2 3 |
/О детях/Детское здоровье и уход
«И не заикайся!» или пусть король говоритО заикании у детей дошкольного возраста. Часть II: что делать?
В статье «И не заикайся!» или пусть король говорит, часть I мы обсудили причины заикания и пути развития этого недуга. Но если проблема есть – как ее решать? Поговорим о возможных вариантах работы над устранением заикания. Заикание: отцы и детиМногие думают, что заикание предается по наследству, и если родители в детстве заикались, у ребенка обязательно будут с проблемы с речью. Это неверно, единственное, что может наследовать ребенок – это тип нервной системы, определяющей особенности реакции. Однако в семье заикающихся родителей дети порой тоже заикаются, как же не говорить о наследственности?
Но если проблемы с речью вызваны состоянием нервной системы, личностными конфликтами и проблемами в отношениях с окружающими, потребуются специальные меры. Начнем с детского сада и воспитателя
Если такого садика поблизости нет, можно работать с педагогом индивидуально или обратиться в развивающие центры. Сверстники в этот момент могут больно ранить ребенка, дразня его и указывая на его дефекты. Воспитателю важно подобрать к малышу ключик, и родители могут оказать ему в этом серьезную помощь. Расскажите педагогу об интересах ребенка, это поможет ему завязать разговор с малышом, и, поговорив об увлечениях и любимых игрушках, расположить его к себе и начать работу. При этом важно не столько содержание разговора, сколько интонации: приятная, неторопливая и ласковая речь. По мере занятий ребенка важно вводить в круг уравновешенных и спокойных малышей, чтоб он слушал их речь и повторял за ними. Нужно чтобы дети вовлекли заикающегося малыша в спокойные игры и говорили с ним помедленнее – об этом их предварительно можно попросить. Важно, чтоб ребенок нашел себе в группе друзей, которые подбадривали бы его и приглашали к играм. По мере социализации ребенка в детском коллективе воспитатели и логопеды ведут работу по восстановлению плавности и ритма речи, прививают навыки коммуникации. Работа с семьейЛечение заикания – это не только задача логопеда, это огромная работа для всей семьи.
Специалист тщательно изучит ситуацию в доме, модель межличностных, бытовые условия и установит возможные причины заикания, даст практические советы по решению конфликтных ситуаций. Психолог также может рассказать другим членам семьи, как правильно говорить и взаимодействовать с заикающимся крохой, чтоб смягчить проблему. Многие семьи не видят в этом смысла или стесняются «вывалить грязное белье», в результате годами не могут решить проблему заикания, так как не могут устранить травмирующего фактора. Важно понять, что ребенку нужна от вас выдержанность, спокойствие и внимание, а не жалость, слезы и потакание всем капризам. Необходимо твердо соблюдать режим дня и поддерживать дисциплину, что также создает спокойную атмосферу в семье. Не стоит вести при ребенке разговоры о его дефекте и даже вскользь упоминать о проблеме, не подчеркивайте эту особенность. Работа над речьюКонечно, ежедневные речевые упражнения с педагогом придают ребенку сил и уверенности, помогают бороться с недугом. Задача воспитателя – научить ребенка говорить неторопливо, слитно и ритмично, чтобы все понимали его речь, и ему не приходилось волноваться и заикаться. Это достигают, произнося несколько слов сразу на одном выдохе, без пауз. Кроме того, просят малыша не растягивать гласные звуки в словах и говорить ритмично. Например, пусть он говорит «бабушкаИдетВЛес» как одно слово. При медленной речи не только проще справиться с заиканием, но и тренируется характер, малыш становится спокойнее и выдержаннее. Если у ребенка возникает затруднение в произношении конкретного слова, можно произнести его медленно и четко, пусть малыш подражает речи взрослого. Затем надо предоставит ребенку возможность продолжить разговор, не задерживаясь на запинке. Если он разволновался и начал заикаться, необходимо закончить фразу за него и успокоить малыша, переключив его внимание на другие объекты.
Надо просто часто и медленно говорить с малышом, пусть он повторяет за вами или воспитателем простые фразы, и речь постепенно станет боле плавной и легкой. В тяжелых случаях
Это может быть совместный рассказ по картинкам, повторение фразы за взрослым, а в случае успеха – ее повторение самостоятельно. Можно побуждать малыша к ответу на вопросы, рассказам о картине за окном, о своих игрушках, одежде. При специальных занятиях с детишками рекомендуется разучивать много коротких стишков, они ритмичны, а значит, помогут упорядочить речь и увеличат ее плавность. При этом необходимо следить за правильным дыханием - после каждой строчки нужно сделать остановку и легкий вдох. Произносить стихи нужно плавно, не скандировать. При этом используется тот же прием – сначала говорит взрослый, потом вместе, потом ребенок сам. Развитие логического мышленияМалыша с заиканием важно приучать к медленной и плавной речи, для этого он должен слушать рассказы с названием предметов, игрушек, смотреть на представления кукольного театра. Желательно составлять небольшие связные рассказы о предметах и их взаимодействии, говорить медленно, с вдохами и паузами, после чего попросить малыша рассказать о том, что он увидел, узнал. Что делает собачка? Как репку тянем?
После рассказа задавайте вопросы для развития логического мышления, оно у заикающегося малыша из-за страха речи нарушено. Полезно занятие подобного рода – «я буду говорить одно слово, а ты продолжи фразу», например: «собака – собака лает». Иногда можно попросить малыша закрыть глаза и читать ему вслух или рассказывать сказку. Это исключает отвлекающие кроху факторы и позволяет более четко воспринимать акустическое строение речи. Пой и играй на здоровье
Песенки детям полезно учить по частям, равно как и стишки: воспитатель поет или рассказывает первые две фразы, затем дети с ним вместе и потом дети одни или по очереди. Это дает ребенку с заиканием уверенность в речевых навыках и помогает преодолеть страх. Если поставить заикающегося малыша запевалой, можно развить зычный и громкий голос. Стесняющиеся дети могут петь и в одиночестве, поскольку пение само по себе регулирует дыхание и прерывистость речи. Если ребенку не нравится петь, можно занять его играми: речевое лото, игры с мячиком с речевым и музыкальным сопровождением, декламация стихов – хором, под музыку, с движениями. Поощряйте игру малыша на музыкальных инструментах - хотя бы просто хлопки в ладошки под песенки. Это развивает чувство ритма и просто создает хорошее настроение! Хорошо помогает игра с собиранием мячиков или ловлей рыбки, при этом мячики надо посчитать со стишком или рыбок выловить с присказкой. Дайте ребенку несколько картинок из одной сказки и попросите рассказать историю или сцену из сказки. Можно вовлечь ребенка в групповое занятие - рассказывание сказки по цепочке.
Имитируем полоскание белья в тазу, изображаем, как мы рвем травку, показываем, как растет цветочек, а мама с папой или педагоги проверяют тонус мышц. Это полезно делать перед речевыми играми, либо во время паузы между ними. Ощупайте ручки и шею, предплечья, затем можно расслабить их – попросите ребенка покачать головой, подвигать, вскинуть, встряхнуть руки, покачаться как медвежонок. Главное – воспитывать в ребенке уверенность, что он ничем не отличается от других детей. Если есть косноязычиеПараллельно с борьбой заиканием важно вовремя и быстро устранить косноязычие. Надо объяснять и внушать малышу, что если он будет хорошо и правильно произносить звуки, он перестанет запинаться. Чаще всего так и бывает: у заикающихся часто неправильно поставлено дыхание. Следите за тем, чтобы малыш дышал при разговоре спокойно, часто и без усилий, не поднимая плечевого пояса и не раздувая легких.
Надо тренировать дыхание и во время занятий лечебной физкультурой. Подведем итоги
19.07.2012 Автор: Алена Парецкая, педиатр, консультант Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь |
Актуальные темы форумов
***Новинка***La Fille Tour De Fer Serge Lutens (Парфюмерные распивы)Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)Болталка игры Читательский квест-2020/2021/2022/2023 (Культурная жизнь)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)ПЛАТЬЯ, ЮБКИ, БЛУЗКИ и др. (Совместные закупки Хобби-клуба (Барнаул и Алтайский край))Авито (Обо всем)"10 негритят" - 2024 (Культурная жизнь)Закон «о запрете чайлдфри» (Обо всем)Кто что читает? Том 22 (Культурная жизнь)Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)
Объявления
Продам устройство для подогрева табака (Товары для дома и семьи. (ДО))Обучающие карточки и книжки для малышей, книги для взрослых (Барнаул. Букинист - ДО Книги и журналы)Игрушки для малышей (Барнаул. ДО Товары для детей)Продаю детские книги недорого, 30-50-70 руб (Барнаул. Букинист - ДО Книги и журналы)Женская одежда 42-46, новые кружевные трусики (Одежда для взрослых (ДО))Женская обувь (36 и 37 рр) (Обувь для взрослых (ДО))Домашние тапочки на мальчика (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Одежда и шапки на мальчика (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))!!!обувь на мальчика ...новое добавила!!!от 120р. Ролики 300р. (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Платье, пальто . (Одежда для взрослых (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |