/О детях/Детское здоровье и уход

«И не заикайся!» или пусть король говорит

О заикании у детей дошкольного возраста. Часть I, причины и виды

О заикании у детей дошкольного возраста. Часть 1. «И не заикайся!» или пусть король говорит

 

Одна из самых сложных проблем  неврологии и логопедии - заикание и логоневроз. Недуг не дает ребенку выразить словами свои эмоции, дает ощущение неполноценности и формирует психологические комплексы, приводящие к замкнутости и необщительности. И это еще полбеды, порой за заиканием скрываются и серьезные неврологические расстройства, которые требуют распознавания и лечения.
 
 
Так что же такое заикание, отчего оно возникает и как может проявляться?
 

В чем суть заикания

Заикание проявляется  в тяжелом и мучительном для  самого ребенка расстройстве речевой  функции, устраняется оно трудно и нарушает не только процесс развития речи, но и формирование личности малыша. Поэтому родителям важно сразу обратить внимание на  заикание, даже если это случилось один-два раза, и сразу начать его устранять. В этом вам помогут грамотный воспитатель и логопед, которые с родителями вместе отыщут причину заикания и помогут скорректировать проблему (или хотя бы сделать ее не столь выраженной).
 
Заикание – это функциональная проблема, речь нарушается в результате судороги мышц в отдельных речеобразующих органах в моменты произношения звуков – это губы и язык, мягкое нёбо, гортань, мышцы груди и диафрагмы, брюшные мышцы. Вследствие этого речь малыша задерживается или прерывается на некоторых звуках.
 

Какие формы заикания бывают у малышей

При заикании появляются  нарушения в речевом ритме, нередко связанные с общей неловкостью и неуклюжестью. Иногда судорога в речи повторяется ритмично на первом слоге (ве-ве-велосипед) или на первой букве (в-в-в-велосипед). При такой форме заикания возникают клонические судороги, и это зачастую отмечают у малышей.
 
Иногда из-за судорог ребенок вообще не может выговорить необходимый ему звук или надолго на нем запинается (в----елосипед), пытаясь побороть судорогу, если это гласная – он ее протяжно растягивает. Это тонический тип заикания, характерный для более старшей группы детей. С такими сложностями произносятся первые буквы в словах и фразах. По мере прогрессирования, если заикание не корректируют, клоническая форма, которая более легкая, переходит в тоническое заикание, сложное в коррекции.
 
Иногда возникают судорожные выдохи со свистами до момента произнесения слова, выдыхается практически весь воздух, и ребенок говорит как бы захлебываясь. Судороги могут проявляться в дыхательном аппарате речи, артикуляционном и голосовой части.
Многие дети помимо заикания имеют еще и судорожные движения или привычные навязчивые движения в руках, голове или ногах. Зачастую совместно с заиканием бывает формирование косноязычия – ребенок коверкает слова.
 
О заикании у детей дошкольного возраста. Часть 1. «И не заикайся!» или пусть король говорит

Заикание у детей постарше

Параллельно с судорожными  приступами у заикающихся детей по мере взросления могут наблюдаться волнение, страх разговора и даже уверенность в невозможности говорить. Ребенок сосредотачивается на сложных для него звуках, некоторые дети начинают смущаться дефектов речи, отвечают кратко, очень тихо или сквозь зубы, выражена вегетативная реакция – краснеют, потеют или бледнеют. Не удивительно, что у малыша портится характер – порой они становятся болезненно обидчивыми. Такое поведение только закрепляет заикание и усиливает его проявления, ребенок попадает в замкнутый круг.

 
Важно знать, проявляется ли заикание только в присутствии взрослых (и  других детей). Иногда наедине с собой, например, при общении с игрушками, ребенок говорит спокойно. Порой в беседах со знакомыми детьми или взрослыми малыш говорит спокойно, а в волнующей обстановке заикается. Заикающиеся дети, кстати, часто поют без заиканий, и пение - хороший способ борьбы с проблемой. 
 
” Проблемы в речи могут возникать внезапно, зачастую после периода мутизма (немоты) от пары часов до нескольких дней, или плавно, постепенно усиливаясь. Постепенное усиление характерно для неврологических заболеваний.
 
Если условия жизни и общения ребенка благоприятные, заикание может быстро сойти на нет, однако, если в окружении ребенка и в его присутствии взрослые или дети будут акцентироваться на его дефекте – проблема усилится, и малыш на ней "зациклится". Ребенок боится оказаться в центре внимания, его нервная система перегружается и проблема усиливается. 
 

Почему и как  возникает заикание

Наиболее часто заикание проявляется с двух лет примерно до пяти, когда слуховые, двигательные, речевые системы в мозговых структурах еще окончательно не созрели и  их функционирование легко нарушить неблагоприятными факторами. 
Например:
  •  неблагоприятно протекавшая беременность мамы,
  • тяжелые роды, 
  • детские инфекции, 
  • психологические травмы.

Конечно, такие предрасполагающие  факторы не всегда приводят к заиканию сразу, но потом достаточно незначительного события, которое просто «сорвет» речевую функцию. Заикание «от испуга» вовсе не предрассудок -  если предрасположенного к заиканию ребенка запугивают темнотой, бабаем, полицией, это вополне может стать спусковым крючком речевых нарушений.

" Заикание вполне может развиться и в результате сложности в произношении отдельных звуков, тогда говорят о недостаточности  в речедвигательных зонах мозга.

Заикание и логоневроз дети, особенно старшего возраста, могут себе внушить и патологически зафиксировать, причем зачастую не без помощи окружающих. При случайных остановках или запинках страх речи вызывает у такого ребенка уверенность в повторении этого в будущем.

У некоторых детей, особенно в дошкольном возрасте, заикание может формироваться из-за быстрого темпа речи – малыш торопится, начинает спотыкаться на отдельных звуках. Возникает перенапряженность нервной системы, срыв от непосильной речевой нагрузки. Таким детям вредна чрезмерная стимуляция речи: очевидно, что не нужно принуждать их декламировать стихи на публике, но даже, читая им вслух, старайтесь выбирать сказки с простым понятным текстом.

" Заикание возникает у левшей, которых заставляли действовать правой рукой.

С точки зрения неспециалиста факторы, приводящие к заиканию, могут быть несущественными, однако на речь они влияют куда серьезнее, чем активный стресс. И уж если у ребенка сформировалась прочная ассоциативная связь, например, «выступление на публике - заикание», то разрушить ее бывает непросто.

 

10.07.12,
обновлено 14.09.21
Алена Парецкая, врач-педиатр, консультант

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь