/О детях/Школа

Классное количество: сколько учеников должно быть в школьном классе

сколько учеников должно быть в школьном классе
С началом учебного года вновь слышны жалобы на переполненность классов. Где-то на этом основании отказывают в приеме ребенка или его переводе; а где-то, наоборот, администрация школы не видит ничего особенного в классе с 35 учениками, и волнуются уже родители...

Выясняем, какие нормативы по численности школьников в одном классе существуют, почему учеников бывает слишком много и что в этом, собственно, плохого.  


Сколько детей разрешено учить в одном классе 

Условия обучения в школе регулируются санитарно-эпидемиологическими нормами – в настоящее время это СП 2.4.3648-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи). Документом установлено, что количество детей в классе определяется, исходя из нормы площади на одного ученика и требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. 

Сейчас на одного ученика должно приходиться не меньше 2,5 кв. метров при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 кв. метров - при групповых и индивидуальных формах работы.

Раньше площадь класса не брали в расчет, а нормой было просто не более 25 человек в классе. 

" Теперь ограничений по количеству нет, и формально в одном классе может находиться любое количество детей, главное, чтобы размеры помещения позволяли. 

Например, чтобы в классе разместилось 30 детей, площадь кабинета должна составлять не менее 75 квадратных метров. Сюда же надо приплюсовать учительское место и мебель, расставленную не абы как, а тоже по правилам, это будет еще минимум 10 кв. метров. При таком раскладе кабинеты на 30 человек должны быть площадью не меньше 85 кв. м, а на 40 – уже больше ста. Однако в большинстве типовых школ страны таких учебных площадей нет, и стандартные классы могут вместить как раз те самые 25 учеников, что значились в старых правилах.

Нормативы по наполняемости классов могут варьироваться в зависимости от региона, типа образовательного учреждения и других факторов.


Требования к обучению детей с ОВЗ

Предельное количество учеников с ограниченными возможностями здоровья в одном классе устанавливается в зависимости от нозологической группы: 

  • 6 человек глухих;
  • 10 человек слабослышащих и позднооглохших с легким (или глубоким) недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
  • 12 человек слабовидящих;
  • 8 человек слепых;
  • 12 человек с тяжелыми нарушениями речи;
  • 10 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 12 человек с задержкой психического развития;
  • 12 человек с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • 8 человек с расстройствами аутистического спектра;
  • 5 человек со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития).

Количество учеников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах ограничено тремя. 

В двусменных школах занятия 1-х, 5-х, 9-11-х классов и классов для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся в первую смену.


Виновата школа

Одни родители будут недовольны тем, что в классе слишком много детей, другие возмущаться от того, что ребенка не берут в определенную школу из-за превышения лимитов по наполняемости. И те, и другие вправе требовать желаемого от администрации школы, а если не поможет - жаловаться в Роспотребнадзор. 
Парадокс, но школа будет виновата в любом случае: если примет учеников сверх установленной нормы, ее могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать в сумме до 20 тысяч рублей, а если откажет в приеме учеников, тоже может быть оштрафована за незаконный отказ в приеме и за нарушение или ограничение прав учащихся, – но сумма штрафа вырастет в десять раз. 

" Поэтому, когда нет возможности открыть новые классы, руководство образовательных учреждений берет новеньких в уже существующие – ученикам становится тесновато, учителям трудновато, но зато наказание не столь суровое, чем за отказ в приеме.


Причины и последствия переполнения классов

Помимо высоких штрафов для школ за отказ в приеме, к основным причинам превышения лимитов по количеству учеников в городских школах можно отнести:

  • увеличение городского населения за счет притока мигрантов;
  • недостаточное количество школ и небольшие учебные площади;
  • дефицит педагогических кадров;
  • сокращение расходов на образование;
  • высокий спрос на прием в определенные школы.

 
Увеличение количества учеников влечет за собой: 

  • снижение качества образования;
  • увеличение нагрузки на педагогов;
  • ухудшение дисциплины;
  • низкий уровень комфорта и безопасности учебного процесса.


Как уменьшить количество учеников в одном классе

Очевидно, что в малых группах эффективность обучения выше – это доказано опытом многих стран, где максимальная наполняемость классов 15-20 человек. 

Что можно сделать для снижения числа учеников в классе, а значит, и повышения качества образования:

  • увеличить темпы строительства новых школ, делать перепланировки и пристраивать дополнительные блоки в старых;
  • практиковать обучение в две смены;
  • перераспределять учеников между школами, чтобы выровнять их количество;
  • развивать дистанционное и смешанное обучение;
  • дополнительно стимулировать педагогов и привлекать к работе молодых специалистов.


    
Решить проблему возможно, если все эти меры будут реализовывать в комплексе. И все же нормативного ограничения количества учеников в одной группе, скорее всего, не избежать, и уже планируется, что предельное число зафиксируют на отметке 22 человека в классе. 

Алина Тищенко
17.09.25

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Маечк@ (25/09/2025)
У нас 35 человек в классе , детям тяжело,кто сидит в конце класса ничего не видно и не слышно, успеваемость страдает, класс как помещение маленькое,старые школы не выдерживают нагрузки.потом две смены вообще не удобно,нет времени на кружки.Все же за первую смену и максимальное количество дней в классе не больше 25.
Sonetta (25/09/2025)
Раньше норма была 25 - и это было еще относительно нормально по качеству обучения. Сейчас же норма пляшет от площади, а не от количества, и это в корне неправильно. Во главе угла стены, а не умы.

И раньше инклюзии не было, а для всех "нетаких" детей были отдельные школы. Сейчас это, простите, не благо, а издевательство над учителями и другими детьми.
Светлёна (17/09/2025)
Вот 2 смены, учеников перераспределять и дистанционку развивать не надо, спасибочки. За 2 смены же тоже штрафовали или еще что, у кого школы расширили, так радовались переходу только на 1 смену.
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться