готовим к новому году заранее

/О детях/Школа/Высшее и среднее профессиональное образование

Средневековые университеты: чему и сколько там учились и как проводили досуг
Старейшие университеты Европы

Совсем скоро День студента, и праздновать его будет более четырех миллионов человек! Именно столько, по данным статистики, учится сегодня в российских вузах.

А какими были университеты на заре своего существования, скажем, лет 800 назад? Вот несколько интересных фактов о средневековых учебных заведениях.

 

Старейшие университеты Европы

Примерно к началу XIII века  университетская система в Европе окончательно сложилась.  

  1. Старейшим в Европе считается Болонский университет, основанный в 1088 году.
  2. За ним, по мнению части историков, следует Оксфордский университет, датой его основания считают 1098 год. Правда, по другим данным он открылся на полвека позднее. 
  3. Университет Парижа был открыт примерно в 1150 году. 
  4. В 1180 году во французском городе Монпелье был основан медицинский факультет, через 100 лет ставший полноценным классическим университетом.
  5. Кембриджский университет был основан в 1209 году.
  6. В 1218 году университетом стала богословская школа при соборе в Саламанке, Испания.
  7. В 1229 году в Тулузе начал работу теологический университет.

Надо сказать, все эти даты не слишком точны, и на титул старейшего университета, помимо Болонского, претендуют все остальные из этого списка, а ещё университеты Пармы и Салерно – они и вовсе считают, что основаны в  X веке.

" Всего к концу XIII века в Европе было примерно полтора десятков университетов, через сто лет  около 50, а к началу XVI века – больше ста.

Чему и как учили в средневековых университетах

Чему и как учили в средневековых университетах

  • Первое, что должен был знать любой средневековый абитуриент – латынь, причем в совершенстве. Именно на латыни шло обучение во всех университетах, это был универсальный язык ученых людей и служителей Церкви. Поэтому учиться можно было в любой из европейских стран, не опасаясь языкового барьера.
  • Часто студенты путешествовали в разные университеты чтобы послушать известных учёных – ведь до XV века, когда распространилось книгопечатание, знания в основном получали из устных лекций. 
  • Факультетов в большинстве университетов было четыре:
    • артистический (позднее философский), или факультет свободных искусств,
    • богословский,
    • юридический,
    • медицинский.

" Артистический факультет был подготовительным ко всем остальным. 

  • Там изучали семь свободных искусств: тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем — квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Учебная программа также включала три философии Аристотеля: физику, метафизику и философию морали. Самым важным предметом считалась логика, так как с её помощью, по мнению университетских профессоров, можно постичь все науки. 
  • И только затем студент мог поступить на богословский, юридический или медицинский факультет.
  • Прослушав определённое количество курсов, оговорённых в статутах, студент мог получить степень бакалавра, а затем и магистра искусств. Степень магистра искусств получало менее половины студентов, записавшихся на артистический факультет.

" Обучение состояло из лекций и диспутов, причем лекции студенты не записывали, а запоминали, а затем обсуждали.

  • Ранним утром (летом обычно не позже 5 часов) начинались Обязательные лекции начинались на рассвете (около 5 утра), оканчивались к 9 часам утра. Необязательные (дополнительные, по выбору) – с 6 до 10 вечера.
  • Дополнением к лекциям служили диспуты. Иногда они продолжались несколько дней! И это не было скучным, более того, дело доходило до стычек оппонентов и их групп поддержки. 
  • Главной научной степенью была licentia ubique docendi (право преподавать всюду – лат.). Обладавший ею новоиспечённый магистр мог преподавать в любом университете.
  • По сути, выпускник средневекового университета, прослушавший полный курс, по уровню образования примерно соотносится с сегодняшним доктором наук. 

Дополнением к лекциям служили диспуты

Сколько лет учились в средние века

Получение высшего образования в те времена было делом долгим. 

Учебная программа артистического факультета, по сути, соответствовала программе сегодняшней средней школы. Поэтому учиться там начинали обычно с 14–15 лет.

Степень магистра искусств выдавалась лицам не моложе 21 года. И только потом начиналось «получение специальности». 

Быстрее всего можно было стать врачом: степень бакалавра медицины присуждалась студенту, проучившемуся 34 месяца (после факультета свободных искусств).

На юридическом факультете можно было получить степень бакалавра после обучения длительностью не менее 48 месяцев, а степень лиценциата – еще через 40 месяцев. Обычно же учеба длилась не менее 5 лет, а чаще 7-8 . 

Но самым долгим было обучение на теологическом факультете - от 12 до 15 лет. За это время учащиеся последовательно получали ряд степеней, от курсора (бакалавра-репетитора) до лиценциата и доктора теологии.

" Итого, как мы видим, учеба в средневековом университете занимала от 10 до 20 лет.

 

Как вели себя средневековые студенты

Собственно, примерно так же, как и молодые люди всех времен, собранные вместе и оторванные от родного дома.   

Во-первых, они часто напивались. Причем, похоже, пили все, от первокурсников до профессоров. Так, в уставе Сорбонны даже штрафы измерялись количеством вина, которое надо поставить оппонентам. Известно, что рядом с Парижским университетом в XIV веке располагалось около 60 питейных заведений.

Далее, студенты дрались между собой и с горожанами, устраивали дуэли, шумели по ночам, приставали к женщинам.

А как же знаменитое посвящение в студенты? Эта традиция действительно идет с тех далеких времен. К счастью, она стала более цивилизованной, ведь в средневековье с первокурсниками при посвящении обходились жестоко: били, щипали, заставляли полоскать рот мочой, стригли тупыми ножницами, пихали в рот разную дрянь и задавали коварные вопросы. 

«Руководство совершенного студента» 1495 года перечисляет всё, что запрещено учащимся. Этот перечень позволяет неплохо представить нравы средневековой образованной молодежи. 

Итак, студентам нельзя было: 

  • проводить ночь вне дома, 
  • забавляться с мирянами по воскресеньям, 
  • купаться по понедельникам, 
  • по средам слоняться по рынку, 
  • дремать на мессе, 
  • отсутствовать на заутрене, 
  • пропускать вечерню, 
  • пачкать книги, 
  • драться с детьми (бить детей), 
  • производить беспорядки, 
  • рубить деревья,
  • говорить глупости, 
  • мешать палачу, 
  • декламировать комедии на кладбище или в церкви.

 

Впрочем, и руководство университетов не стеснялось в средствах, чтобы призвать учеников к порядку. По некоторым данным, для этого порой применялись розги и хлысты. Известно, что в колледже Монтегю применялись затрещины, пинки, таскание за уши и волосы... 

 

Юлия Воронцова
23.01.24

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Гость (14/11/2024)
а что они изучали?
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться