Реклама

/Красота и здоровье. Отношения/Отношения

Учимся управлять эмоциями: своими и чужими, приятными и пугающими

И это совсем не означает их прятать! 

Учимся управлять эмоциями: своими и чужими, приятными и пугающими. И это не означает их прятать!
Зачем нам управлять своими чувствами? И что это значит - быть может, не проявлять эмоции? Или вообще запретить себе какие-то чувства?! Вовсе нет! Регулирование эмоций, оказывается, жизненно необходимый навык.

Регулирование эмоций - это то, что человек делает, чтобы усилить, ослабить или удержать на одном уровне свою эмоциональную реакцию. Оно тесно связано с понятием эмоционального интеллекта  -  способностью понимать эмоции и управлять ими. 

Давайте рассмотрим эти понятия чуть подробнее.

Человек способен понимать эмоции, если он осознает, что в данный момент времени он переживает какую-то эмоцию, может назвать, какую именно, и понимает, из-за чего она возникла.

Человек способен управлять эмоциями, если он может снижать их интенсивность, контролировать внешнее выражение своих эмоций, и может произвольно вызывать нужную эмоцию.

" Понимать эмоции и управлять ими можно как в отношении своих, так и чужих.

Например, женщина чувствует грусть, но она находится на работе. Она понимает, если будет погружаться в свою грусть на работе, это может отразиться на ее результате. Она говорит себе: «Я погрущу дома вечером, а сейчас буду работать». И после трудового дня дома она грустит «с чистой совестью».

Мы часто видим вокруг и примеры регуляции чужих эмоций. Люди обычно видят или ощущают, когда другому человеку плохо, и тогда они могут предложить ему свою помощь: поговорить, побыть вместе, обратить внимание на противоположную строну его проблемы. Таким образом они помогают ему справиться. Часто мамы делают это для детей, жены для мужей, друг для друга и так далее.

В структуру регулирования эмоций входит и контроль за их выражением. Это человек способен или не способен делать только в отношении себя. 
Часто за выражение эмоций мы принимаем, когда человек, например, громко кричит, машет руками, ведет себя каким-то образом - но это не оно. Это как раз проявление неспособности регулировать эмоции, оно позволяет «спустить пар», но не выразить саму эмоцию.

Учимся управлять эмоциями: своими и чужими, приятными и пугающими. И это не означает их прятать!

" Здоровый способ выражения эмоций – сказать о том, что чувствуешь, это самый прямой и экологичный канал. И, по идее, он должен быть самым простым и безопасным. Но не тут-то было...


Причины трудностей в выражении эмоций могут быть следующие:

  • нет общепринятых норм выражения эмоций;
  • люди боятся выдать чувства;
  • боятся утратить контроль над собой;
  • боятся осуждения и насмешек;
  • их не научили выражать эмоции;
  • они не могут найти приемлемую форму.

Учимся управлять эмоциями: своими и чужими, приятными и пугающими. И это не означает их прятать!

Например, люди часто подавляют злость – обычно это запретное чувство. Ну и, вы только представьте себе, как говорите кому-нибудь: «Я злюсь на тебя»! Чтобы суметь это сделать, нужно быть на 100% уверенным, что вас воспримут без осуждения, и вы не рискуете вообще потерять эти отношения! Поэтому мы не говорим о злости, а... кричим и машем руками.

Иногда человек стремится показывать только свои положительные эмоции, считая, что таким образом он себе обеспечивает безопасность во взаимоотношениях. Но люди легко считывают несоответствие эмоциональной реакции и поведения, и позднее могут ему не доверять и избегать с ним контакта.

Есть ситуации, в которых мы действительно не можем открыто выражать свои эмоции. Например, на работе с руководством, на деловых встречах, малознакомым людям. Но эмоция-то возникает всегда! И об этом важно знать и помнить.

" Так устроена психика человека: первая реакция - эмоциональная, только потом появляются мысли, и затем уже формируется поведение. Поэтому, когда вы не можете реагировать эмоционально, важно услышать свою эмоцию, признать ее для себя и дать себе возможность прожить и выразить ее после встречи.

Важно именно не подавлять, а откладывать до поры до времени и обязательно возвращаться к ней, чтобы дать выход.

Наши мысли — это проявление работы рационального интеллекта, им мы привыкли руководствоваться в нашей жизни. Мы живем, опираясь на то, что и как мы думаем, часто забываем о то, что мы чувствуем. А между тем, существует отличие в работе рационального и эмоционального интеллектов, и заключается оно в способе обработки информации. 

Рациональный ум раскладывает событие на части, анализирует и реконструирует картинку. Это долго, но дает точный результат. Эмоционально же человек воспринимает всю ситуацию в целом и в следующий момент у него уже готов ответ - его эмоциональная реакция. Она может быть субъективна, но требует меньше времени и когнитивной работы. 

" Именно эмоциональным интеллектом мы считываем контекст социальных ситуаций. Например, входим в комнату и в следующе мгновение понимаем, что здесь конфликт, или ощущаем рабочую атмосферу, или тепло и расслабленность семейных вечеров.

Высокую скорость обработки информации эмоциональным интеллектом объяснил в 1998 г американский нейрофизиолог Дж.Леду. Согласно результатам его исследования, сигналы от органов восприятия – глаза и уха – передаются в таламус, от таламуса идут два направления, одно – к миндалевидному телу, другое – в кору больших полушарий. Путь к миндалине (месту локализации эмоциональных реакций в мозгу) короткий – она раньше начинает обрабатывать поступившую информацию и посылает обратный импульс, в то время как думающий мозг «совещается на всех уровнях» (Joseph LeDoux, 1996, С. 56).

Учимся управлять эмоциями: своими и чужими, приятными и пугающими. И это не означает их прятать!

Уметь управлять своим эмоциональным состоянием и не вредить себе так же важно, как чистить зубы дважды в день, есть полезные продукты, гулять на свежем воздухе, пить чистую воду, отдыхать. Если у вас есть привычка заботиться о своем теле, заведите привычку заботиться и о своей душе.

Итак, напомню, чтобы регулировать свои эмоции, человеку нужно:

  • понимать их; 
  • уметь выразить там, где можно; 
  • уметь откладывать, там, где нужно; 
  • искать доступные способы для выражения и не прятать все это в долгий ящик.

Медведева Майя, психолог
17.07.21

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться