Реклама

/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью

 

Татьяна Трубина – наш учитель года

20 марта в Новосибирске были объявлены имена победителей профессиональных педагогических конкурсов. Победителем в городском конкурсе «Учитель года» стала преподаватель истории и обществознания новосибирской гимназии №2 Татьяна Дмитриевна Трубина.
 
Мы встретились с Татьяной Дмитриевной, чтобы поговорить не столько о самом конкурсе, сколько о том, что волнует сегодняшних ребят, каким должен быть современный учебник истории, и даже о днях августовского путча…
 
– Татьяна Дмитриевна, почему вы решили принять участие в конкурсе? Это ваш первый опыт или вам уже доводилось участвовать в подобных состязаниях?
 
– Решение об участии в этом году мы принимали сообща с моими коллегами и учениками. Такого конкурса профессионального мастерства, как «Учитель года» в моей жизни еще не было. Были другие – в 2008 и 2012 годах – «Лучший учитель России» в приоритетном национальном проекте «Образование», которые завершились победами. Но это несколько иное. В национальном проекте «Образование» заочная форма участия. А вот «Учитель года» предполагает открытый формат, когда ты выходишь, проводишь свой урок, а затем классный час в незнакомом классе с детьми, которых видишь в первый раз. Это требует концентрации, не только того опыта, который есть у тебя есть за плечами, но и умения действовать по обстоятельствам. Ведь дается совсем мало времени, чтобы не только раскрыть ту тему, которая досталась  волею случая, но увлечь детей. 
 
Вообще в формате конкурса «Учитель года», на мой взгляд, все продумано достаточно логично. На первом конкурсном задании необходимо разработать свою веб-страничку, разместить на ней свои методические разработки, информацию, которой ты хотел бы поделиться с коллегами, родителями, учениками. А второй этап - это презентация своего методического опыта перед коллегами. И дальше – самое сложное, когда на базе новосибирской гимназии №1 все конкурсанты проводили открытые уроки. Тема определялась по журналу за 24 часа до начала урока.
 
– И вы проводили урок истории. Какая же тема досталась?
 
– Тема, которая выпала мне и восьмиклассникам, была связана с восстанием декабристов. Мне безумно понравился урок. Замысел, который я планировала, и работа с ребятами на уроке – все было достаточно продуктивным. Мы ведь говорили, обсуждая тему 14 декабря 1825 года о том, совпадали ли цели оказавшихся на площади, с целями руководителей восстания. Почему неудачное восстание столь ярко отражено в литературе, кинематографе? И мне было приятно, что дети с позиции своего возраста видели, как неоднородно было общество 19 века в своем желании что-то преобразовать. И в контексте современного развития России можно также выделить различные задачи, цели, приоритеты: у молодежи, у интеллигенции, у тех, кто привык жить, думая только о своем благополучии.
 
Почему мы сравнивали 19 век и современность? Потому что история – это не просто набор книжных фактов и событий, это жизнь. И умение понимать события прошлого дает нам возможность избежать ошибок в будущем.
 
– А по каким программам вы работаете? Что вам нравится или не нравится в сегодняшних пособиях, учебниках по истории? И как вы относитесь к заявлению президента о создании единого учебника истории?
 
– Сегодня много говорится о том, что учебники по истории дают неоднозначную трактовку тем или иным событиям. В основном речь идет, конечно, о событиях 20 века. Тот учебно-методический комплекс, по которому я работаю (учебник Буганов-Сахаров «История России»), пожалуй, оптимальный, поскольку там нет противоречащих точек зрения, позиций. И это правильно, потому что взрослый человек, который имеет за плечами не только какие-то теоретические основы, но и жизненный опыт, может сформировать свое отношения к проблеме, факту. А вот ученик, допустим, 9 класса, (а именно в 9 классе мы изучаем историю 20 века), пока не обладает столь широкими познаниями, пониманием и умением самостоятельно мыслить, и он легко может запутаться. Он сможет проанализировать источник, увидеть какие-то проблемы, заложенные в тексте. Но, к примеру, то, что победа во Второй мировой войне в учебниках нашего государства считается заслугой Советского Союза, и мы гордимся этим, а в учебниках западных государств предпочтение отдается США, Великобритании, Франции вызовет у него недоумение. Дети задаются вопросом – а почему так? Почему одно и то же событие трактуется по-разному? Да, они задумываются над этим, но способны ли ребята в силу своего возраста, в 14 лет сделать правильный вывод? Поэтому я считаю, что предложение президента верно. В учебниках по истории не должно быть разных трактовок.
 
Проблема на мой взгляд еще вот в чем, если я правильно понимаю позицию, которую озвучивает Владимир Владимирович, что после крушения образовательной системы Советского Союза у нас и образовательное пространство стало различным: появились разные учебники, разные программы. И ребенок, приезжая, например, из Новосибирска в Рязань, оказывается заложником вот этого разнообразия учебных пособий, учебно-методических комплексов. Допустим, в своей школе он уже прошел тему «Древняя Русь», а в Рязани изучают «Московское государство»… Таких проблем быть не должно. Российское образовательное пространство должно быть адаптировано к условиям обучения ребенка.
 
Школа не должна быть конъюнктурной: если вот это издательство выиграло, к примеру, тендер на издание своих учебников, то что же? Пожалуйста, берите их, потому что на рынке этих учебников больше? Или если в следующем году «победило» другое издательство,  опять – «на рынке нас больше, нас берите!». Такого быть не должно. Позиция государства в этом вопросе должна быть более продуманной. Да, мы живем в условиях рыночной экономики, и у каждого образовательного учреждения, у каждого учителя есть право выбора, по какому учебнику работать. Но лоббирование интересов издательств или авторов, которые ранее других попали на рынок, и, может быть, использовали какие-то другие механизмы, чтобы их учебники оказались в числе первых, – вот этого быть не должно.
 
– А есть ли у вас авторские программы?
 
– Это очень сложно – разработать какую-то технологию или методику. У меня есть специализированный авторский курс «Дебаты». Это клуб, занимаясь в котором, дети осваивают навыки публичных выступлений, отстаивание своей точки зрения. А если говорить о предметном содержании, то здесь я, конечно, имею свой стиль преподавания, который включает разнообразные методики педагогов-новаторов, корифеев педагогической мысли, но своего учебника у меня нет.
 
– А о чем вы говорили с ребятами на классном часе, который тоже входил в конкурсное задание?
 
– Классный час был у меня с десятиклассниками первой гимназии. Я заранее подготовила пять тем, которые должны были заинтересовать детей. А затем они выбрали из пяти предложенных ту, которая на сегодняшний день оказалась для них наиболее актуальна: «Виртуальные сети: реалии сегодняшнего дня – благо или нет?»  Обсуждая ее, мы вскрыли много разных проблем и пришли с ребятами к пониманию того, что виртуальные сети сегодня такая же данность, как мобильный телефон или микроволновая печь. Но очень важно рационально и грамотно организовывать свое время, и, находясь в Интернете, извлекать пользу для своего развития, а не просто уходить с головой в виртуальное общение, забывая о  реальных друзьях родителях.
 
–  А что же сами ребята говорили про виртуальные сети?
 
–  Мне запомнились два прямо противоположных мнения, когда встал вопрос: где проще познакомиться – на улице или в сетях? Одна девочка сказала, что ей проще сделать это через сообщение, отправленное в «Твиттере» или «Вконтакте», потому что у нее есть возможность обдумать слова, перестроить фразу, прежде, чем отправить ее. А вот когда она оказывается в реальной ситуации, то психологические барьеры, трудности коммуникативного плана не дают ей возможности познакомиться с человеком, пообщаться с ним. Другая девочка говорила, что ей, наоборот, проще познакомиться, когда перед нею реальный собеседник и она видит его глаза, реакцию на сказанное. Запомнилось еще одно обсуждение – о роли истинного и ложного друга. Например, «Вконтакте» у вас может быть 100, а то и 200 друзей. А всех ли их вы пригласите на день рождения? Добавить в «друзья» и реально чувствовать плечо, помощь друга – это разные вещи. Очень интересный получился разговор, и эта тема оказалась актуальной.
 
– Какие моменты запомнились еще?
 
– Один момент был забавный. Может, это была проверка ребят, а может что-то еще… Я обратила внимание на то, что бэйджик на груди одного из мальчиков подписан «Таня». Я подошла к нему и спросила: «Ты пришел на урок, чтобы поддержать меня, и потому у тебя бэйджик с моим именем? Или тебя так назвали родители?» Он убрал бэйджик и с достоинством ответил: «Я – Егор», при этом не стал пояснять, почему он это сделал, но потом, на протяжении всего урока Егор активно работал и поддерживал меня.
 
– Скажите, а как вы пришли в профессию? И почему ваш выбор пал на историю?
 
– Я родилась в Искитиме и закончила 14-ю школу этого города. В 1991 году, как раз в дни августовского путча, поступила в педагогический институт. Почему на исторический факультет? Тут есть несколько объяснений. Во-первых, я из учительской семьи. Мама была учительница, и атрибуты этой профессии всегда были в моем детстве. Мне нравилось бывать вместе с мамой в школе, нравилось смотреть, как она проверяет тетрадки, вместе с ней участвовать в общешкольных праздниках, походах. Потом и сама начала учить кукол. Так что профессия всегда была в моей жизни. Другое дело, что я не сразу смогла понять, насколько она для меня привлекательна и подходит мне . Однажды во время проведения «Дня дублера» – я училась тогда в 10 классе и была "классным руководителем" на классе учителей – в конце дня при подведении итогов, я получила открытку от педагогов: «Твое призвание быть учителем». И тогда я подумала:« А, может быть, действительно, стоит попробовать?». Вообще-то, мечтала стать юристом. Но окончание школы пришлось на 1991 год, и родители побоялись отпускать меня в Томск. Система образования тогда еще была советская, и ближайший юридический вуз у нас был в Томске. Поэтому решили, что я закончу три курса факультета истории педуниверситета, а там уже будет возможность перевестись в Томский юридический. Но… август 91, потом последующие события 90- х, и как-то так сложилось, (а, может быть, это для меня был знак судьбы), что после первого курса истфака педуниверситета, я оказалась на педпрактике. Затем работа во всесоюзных лагерях «Планета», «Орленок»… Втянулась, понравилось, увлекло, полюбила профессию. И теперь не мыслю себя в иной роли.
 
– Во время путча вы стали студенткой исторического факультета. Что вы чувствовали, что думали в то время по поводу событий в нашей стране?
 
– Знаете, 21-22 августа всех нас, истфаковцев-первокурсников вывезли в летний педагогический лагерь. Это такое традиционное факультетское мероприятие, когда абитуриентов из разных школ Новосибирска и области собирают вместе и знакомят. В силу юного возраста мне тогда не было страшно. Может быть, непонятно, но не страшно. Мы даже скандировали эту фразу «ГКЧП» и что-то еще... К тому же, был невероятный эмоциональный подъем, когда мы, восторженные первокурсники, провели эти три дня в лагере увлекательно и интересно. Мы даже телевизор не смотрели. Это уж потом пришло осознание, что именно в те дни, когда в Москве грохотали танки, мы, ничего не зная, знакомились друг с другом и готовились стать учителями.
 
– А был в вашей судьбе Учитель с большой буквы?  Тот, кто оказал на вас огромное влияние?
 
– Мне сложно назвать кого-то одного. Каждый человек, который оказывается на моем жизненном пути – не случаен. И такая встреча – это каждый раз событие. Поэтому мои преподаватели педуниверситеа – Зинаида Петровна Горьковская, Владимир Алексеевич Зверев, других педагоги – все они мастера своего дела, которые так могли увлечь своим предметом, занятиями, что равнодушными мало кто оставался. И, может быть, поэтому, окончив университет в 1996 году, я не побоялась пойти в школу. Ведь очень сложное было тогда время – и зарплату не платили педагогам, и приходилось буквально в физическом смысле выживать. Но от общения с детьми мне всегда становилось тепло и приятно на душе. И не скучно! Самое страшное для меня испытание, когда мне становится скучно. Поэтому я участвую в конкурсах, очень часто выезжаю с детьми на разные конференции, олимпиады, получаю вдохновение, прилив энергии, и радуюсь, когда и я, и дети достигаем определенных результатов.
 
– А что это за олимпиады? Куда вы уже ездили?
 
– Члены моего дискуссионного клуба «Дебаты» участвуют во Всероссийских соревнованиях в формате Дебаты Карла Поппера. Есть открытая Всероссийская олимпиада «Наше наследие». Мои ученики не раз становились призерами Всероссийской олимпиады школьников по истории. В прошлом году мы с ребятами ездили в Москву. В этом году – в Санкт-Петербург. Правда, нынче они ездили без меня, потому что, как раз в это время проходил конкурс «Учитель года».
 
– А как вам работается со школьниками в обычной жизни? Как удается с ними ладить? Ведь сегодня школа, судя по сюжетам телевидения, и тому, что творится в интернете – это филиал ада. Получается, что ваша гимназия и школы, подобные ей – это островки благополучия, поскольку наркотики, курение, непотребные слова стали неотъемлемой частью современной школы? Как оградить ребят от этого?
 
– Сложный вопрос. И, на мой взгляд, это не только проблема школы, это проблема всего общества. В стандарты второго поколения, на которые сегодня переходит российская школа, заложена одна фундаментальная ценность: ребенок должен не только знать, что такое здоровый образ жизни и правильное поведение, он должен быть способен  эти знания применять на практике. Ведь никто из родителей не желает своему ребенку зла, никто не видит маленьком комочке счастья будущего преступника или человека, который страдает социогенными заболеваниями – алкоголизм, наркотической зависимостью. Но вот на каком-то этапе пути этих взрослеющих людей – подростков, юношей расходятся.
 
Почему? Ведь их точно так же любят и принимают их родители. Но, видимо, происходит уход части ребят в какой-то мир, среду, где им комфортней, интересней. Кто-то желает стать взрослее, кто-то хочет испытать новые эмоции, и потому все это пробует. А задача школы не просто в теории объяснять детям, как надо жить, чтобы физическое, эмоциональное, нравственное здоровье сохранилось на долгие годы, но и демонстрировать это на практике. Я тоже много думала над этим, и вот к какому выводу пришла. Для меня показателен тот факт, что мои выпускники, – а я работаю в гимназии с 2000 года, не оказывались и не оказываются в ситуациях, о которых мы с вами говорим. Нет среди них тех, кто попал за решетку, кто погиб, к примеру, от употребления наркотиков. Это и есть тот отдаленный результат образования и воспитания, которые дети получили в школе. Если врач лечит рану, и она затягивается через неделю – это результат его профессиональной деятельности. А вот как оценить результат профессиональной деятельности педагога? Ведь он отдален во времени. И когда он скажется? Проблема, конечно, есть. Она в том, как дети ведут себя на улице, в их жестокости, желании не просто эту жестокость продемонстрировать, но и, засняв на те же мобильные телефоны, выложить на всеобщее обсуждение. Очень многое еще зависит и от родителей. В Законе «Об образовании» закреплено за родителями право выбирать «свое» образовательное учреждение. И те родители, которые приводят к нам детей, уже изначально ориентированы на продвинутый уровень образования. Родители детей, которые обучаются у нас, готовы принимать участие во флэш-мобах, в социально-значимых акциях, приходить на открытые уроки, мероприятия. А если они видят, чего мы хотим, и к чему ведем их детей, то они становятся нашими партнерами, (или мы их партнерами), и тогда в присутствии ребенка папа вряд ли бросит окурок на землю или позволит себе употребить нецензурную лексику. Да и никто еще не отменял золотое правило «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
 
А с ребятами моими мы как-то ладим. Я ведь понимаю, как их нагружают сегодня разными предметами. И каждый преподаватель считает, что именно его предмет самый важный, и что ученик должен быть всегда готов к уроку. Иногда нужно входить и в положение ребенка, и тогда можно найти с ним общий язык.

27.03.2013

Беседовала Ольга Стрикун

Фото автора

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь