Средневековые университеты: чему и сколько там учились и как проводили досуг
Совсем скоро День студента, и праздновать его будет более четырех миллионов человек! Именно столько, по данным статистики, учится сегодня в российских вузах.
А какими были университеты на заре своего существования, скажем, лет 800 назад? Вот несколько интересных фактов о средневековых учебных заведениях.
Старейшие университеты Европы
Примерно к началу XIII века университетская система в Европе окончательно сложилась.
- Старейшим в Европе считается Болонский университет, основанный в 1088 году.
- За ним, по мнению части историков, следует Оксфордский университет, датой его основания считают 1098 год. Правда, по другим данным он открылся на полвека позднее.
- Университет Парижа был открыт примерно в 1150 году.
- В 1180 году во французском городе Монпелье был основан медицинский факультет, через 100 лет ставший полноценным классическим университетом.
- Кембриджский университет был основан в 1209 году.
- В 1218 году университетом стала богословская школа при соборе в Саламанке, Испания.
- В 1229 году в Тулузе начал работу теологический университет.
Надо сказать, все эти даты не слишком точны, и на титул старейшего университета, помимо Болонского, претендуют все остальные из этого списка, а ещё университеты Пармы и Салерно – они и вовсе считают, что основаны в X веке.
" Всего к концу XIII века в Европе было примерно полтора десятков университетов, через сто лет около 50, а к началу XVI века – больше ста.
Чему и как учили в средневековых университетах
- Первое, что должен был знать любой средневековый абитуриент – латынь, причем в совершенстве. Именно на латыни шло обучение во всех университетах, это был универсальный язык ученых людей и служителей Церкви. Поэтому учиться можно было в любой из европейских стран, не опасаясь языкового барьера.
- Часто студенты путешествовали в разные университеты чтобы послушать известных учёных – ведь до XV века, когда распространилось книгопечатание, знания в основном получали из устных лекций.
- Факультетов в большинстве университетов было четыре:
- артистический (позднее философский), или факультет свободных искусств,
- богословский,
- юридический,
- медицинский.
" Артистический факультет был подготовительным ко всем остальным.
- Там изучали семь свободных искусств: тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем — квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Учебная программа также включала три философии Аристотеля: физику, метафизику и философию морали. Самым важным предметом считалась логика, так как с её помощью, по мнению университетских профессоров, можно постичь все науки.
- И только затем студент мог поступить на богословский, юридический или медицинский факультет.
- Прослушав определённое количество курсов, оговорённых в статутах, студент мог получить степень бакалавра, а затем и магистра искусств. Степень магистра искусств получало менее половины студентов, записавшихся на артистический факультет.
" Обучение состояло из лекций и диспутов, причем лекции студенты не записывали, а запоминали, а затем обсуждали.
- Ранним утром (летом обычно не позже 5 часов) начинались Обязательные лекции начинались на рассвете (около 5 утра), оканчивались к 9 часам утра. Необязательные (дополнительные, по выбору) – с 6 до 10 вечера.
- Дополнением к лекциям служили диспуты. Иногда они продолжались несколько дней! И это не было скучным, более того, дело доходило до стычек оппонентов и их групп поддержки.
- Главной научной степенью была licentia ubique docendi (право преподавать всюду – лат.). Обладавший ею новоиспечённый магистр мог преподавать в любом университете.
- По сути, выпускник средневекового университета, прослушавший полный курс, по уровню образования примерно соотносится с сегодняшним доктором наук.
Сколько лет учились в средние века
Получение высшего образования в те времена было делом долгим.
Учебная программа артистического факультета, по сути, соответствовала программе сегодняшней средней школы. Поэтому учиться там начинали обычно с 14–15 лет.
Степень магистра искусств выдавалась лицам не моложе 21 года. И только потом начиналось «получение специальности».
Быстрее всего можно было стать врачом: степень бакалавра медицины присуждалась студенту, проучившемуся 34 месяца (после факультета свободных искусств).
На юридическом факультете можно было получить степень бакалавра после обучения длительностью не менее 48 месяцев, а степень лиценциата – еще через 40 месяцев. Обычно же учеба длилась не менее 5 лет, а чаще 7-8 .
Но самым долгим было обучение на теологическом факультете - от 12 до 15 лет. За это время учащиеся последовательно получали ряд степеней, от курсора (бакалавра-репетитора) до лиценциата и доктора теологии.
" Итого, как мы видим, учеба в средневековом университете занимала от 10 до 20 лет.
Как вели себя средневековые студенты
Собственно, примерно так же, как и молодые люди всех времен, собранные вместе и оторванные от родного дома.
Во-первых, они часто напивались. Причем, похоже, пили все, от первокурсников до профессоров. Так, в уставе Сорбонны даже штрафы измерялись количеством вина, которое надо поставить оппонентам. Известно, что рядом с Парижским университетом в XIV веке располагалось около 60 питейных заведений.
Далее, студенты дрались между собой и с горожанами, устраивали дуэли, шумели по ночам, приставали к женщинам.
А как же знаменитое посвящение в студенты? Эта традиция действительно идет с тех далеких времен. К счастью, она стала более цивилизованной, ведь в средневековье с первокурсниками при посвящении обходились жестоко: били, щипали, заставляли полоскать рот мочой, стригли тупыми ножницами, пихали в рот разную дрянь и задавали коварные вопросы.
«Руководство совершенного студента» 1495 года перечисляет всё, что запрещено учащимся. Этот перечень позволяет неплохо представить нравы средневековой образованной молодежи.
Итак, студентам нельзя было:
- проводить ночь вне дома,
- забавляться с мирянами по воскресеньям,
- купаться по понедельникам,
- по средам слоняться по рынку,
- дремать на мессе,
- отсутствовать на заутрене,
- пропускать вечерню,
- пачкать книги,
- драться с детьми (бить детей),
- производить беспорядки,
- рубить деревья,
- говорить глупости,
- мешать палачу,
- декламировать комедии на кладбище или в церкви.
Впрочем, и руководство университетов не стеснялось в средствах, чтобы призвать учеников к порядку. По некоторым данным, для этого порой применялись розги и хлысты. Известно, что в колледже Монтегю применялись затрещины, пинки, таскание за уши и волосы...
Юлия Воронцова
23.01.24