/О детях/Школа

Проекты в начальной школе. Кому они нужны и как их проще делать?

проекты в начальной школеСчастливы те родители, которым в 1 классе проекты не задавали. Не в том далёком, их собственном первом классе, а сейчас, когда дети в школу пошли. Пошли и… вдруг оказывается, что малыши, не умеющие даже читать, должны еженедельно сдавать проектные работы, оформленные по всем правилам для научных трудов. А должны ли?

Если заглянуть во ФГОС для начальных классов https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/, то там мы не увидим требований по овладению проектной деятельностью. Это прописано в стандарте для средней школы, но не для начальной. А для детей первых лет обучения проекты упоминаются лишь как одно из средств оценки полученных знаний и умений, в том числе навыков по поиску и систематизации информации.

Тем не менее, есть масса педагогических публикаций о пользе проектной деятельности для младшеклассников и об её организации – но силами учителя и с использованием средств, имеющихся в школе.

" Однако гладко пишут на бумаге. А в реальности как?

Пришла мама домой с работы, а у Данечки – проект! «Вырастить из зёрнышка мышку и сдать на следующем уроке в формате pdf» Чегооо? И мама вместо законного отдыха (на кухне, у стиралки, под телевизор, на Сибмаме, в конце концов) ныряет в интернет, чтобы срочно нагуглить уже сляпанную кем-то мышку. Кому от этого польза? Никому. Только для галочки. А ученик никакими навыками не овладевает, и отношения в семье от такой «совместной» деятельности лучше не становятся.

Что же делать, как же быть, как с проектами дружить?

Проще всего подружиться с учителем. Хотя бы спокойно выяснить его требования по проектным работам: какой объём, как следует оформить, какие обязательные составляющие (иллюстрации, описания, время реализации, цели, выводы и т.п.), какие критерии оценки. Исходя из требований, подготовить вместе с ребёнком шаблон, который подойдёт на все будущие проектные работы.

На первых порах расскажите малышу, как искать информацию – в интернете и в книгах. Научите не хватать первую попавшуюся статью из Википедии (так сделают все одноклассники), а выбирать материал, написанный понятными ему словами. Так или иначе, а учить ребёнка поиску в интернете и критическому выбору разумного зерна из огромной интернет-кучи всё равно придётся – и это задача не только учителя, но и любого ответственного родителя. Возможно, вы не желаете, чтобы малыш погружался во всемирную паутину уже в первом классе? Тогда путь в библиотеку, хотя бы в школьную.

Даже если вам проще самостоятельно накидать текст, доверьте ребёнку визуальное оформление – сделать рамочки на слайдах, выбрать шрифты для заголовков, наклеить иллюстрации (если работа сдаётся в бумажном виде). Пусть оно будет не высокохудожественным, зато выполнено самим школьником, чтобы в следующий раз родитель минимально касался этой части.

Имея на руках готовую работу, убедитесь, что ваш ребёнок понимает весь текст и может пересказать суть своими словами. Мудрый учитель оценит, если ученик сумеет представить проект, даже подготовленный мамой (дай бог всем нам мудрых учителей!).

Если же такое участие в обучении ребёнка не выписывается в ваш семейный уклад, есть вариант пообщаться с администрацией школы насчёт соответствия проектной деятельности ФГОСам для начальных классов. Возможно, это решит проблему всего класса. Хотите взяться за такой проект?

проекты в начальной школе

А если взглянуть c иной точки зрения?

Что должна дать ребёнку проектная деятельность при её адекватной организации?

Она нужна, чтобы школьник учился самостоятельно (!) ставить цель и добиваться её, организовывать свою деятельность (планировать и следовать плану), искать подходящие решения, выбирать материалы, оформлять работу и представлять её аудитории. И заодно получать знания по теме проекта.

В проектах важен не столько результат, сколько процесс, этапы которого будут применяться впоследствии в различных жизненных ситуациях.

А чтобы человек в будущем действовал самостоятельно, его, конечно, надо научить. Хорошо, когда учитель полностью организует обучение проектной деятельности. Но так бывает не всегда. Собственно, это в интересах родителя – помочь ребёнку на начальном этапе: подготовить шаблоны, показать волшебные кнопки в программе, сориентировать на самостоятельный поиск материалов и исполнение работы. И конечно, поддерживать и подбадривать, положительно оценивать его старания. Это как учить кататься на велосипеде – сначала показывать, как нажимаются педали, и придерживать руль, а затем отпускать в путь.

По рассказам опытных мам, проектная нервотрёпка в началке проходит (вместе с началкой), и на выходе у детей всё же остаются навыки, которыми они уже пользуются самостоятельно в средней школе. Желаем вашей семье выбрать наименее затратный способ для реализации проектов и пройти этот путь с оптимальными для всех вас результатами.

Sonetta

08.10.2021

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться