Функциональную готовность к школе определяют за год до предполагаемого поступления, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций. Что родители должны знать об этом?
Здоровье
О состоянии здоровья своего чада родители, как правило, осведомлены лучше всего. Здесь все просто: если у вашего ребенка имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет (4 раза в году и более), отдавать его в школу (или прогимназию) с 6 лет не рекомендуется. Детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, необходимо проконсультировать с педиатром, врачами-специалистами, которые назначат комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий.
Биологическое развитие
В медицине существуют понятия «паспортный и биологический возраст». Что же такое паспортный возраст, понятно – число лет и месяцев со дня рождения. А вот биологический – степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному возрасту. Биологический и паспортный возраст могут не совпадать: биологический иногда ниже или выше паспортного.
”Существенное препятствие для обучения в школе - сниженный уровень биологической зрелости. В этом случае по паспортному возрасту шестилетний ребенок на самом деле является пятилетним или даже четырехлетним по зрелости органов и систем организма, в том числе и мозга.
Естественно, что он не готов к обучению в школе, не может полноценно усвоить программу, очень устает на уроках, поэтому часто болеет.
Причиной отставания ребенка в биологическом развитии могут стать частые и длительные, тяжело протекающие заболевания, особенно в раннем возрасте, систематические грубые нарушения режима сна и питания.
”Зачастую в биологическом развитии отстают недоношенные малыши, а также дети, перенесшие родовую травму. Как правило, такие дети ниже ростом своих сверстников, так как за последний год перед школой они вырастают меньше чем на 4 см; у них отсутствуют постоянные зубы (они сменяются уже в 5 – 6 лет).
Школьно-необходимые функции
Для многих родителей "школьно-необходимые функции" - совершенно новое понятие, а на деле за этим термином скрываются хорошо известные навыки – речь и моторика (развитие кисти и пальцев руки для письма). Дети, отстающие в развитии этих функций, нуждаются в специальных занятиях.
Особое внимание вы должны обращать на подготовку рук ребенка у письму к школе. Как часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки. Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?… У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы.
Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка?
Чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита «ручная умелость». Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, часто роняют посуду, накрывая на стол. В основном это неуравновешенные, возбудимые, подвижные дети. Очень мешает им излишняя порывистость, непластичность движений. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения.
Нередки случаи, когда родители просто не создают условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений, то есть пускает это на самотек. От взрослых зависит многое. Надо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения, таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
Можно ли самим проверить готовность своего ребенка?
Конечно же, да. Учеными разработаны специальные задания, по успешности выполнения которых можно судить об уровне развития. Например, по умению нарисовать человечка (подробность, детальность рисунка) можно судить одновременно о развитии мышления, внимания и памяти, а по тому, как он справляется с воспроизведением образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга) - о развитии готовности руки к обучению письму.
Попросите ребенка: «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как умеешь». На любой встречный вопрос отвечайте: «Рисуй так, как умеешь». Если он не может начать работу, то подбодрите его. На вопрос, можно ли рисовать «тетю», объясните, что надо рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал дядю.
После того, как он выполнил первое задание, дайте ему второе. Заранее напишите рукописную фразу «Он ел суп» или «Ей дан чай» и покажите ее малышу. Задание второе формируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать».
Для третьего задания надо циркулем нарисовать на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка – отступление от линии по диаметру и длине окружности – тем большим числом баллов она оценивается.
Оценка результатов
Каждое задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая) баллов.
Задание 1 (рисунок человека)
1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды.
2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла – должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Задание 2 (срисовывание написанного текста)
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность - необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.
Задание 3 (рисуем по контуру)
1 балл – точное воспроизведение образца.
2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности.
3 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности.
4 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ окружности
5 баллов – ошибки по направлению диаметра более 2 мм и более ½ окружности.
Достаточно выполнить хотя бы одно из двух условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если ошибка составила 3 мм на ¼ длины окружности, он получает 5 баллов. Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, то есть легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.
Еще о тестировании дошкольника
Первое правило для любого тестирования – проводить его должен профессионал, но при этом он должен хорошо представлять возможности ребенка. Идеальный вариант – психолог в детском саду. Не у всех, однако, есть возможность определить возможности ребенка у такого специалиста.
”Предлагается вариант самодиагностики для родителей. Он разработан американским психологом Джеральдиной Чейпи для приблизительной оценки уровня развития старших дошкольников.
Оценка развития познания
Владеет ли ребёнок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)?
Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
Может ли ребёнок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребёнку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребёнок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оцена языкового развития
Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?
Может ли ребёнок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка уровня эмоционального развития
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
Хорошо ли ребёнок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительная идентификация
Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например б\п, кот\год ?
Зрительная память
Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трёх картинок, а затем одну убрать?
Знает ли ребёнок своё собственное имя и хотя бы шесть – восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей
Может ли ребёнок рифмовать слова?
В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес\вес ?
Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
Задаёт ли ребёнок вопросы о словах?
Остается напомнить элементарные правила обследования, которые позволят получить адекватные результаты и предотвратить в дальнейшем развитие отрицательных реакций на процедуру тестирования.
Обследование должно проводиться в непринужденной обстановке, как бы между делом: в игре, в повседневной деятельности.
Не подчеркивать, что вы проводите оценивание способностей вашего ребенка – это может создать излишнюю психическую напряженность.
Не обязательно проводить это обследование сию минуту, сейчас и ни минутой позже – оно может быть растянуто на длительное время. Это не только сбережет ваши и ребенка нервы, но и, часто, время. Основное требование – избегать любого насилия над личностью.
Помним о зонах ближайшего развития – это то, что ребенок не может сделать сам, но выполняет с вашей помощью.
Статья обновлена и дополнена 21.07.2015
Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях!
Наш младший пошёл в первый класс в 8 лет.
Мы ходили к психологу, чтобы подтвердить наши ощущения - что ребенок в 7 лет не готов к школе.
Он всё нужное знал, всё нужное умел. Но через 25 минут его психика до того устала, что он не смог ответить на вопрос: сколько лап у кошки. И при громких звуках он начинал напрягаться. Психолог нас поддержала, еще год сын дозревал до школы дома. И в 8 лет уже нормально начал учиться.
Ох, читаю читаю и не знаю что делать......дочь родилась середина октября, т.е в этом году ей 7 будет и хотели отдать в школу(а в 1 классе в октябре будет 7),но по ней вижу что она не готова. Возникла проблема...она у нас не мелкая....не по росту, не по весу, боюсь что если еще год в саду то дразнить будут в школе в 1 классе через год...что делать?помогите?
Марина&Аленочка
Игры "Угадай эмоцию" и "Что мы видели не скажем" похожи.
В первой игре ведущий загадывает эмоцию и начинает пантомимой и мимикой ее изображать, задача зрителей - угадать. Кто угадал - тот становится загадывающим.
Во второй игре все участники делятся на две команды, одна команда загадывает какое-то дейсвие. Выходит к зрительской команде и со словами: "Здравствуй дедушка Мазай, из коробки вылезай, что мы видели не скажем ,а что делали - покажем!" начинают пантомимой показывать загаданное действие. Задача другой команды - отгадать. Как толькозрители отгадывают, показывающая команда бежит в домик, угадывающие догоняют. Затем меняются ролями. Взрослые тоже с энтузиазмом играют в эту игру
АнечЬка
у меня вопрос такой подскажите как ребенка избавить от плаксивости чуть что не получается губы дуем и вперед слезы на колесках или если боится чего то начинает слезу давить идем в первый класс боюсь как бы потом не затюкали хоть и объясняю что мальчики не ревут не нужно расстраивается из каждой ситуации есть выход нет все равно ему на мамины объяснения может что я не так делаю?
еще оказывается боится ездить один в лифте а ведь тоже в школу ходить ему через четверть скорее всего самому тем более что школа через дорогу буквально подскажите что сделать чтобы приучить его быть посмелее пожалуйста
АнечЬка
Прочитала статью на одном дыхании
Приятно осознавать, что мои действия в плане работы над застенчивостью ребенка оказывается были хоть и интуитивными, но главное правильными с точки зрения специалистов
Хотела бы попросить, если знаете правила игр "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем" поделитесь, пожалуйста (может у нас в детстве они назывались по-другому, но что-то я не помню таких)
Мне про застенчивость очень нравится вот это материал:
Скрытый текст:
Застенчивый ребенок
«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать. Как много психических травм получают застенчивые дети от безграмотного, часто резкого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опрос родителей 3 - летних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников.
Людмила Галигузова
кандидат психологических наук
Как проявляется застенчивость
Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.
Внутренний мир и интеллект
Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным. Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже - с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего "Я". Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.
Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?
Говорите о своей любви
Пожалуй, самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: "Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается". А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно!". Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помоут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.
Немного отступите от правил
Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. В конце концов, вместо дорогой и модной помады можно дать карапузу старую и ненужную. А если жалко обоев, подойдет и их кусок, оставшийся от ремонта, или обычный лист бумаги. Его можно разложить на полу и нарисовать вместе большую картину. Кстати, если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.
Играйте вместе!
Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Малыш весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:
Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.
Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка (например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.
Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором истории.
Придуманная история должна иметь положительный результат.
После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.
Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него больше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.
Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться". Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями -- организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них.
"Быстрые ответы".
Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.
Другой вариант игры - "Мяч в кругу".
Участники игры - взрослые и дети - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик". Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш в праве рассчитывать на помощь и поддержку родителей.
Источник Мама и малыш http://www.2mm.ru/vospitanie/283/
В части про совместные игры взрослых и детей. Родитель застенчивого ребенка становится для других детей источником новых интересных игр, времяпрепровождений, на стеснительного ребенка падает часть этой "славы" и дети начинают тянуться и к нему.
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
АнечЬка
Конечно здесь уверенность в себе играет одну из ключевых ролей и над этим мы постоянно работаем. Спасибо за статью, взяла на заметку еще пару моментов
Но что-то есть еще, что дополняет эту самую уверенность в себе (и это особо важно для детишек скромных и застенчевых)....
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Вы имеете в виду уровень уверенности в себе ребенка?
Возможно, ответ найдется здесь:
Цитата:
Как придать уверенности будущей первокласснице?
Моя дочь в этом году пойдет в школу. С этим событием в нашей семье связаны и большие надежды, и большие опасения. Дочь единственная, долгожданная, бабушкам кажется, что немного избалованная. В садике она – звезда. Мы посещаем занятия по подготовке к школе, но сомнения не покидают. А каково ей будет в школе? Что произойдет, если не будет получаться с первого раза. Может быть, я бегу впереди паровоза, все будет в порядке, а я уже переживаю. Но пока до школы есть немного времени хочется придать уверенности в себе девочке, заинтересовать школьным обучением, и в то же время настроить на то, что не всегда будет легко, что будут оценки, может быть, не всегда отличные?
Конечно, переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу, приводит к значительным изменениям в его жизни. При этом меняется не только жизнь самого ребенка, но и жизнь семьи в целом, особенно если ребенок единственный или старший. Подготовка к этому событию ребенку просто необходима.
Особое место в подготовке занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд. Также недопустимы высказывания типа: «Что же ты, такая неаккуратная девочка, будешь в школе-то делать?» или «Вот уж там-то тебя призовут, наконец, к порядку!»
Лучше говорить ребенку:
• У тебя все получится, если немного поработаешь/постараешься.
• В школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть.
• В классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе тебе сразу понравятся. Здесь уместно будет рассказать о своих школьных впечатлениях, своих школьных друзьях, может быть, у вас есть хорошие знакомые с школьных времен, с которыми вы до сих пор поддерживаете отношения. Ребенку будет интересно узнать, что дружеские отношения могут длиться так долго.
Объясните девочке, что сначала она может скучать по детскому саду, дому, все школьное может казаться чужим. Это чувство постепенно пройдет, ученики обычно привыкают к школе, к новой обстановке.
Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу. Можете поделиться и своими теперешними чувствами, объяснить свои волнения, которые связаны с грядущим первым сентября. Это важно сделать ваши чувства прозрачными для девочки, в противном случае, ваши школьные волнения могут стать дополнительным источником тревоги для девочки.
Настройте девочку на то, что у нее будут новые обязанности. Подчеркните, что теперь она подросла, стала взрослее. Это означает, что ей теперь не только будут больше доверять, но и больше с нее спрашивать.
Оценки – это важная составляющая школьной жизни. Чтобы уменьшить возможные переживания девочки по поводу оценок, за оставшееся до школы время попробуйте научить ее саму оценивать то, что она делает. Насколько добросовестно поработала, все ли сделала, что могла.
Для того чтобы научить ребенка этому, взрослому необходимо:
• Самому максимально объективно оценивать результаты работы будущей школьницы.
• Сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины успехов и неудач. Здесь важно обратить внимание на то, что сравниваются не результаты разных детей, а достижения ребенка с его же собственными успехами, чтобы увидеть движение и рост относительно самого себя.
• Регулярно выяснять, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него получилось, что не получилось, почему?
• Выражать уверенность в силах ребенка, убежденность в том, что его результаты будут хорошими.
• Поддерживать стремление к творчеству и трудолюбие.
Когда ребенок научится сам оценивать свою деятельность, он будет чувствовать себя гораздо увереннее, потому что будет иметь собственное более или менее адекватное представление о сделанном. Следовательно, ваш ребенок в целом будет менее зависимым от мнения и оценки окружающих. А школьные отметки будут восприниматься как оценка в настоящий момент сделанного, а не его личности в целом. Это важно для хорошего самочувствия ребенка в школе.
С поступлением в школу меняется не только жизнь первоклассника - приходится перестраивать весь семейный уклад. Об этом очередная статья Анны Бердниковой
Ребенок идет в первый класс