Новогодние фильмы: выбери себе чудо
Французский театровед Жорж Польти еще в XIX веке доказал, что все драматические произведения основываются на одном из 36 стандартных сюжетов. А значит, выдумать принципиально новую фабулу невозможно. Это относится и к фильмам, а уж тем более – новогодним фильмам.
Какие вечные сюжеты легли в основу самых известных и любимых новогодних фильмов, какое чудо они обещают и чему учат нас каждый год – в авторской колонке психолога, арт-трапевта Евгении Пельтек.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»: «Я от бабушки ушёл!»
Новогоднее чудо: акт взросления
Разоблачать Женю Лукашина и выводить Надю Шевелёву на чистую воду – один из модных трендов предновогодней подготовки. Женю с Надей ругают за алкоголизм, инфантилизм, неприспособленность к реальной жизни, зависимость от мнения мам, друзей и вторых половин и общую непутевость, порой едва ли не дословно повторяя возмущенные речи Ипполита.
Но этих разгильдяев с сомнительным будущим по-прежнему любят, с удовольствием смотрят и вообще ждут Женю с Надей к новогоднему столу.
Почему?
Если разобраться, то что, в сущности, произошло с главным героем? В этом, кажется, солидарны все (а непонятливым сюжет проясняют по ходу фильма с помощью песен). Женю не устраивает создавшееся вокруг него положение. Авторитарная невеста Галя пугает: «Она будет жить у меня в комнате, каждый день мелькать у меня перед глазами. Туда-сюда, туда-сюда!». Не менее авторитарная мама подталкивает к свадьбе: «Надо, чтоб ты хоть кого-то слушался». И вот он уже отмечает с друзьями в бане женитьбу как свершившийся факт.
" Выпутаться из этой ситуации помочь может только чудо! Оно и происходит.
С помощью «волшебного средства», в роли которого, как ни прискорбно, выступает алкоголь, герой исполняет свое желание и в буквальном смысле улетает ото всех подальше. И от мамы ушел, и от Гали ушел, и от Павлика ушел. Ура и Новый год!
Сюжет, в завязке которого герой убегает из собственного дома, напоминает о «Колобке», покатившемся навстречу лисе.
Сюжетная фабула: сказка «Колобок». Эта сказка проста только на первый взгляд. Колобок – так называемый «рекурсивный» сюжет, в котором одни и те же события долго повторяются, как паттерн на обоях, за исключением неожиданного финального разрешения. В наиболее архаичных вариантах этой сказки Колобок по разным источникам был метафорой исчезающей луны (в этой версии звери откусывали от него по кусочку) или солнца, которое делает круг по небосводу, чтобы исчезнуть за горизонтом.
Сказка «Колобок» часто рассматривается как метафора «земного пути» и инициации (ритуал радикальной смены статуса, символическая «смерть» и «возрождение» в новой роли – прим. авт.), взросления. В большинстве племен ритуал инициации был основан на идее проглатывания героя огромным зверем или чудовищем: «Гам! — и съела».
В таком контексте освобождение Колобком поверхности подоконника и пьяная выходка Жени Лукашина обретают совсем иной смысл. Удалось ли на деле повзрослеть московскому Колобку – вопрос. Но он точно попытался.
Кстати: В очаровательном американском фильме «Отпуск по обмену» в основе сюжета лежит эта же «колобковая» фабула. Героини меняются местами, чтобы хоть под Рождество избавиться от привычного окружения, из которого они «выросли». Чтобы встретить новую любовь и новые сложности.
«Эта прекрасная жизнь»: Скрудж наоборот
Новогоднее чудо: обретение ценности жизни
Фильм «Эта прекрасная жизнь» 1946 года не так уж известен у нас, но это - главный рождественский фильм Америки.
Герой этой картины Джордж Бейли жил удивительно правильной жизнью, часто жертвуя своими интересами. Он упускал одну возможность за другой, наблюдая, как спасенный им в детстве младший братишка, свободный от обязательств, исполняет все его мечты.
Под угрозой долговой тюрьмы, полностью разочарованный в жизни, в канун Рождества герой оказался на краю Бруклинского моста, жалея о том, что появился на свет. Там он встречает ангела-хранителя, который показывает Бейли, какой печальной стала бы жизнь городка, если бы его не было.
" Скитаясь по городу, в котором ни одна живая душа его не узнает, герой понимает, что его жизнь, возможно, была не так уж плоха. И отчаянно желает себе – вернуться!
Сюжетная фабула: этот сюжет - инверсия знаменитой «Рождественской песни в прозе» Диккенса (по которой сняты великолепный анимационный фильм Земекиса и забавный мультфильм Диснея про жадную утку в очках). На первый взгляд, у историй мало общего. Герой Диккенса - вредный скупердяй и мизантроп Скрудж - ценил деньги настолько превыше остального, что снял медяки с глаз своего единственного друга и партнера, преставившегося под Рождество. В назидание Духи Прошлого, Нынешнего и Будущего Рождества показывают Скруджу его былую и теперешнюю жизнь, а главное – будущую смерть, которой только обрадуются жители его городка.
Если присмотреться, герои схожи, как и фабулы их историй. Скрудж наотрез отказывался помогать кому-либо даже по мелочам, Бейли – с точностью до наоборот - привык делиться всем и помогать каждому, забывая о своих интересах и не прося помощи. В итоге оба пришли к одинаковому результату: оказались на краю могилы, обрекая себя на муки и после смерти.
Обоим помогло чудо: они смогли увидеть, насколько жизнь ценна сама по себе, независимо от того, сколько у тебя денег и достижений. Оба вздыхают с облегчением, возвращаясь к людям. Бейли – к близким, которые, пока он прыгал с моста, собрали для него деньги в уплату долга. Скрудж – к соседям и родственникам, с которыми щедро делится потерявшими для него былую ценность деньгами.
«Карнавальная ночь»: Том и Джерри на корпоративе
Новогоднее чудо: реализация детской мечты о свободе
Немного утопическая, до сих пор остающаяся уморительно смешной, сатирическая новогодняя сказка о победе молодых и веселых работников над пожилым бюрократом.
Учитывая солидный возраст этой картины (в новом году ей исполнится 63 года), кажется, что ее трудно воспринимать вне контекста своего времени. «Карнавальная ночь» - это конец сталинской эпохи, начало «оттепели» и надежда на новую свободу и скорые повсеместные перемены к лучшему.
" С другой стороны – так ли сюжет этого фильма от нас далек? Вспомните, например, свои корпоративные вечеринки.
Не приходилось ли вам выслушивать на них речи «коротенечко, минут на сорок» о победах компании, с нудноватыми награждениями каждого начальника подразделения, нелепыми номинациями и играми из учебника для массовика-затейника сорокалетней давности? И даже если все организовано с безупречным вкусом и любовью к сотрудникам, корпоративные вечеринки порой носят несколько дидактический характер, ведь это – одно из их предназначений.
Сюжетная фабула: это истории о том, как слабые, некрупные звери хитростью, ловкостью, умом или дружными совместными действиями побеждают более сильного и опасного противника. «Ну, погоди», «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Груффало».
Но больше всего уморительные похождения товарища Огурцова, твердо намеренного сказать речь о трудовых успехах вверенного ему коллектива, а вместо этого вытягивающего из кармана разноцветную километровую ленту, подсунутую факиром, напоминают похождения кота Тома с мышонком Джерри из одноименного мультфильма.
Почему эта сказка кажется смешной в детстве и малопонятна во взрослом возрасте? Потому что дети ассоциируют себя с маленьким персонажем – мышкой или зайчиком, а взрослых, соответственно - с большими и опасными зверями, волком или котом. Идея о том, что маленький и слабый может смеяться над большим и даже побеждать его, приводит малышей в восторг. Во взрослом же возрасте эта коллизия теряет свою занимательность. Оно и понятно – в глазах детей и подчиненных мы сами порой становимся Томом, Волком, а то и товарищем Огурцовым.
«Реальная любовь»: новый святочный рассказ
Новогоднее чудо: обретение близости
Стареющий рокер возвращается на сцену, а находит друга; неказистый рыжий парнишка отправляется в Америку, чтобы стать «богом секса»; премьер-министр дает отпор президенту США и встречает девушку; одинадцатилетний мальчик и его отчим, только что потерявшие жену и мать, получают новый смысл жизни и дружбу друг с другом; а преданная сестра понимает, что ближе брата у нее никого нет.
Сюжетная фабула: по форме каждая из историй этого фильма – святочный рассказ, в котором каждого героя ждет то рождественское чудо, которого он заслуживает.
" В таких рассказах герои вначале оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо – божественное вмешательство, счастливая случайность или невероятное совпадение.
Главное отличие сюжетов фильма от классического святочного рассказа (например, «Эта прекрасная жизнь» или «Рождественская песнь в прозе») в том, что каждый из героев, проходя кризисный опыт, не опирается на мистическую случайность или даже Божественное вмешательство, а сам делает все возможное, и – чудо случается.
Иногда оно совсем не похоже на чудо. Степенный семьянин Гарри получил в качестве рождественского подарка внимание соблазнительной секретарши Мии, а его жена нашла под елкой горькую правду. Непросто и Саре, которая отказалась от захватывающего романа, о котором мечтала два года. В самый ответственный момент раздается звонок, и она мчится в клинику на помощь старшему брату с ментальной патологией, который звонит ежечасно. Нет, ему не станет лучше. Нет, она не может остаться.
Новогоднее (или рождественское) чудо в этом фильме – это тоже выбор. А иногда и силы, чтобы его сделать.
Мы любим новогодние фильмы за то, что каждый из них – история о чуде. А главное чудо для каждого свое. С Новым годом!
Евгения Пельтек,
5.01.19