Новогодняя кулинария. Рецепты

/О детях/Воспитание и психология

Курс на героическое преодоление трудностей — хорошо или плохо?

 

 

Воспитание детей: нужно ли заставлять ребенка преодолевать трудности. В чем опасность героического воспитания.

- «С 8 утра до 10 - подвиг»
- Как это понимать?
- Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг. Ну? Что вы скажете, бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?
Г. Горин, «Тот самый Мюнхгаузен»

 

«В жизни ничего никогда не дается легко, учись преодолевать трудности!» - говорят родители ребенку в ответ на жалобы. И это, вроде бы, справедливо. Чтобы добиться успеха, нужно научиться делать шаг за пределы собственных возможностей. Однако почему-то подобные наставления зачастую напрочь отбивают у детей мотивацию к учебе и тренировкам.

 

В каких случаях курс на преодоление — благо для развития ребенка, а в каких эта стратегия приносит один вред?

 

Преодоление со знаком минус

 

Чтобы закалить характер

Какой именно результат получит ребенок, когда пройдет с гордо поднятой головой через все возникшие на его пути неприятности? Например, если научится не обращать внимания на придирки учителя, который по каким-то субъективным причинам его с первой минуты знакомства невзлюбил? Или начнет наконец без жалоб есть плохо проваренную кашу без соли и сахара, которую готовят на обед в школьной столовой?

Если единственный ответ на этот вопрос, который приходит вам в голову, сводится к тому, что «нужно закалять характер», то у нас для вас плохая новость. Привычка всегда только терпеть, не пытаясь изменить ситуацию к лучшему, в жизни больше вредит, чем помогает. Сильные личности ведут себя иначе.

Преодоление полезно только тогда, когда у него есть какая-то конкретная, хорошо понятная вашему чаду цель. В противном случае итог может оказаться полностью противоположенным желаемому. Подросший ребенок не научится отстаивать свои интересы, не будет стремиться к успешной карьере, хорошим условиям жизни, нормальным гармоничным отношениям. Ведь он будет уверен, что ситуация, когда ему плохо, совершенно нормальна.

 

Ради далекой-далекой перспективы

«Ты должен хорошо учиться в школе, чтобы потом поступить в престижный институт, а затем получить возможность заниматься интересной и высокооплачиваемой работой», - говорят родители своему сыну. То есть он обязан в течение 15 лет непрерывно преодолевать все трудности, чтобы потом, наконец, получить вожделенный результат. Что может пойти не так?

  • Во-первых, ребенок может не проникнуться значимостью описываемой вами цели. Ему сложно поверить, что такие далекие перспективы важнее его желания прямо сейчас поиграть на приставке.

  • Во-вторых, ваш план может не сработать. Например, потому, что такая отличная и денежная профессия через 10 лет вдруг станет низкооплачиваемой и вообще, кажется, в скором времени отомрет за ненадобностью. В нашем стремительно меняющемся мире сложно что-то точно предсказывать.

Но даже если все сложилось именно так, как вы загадывали, и ваш сын действительно все преодолеет и получит столь милую вашему сердцу должность — что дальше? Сумеет ли уже взрослый ребенок ощутить сладкий вкус такой награды? Вряд ли, ведь он хорошо умеет только справляться с трудностями, а вовсе не получать удовольствие от своих достижений. Как итог — он, скорее всего, ощутит разочарование. В себе, в жизни, в ваших советах.

” Результат преодоления не должен быть слишком отдаленным и нереальным. Чтобы ребенок мог в обозримом будущем отведать его вкусные плоды. Он же не ослик, чтобы мотивировать его при помощи подвешенной перед носом морковки, достичь которой невозможно в принципе.

 

Прыжок выше головы

Вряд ли кому-то придет в голову заставить неподготовленного человека бежать кросс, соревнуясь при этом с профессиональными спортсменами. Каким бы стальным характером он ни обладал, есть объективные возможности его организма. Пренебречь ими без серьезного вреда для здоровья не получится. Только долгие тренировки, хорошая мотивация и подходящие физические данные в комплексе позволят в такой ситуации добиться успеха.

Точно так же и с детьми. Не стоит требовать от отпрыска, чтобы он прочитал и понял «Войну и мир», если он до этого не брал в руки даже сказок или детективов про бандитов и хитрых школьников, которые в одиночку всех разоблачили. Он наверняка не справится, даже если будет изо всех сил стараться. И в следующий раз не захочет и пытаться.

” Именно вы лучше всех знаете способности своих детей. Вот и попытайтесь трезво оценить, что они действительно могут сделать, если приложат усилия, а что пока находится за границами их возможностей. И не заставляйте их браться за непосильные задачи!

 

Преодоление со знаком плюс

 

Движение вперед маленькими шажками

” Хотите, чтобы ребенок справился с какой-то глобальной проблемой, которая сильно мешает ему жить? Сформулируйте для него набор промежуточных целей, каждая из которых сама по себе не кажется такой уж неподъемной.

К примеру, ваша дочь сильно боится публичных выступлений. Разумеется, она не сможет просто взять и преодолеть этот страх. Но можно поставить перед ней более мелкую, локальную цель. Например, подготовить выступление для школьной конференции.

Справившись со своей фобией один раз, и получив в награду похвалу учителя, красивый диплом и вашу искреннюю радость, она начнет относиться к проблеме немного иначе. Да, страх никуда не денется. Но девочка усвоит тот факт, что способна с ним справиться, преодолеть себя. И начнет сама стремиться к таким маленьким повседневным победам.

 

Видимый позитивный результат

Приятным и заманчивым итогом от преодоления трудностей для ребенка могут быть пятерки, похвала учителя, радость родителей, восхищение сверстников. Все это здорово.

” Но самым важным плюсом от тяжелой и утомительной работы над собой должна стать радость от мысли — я справился! Я сумел! Если человек познакомился с этим сладким чувством, он будет работать над собой всегда. Не только потому, что это принесет какие-то бонусы. Но и просто из-за того, что этот процесс доставляет радость.

Пятерки со временем утрачивают свою притягательность, учителя и родители перестают искренне хвалить за каждый выученный урок. Сверстники привыкают, что их товарищ может сыграть на гитаре любую песню. А вот удовольствие от того, что вы смогли, научились, оставили позади очередную ступень на пути вверх, никогда не приедается.

 

Надо ли учить своих детей преодолевать трудности? Да, конечно, это очень полезный навык, который не раз пригодиться в жизни! Но следите, чтобы ваше чадо понимало, ради чего оно так старается. И чтобы этот процесс в конечном итоге приносил ребенку и радость тоже.

 

21.02.2019
Подготовила Надежда Лукашова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
lotuss67 (19/07/2019)
Валерия ЛЕР Хороший вопрос Вы подняли, актуальный и для меня! Спасибо. ))

Мой вариант мотивации к обучению и познанию пока такой :
"Ты можешь и должен попробовать то, к чему тянется твоя душа и о чём ты мечтаешь ! Возможно , тогда ты поймёшь, что к этому у тебя есть талант и он поможет тебе иметь интересную работу, которая будет приносить тебе радость и материальное благополучие! А я помогу тебе в этом! "
КомОл (01/03/2019)
Для моей племяшки хорошим мотиватором стала продавщица свежей рыбы на улице. Сразу
сделаю оговорку, а то сыр-бор точно будет про профессии. :) В пример, конечно, профессию или способ зарабатывания денег некорректно брать, ибо, всякий труд хорош и почетен, но тут сам факт, что девчонка задумалась. Пошла она в 14 лет (как раз в то время терки начались про: буду-не буду учиться, надо - не надо) с матерью на рынок, открытые прилавки, на улице очень холодно и промозгло. Покупают рыбу, а у продавщицы руки в перчатках- митенках и фаланги пальцев от рыбы и холода аж малиновые. Племянница смотрела молча, а когда до дома доехали, высказалась: "Я буду науки школьные грызть, не хочу, как та женщина мерзнуть". На тот момент мать ей не стала говорить, что у человека, за прилавком с рыбой, может быть три ВУЗа за плечами, но обстоятельства её жизни сложились так, а не иначе. Главное было - настрой на учебу сохранить.
Наличие хорошего аттестата и красного диплома не гарантирует 100 % тебе отличное место работы, по крайней мере у нас в глубинке, но, мне кажется, что это будет старт на лучших условиях, нежели с тройками. Безусловно, можно проявить себя в процессе работы, особенно, но я говорю про старт, а не о состоявшихся в профессии людях.
Ну, вот как замотивировать ребенка учить английский? К счастью, нам ответ пришел сам собой, через сетевые игры на приставке. Когда с тобой в команде играют в основном англоязычные товарищи, хочешь не хочешь, а худо-бедно их реплики понимать и изъясняться надо. Взялся учить. Конечно, с грамматикой сложнее, но словарный запас пополняет и произношение оттачивает. ;) А то раньше было так: "Это не родной мне язык, почему я должен его учить?" И что бы я ни говорила (язык международного общения, возможность понимать написанное при скачивании программ и т.п.), все было без толку.
С физикой и математикой сложнее, особенно, когда вокруг тьма-тьмущая всяких блогеров, которые в своих роликах твердят: "зачем мне синусы, косинусы, логарифмы и пр.? Нигде не пригодилось." Работаем над этим. Ставлю планку на конец 9 класса - ОГЭ, вдруг захочет в летное идти (спрашивал: можно ли туда поступить?), критериев для отбора туда много: первое по здоровью, но по экзаменам там матан профиль и физика нужны после 9. И по капельке, методично объясняю, что, в основном, по родам деятельности, в которых задействованы мужчины, для поступления в ВУЗ нужна математика профильная, нередко физика и информатика. И для того, чтобы потом репетитор (а он будет, "к бабке не ходи"), не рассказывал тебе курс физики с 7 класса, а занимался заполнением пробелов в знаниях, то и сам, будь так любезен постарайся... С той же целью записали в этом году на робототехнику, пусть пробует понемногу всё, может интерес к информатике появится.
Валерия ЛЕР (01/03/2019)
Хорошая статья, интересно мнение родителей как тогда правильно мотивировать, вместо: «Ты должен хорошо учиться в школе, чтобы потом поступить в престижный институт, а затем получить возможность заниматься интересной и высокооплачиваемой работой». Я вот пока не придумала что-то промежуточное, кроме подарка в конце года за хорошую учебу...
Отличная статья.
Согласна со всем.
Я сама - в прошлом такая вот отличница и медалистка, а большую часть жизни домохозяйка.
Училась на "отлично" потому, что родители пугали и требовали.
Абсолютно ничем эта отличная учеба мне в жизни не помогла, так же как и первый институт.
И понадобилось получить второе, психологическое, образование, чтобы избавиться (и то не полностью) от комплексов, полученных в результате вечной беготни за недостижимой "морковкой" (а в моем случае это была похвала родителей, которой никогда не было. Любой мой результат трактовался как недостаточный - так вот "воспитывали характер").

Большой проблемой для меня было, когда первый ребенок пошел в школу (сейчас он уже студент).
Нужно было объяснить ему, что надо хорошо учиться.
Я придерживаюсь того, что, прежде, чем что-то объяснять ребенку, надо суметь это объяснить себе, найти смысл.
Но никакого смысла в "отличной" учебе, судя по моему примеру и примеру знакомых, я найти не могла.Поэтому точно решила, что требовать быть "отличниками" от детей никогда не буду.
А как тогда?
Я долго думала, и пришла к выводу, что главное - в раскрытии способностей, которые в человеке заложены. То есть надо учиться в соответствии с возможностями и склонностями.
Как-то очень легко объяснила сыну, что он достаточно умный, чтобы учиться на 4 и 5.
По поводу близкой мотивации - применяли поощрение. Скажем, сын знал, что, если окончит учебный год без "троек" - его ждет подарок от нас. Как стал постарше, даже составлял список, чего бы ему хотелось, а мы выбирали что-то одно и дарили в конце учебного года. А он уж старался, чтобы "троек" не было.
Второе, что я поняла - ругать ребенка за плохие отметки несложно; сложнее найти время и силы, сесть и разобраться с его учебными проблемами, помочь.
Кстати, вот тут мне моя отличная учеба пригодилась - могла помочь ему по любому предмету, даже к ОГЭ и ЕГЭ помогала готовиться.
Не могу сказать, что никогда его не ругала, всякое было. Но чаще старалась говорить - ты же умный парень, ты же можешь нормально учиться.

Главное, что старалась держать в голове - что учеба - это всего лишь учеба, что не нужно делать из этого большую проблему, что многие знакомые, далеко не успешные в школе, в жизни вполне преуспели. Ну это правда так. И это естественно. Потому что для успеха нужны качества и черты характера, не имеющие никакого отношения к отличной учебе и примерному поведению, и лучше сконцентрироваться на них, чем на бессмысленной погоне за "пятерками". Это уж мой горький опыт.

Дочь сейчас в 7-м классе. С ней легче - она ответственная, в контроле не нуждается, сама хорошо учится, хотя иногда подходит и просит помочь. В этом преимущество мамы-домохозяйки - всегда есть время и силы сесть и разобраться с задачей по геометрии или диалогом по английскому...
Сейчас понимаю, что самым сложным для меня было - выработать собственное отношение к учебе и придерживаться его, не скатываясь в вечные придирки и требования, в то, что так просто и привычно...
Просто мой опыт.
КомОл (27/02/2019)
МЕГА писал(а):
"«Ты должен хорошо учиться в школе, чтобы потом поступить в престижный институт, а затем получить возможность заниматься интересной и высокооплачиваемой работой», - говорят родители своему сыну.
Результат преодоления не должен быть слишком отдаленным и нереальным. Чтобы ребенок мог в обозримом будущем отведать его вкусные плоды."
Это просто слова, рассуждения ни о чем.
А какой реальный совет в таком случае?
А статья для чего? Ради написания статьи?
Ну, как ни странно, я так и формулирую ответ своим детям на вопрос: зачем надо хорошо учиться? О чем-то говорить эта формулировка начинает с 9 класса, а уж в 11-м - уже прямо вопиёт, а не говорит. Т.е. своей выпускнице с 9-го класса ничего не говорила, сама все поняла. А вот, после прочтения статьи, сделала вывод, что 12-тилетке буду дробить по ступеням мотивацию на получение результата, так сказать, порежу "морковку". Только надо подумать как это сделать эффективнее. ;) Я и сама вижу, что долгосрочные перспективы у младшего и среднего звена школьников не работают, но когда почитаешь об этом, понимание усиливается желанием что-то изменить. :)
К вопросу о получении удовольствия от процесса, к сожалению, не всем детям получается, и не у всех родителей и педагогов это выходит, привить интерес к учебе ради самой учебы (новые знания, умения и пр.), а не ради оценки. :aga-aga:
Tame@@ (25/02/2019)
burya
а мне понравилось, и слова процитированные тоже интересные. Наверное, не самая невероятно информативная статья, но есть над чем подумать.
МЕГА (22/02/2019)
"«Ты должен хорошо учиться в школе, чтобы потом поступить в престижный институт, а затем получить возможность заниматься интересной и высокооплачиваемой работой», - говорят родители своему сыну.
Результат преодоления не должен быть слишком отдаленным и нереальным. Чтобы ребенок мог в обозримом будущем отведать его вкусные плоды."
Это просто слова, рассуждения ни о чем.
А какой реальный совет в таком случае?
А статья для чего? Ради написания статьи?
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться