/Архив новостей

 

Образование по-новому

Владимир Путин подписал новый закон «Об образовании», согласно которому с 1 сентября 2013 года родителей ждут новые расходы, а педагогов переводят на самоокупаемость.

Каждый год в российское законодательство вносятся изменения. Скорее по традиции, чем по необходимости, трансформируют и образование: с 2002 года было внесено более 1700 поправок, объем которых давно уже превзошел тексты самих документов. В законе 2013-го, призванном заменить два действующих базовых закона: «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), оказалось много уточнений (вроде замены слова «здоровье» на « сохранение и укрепление здоровья»), но были и существенные моменты. Например, продлено действие сертификата ЕГЭ с двух до пяти лет. Появилась новая статья, гарантирующая получение образования на государственном (то есть русском) языке. Пересчитали и студентов: в старом законе на 10 тысяч населения полагалось 170 студентов, обучающихся на бюджете, теперь - 800.

Между тем, педагоги и эксперты находят в законе тенденции к коммерциализации образовательного процесса. Так ли это на самом деле?

За «присмотр и уход» придется доплачивать

Обучение начинается еще в детском саду - именно здесь малыши впервые получают дошкольное образование. С принятием нового закона дошкольные учреждения получат статус «образовательных организаций» и уровень ежемесячной оплаты за содержание ребенка может возрасти. Ранее речь шла о том, что родительская плата за присмотр и уход в детских садах не должна была составлять более 20 % от реальных затрат. Теперь цены «отпустили» и этот пункт читается следующим образом:

«За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке».

При этом государство по-прежнему продолжает компенсировать родителям 20% за первого, 50% за второго и 70% за третьего ребенка, посещающего детский сад, из расчета среднего размера родительской платы в муниципальных учреждениях региона. Но как именно будут распределяться деньги от родительской платы, а также, какие именно расходные статьи будут компенсированы и в каком объеме, пока сказать сложно.

Например, «органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях…» - могут, но не обязаны. Вероятно, муниципальный бюджет все же будет «гасить» основные направления: компенсировать оплату труда педагогических работников и дотировать хозяйственные нужды. А дополнительные расходы, скорее всего, лягут на плечи родителей.

В новой редакции закона сохраняется возможность предоставления льгот, но, опять же по усмотрению местных органов власти. Должно «учитываться материальное положение», но никакого механизма учета не предложено. А у нас, как всегда, если не прописано – значит и регулировать нечего.

- После вступления в действие нового закона «Об образовании» родители будут платить за государственный детский сад от 5 тысяч до 15 тысяч рублей в месяц за каждого ребенка. Муниципальные органы управления вправе устанавливать рыночную цену, и на плечи родителей может лечь всё — от покупки игрушек и кроватей до оплаты питания, - считает представитель движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Анна Любоведская.

Термин «школа» - упразднили

Родители школьников опасаются, что получить достойное образование смогут дети лишь из обеспеченных семей. Такое мнение сложилось, в первую очередь, из-за упразднения школьных предметов, которые ранее были включены в обязательную программу. Базовые предметы прописаны не в самом законе «Об образовании», а в государственных стандартах (ФГОСах), на которые закон ссылается.

Суть в следующем. Государство гарантирует 31-37 бесплатных учебных часов в неделю. В принципе, этого достаточно - 6-7 уроков каждый день. Для 10-11 классов определены пять профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом учебный план должен содержать 9-10 учебных предметов - не менее одного из каждой области знаний. Общими для включения во все учебные планы являются: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Еще три-четыре предмета (в зависимости от возраста учащегося) старшеклассникам необходимо выбрать, остальное - по потребности. И тут возникают вопросы: сколько будут стоить дополнительные предметы, и кто за них должен платить?

Из закона: «Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетних. При выборе родителями формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка».

То есть родители, учитывая мнение своего чада, выбирают ему будущее, но с оглядкой на кошелек, ведь:

«Государство гарантирует бесплатность и общедоступность дополнительного образования детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы…». Однако: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ… вправе осуществлять ее за счет средств физических и юридических лиц (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных учебных курсов, предметов, дисциплин...)

Иначе говоря, захотел ребенок, к примеру, с астрономией познакомиться – плати. Сколько будет стоить дополнительный предмет, пока не определено. Но пару лет назад с подачи бывшего министра Андрея Фурсенко в Южном округе Москвы стартовал эксперимент по внедрению платного среднего образования, и расценки были следующими: бесплатными были 2 часа русского языка, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религиозных знаний. Остальные предметы обошлись родителям приблизительно в пять тысяч рублей в месяц. Но это был лишь эксперимент… Сейчас стоимость дополнительных знаний будут определять региональные власти совместно со школой. Чем «круче» школа, тем дороже. К слову, термин «школа» из закона исчез. По всей видимости, авторы закона посчитали его тоже пережитком прошлого, хотя к прошлому в законе возвращаются регулярно. Например, к школьной форме.

В проекте закона сначала было четко прописано переодеть всех школьников в униформу. Главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко считает, что такая одежда убережет российских детей от кожных заболеваний, простуды и ряда других проблем, вызванных ношением некачественной и небезопасной одежды. Некоторые депутаты считали, что это сгладит социальное неравенство среди детей и подростков, укрепит дисциплину и повысит мотивацию к обучению. Почему школьная форма повышает мотивацию к учебе, никто толком объяснить не смог. После всех дебатов в законе прописали: «школьная форма будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений».

Есть еще нововведение: разрешено использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, установленных федеральным органом исполнительной власти. Эти виды обучения могут быть использованы на всех уровнях образования. То есть, отныне можно получить образование по Интернету, не выходя из дома. Впрочем, дистанционное обучение вряд ли можно назвать новшеством - в Новосибирской области в качестве эксперимента оно вводилось пять лет назад в исправительных колониях. Тогда не прижилось, однако в настоящее время может оказаться весьма кстати.

Спорным, хотя и уже законным, является введение религиозного обучения. Родители смогут выбирать, будет ли их ребенок изучать основы светской этики или одну из религий, а религиозные организации, в свою очередь, получили право проверять программу и устраивать в школу своих педагогов.

Проверить нельзя закрыть

Ждет реформа и высшие учебные заведения. Не так давно замглавы Минобрнауки Александр Климов заявил на собрании Российского союза ректоров, что вузы ждет новая глобальная проверка, и некоторые будут закрыты еще до 1 сентября. Минувшей осенью ведомство уже провело проверку 502-х российских вузов, объявив по ее итогам 136 учебных заведений «недостаточно эффективными». При этом чиновник потребовал от высшей школы «самоочищения». По словам ныне действующего министра образования Дмитрия Ливанова: «кадровый потенциал не соответствует задачам, которые стоят перед современным высшим образованием России».

Все вузы страны, и частные, и государственные будут в одинаковом или почти в одинаковом положении. Те, что зарекомендуют себя с лучшей стороны, получат миллионные дотации из госбюджета. Другим придется либо сливаться с крупными «акулами», либо закрываться. По сути, это поглощение большим бизнесом малого.

Справедливости ради заметим, что в стране достаточно вузов, к которым есть вопросы, но и мониторинг не всегда является истиной в последней инстанции. В списке неэффективных учебных заведений оказались новосибирские архитектурная и геодезическая академии, которые, судя по проекту закона, нужно реформировать.

Нам же закон сулит следующие изменения: сокращаются льготы для поступления в вуз и число бюджетных мест. Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ, за исключением ряда федеральных вузов. Сократился и список льготников: устанавливается квота на поступление детей-инвалидов в пределах 10%, остальные (в том числе дети-сироты, инвалиды I и II групп; граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы; чернобыльцы) могут пойти учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов, но лишь один раз. Дальше – поступление на общих основаниях. Все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге минобрнауки.

И еще раз про деньги

Почти все образовательные учреждения в скором будущем должны стать автономными. Бюджетным школам придется приспосабливаться к рыночным условиям. Утверждать хорошо это или плохо, пожалуй, еще рано - образовательные учреждения переходят в «автономное плавание» всего несколько лет. До сих пор факт существования учреждения был основанием для его государственного финансирования: смета формировалась по показателям предыдущего года с учетом индексации. Теперь – государство (или муниципалитет) формирует задание, и оно выполняется за определенную цену. Как будет определяться стоимость задания или цена услуги, которую государство «покупает», пока не ясно, а это первый признак неэффективности системы.

Также образовательное учреждение столкнется при смене статуса с трудностями нормативного плана: еще не отработаны вопросы формирования заданий, механизмов финансирования в целом, механизмы отзыва средств. Например, если задание автономному учреждению сформировано на 900 учащихся, а обучалось 880 человек, то Счетная палата потребует вернуть деньги за «неоказанные услуги» в бюджет.

В целом приобретение общеобразовательным учреждением статуса автономной организации дает возможность самостоятельно решать, на что тратить деньги в первую очередь, а с чем можно подождать. Например, «бюджетники» обязаны делать ремонт, закупать товары только по конкурсу, а автономные смогут сами решать, кого из поставщиков и подрядчиков выбрать.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» в течение длительного времени  обсуждался в открытом доступе. И, как утверждают законодатели, все мнения россиян учтены. Однако, судя по тому, что закон продолжает бурно обсуждаться, вызывая массу недовольств, не исключено, что в него вновь будут внесены поправки. Самыми дискуссионными пунктами, пожалуй, являются сокращение льгот при поступлении в вуз, стандарты школьного обучения в школах, отпуск цен на места в детских садиках, перевод педагогов на самоокупаемость.

Напомним, все нововведения вступают в силу 1 сентября 2013 года. Так что еще есть время обсудить и что-то исправить.

1.02.2013

Автор: Марина Корнилова

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
sono io (15/08/2013)
НюрOK писал(а):
Вы думаете, они цены не повысят? У меня сосед из садика пришел. Им сказали, что могут с сентября раз в 5 оплату поднять. Чем школа отличается?

с сентября не поднимут, новый финансовый год наступит в нваре, вот тогда и поднимут.
Александр_ (15/08/2013)
НюрOK, факт повышать будут, и не раз. И ничего с этим не сделаешь особо (
НюрOK (29/07/2013)
Вы думаете, они цены не повысят? У меня сосед из садика пришел. Им сказали, что могут с сентября раз в 5 оплату поднять. Чем школа отличается?
Afdi (29/07/2013)
Все будет как и было
НюрOK (28/07/2013)
Ну да, логично. :-) Просто теперь так всё размыто, не понятно,что будет дальше и почём.
Afdi (28/07/2013)
А дальше будет октябрь, ноябрь и т.д.
НюрOK (28/07/2013)
Офигеть. Нам в сентябре в школу. А что дальше будет? :eek:
helga64 (22/07/2013)
Да ладно... :-) все бы нам на жизнь жаловаться.
vinograd963 (22/07/2013)
Мда... Налогами обложили, кредитов надавали, а жизнь лучше не стала :-(
helga64 (22/07/2013)
Юлия Z писал(а):
В законе не нашла информации по программам обучения начальной школы. Их сейчас очень много и каждая школа выбирает программу обучения на свой вкус Может кто-нибудь знает, предполагается ли вернуть школы к какой-то одной программе или школы так и будут учить, кто во что горазд? Может есть какой-то нормативный документ?
А такой информации никогда и не было в законе. Это надо в стандартах смотреть.
Не думаю, что школы вернутся к одной программе, слишком много на этом деле пилится ресурсов :aga-aga:
Юлия Z (22/07/2013)
В законе не нашла информации по программам обучения начальной школы. Их сейчас очень много и каждая школа выбирает программу обучения на свой вкус Может кто-нибудь знает, предполагается ли вернуть школы к какой-то одной программе или школы так и будут учить, кто во что горазд? Может есть какой-то нормативный документ?
AnnnnnA (10/07/2013)
Наша законодательная власть не перестает удивлять!
Им совершенно непонятны наши проблемы, ведь своих детей они обучают за границей, а до нас им дела нет. Лишь бы что-то сделать, а что - неважно, только создать видимость, что они работают. :o
Юлия Z (06/07/2013)
sono io
Большое спасибо, именно то, что я искала.[/i]
Танюшенька2 (05/07/2013)
:eek: я в шоке после всего прочитанного.
sono io (04/07/2013)
Юлия Z
читайте на сайте ФГОС http://standart.edu.ru/
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться