/О детях/Детский сад

Адаптация в детском саду

Прежде, чем беспокоиться об адаптации ребенка к детскому саду - подумайте о собственной адаптации! Главное, с чего стоит начать, – это ваш настрой. О глубокой эмоциональной связи матери и малыша, проявляющейся даже не расстоянии, известно давно. Ваши тревога и сомнения заставят его чувствовать неосознанное беспокойство и страх, с которыми теперь будет ассоциироваться детский сад.

 

Начните адаптацию с себя!

Коротко остановлюсь на трех основных причинах, которые могут вас беспокоить в связи с выходом малыша в сад.

Боязнь разлуки с малышом

Пожалуй, самое естественное чувство. Но не стоит на нем зацикливаться, оно не должно стать преградой на пути взросления малыша. Ваш ребенок – самостоятельная личность, а не ваша часть или собственность. Психолог Анатолий Некрасов в своей книге «Материнская любовь» обращается к родителям:

 Если любишь ребенка по-настоящему (а не себя в роли родителя) – научи его жить без тебя!

Страх, что ребенка в садике обидят

Этот страх появляется из-за многочисленных ужастиков о жизни в детском саду, которыми наводнен Интернет и, возможно, вашего негативного опыта. Но тут все в ваших руках. Если речь идет о частном садике, то предложите установить веб-камеры, с помощью которых сможете наблюдать за вашим малышом и персоналом садика. Если это невозможно, либо речь идет о муниципальном садике, - станьте дипломатом.

 Необходимо с самого начала наладить партнерские отношения с воспитателями и заведующей садика. Отнеситесь с уважением и пониманием к их труду, будьте вежливы и приятны в общении, благодарите. Воспитатели – тоже люди, им неприятен общий негативный настрой родителей.

Они обязательно оценят ваше внимание и в благодарность будут более подробно рассказывать вам об успехах и проблемах малыша, возможно, дадут несколько неплохих советов по его адаптации. Конечно же нельзя говорить об этом со 100%гарантией, но это то, что вы реально можете сделать.

Чувство вины за то, что бы отдаете малыша в садик

«Он еще слишком маленький, лучше ему быть со мной», - на сегодняшний день довольно широко распространено мнение, что ребенку вообще не нужен садик, и ему комфортнее быть дома с мамой до школы. Это так же модно, как рожать дома или кормить грудью до пяти лет. Безусловно, заслуживает уважения и восхищения самоотверженность таких матерей. Но прислушайтесь к себе: удовлетворяет ли вас лично роль домохозяйки? Не стоит идти на поводу у интернет-сообщества. Есть женщины, которые физически не могут долго сидеть дома, они слишком деятельны и активны, у них более высокие требования к себе. Дома они будут чувствовать себя подавлено, а рядом с несчастной мамой ни один малыш не сможет чувствовать себя счастливым. психолог  Анатолий Некрасов, на которого мы уже ссылались, говорит о том, что... 

 Маленький ребенок не чувствует вашу заботу о нем, зато он чувствует ваше настроение, отношения с мужем, душевную гармонию, и именно это дает ему чувство спокойствия и счастья.

Итак, давайте относиться к выходу вашего малыша в садик с радостью и оптимизмом. Ведь 1 сентября – общенародный праздник, и вы радуетесь, а не расстраиваетесь, когда ребенок впервые идет в школу. Так пусть выход малыша в садик станет еще одним праздником! Передайте свой настрой ребенку, и адаптация пройдет намного легче.

 

Как проходит адаптация в детском саду

Когда забирать ребенка из детского сада в первые недели

В разных садиках процесс адаптации протекает по своим правилам. Где-то несколько новичков принимают одновременно, где-то каждому новенькому отводят 1-2 недели, когда ему уделяют чуть больше внимания (и этот вариант, конечно, более желателен).

Первый день. В большинстве случаев мам не допускают в группу даже в первый день, и определенный смысл в этом есть. У ребенка не должно возникнуть убеждение, что в садике может быть мама, иначе, когда вам все-таки придется покинуть группу, он вас не поймет. Однако вы можете какое-то время находиться в раздевалке или на пороге группы, наблюдать за малышом. А он, в свою очередь, как только заскучает или растеряется, сможет найти вас глазами, прибежать и «подзарядиться». Пока вокруг все новое и незнакомое, такая «подзарядка» ему поможет успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

Первая неделя. На следующий день обстановка в садике будет малышу уже знакома, и можно оставить его. Однако забрать стоит сразу же после сна и лучше, если вы будете дежурить недалеко от садика, чтобы показаться малышу сразу после пробуждения. Обычно дети пугаются незнакомой обстановки спросонок, и воспитателям бывает сложно их успокоить, особенно учитывая то, что остальным малыши могут еще спать.

Вторая и третья недели. Далее несколько дней следует забирать малыша после сна и следить за тем, как он просыпается. Как только процесс пробуждения станет спокойным, без слез и поисков мамы, стоит немного задержаться и дать ему поиграть часик-два после сна. Это необходимо сделать для того, чтобы у малыша не успела выработаться ассоциативная связь: я проснулся - мама пришла. Обычно мама забирает ребенка после сна первую неделю, начиная со второй малыш может оставаться подольше, а к третей окончательно входит в привычный режим садика.

Как не заболеть в первые дни

Однако такую картину может испортить болезнь. В садике на иммунную систему малыша начинается мощная атака: рядом другие дети и воспитатели, а значит - новая микрофлора, что вкупе со стрессом зачастую приводит к заболеваниям. Это обязательно стоит учитывать, когда вы отдаете ребенка в садик до выхода на работу. Если есть такая возможность, выделите на адаптацию около месяца, чтобы в случае болезни вы смогли спокойно посидеть с ним дома и потом продолжить адаптацию.

 К сожалению, даже пара дней, проведенных дома (и выходные в том числе) обычно отбрасывают ребенка назад по шкале адаптации, и возможно вам придется снова забирать его после сна, хотя до болезни он спокойно оставался до ужина.

Чтобы свести к минимуму риск заболевания, педиатры и опытные мамы настойчиво рекомендуют профилактику: это могут быть лекарственные препараты или народные средства - то, что посоветует ваш лечащий врач.

Здесь я поделюсь своей схемой, которой пользовалась по совету педиатра: промывание носика и горла 3-4 раза в день (я использовала аква-лор, и обязательно промывала ребенку нос сразу после садика), гриппферон по 2 капли 2 раза в день (можно использовать виферон-гель, или любой другой препарат с интерфероном), а на маечку малыша, перед тем как отдать в группу наносила каплю масла Олбас (натуральные эфирные масла с антисептическим и антибактериальным эффектом, малыш пах, как елочка).

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Адаптация и игрушки

Как еще можно сделать адаптацию более комфортной? Если у ребенка есть любимая игрушка, которую он обнимает, берет с собой на улицу или в гости, то такому малышу небольшой «кусочек дома» поможет справиться со стрессом. Знаю случай, когда мамочка даже подушку принесла из дома, потому что малыш обнимал ее. А, например, мой ребенок, если возьмет игрушку из дома на прогулку, то может бросить ее, как только мы выйдем из подъезда. Ему конечно же ни к чему игрушки из дома в садике, да и нам хорошо, что на домашних игрушках нет садовской микрофлоры.

Есть соблазн купить малышу новую игрушку и подарить, когда забираете из садика. Держите себя в руках, это скорее всего говорит чувство вины (см п.3).

 Не стоит вырабатывать ассоциативную связь: забрали из садика – игрушка.  Неужели вам нужен ребенок, который в будущем будет требовать компьютер за хорошее поведение или автомобиль за поступление в ВУЗ? 

Кстати, психологи рекомендуют на время адаптации в детском саду вообще избегать покупки новых игрушек, походов в цирк или зоопарк, гостей и прочих развлечений. Малышу сейчас достаточно впечатлений, и ему просто необходимо время, чтобы восстановить душевное равновесие в привычной спокойной обстановке. Самое лучшее, что вы можете ему предложить после садика, - это спокойная прогулка по парку, где вы соможете понаблюдать за природой и подышать свежим воздухом.

Если все эти советы не помогли вам - обязательно обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Удачной адаптации вам и вашему малышу!

26.10.2011
Обновлено и дополнено 4.10.2015
Автор: Татьяна Шелеметева

Интересно? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях!

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
co4kina (01/12/2016)
По своей знаю, что лучше улизнуть было незаметно, а потом опомнилась, а мамы нету и плакать некому, нужно теперь хорошо себя вести и слушаться чужую тетю, что бы не выгнали)
ЛучшаяМама14 (28/11/2016)
Ой, для меня это как страшный сон (((( хоть есть с кем поделиться Very Happy
пошли в сад в сентябре, сыну 2.6 было... Он разговаривает, долго я его подготавливала , разговаривали много про сад! и вот, момент Х ... Надо расставаться и уходить.. А я понимаю, что не могу !! Воспитатель мягко намекает, чтобы я убегала! Короче ушла я вот так, пока она его отвлекала, а вечером он мне сказал: мамочка, не уходи больше так 😩 мое сердце разорвалось... Короче , я для себя решила, что пока он мне сам не скажет "пока" и не уйдет играть, я буду сидеть с ним! Недели 3 я по 30-40 мин сидела в коридоре (в группу не заходила) и договаривалась с ним! В итоге все норм, привык
Но тот день, когда я его "бросила" никогда не забуду , чувствовала себя просто предателем каким то...
Nassstenka (01/10/2016)
Первую неделю отходили в садик. Адаптируется. Пн-чт по 2 часа ходили, в пт на 3,5 часа.
Когда я прихожу за ним в сад через 2 часа и другие дети видят меня, начинается групповой плач по поводу того, что за Олегом мамам пришла, а где моя? Когда меня мама заберёт Crying or Very sad Crying or Very sad Представляю что творилось бы в группе, если бы там сидели мамы типажа Dark Angel

Добавлено спустя 7 минут 27 секунд:

Старший сын пошёл в садик в 2,3 года, в частный. Остался с первого дня на весь день без слез и истерик. Так и ходил до окончания сада, ни разу не сказал, что в сад не хочет или что-то типа того. В том числе и в муниципальный с 3,5 лет.
Сейчас средний пошёл. Характер у ребёнка другой. Первый день без слез все отлично было, т.к. Не понял ещё что это такое. Утром второго дня немного поныл утром, но виноград пошёл. Третий день истерика взахлёб, но переодевался без сопротивления, в группу с воспитателем зашёл водички попить и тут же увлёкся игрушками. Четвёртый день истерик не было, нытья не было. Пятый день уже и поцеловал меня на прощанье, и ручкой помахал, и довольный в группу убежал. Ждём понедельника, посмотрим, что будет😊

Добавлено спустя 4 минуты 2 секунды:

Кстати, я сейчас не работаю. Но мне надо старшего в школу везти и с младшим сидеть некому. Настрой ребёнка очень сильно зависит от настроя родителей. Если мама-наседка волнующаяся, то и ребёнок беспокойство и страх чувствует. А, если мама уверена и довольна, ребёнку настроение передаётся и адаптация очень быстро проходит.
liluya (26/09/2016)
Locka писал(а):
Dark Angel
Вот вы одна из всех родителей остались в группе, вашему ребенку хорошо, а о других вы подумали? Получается, что остальные дети без мам, им тоже непонятно почему так, почему их одних оставили. Я была бы против такого в нашей группе. Или всем можно, или всем нельзя.


полностью согласна, я тоже против такого посещения группы родителями.
Dark Angel (20/09/2016)
Незнакомая
Вы немного путаете понятия... У меня достаточно самостоятельный ребенок для своего возраста, над ним никто не охает и не ахает, на коньках он катается с 3-х лет. При чем тут детский сад?
А я разве писала, что практикую вседозволенность в воспитании? границы должны быть всегда, я просто слушаю и слышу своего ребенка, у нас с ним диалог. Я не понимаю ваших принципов воспитания, мама сказала "НАДО" и все, твое мнение никого не интересует.
Незнакомая (19/09/2016)
Dark Angel
я вам сейчас расскажу, как мы ребенка на коньках кататься учили.
Ребенку было 5 лет.
Взяли коньки на прокат, я жутко боялась, что ребенок упадет, и, конечно же, разобьется на льду. муж меня не допустил на каток. Так и сказал:"Я-сам!"
Первые минут 10 он учил его ставить ноги правильно и возил за собой, держа за руки..а потом- отпустил...Я ахала и охала, но..на расстоянии.
В итоге в этот же день ребенок САМ стоял на коньках. Через пару раз уже самостоятельно ездил. А потом уже- гонял!!!
а если бы Я его на коньки ставила...то это бы длилось, как у вас в саду- полгода, наверное. А то вдруг упадет. Тут муж был прав, не допустив меня на лед.

Плавать учили его в детском бассейне. Отдала тренеру, 5 минут посмотрела и ушла. На втором занятии ребенок плавал уже самостоятельно. (Под страховкой тренера).
А если бы стояла там и охала, то ребенок бы отвлекался на меня, а то бы и раскапризничался.

Цитата:
с отсутствием давления на ребенка, И я воспитываю ребенка опираясь на эти принципы.

Японская методика? :haha:
Скрытый текст:
Ехали в автобусе мама с ребенком, а перед ними сидела девушка. Ребенок постоянно задевал девушку: то ногами пинал, то за волосы тянул. Она не выдержала и попросила маму угомонить сына.
На что та ответила-"Вы знаете, я воспитываю ребенка по особенной японской методике, я никогда ничего ему не запрещаю и не ругаю его, не давлю на него."
Девушка обижено отвернулась. Этот разговор услышал парень, он сидел рядом.
На следующей остановке он встает подходит к маме, вынимает изо рта жвачку, клеит ее на лоб маме мальчика и говорит-"Вы знаете, а я тоже воспитан по этой методике".
И спокойно выходит.
Dark Angel (19/09/2016)
Незнакомая писал(а):

А я вам советую почитать не современных горе-педагогов-"новаторов", а классиков. Например, психологию Выготского---раздел о памяти.
И вы поймете, что в этом возрасте преобладает кратковременная память, и ребенок, плачущий с ТАКИМИ Эмоциями!!! через 10 минут вообще не помнит, что было.
Тем более это он не вспомнит в более старшем возрасте.

Ну вот я не согласна с Выготским в этом - и что? Я согласна с современными методиками, с уважительным отношением к ребенку как к личности, с отсутствием давления на ребенка, с мягкой адаптацией. И я воспитываю ребенка опираясь на эти принципы.
А плавать ребенка вы наверное также учили - сразу в море бросили, авось выплывет как-нибудь?
Незнакомая (16/09/2016)
Dark Angel
Дети в 2 года не помнят, почему они плакали 5 минут назад. Я прекрасно знала, что мой ребенок плачет только для меня и при расставании со мной, и как только за мной закроется дверь- он успокоится и все в саду будет замечательно. Как у любой мамы у меня временами сердце, конечно, трепетало, но не до такой степени, чтоб сидеть с ребенком по полдня в саду. Я считала, что этот период просто надо пройти и пережить. И этот период очень быстро действительно прошел.

Причем, когда ребенок шел с ПАПОЙ в сад, он вообще практически не плакал. Но даже когда плакал, папа наш также не сидел, он даже гораздо быстрее расставался с ним, чем я. Привел-раздел- без разговоров завел в группу- ушел.
Цитата:
Вообще-то это называется мягкая адаптация. Советую почитать, так, для общего развития.

А я вам советую почитать не современных горе-педагогов-"новаторов", а классиков. Например, психологию Выготского---раздел о памяти.
И вы поймете, что в этом возрасте преобладает кратковременная память, и ребенок, плачущий с ТАКИМИ Эмоциями!!! через 10 минут вообще не помнит, что было.
Тем более это он не вспомнит в более старшем возрасте.
Цитата:
Ну если вы нервируете своего ребенка своим присутствием, то это не значит, что что остальных детей нервирует присутствие их родителей.

Не точно выразилась..не то, что я бы нервировала своим присутствием СВОЕГО ребенка (а вот остальных детей- 100%), просто ребенок в присутствии мамы ведет себя иначе..не соблюдает режим, капризничает, не вливается в детский коллектив.
Зачем это провоцировать? Не понимаю.
Мне важно было, чтобы мой ребенок как можно скорее адаптировался к саду, поэтому экспериментов, ("Мягкая адаптация") навязываемых коммерческими садами ( да они за ТАКИЕ деньги вам еще и не то позволят, лишь бы выгоду не упустить...) я не проводила над своим ребенком.
Dark Angel (16/09/2016)
Незнакомая писал(а):

Забота и поддержка не выражается в том, чтобы сидеть с ребенком по полдня в садике, нервируя и его, и остальных деток.

Ну если вы нервируете своего ребенка своим присутствием, то это не значит, что что остальных детей нервирует присутствие их родителей. Вообще-то это называется мягкая адаптация. Советую почитать, так, для общего развития.

Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд:

Незнакомая писал(а):
Ну поплачет с утра...ну так это для меня концерт...уходила- успокаивался.


Т.е. искренние чувства ребенка, которые выражаются слезами от страха остаться одному в незнакомом месте - для вас это концерт? Ну тут мне даже нечего вам ответить, сочувствую вашему ребенку.
Незнакомая (15/09/2016)
Dark Angel
Цитата:
В 3 года ребенку важно быть уверенным в родителях, чувствовать их заботу и поддержку.

Забота и поддержка не выражается в том, чтобы сидеть с ребенком по полдня в садике, нервируя и его, и остальных деток.
Ребенка надо уметь отпускать от себя. Хотя бы на несколько часов, адаптируя к садику. А также и к остальной жизни.
Цитата:
. То, что ваш ребенок не помнит периода адаптации еще не значит, что это не вылезет в более позднем возрасте проблемами посерьезнее.

Пока не вылезло вроде. :haha:
Хотя из сада выпустились уже 7 лет назад.
Как и у остальных 20-ти детей , посещающих нашу группу детского сада.(да-да, мы застали еще то время, когда в группах было по 18-20 детей!)
Ни у кого мамы не сидели по полдня в саду.
Я даже не знала, что так бывает. Да, водили изначально на час, потом на два, на третий день ребенок уже спать остался у меня, кстати. И ел, и спал. Ну поплачет с утра...ну так это для меня концерт...уходила- успокаивался.
Кто-то месяц водил на несколько часов- все ж по-разному адаптировались. Ну расставались некоторые долго..это видела- сидят упрашивают-уговаривают, чем дольше сидят, тем у ребенка сильнее истерика..Чем меньше-тем быстрее ребеночек успокаивается.
Dark Angel (15/09/2016)
Незнакомая
В 3 года ребенку важно быть уверенным в родителях, чувствовать их заботу и поддержку. Да, как раз в этом возрасте родители должны по максимуму ограждать его от любых стрессов. То, что ваш ребенок не помнит периода адаптации еще не значит, что это не вылезет в более позднем возрасте проблемами посерьезнее. Советую почитать психологов на эту тему, много интересного узнаете.
А отбирание игрушек не является стрессом, это естественное взаимодействие между детьми.
Locka (15/09/2016)
Реальный пример. Ребенка водят в ГКП. На протяжении 3 месяцев только с мамой, одного его ни разу не оставляли. Истерика уже на подходе к саду. Два дня водят, несколько дней - нет, видимо, нет сил у мамы на подобные истерики ежедневно. Уже четвертый месяц, а толку никакого. Другие дети пугаются и тоже просятся к родителям, даже самые смелые, которые с первого дня хорошо пошли в сад. Мое мнение, что таким способом адаптировать ребенка нельзя. Он уже понял, что криком можно оставить маму при себе и не ходить в сад ближайшие несколько дней. Но кому-то нравится отрезать хвост по частям...
Незнакомая (15/09/2016)
Dark Angel
Вы ребенка так от всех стрессов в жизни собрались ограждать?
Он же так не сможет реагировать адекватно на РЕАЛЬНЫЙ мир, так и будет ждать, что вот придет мама и все решит...
А в садике так или иначе бывает стресс. Петя игрушку отобрал, Вася стукнул, Маша дразнится..
А в школе что будет в подростковом возрасте!
И что- везде за ручку теперь с ребенком ходить?
Dark Angel (15/09/2016)
Незнакомая писал(а):

Зачем?


Чтобы у ребенка не было стресса.
Bella98 (14/09/2016)
у нас в саду с 1.5 ЛЕТ МОЖНО БЫЛО, НО Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО РАНОВАТО...
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться