районе что-то помимо НГУ
Natashik78 (23/11/2016)
Aspirin
Тогда -- в Диаду, там и 30 минут в неделю продают.
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться