Реклама

/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Метод Томатиса в Новосибирске!

 
Слушать и слышать*
 

Дети с эмоциональными и двигательными нарушениями слишком многое слышат своим телом. Но проблема заключается в отсутствии у таких ребят механизма избирательного отсева поступающей подобным образом информации.
 
В нашем внутреннем ухе существует две косточки: стремечко и наковальня и - одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать.
 
Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат.
 
При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать.
 
После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому: у него нет потребности громко кричать.
 
А ещё ухо такого ребёнка обладает способностью защищаться от громких звуков. А ведь,например, гиперактивные дети излишней двигательной активностью пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания.
Дети же с аутизмом не могут активно коммуницировать в следствие того, что не используют то, что слышат (слышим мы в пассиве, но слушаем и анализируем – активно).
 
В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим. Так и поступают дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.
 
Суть метода
 
В середине XX века французский  врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал открытие, которое в науке известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ОНО ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ.
 
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО В ГОЛОСЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ.
 
Еще в 1954 году это исследование получило подтверждение в Парижской Академии наук.
 
И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти  внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства.
 
Данный метод обучает мозг анализировать голосовую информацию  с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, а костно-проводящий – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться правильно.
 
От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.
 
Уже после нескольких этапов терапии по методу Томатиса дети с алалией и аутизмом, СДВГ и другими нарушениями выравнивают своё слуховое восприятие.
 
Слуховая дифференциация
 
Доктор Томатис придавал также огромное значение слуховой дифференциации. 
 
Он обращал внимание на то, что сначала ребёнок начинает слушать левым ухом (происходит развитие правого полушария: ритмы, эмоции и др.). А контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, но его формирование происходит позднее. У детей с патологией (в том числе и с речевой) контроль над речью нарушен – работает только левое ухо, осуществляется только левосторонний контроль.
 
 
Метод Томатиса обучает совмещать эти функции.
 
Реализация программы
 
Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). О напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга.
 
Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребёнок прослушивает определенные диски с записью классической музыки (н-р Моцарта), григорианского пения.
 
Терапия проводится  на такой же аппаратуре, на которой  работал сам Алфред Томатис, на так называемых аналоговых приборах. Это следующие устройства: «электронное ухо» Proteac NN427 (Швейцария), аудиометр, произведенный для диагностики по методу Томатиса, Interaucustics AD226 for Tomatis (Дания).
 
Процедура проведения метода:
 
I этап: 15 дней по 2 часа терапии.
1-й день тест, консультация
7-й день тест,
15-й день, консультация.
Перерыв 5-7 недель.

II этап:6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день, консультация.
Через неделю – тест, консультация.
Перерыв 3-6 месяцев

III этап: 6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день, консультация.
Через неделю — тест, консультация.

IV этап: 6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день, консультация.
Через неделю — тест, консультация.
Далее 1 раз в год 8 дней (15 часов).
 
Минимальный курс может быть 45 часов, то есть I и II этапы.
В первые три дня терапии проводят следующие тесты:
1 тест: Эфирный (воздушный) анализ.
2 тест: Костная проводимость.
3 тест: Звуковой тест.
4 тест: Слуховая латерализация.
 
Во время терапии можно рисовать и заниматься другой изобразительной деятельностью, играть в настольные игры и организовывать подобные занятия. Нежелательно: читать, писать и есть, запрещается использовать электронные устройства (телефоны, магнитофоны, компьютеры, PSP и т.п.). Рекомендуется после процедуры гулять в течение 1-2 часов.
 
* Статья подготовлена на основе материалов статьи О.И. Азовой, кандидата педагогических наук, доцента  кафедры логопедии МПГУ, Метод Томатиса. Здоровье детей Методический журнал: здоровье сберегающие технологии/ М.: Издательский дом «Первое сентября». – 2013. - № 4 (450). – С. 28-30.
 
 
21.07.2014
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь