/О детях/Воспитание и психология

"Внимание, внимание!" или как развить внимательность у школьников

школьник невнимательныйУ дошкольников рекомендуется развивать внимание при помощи игр. Однако частенько невнимательность проявляется и в более старшем возрасте. В этом случае проблемы с произвольным вниманием приводят к плохим оценкам, недовольству учителей, быстро прогрессирующей неуверенности в себе, утрате интереса к учебе.

Игры уже не особенно помогают ‒ взрослых деток куда сложнее заинтересовать подобным образом. Зато с ними замечательно работают другие методы ‒ читайте о них подробнее в этой статье.

Обсуждение проблемы с ребенком

В возрасте 7-8 лет дети уже способны понять, что такое внимательность и чем плохо ее отсутствие. Поэтому с ними можно и нужно поговорить об этом.

Если выстроите разговор правильно, ребенок станет вашим союзником, начнет и сам изо всех сил стараться избавиться от рассеянности.

Важно сразу верно выбрать тон разговора. Дети и подростки часто замыкаются, когда слышат от авторитетного взрослого: «Тебе надо быть внимательней!» Эта фраза звучит для большинства как претензия, если не обвинение. Особенно если вслед за ней следует длинный перечень неудач ребенка из-за невнимательности.

" Убедитесь, что ваше чадо понимает: у вас нет цели его отругать или наказать. Вы хотите помочь.

Скажите, что заметили у ребенка проблему. Мягко объясните: её решение сделало бы жизнь школьника гораздо проще. Отметьте, что, развив в себе способность концентрироваться, он сможет получать более высокие оценки, меньше времени тратить на выполнение скучных заданий, чаще слышать в свой адрес похвалы от учителей.

Не стоит подробно останавливаться на отдаленных выгодах внимательности. Да, внимательному человеку проще строить карьеру и самореализовываться. Но для семилетки подобные перспективы мало связаны с его повседневностью и оттого трудновообразимы.

" Больше говорите о плюсах, которые ребенок может получить от улучшения способности к концентрации прямо сейчас.

Развитие внимания ‒ слишком большая и глобальная цель, способная напугать младшеклассника. Опишите, какие шаги для ее достижения можно предпринять в ближайшее время.

" Выберите буквально 2-3 несложных действия, которые ребенку отныне придется делать. Скорее всего, он легко и даже с энтузиазмом на это согласится.

Например, школьнику можно предложить:

Простые ритуалы, помогающие настроиться на выполнение определенного действия

ритуалы одевание

Наша жизнь полна ритуалов. Часто они формируются стихийно. Просто так получается, что нам удобно сначала принять душ, мурлыкая себе под нос песню, потом почистить зубы, думая о планах на день, а потом идти готовить завтрак. И со временем становится сложно представить утро без этой последовательности действий.

Однако иногда можно и нужно вводить ритуалы осознанно ‒ если это способно принести пользу.

Одевание и раздевание

Ребенок регулярно забывает надеть шарф, теряет рукавички, надевает кофту наизнанку?

" Попробуйте превратить одевание и раздевание в ритуал.

Например, мальчик Миша каждый раз, засовывая руку в левый рукав, громко говорит: «Хлюп!» А после надевания рукава на правую руку следует «Хлоп!» Обязательно именно в таком порядке: сначала «хлюп», и только потом «хлоп». А после застегивания молнии на куртке Миша обязательно подпрыгивает на месте. Трижды. Ну а когда варежки занимают свое законное место на руках, требуется непременно хлопнуть ладонями друг о друга. Мальчику Мише всего 5 лет, но про шарф он никогда не забывает.

Скорее всего, ребенку постарше потребуется какой-то другой вариант, более «взрослый». Можно медленно считать, чтобы каждому действию соответствовала какая-то цифра. Или произносить в процессе одевания стишок. Это значительно снизит вероятность того, что ваш ребенок, собираясь, вдруг вспомнит, что учительница просила его зайти. И убежит, оставив шапку висеть на вешалке.

Сборы в школу

Тетрадь с домашним заданием, учебник, приготовленный вами для ребенка бутерброд регулярно остаются забытыми дома?

" Чуть больше порядка в утренних повседневных делах может значительно снизить рассеянность и забывчивость.

Представьте, что каждое утро чадо повторяет один и тот же сценарий. Просыпается от звука вашего голоса, умывается, надевает приготовленную с вечера одежду, причесывается, завтракает. Именно в таком порядке и никак иначе. Так происходит каждый день в течении недель и даже месяцев. Может, поначалу ребенок и будет забывать обеденный перекус дома. Но со временем подобные происшествия постепенно сойдут на нет.

Подготовка к выполнению уроков

Ребятишкам бывает сложно полностью сконцентрироваться на выполнении домашнего задания. Дома так много отвлекающих факторов! Компьютер с играми, телевизор, конструктор. Отсюда и плохо усвоенный материал, глупые ошибки и описки, брошенные на середине задания.

" Договоритесь с сыном или дочкой о том, как правильно садиться за уроки. Придумайте особую последовательность действий, предшествующую этому процессу.

Можно предложить малышу каждый раз перед решением домашки аккуратно раскладывать на столе цветные карандаши по цветам, линейки, ластик, другие канцелярские принадлежности. Так школьнику проще будет войти в состояние концентрации, необходимое для успешной учебы.

Может быть, вам тоже не помешала бы пара новых ритуалов? Например, чтобы настроиться на ночной отдых и не ворочаться по полночи в постели. В подобных ситуациях бывает полезно договориться с собой об особых ритуальных действиях перед отходом ко сну. Или перед работой, чтобы переключиться от дел семейных к профессиональным. Или, наоборот, после дня в офисе, чтобы не гонять в голове производственные задачи по кругу.

Продуманное расписание, учитывающее потребности и желания ребенка

Вводить расписание нужно с оглядкой на возраст.

" В 6-7 лет человек способен планировать свою жизнь вперед на несколько часов. В 9-10 планы могут простираться на 12-20 часов. После 12 горизонт планирования отодвигается примерно на 3 суток.

Соответственно, с семилеткой имеет смысл обсуждать текущий день. Чем бы он хотел заняться после школы? Что ему необходимо сделать? Предположим, вы договорились включить в расписание просмотр мультиков, выполнение уроков, прогулку. Обсудите в каком порядке лучше выполнять намеченные дела. Сколько займет каждое из них?

С десятилеткой можно пытаться договариваться относительно завтрашнего дня. С ним уже допустимо беседовать о приоритетах: какие задачи для него важнее? Какими в крайнем случае можно пренебречь? Также ребятишкам такого возраста отчасти можно доверить самостоятельный контроль за соблюдением распорядка.

Подростку навязать расписание уже и вовсе невозможно. При работе с таким взрослым ребенком требуется не выстраивать распорядок дня с ним, а просто убедиться, что он владеет базовыми инструментами тайм-менеджмента. Что он умеет отделять важные дела от второстепенных, понимает личную выгоду от следования расписанию. Полезно задать подростку вопросы:

  • Что может помешать выполнению того или иного запланированного дела?
  • Какие из задач на завтра могут занять больше времени, чем ты предполагаешь?

Зачем все это надо? Расписания ‒ мощный инструмент произвольного внимания. Они регламентируют, когда и на чем концентрироваться.

" Пытаясь следовать графику, человек постепенно привыкает направлять внимание туда, куда нужно, а не туда, куда само собой получается.

Имейте в виду! Поначалу срывы будут случаться постоянно. В четкий распорядок дня будут вмешиваться импульсивные решения. Снова и снова. Будьте терпеливы. Не ругайте ребенка. Спокойно спрашивайте, что его отвлекло. Обсуждайте последствия проявленной импульсивности, подсказывайте, как ситуацию можно исправить. Что можно сделать, чтобы в будущем в такой ситуации школьник не отвлекался?

" Только терпение и регулярные, систематические усилия способны развить в человеке внимательность.

Стикеры и другие визуальные стимулы

внимание школьника

Люди в целом и дети в особенности очень восприимчивы к зрительным образам. Как это можно использовать в благородном деле развития детской внимательности? Есть несколько проверенных методик:

Доска со стикерами

Разделите доску на две части, верхнюю и нижнюю. В нижнюю вы будете наклеивать запланированные дела. В верхнюю — те, с которыми ребенок успешно справился. Можно использовать стикеры разных цветов для разных типов дел. Например, голубые — для учебных. Желтые — для домашних обязанностей.

Можно использовать вместо стены любую гладкую поверхность. Например, дверцу холодильника.

Множество ярких листочков, символизирующих сделанные ребенком дела, будут вызывать у него приятное чувство.

" Это станет визуальным подтверждением того, что школьник хорошо справляется. Превратится в дополнительный стимул следовать расписанию. Потому что это не только полезно и нужно, но и приятно.

Примерно по тому же принципу работают разноцветные списки, в которых сделанные дела отмечают галочками. А также некоторые мобильные приложения для самоорганизации.

Правильная организация места для учебы

Как повысить концентрацию ребенка во время обучения — это отдельный большой вопрос, который волнует родителей. Именно в этой сфере последствия невнимательности проявляются наиболее ярко. Существует несколько лайфхаков, как улучшить ситуацию:

Уберите визуальные раздражители из рабочего пространства

Любые постеры, игрушки, яркие элементы интерьера. Часто детскую комнату стремятся сделать красочной — однако с точки зрения детской психологии это спорное решение. Особенно малиновые занавески и плакаты с любимыми героями мультфильмов нежелательны в области рядом с письменным столом.

Часто специалисты также советуют устроить рабочее место школьника таким образом, чтобы его не отвлекало происходящее за окном.

Настройте освещение

Идеальным решением станет рассеянный дневной свет. Есть специальные лампы, достоверно его имитирующие.

Перенесите предметы, связанные с неучебными хобби ребенка, в другую комнату

Может, ваш сын любит читать приключенческие книги про дальние страны. Или поп-исполнителей из Южной Кореи. Или кино про супергероев. Все это прекрасные хобби, здорово, если школьник интересуется такими вещами. Но желательно, чтобы читать, слушать, смотреть то, что интересно, ему было бы удобнее подальше от письменного стола.

Во время выполнения ребенком домашнего задания регулярно проверяйте, как идут дела

Регулярно — это примерно каждые четверть часа для семилетки, раз в 20 минут для десятилетки, с периодичностью в полчаса для ребенка 12 лет. Для деток помладше промежуток времени следует выбрать поменьше, более старших необязательно контролировать так часто.

Просто загляните в комнату. Если видите, что чадо занято, не отвлекайте его разговорами и расспросами. Если внимание школьника переключилось на посторонний предмет, мягко спросите: у тебя возникли какие-то трудности с заданием? Чем я могу помочь?

Скорее всего, этого окажется достаточно, чтобы ребенок спохватился и вернулся к работе.

 

Развитие внимательности школьника — это работа, которую он большей частью должен сделать сам. Но вы, именно вы, можете и должны помочь ему. Подсказать подходящие для этого способы, направить. Надеемся, данная статья вам в этом поможет.


05.11.2021

Надежда Лукашова

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться