/О детях/Школа

Профессия – учитель: проблемы и ожидания

О проблемах российских педагогов сказано немало.
Профессия учителя немного загадочна. Все знают, насколько велика роль учителей в жизни любого человека. К сожалению, не секрет и то, что их труд нелегок и очень часто недооценен, причем практически во всем мире.

В то же время большинство учителей из самых разных стран признают, что любят свою, не похожую на другие, сложную и творческую работу!

 

О проблемах российских педагогов сказано немало. Это и высокая нагрузка, и низкая зарплата, и, соответственно, недостаточный престиж профессии. Оказывается, подобные проблемы существуют практически везде.
 

Зарплаты учителей

Когда мы слышим о «средней зарплате» учителей, мы понимаем, что это очень условные цифры – конечно, заработная плата столичного учителя со стажем может на порядок отличаться от зарплаты его провинциального молодого коллеги. Тем не менее, общую картину оплаты труда людей этой профессии мы таким образом получить можем. 

Понятно и то, что реальный уровень доходов учителя в той или иной стране зависит от общего уровня жизни. И все же для начала несколько конкретных цифр (данные приведены на 2021-23 гг.). 

Итак, средняя зарплата за месяц  школьных учителей  составляла:

  • в США около 5400 долларов в месяц,
  • в Японии — 3000 долларов,  
  • в Таджикистане — 100,
  • в Венгрии стартовая зарплата учителя была 13,5 тысячи евро, 
  • в Испании, Нидерландах и Австрии более 30 тысяч евро,
  • в Германии — 50 тысяч.

А вот что касается уровня жизни учителей, то здесь, конечно, важны данные не столько о зарплатах, сколько об их покупательной способности и соотнесении со стоимостью жизни в конкретной стране. По данным ЮНЕСКО от 2022 года, лучше всех на деле зарабатывают учителя Швейцарии и Люксембурга. В целом в Западной Европе и Северной Америке учителя получают вдвое-втрое больше своих коллег из Восточной Европы и Латинской Америки. 

И – увы – учительские зарплаты в 60% стран мира меньше, чем у специалистов других профессий с подобным уровнем образования.

Именно поэтому, в частности, во всём мире в школах самый большой дефицит учителей математики и естественных наук: тем, кто имеет такое образование, легко найти работу с гораздо большей оплатой.

Интересно, что чем богаче страна, тем менее выгодно работать в ней учителем. В бедных же странах зарплата учителя относительно остальных достаточно высока. 

чем богаче страна, тем менее выгодно работать в ней учителем

 

Нагрузка учителей: переработки есть везде

Работа учителя  - это не только проведение уроков (учебная нагрузка), но и подготовка к ним, проверка работ, внеурочная деятельность. 

Норма учебной нагрузки учителей, по информации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), колеблется в разных странах от 500 до 1000 учебных часов в год. А общее рабочее время учителя составляет от 1200 до 1800 часов в год. 

Однако это – официальные данные. И в них сомневаются даже составители статистических сборников. Все мы понимаем, что там, где говорят о низкой нагрузке учителей, чаще всего не учитывают (и вполне вероятно, не оплачивают) множество обязанностей, не связанных непосредственно с уроками.

" Так, в США, по опросу самих педагогов, они работают в среднем 53 часа в неделю. В Японии учителя зачастую работают по 11 часов в день, а у трети из них недельная нагрузка составляет более 60 часов.

При этом в Японии, по данным за 2021 г., среднее число учеников в классе было одним из самых больших в мире — 32 человека. Меньше всего учеников в классе оказалось в Финляндии — всего 19. В среднем же по всем странам среднее число учеников в классе -  23 человека.

 в Японии, по данным за 2021 г., среднее число учеников в классе было одним из самых больших в мире

Переработки вызваны, в первую очередь, дефицитом учителей. Оказывается, эта проблема – общемировая. Хуже всего, по данным ЮНЕСКО,  на 2022 год, в Африке южнее Сахары и в Южной Азии: там в 2022г. в 90% школ был существенный дефицит учителей, а на каждого педагога начальной школы приходилось 55 учеников (учитывается не размер класса, а общее соотношение). 

В среднем по всем странам на одного учителя начальной школы приходится 26 учеников, а в европейских странах и в Северной Америке — 15.

Но и в богатых развитых странах учителей не хватает! Те же 90% школ столкнулись с дефицитом преподавателей в Австралии; их недосчитывалось в Нидерландах, во Франции, в Литве, в Великобритании, а в США в 2022 году было свободно около 28 тысяч учительских вакансий.

 

К чему ведет недооценка профессии учителя

В отчёте ОЭСР об образовании говорится, что низкая зарплата приводит к непопулярности профессии учителя. Несмотря на то, что эту специальность, как и профессию врача, выбирают в первую очередь не из-за заработка, а для того, чтобы приносить пользу обществу, сознательно жить в бедности решится далеко не каждый.

Правда, с годами, с увеличением стажа, размер дохода растет. В разных странах время на то, чтобы доход учителя  вырос до максимума,  составляет от 10 до 35 лет. Но молодежь, чаще всего, ждать не хочет. Постепенно снижается приток новых кадров в профессию.

В России, по данным отчёта Минпросвещения, на 2022/2023 год численность учителей до 30 лет составила 14,6%.

Не все учителя готовы посвятить этому делу всю свою жизнь. В  2018 году 25% всех опрошенных педагогов из разных стран сообщили, что хотят уйти из профессии в течение ближайших пяти лет. В Австралии по итогам опроса  2022 г. около 30% респондентов собирались  уйти из профессии в течение пяти лет, а обучение оканчивают только 50% студентов педагогических направлений.

 В среднем в мире отток учителей из средней школы ежегодно составляет, по данным ЮНЕСКО, 5%.

 

Престиж профессии учителя 

Исследовательский центр SuperJob в сентябре 2025 года провел опрос 1600 респондентов изо всех российских округов. В частности, был задан вопрос: «Как вы считаете, в современном мире учитель — это престижная профессия?»

Вот что ответили участники:

Вариант ответа Все опрошенные Пол Возраст, лет
муж жен до 34 35—44 35—44
Да 35% 36% 34% 22% 34% 42%
Нет 47% 48% 45% 55% 49% 41%
Затрудняюсь ответить 18% 16% 21% 23% 17% 17%


А вот как изменялось мнение россиян:

Вариант ответа 2011 2021 2021
Да 21% 40% 35%
Нет 64% 43% 47%
Затрудняюсь ответить 15% 17% 18%

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 387
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет

" Как мы видим, профессию учителя считают престижной только 35% россиян. 

Почти половина (47%) придерживается противоположного мнения, ещё 18% затруднились с оценкой.

Чем моложе были опрошенные, тем реже они называли работу учителя престижной. 

Большинство россиян (53%) уверены, что за последнее десятилетие престижность профессии понизилась. Только 11% сочло, что он повысился.


Сами педагоги разных стран скептически относятся к вопросу о престижности профессии. По данным международного опроса учителей в странах ОЭСР, только 26% учителей согласились, что в обществе ценится их труд.

Большинство учителей (от 70% опрошенных во Франции до 89% в Гамбии) заявили, что за последний год им случалось быть жертвой насилия на рабочем месте, причём часто -  от учеников или их родителей. 

 

Чего ждут от учителей

Чего ждут от учителей

Исследовательский центр портала Superjob.ru провел открытый опрос (предполагавший до трех вариантов ответа). Респондентам был задан вопрос: «Пожалуйста, назовите три основных качества, которые должны быть присущи идеальному учителю».

Самыми важными качествами современного учителя россияне считают:

  • 25% – прекрасное знание своего предмета/профессионализм;
  • 23% – терпение;
  • 17% – доброту/доброжелательность;
  • по 13% – любовь к детям и выдержку/стрессоустойчивость;
  • 12% – любовь к своей профессии;
  • 9% – ответственность;
  • по 8% – тактичность/чуткость и порядочность/честность;
  • по 7% – справедливость/объективность и ум/интеллект;
  • по 6% – умение объяснить свой предмет и умение заинтересовать;
  • по 5% – образованность, коммуникабельность, грамотность, внимательность, умение найти подход к ребенку.

И это еще не всё! Вариантов требований к идеальному учителю опрошенные предложили гораздо больше. Например: понимание, мудрость, отзывчивость, строгость, саморазвитие, творческий подход и применение новых технологий, опыт, талант, авторитетность, чувство юмора, трудолюбие, энтузиазм и даже харизматичность!

Ну, на то он и идеал…

 

И все-таки учителя любят свою работу!

Несмотря на невысокий доход и связанные с этим переработки, зачастую на сложные отношения с родителями учеников и частые конфликты, на малую престижность – все равно находится много желающих посвятить свою жизнь этой прекрасной и благородной профессии. 

И, хотя более половины самих учителей считают свою профессию мало ценящейся в обществе, большинство учителей всех стран заявили, что довольны текущими условиями работы (80%) и профессией в целом (60%)! 

Примерно половина опрошенных педагогов удовлетворены своей работой полностью и заявили, что снова выбрали бы эту профессию.

Творчество и наставничество, ответственность и планирование, глаза детей и атмосфера поиска нового – где, в самом деле, еще найдешь все сразу?

 

Юлия Воронцова
4.10.25

 
 Использованные материалы:
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться