Новогодняя кулинария. Рецепты

/Красота и здоровье. Отношения/Отношения

Бесчувственность – миф или реальность?

И откуда берутся жестокие подростки
Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки

«Если вы хотите знать, что я чувствую, спросите у моей матери»
Генри Кристал (из опыта работы с клиентами)

Иногда нам встречаются люди, которые, как нам кажется, ничего не чувствуют. Они причиняют страдания другим людям или животным и вовсе не переживают, не чувствуют ответственности или вины за сделанное. Нам кажется, что такой человек не способен кого-то любить и заботиться о других, иногда даже о своих детях.

Почему такое отношение становится возможным? По каким причинам эти люди теряют связь со своей чувственной сферой? Об этом поговорим в сегодняшней статье.
 

- Ты что, совсем бесчувственный?! – говорится в сторону бывшего мужа, оставившего жену с детьми. Она в слезах от боли и обиды за его отстранённость и невнимание.
- Никаких чувств у них нет, избили парня до полусмерти, а сами смеются, – по отношению к жестоким озлобленным подросткам или взрослым.

Люди, которые способны сопереживать, обладают определенной степенью эмпатии. 

Эмпáтия (греч. – «страсть», «страдание», «сочувствие» — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания (wikipedia.org/wiki/Эмпатия).

Это значит: эмпатичный человек способен понять, что чувствует другой, и сопереживать любым его эмоциям, приятным или неприятным. При этом разделяет, где его эмоции, а где чужие.

" Получается, что в бесчувственности подозревают тех людей, которые не способны проявить эмпатию к другому человеку – отреагировать на его боль, попытаться понять, что же именно он переживает в настоящий момент и, самое главное, откликнуться и поддержать в трудной ситуации.

В чем же особенность этих состояний? Давайте разберемся.


Внезапные события, к которым человек не готов

Во-первых, такое возможно, когда человек сам испытывает интенсивные эмоции, но при этом стремится действовать рационально. Например, в ситуации развода. Инициатор переживает не меньше, чем оставленный супруг – на нем лежит ответственность за разрыв отношений, его может мучить вина, он также теряет партнера и хочет побыстрее закончить этот мучительный процесс. На самом деле оба супруга встретились с утратой, их жизнь уже никогда не будет прежней. Поэтому часто они не способны услышать друг друга на начальной стадии расставания, все ресурсы психики уходят на то, чтобы каждому справляться по-отдельности.


Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки

Во-вторых, чувства могут «отключиться» в ответ на сильнейшее эмоциональное потрясение, внезапное событие – смерть или серьезное заболевание близкого, физические травмы, катастрофы. Шок – так называется это состояние:  все эмоции внезапно оказываются заморожены.
Это временное явление - работа защитных механизмов психики, чтобы человека не «затопило». В момент встречи со смертью мы ощущаем хрупкость, беззащитность свою и мира, бессилие повлиять на ситуацию. Это нормальная реакция, через пару недель чувства постепенно восстановятся, главное, не торопить и не торопиться, выделить для этого достаточное время.


«Бесчуственность» в повседневных ситуациях.

В нашем мире люди часто хотят избавиться от своих эмоций. Обычно это поведение связано с их внутренним запретом показывать свою эмоциональность и требованием действовать разумно. Человек уравновешенный, разумный, рациональный является желанным членом общества. Но никто, как правило, не учит людей обращаться с эмоциями. Хотя это большая и важная часть человеческой психики, первая сигнальная система человека.

Может быть, вы видели мультфильм «Песнь моря» ирландского режиссера Томма Мура? В нем очень наглядно показана подобная ситуация. Один из героев, Великан, хочет избавиться от чувств, и «каменеет», когда его мать Маха забирает их.
Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки

Мы реагируем на любые события в первую очередь эмоцией, потом уже приходят мысли и действия. И вот представьте, эмоция возникла, но ее нельзя проявить, а нужно куда-то спрятать, уравновесить. Тогда человек, условно, закрывает ее в «консервы» и ставит на воображаемую полку подвала своей души – отправляет в бессознательное, стремится забыть. При этом рано или поздно его подвал становится забит доверху эмоциональными консервами. Больше некуда положить ни свое, ни тем более чужое.
Бесчувственный ли это человек? Нет. Чувств много, но к ним нет доступа.

Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки

" Без связи со своей эмоциональной сферой человек становится способен на жестокость по отношению к другим людям. Но это лишь отражение его жестокости по отношению к самому себе.

Так появляются те самые подростки, бьющие своих сверстников, чтобы получить хоть немного облегчения. При невозможности проявить эмоции человек не может бережно поступать с собой, а соответственно, и к окружающим, и порой творит нечто ужасающее.
Подросток не справляется с внутренней болью, привлекает внимание к себе драками и скандалами. Так он показывает то, что происходит с ним. Его внешняя бесчувственность вызвана запредельным страданием. И чаще всего причина этому травмирующие отношения в семье.

Другим людям может казаться, что это «изверги», «нелюди», но они стали такими не на пустом месте. С ними очень трудно устанавливать контакт, они видят опасность в людях и не доверяют окружающим. Повлиять их поведение бывает очень трудно, а чаще невозможно. Действительно ли эти дети бесчувственны? Нет. Они имеют такие условия жизни, что неспособны справиться со своей болью. Когда одни дети бьют других, то пытаются показать свою внутреннюю реальность. Это их крик о помощи.
Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки


Немного научного обоснования того, как появляется детская «бесчувственность»

Ко всем людям мы испытываем как приятные, так и неприятные чувства. И к самым близким тоже.

" Наиболее сильный внутренний конфликт у нас возникнет, когда мы и любим и ненавидим одновременно. Оказывается, сосуществование этих противоположных чувств в человеке – норма. А также норма уметь регулировать их и понимать, почему так.

Поговорим об этом подробнее.

Мы любим человека и хотим быть с ним всей душой и телом. Но жизнь вносит свои коррективы. У каждого из нас есть работа, обязанности, а значит, прямо сейчас слиться в экстазе с любимым не получится. Каждый раз, когда что-то идет не так – другой поступает по-своему, обстоятельства складываются не лучшим образом - мы испытываем неприятные эмоции по отношению к любимому человеку. И потом стыдимся этих чувств, обвиняем себя, тревожимся за отношения.

Представьте в этой истории детей. Они все любят своих родителей, но и зависят от них: физически, эмоционально и финансово. Испытывают ли они противоположные чувства к родителям? О, еще как! Могут ли они их выразить? Не всегда.

Давайте рассмотрим две схемы вариантов реакции родителя на агрессию со стороны ребенка.

Первая схема - здоровая. Такое поведение родителей помогает ребенку научиться принимать свои эмоции и развивает способность к самоконтролю. 
Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки
Вторая приводит к асоциальным последствиям, потому что в таком случае родители стремятся контролировать проявление эмоций ребенка или даже могут навязывать ему определенные чувства.

Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки

" Эмоциональный, живой ребенок бывает неудобным, даже неприятным для родителей. Потому что показывает им то, чего они сами были лишены когда-то – свою живую эмоциональную часть.

Тогда они проявляют недовольство (в самом мягком случае) и начинают перестраивать ребенка под себя. Он вынужден подчиниться требованиям. Такой ребенок живет в постоянном страхе, что родители отвернутся, если он сделает «неправильно».
Бесчувственность – миф или реальность?  И откуда берутся жестокие подростки

Систематическое регулярное насилие над ребенком, подавление его воли и желаний, игнорирование его жизненных потребностей приводит к тяжелым последствиям. Ребенок вынужден выживать и нигде не может найти себе безопасного места. Потому что его собственный дом таковым не является. Он осознает весь ужас своего положения, понимает, что так быть не должно, но изменить ничего не может. Внутренние переживания ребенка становятся для него невыносимыми, и тут вступают в действие защитные механизмы психики и отключают чувствительность, чтобы сохранить психическое здоровье. Так и развивается его условная бесчувственность, скудность речи, фантазирования, обедняется игра и затрудняется развитие.


О возможных последствиях

В психологии есть понятие алекситими́я (от др.-греч. ἀ- — приставка с отрицательным значением, λέξις — слово, θυμός — чувство, букв. — «без слов для чувств») — затруднения в передаче, словесном описании своего состояния.

Это состояние и может выглядеть внешне как бесчувственность.
Алекситимия может быть следствием нарушения работы некоторых отделов головного мозга. Или развиться как защитная реакция на неадекватное воспитание, алкоголизм в семье, насилие.

При проведении исследования среди людей с алекситимией оказалось, что их способность понимать чувства окружающих и сопереживать им снижена. Также они не могут различать, какие именно эмоции испытывают окружающие, но при этом склонны ими заражаться. Т.е. эмоции других людей они воспринимали как свои. 

Если мы вернемся теперь к случаю с жестокостью подростков, то станет ясно, почему один озлобленный подросток может собрать вокруг себя компанию соучастников, которые нападут потом на кого-то.

" Жизнь людей с алекситимией кажется им самим скучной и пресной, их фантазия бедна, они могут не знать, чем себя занять, поэтому с удовольствием погружаются в жизни и проблемы других людей или мир сериалов. Этим они стремятся компенсировать бедность собственной внутренней жизни. 

Другая особенность - люди, не понимающие своих эмоций, начинают вести себя таким образом, что их испытывает и проявляет другой человек. Чтобы самим хоть на мгновение соприкоснуться с ними.
Вот что пишет об этом Генри Кристал, американский психиатр и психоаналитик: «Пациенты, не имеющие положительного детского опыта обращения со своими эмоциями и впоследствии называния их, стараются заставить аналитика пережить то, что для них невозможно не только осознать, но даже назвать». 

Эмоциональный мир людей с алекситимией очень глух, и больше ориентирован на ощущения своего тела – «болит», «давит», «сжимает», усталость, пустота, напряжение, расслабление и т.д. Но даже эти сигналы некоторые не могут услышать и понять, когда голодны или устали, а замечают уже в крайней степени.

В заключение скажем, что собственная эмоциональная сфера крайне важна для человека.

" Эмоции возникают реактивно, сигнализируют человеку о степени возможной угрозы, но также и раскрашивают мир красками радости и удовольствия.

Так или иначе, человек стремится переживать эмоции. Хоть свои, хоть чужие, хотя бы наблюдать со стороны.
Управлять своим эмоциональным состоянием в норме нас учат родители. Для ребенка важно проявлять свои эмоции, какими бы они не были. Дети хотят быть принятыми родителями всегда, в любых своих проявлениях. Это позволяет им развивать устойчивые внутренние опоры, повышать самоконтроль, научиться регулировать свои эмоции и поведение.

На наш взгляд, даже к жестоким детям важно самим не быть жестокими. Эти дети также достойны сочувствия и понимания, как и остальные. 
Нет, не нужно становиться с ними друзьями, брать под свое опекунство или перевоспитывать. Этот процесс лучше оставить знающим людям. От вас сочувствия достаточно. При этом не забудьте позаботиться о собственной безопасности и безопасности своих детей.


Не бывает абсолютно бесчувственных людей. Бывают люди с подавленными эмоциями. Мы встречаемся с ними в жизни чаще, чем может показаться. Разговариваем, но отклика не получаем, их как будто нет рядом. Они не могут живо реагировать, тщательно подбирают слова, производят впечатление замороженных. Но даже у них, где-то глубоко внутри, есть эмоциональный океан, который они, при определенной работе, способны открыть в себе.

Медведева Майя, психолог,
4.12.21

 
 Использованная литература:
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться