2 3 |
/О детях/Воспитание и психология/Наказания
Поощрение и наказание в семье![]() Возникают вопросы: наказывать или нет? Каким способом наказывать? Наряду с этими вопросами встают и прямо противоположные. Как поощрять? За что поощрять? Как часто это делать? В какой момент начинать воспитание?
Говорим обо всем: как воспитывать ребенка с рожденияВоспитывая ребенка, необходимо помнить о главном: ребенок от рождения хочет быть хорошим. Главное – показать ему, что это значит, как порадовать маму, заставить ее улыбаться.
С самых первых дней с ребенком просто надо разговаривать: рассказывать о своих ощущениях, настроении, оценивать его поступки и действия. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем более тесным будет ваш контакт. Не стесняйтесь говорить обо всем на свете:
Проговаривая свое отношение к ситуации, настроению, поступкам, вы с первого дня формируете отношение ребенка к проявлениям окружающего мира. Так же вы показываете, что мама может не только радоваться, но и огорчаться. И вообще мир полон самых разных эмоций и красок жизни. Поэтому – говорите, говорите, говорите.
Запрещенные методы: как влияет на детей наказаниеСмысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, исправился и больше так не делал. Наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, необходимо понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида и т.д. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого рычага воспитания. Именно чувства ребенка могут нам дать ответ: достигло ли наказание своей цели.
Теперь обозначим наиболее часто встречающиеся виды наказания: ставят в угол, бьют рукой, шлепают ремнем, кричат, пугают.
Физические наказания остаются популярными у наибольшей части родителей. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время и только пока страх господствует над ребенком. Если родители часто используют физическое наказание, то они сами попадают в прямую зависимость от них. Эти наказания приходится постоянно ужесточать, ведь ребенок привыкает к ним, а вскоре и вовсе перестает бояться. Сначала привыкает к подзатыльникам, потом к шлепку, затем к ремню. Встает вопрос: что делать дальше? Часто от родителей можно услышать такую фразу: «Совсем обнаглел, ничего не боится». А чего бояться, если ты с детства приучен к ремню. Вы готовы продолжить ужесточать наказание, когда даже ремень теряет свою эффективность?
Тогда рассмотрим следующий вид наказания – крик. Крик взрослого не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Вот как дети воспринимают крик: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком бьет», «Лучше бы ударили один раз», «Ты лучше меня убей». Особенно чувствительны к крику девочки. Неосторожно сказанное слово способно не только вызвать бурную реакцию, но и стать травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам, выражениям любимого человека.
Запугивание. По сути, запугивание, типа «тебя бабай заберет», «тетя сказала – так нельзя» – это перекладывание ответственности с себя на другого человека, и, как следствие, потеря авторитета в глазах ребенка, а также формирование отрицательного, тревожного отношения к окружающему миру. Переведем подобные фразы на детский язык. «Я бы разрешила, да тетя не велит – мама все позволит, если тети не будет, я это сделаю, с мамой можно все». Если вы хотите чтобы ребенок слушался вас и других авторитетных взрослых (воспитателя, педагога) – выражайте свое отношение к поступку, а не перекладывайте его решение на плечи других людей.
Итак, наказывать физически нельзя, кричать нельзя, а что же тогда можно? Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, отсутствие улыбки, беседа с использованиме строгого тона. Очень важно проговорить ребенку свои истинные чувства, причем на лице в это время данные чувства должны отражаться.
Теперь о поощрениях: как правильно хвалить ребенкаПсихологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал также правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается чувствами радости, гордости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.
Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что ему принесли. Таким образом, подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли».
Полезные советы и примеры поощренийПодводя итог, можно сказать, что как поощрения, так и наказания не должны быть чрезмерны.
Теперь сформулируем несколько правил, используя которые вы, родители, сами определите, как поощрять и наказывать своего ребенка.
В заключение этой темы хотелось бы привести примеры нескольких возможных словесных способов поощрения и поддержки ребенка.
12.01.2012
Оксана Сергеевна Смолякова.
Обновлено 01.07.2021
Отличная статья, очень много полезного, а то я люблю после работы детям что-то приносить, и потом думаю чего это они меня не обнимать лезут, а руку протягивают
согласна, сначала надо на минуту отключиться, чтобы не дать эмоциям выплескнуться,а потом уже выражать свое отношение к поступку....все мы люди, иногда просто взрываешься, потом анализируя, даже становится стыдно, надо действительно работать над собой...будем мудрее...
Спасибо, хорошая статья. Я лично для себя взяла на заметку что нужно точно разобраться было ли непослушание или исследование возможностей. Часто строго разговаривая с сыном я чувствую, что возможно все не так как мне представилось, но гнев не позволяет остановиться и разобраться. Видимо, нужно над этим работать. |
![]() ![]() ![]() ![]() Актуальные темы форумов
Конкурс Фото недели. Часть 7 (Фотофорум. Все о фото)Mukhallat Montale VS Spiga Trussardi (Парфюмерные распивы)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)О чем бы еще поныть...))) Том 23 (Обо всем)В доме пахнет пирогами... (Кулинарный форум)Пульс Сибмамы (Обо всем)Блюда из ревеня (Кулинарные флешмобы)Квас - 2025 (Кулинарный форум)Одиннадцатиклассники 2024-2025 (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Помощь коту. Сорафениб (Животные)
![]() Объявления
Продам дачу СНТ Аист, район Плотниково (Недвижимость (ДО))!!!Программные свечи!гадание на Таро! (Работа и услуги (ДО))Гадаю на картах Таро (Работа и услуги (ДО))Одежда для мальчика (Одежда для малышей до года (до 85 см))Вещи на девочку р.122-128 (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам средство и защитные чехлы от пылевых клещей (Товары для дома и семьи. (ДО))Отдам. Чищу шкафы (Отдам даром)Одежда для девочки р.128 (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам одежду для девочки (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Обувь для девочки. Добавила зиму. Снизила цены (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))
![]() Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |