2 3 |
/О детях/Воспитание и психология
Уроки вежливости: 3 правила для родителейВежливость - это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству,
лишь испытав неудобство от его отсутствия.
С. Джонсон
Вежливый ребенок — какой он? Знает все правила этикета, выучил вежливые формулы или просто не шалит в общественных местах? Что самое главное в вежливости и ее воспитании? И зачем вообще человеку это качество?
Психолог Анна Бердникова рассказывает, что такое вежливость с научной точки зрения, и дает несколько практических советов.
1. Выделите главноеДля начала нужно понять: что такое вежливость? Зачем именно она нужна вам? Кто такой "вежливый ребенок"? Вот как на этот вопрос отвечают мамы:
Несмотря на значительные различия в понимании вежливости, есть в этих толкованиях нечто общее. Вежливое поведение ребенка предполагает знание своих границ и соблюдение границ окружающих. Такое поведение позволяет ребенку быть в большей степени и на наиболее комфортных условиях включенным в жизнь общества. Чем более невежлив человек, тем меньше желание окружающих общаться с ним. Таким образом, родители, воспитывая ребенка вежливым, способствуют его социальной адаптации.
2. Подавайте пример и хвалите за успехиНаиболее простой путь воспитания вежливости – личный пример родителей. Уважение к другим, скромность, порядочность - качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт. Ребенок легко усваивает формы приветствия и прощания, их своевременность и уместность употребления в зависимости от того, насколько часто сам участвует в этих ритуалах, насколько эти ритуалы приняты в семье. Ребенок учится различным проявлениям вежливого поведения, в том числе и более сложным, таким, например, как выражение благодарности.
Каким образом ребенок осваивает сложные модели вежливого поведения? Рассмотрим наиболее привычный способ воспитания чувства благодарности. Довольно типична сцена: женщина на улице дает ребенку конфету или игрушку. Ребенок берет и отворачивается, чтобы уйти. Вмешивается мама ребенка:
Ребенок раз за разом получает образец поведения. Когда он начинает сам благодарить вовремя, его хвалят. Так усваивается ритуал благодарности, на базе которого затем может развиваться чувство благодарности.
При получении подарка ребенок, с одной стороны, испытывает радость, восхищение, счастье. С другой стороны — оценивает ситуацию как выгодную для себя. Прежде чем испытывать радость, ребенок должен оценить нужность/ненужность, приятность дара. Оценив его как нужный и приятный, ребенок испытывает эмоции, из которых воспитывается чувство благодарности. Когда чувство благодарности воспитано в ребенке, то он знает, что переживание комплекса эмоций радости, счастья, восхищения, как правило, обусловлено ходом каких-либо событий либо действиями каких-либо агентов, данное знание в совокупности с переживаемыми эмоциями и составляет чувство благодарности.
Также ребенок усваивает и то, что, сообщив о своем состоянии тем, кто явился его причиной, ребенок тем самым доставит им удовольствие. Следовательно, предположительно, содействует ответному переживанию ими данного комплекса эмоций и, возможно, создаст для себя перспективы повторного переживания данного чувства. Таким образом, благодаря за оказанные услуги, говорящий получает репутацию благодарного, помнящего добро человека. В этом заключается социальный аспект благодарности как регулятора межличностных отношений.
3. Будьте вежливы с ребенкомВажно быть вежливыми самим, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими.
Вежливое отношение к ребенку говорит о том, что он важен для вас как личность, что он заслуживает уважения, как и любой другой человек. Например:
Вежливое обращение имеет магическое влияние. Атмосфера в доме будет более спокойной и счастливой, а дети будут вежливы с вами. Более того, вежливость поможет им с большей готовностью вас слушать. Вежливое обращение – это то немногое, что вы можете сделать для ребенка. Это принесет большие дивиденды в его дальнейшей жизни – позволит ему быть полноценно включенным в жизнь современного общества.
29.08.2009
Обновлено и дополнено 24.09.2020
Анна Бердникова,
психолог
спасибо за статью,есть о чем подумать
Совершенно согласна. На примере поведения родителей дети учатся общать и между собой и со взрослыми. Возникает вопрос - вы часто слышите вежливые слова на улице, в транспорте от взрослых людей ( не говоря уже о детях) ? Почему люди стесняются говорить вежливые слова, не смотрят в глаза и избегают общения? |
Актуальные темы форумов
Борщ - 2024 (Кулинарный форум)Орхидеи - 11 (Цветы и домашние растения)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Деменция (старческое слабоумие) (Лечение и здоровье взрослых. Медицина )Ассоциации №36 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)Флешмоб Время путешествий: Мир вокруг нас (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Новинка 2024 г Annabella и Hayati Attar Collection (Парфюмерные распивы)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)Слово из 4-х букв - том 14 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)СЛОВА - том 8 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)
Объявления
=Садовод Выкуп ВТ и ПТ=СоК=Миланко= Ряды=Фотошторы! (Коммерческие предложения)🌺🌺🌺ДИЗАЙНЕРСКАЯ БЕЛАРУСЬ🌺🌺🌺 (Коммерческие предложения)ТКАНИ В НАЛИЧИИ для постельного белья! Хлопок 100%, от 1м (Коммерческие предложения)Профессиональные СЕМЕНА и УДОБРЕНИЯ (Коммерческие предложения)✌️🌞🤩ТАО-закупка от ШОЛПХЕЛПЕРА!💥 (Зарубежные покупки)💃👗💝ОДЕВАЕМСЯ МОДНО ВМЕСТЕ С НАМИ! СтильнаЯ БелоруссиЯ! (Коммерческие предложения)Оригинальный парфюм! РАСПИВ! Элитный, нишевый, люкс Цена опт (Коммерческие предложения)❤️*ЛУЧШАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОДЕЖДА ИЗ БЕЛОРУССИИ И НЕ ТОЛЬКО*ТОМ 4 ❤️ (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)НаиЛучшая офисная одежда. Лето 2025 2 часть (Коммерческие предложения)БАКАЛЕЯ - СЫТНЫЙ СТОЛ "...едим по домашнему!" (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |