Почему подросток не хочет учиться?
И что делать родителям?
Ребенок не хочет учиться, ходить в школу, поступать в вуз, сдавать экзамены… Какая у вас первая реакция на это? Как минимум, это напрягает, вызывает беспокойство, иногда — злость, и лишь затем — желание разобраться. Мы скорее заставим, чем дадим подростку выбор в этом вопросе. Во-первых, потому что ходить в школу надо по закону, и родители за это отвечают. Во-вторых, пропадет же без образования! Подростковый возраст — ответственное время, когда нужно приложить все силы, чтобы поступить в хороший вуз или хотя бы найти работу. Не до выкрутасов!
Так ли это, и чем помочь ребенку, сохранив с ним доверительные отношения, разбираемся с экспертом образовательного центра "Каменный город", психологом Сергеем Галиуллиным.
Сначала про закон
Должен ли вообще ребенок учиться в старших классах, поступать в колледж, вуз? Какую ответственность несут за это родители? В этом вопросе очень много путаницы, поэтому я попросил своего коллегу, юриста образовательного центра "Каменный город", прокомментировать закон. Потому что, одно дело, когда мы должны, и дело может кончиться плохо, а другое дело — когда лично нам надо замотивировать своего ребенка.
Итак, что мне ответил юрист?
Давайте смотреть основные документы, которые регулируют вопросы образования ребенка и роль родителя в этом. Это Конституция РФ, Семейный кодекс и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Что говорит Конституция? Дословно: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
Справка: основное общее образование — это до девятого класса включительно (статья 10, ФЗ «Об образовании в РФ»).
Что говорит Семейный кодекс, а конкретно статья 63? Дословно: «Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования» .
" То есть, если переводить с юридического языка, то до девятого класса ребенку учиться обязательно, и неважно, что ребенок по этому поводу думает.
После девятого класса родители обеспечивают, то есть дают возможности учиться до одиннадцатого класса, но уже с учетом мнения ребенка. Хочет — не хочет, где хочет, как хочет, это может решать подросток.
Потом про мотивацию
Как вдохнуть в своих детей желание учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием? Этот вопрос очень часто задают на школьных собраниях, родительских чатах, кабинете психолога.
1. Отделяйте лень от психофизиологических особенностей возраста.
В 15-16 лет подросток... и не должен хотеть учиться! У него другие задачи: ему важно научиться дружить, общаться, любить, жить в обществе сверстников. Это важнее, чем оценки. На это уходит вся энергия. И если он не сделает это сейчас, то потом будет намного сложнее. Обесценивание задач этого периода и тем более “запрет на друзей” сделают только хуже. Важно научить его это совмещать.
2.Отделяйте нежелание ходить в школу от нежелания учиться.
Возможно, у ребенка конфликт с одноклассниками, учителем или кем-то еще. Это может быть просто временно: поссорился с друзьями, лучший друг перешел в другую школу, влюбился в девочку. А может, ситуация носит затяжной и серьезный характер.
Присмотритесь внимательно, не пора ли поменять класс или даже школу?
3. Отделяйте эмоциональную и физическую усталость от нежелания учиться.
Если ребенок становится свидетелем частых конфликтов, негатива, или у ребенка нет свободного времени просто на отдых, то вряд ли у него будут силы на учебу.
Спокойная обстановка в доме и адекватный отдых могут вернуть желание ходить в школу. Еще в этом помогает четко выстроенный режим дня.
4. Отделяйте отсутствие цели от нежелания учиться.
Иногда подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Помогите ребенку это увидеть на наглядных примерах. Дайте ему понять, что дело даже не в знании физических законов: учеба помогает человеку развиваться и интеллектуально, и психологически. Навык учиться, выдерживать эмоциональное напряжение, дисциплина помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации, быстрее достигает своих целей. Ну, а школа помогает эти навыки тренировать.
На что еще можно обратить внимание?
- Нет ли у ребенка страха перед ошибками? Ошибки — это нормально, когда мы осваиваем что-то новое. Если в этот момент учитель или родители начинают ругать, давить или высмеивать, то у ребенка могут опуститься руки, появиться пассивность. “Зачем стараться, если у меня никогда ничего не получается и я безнадежен?” Правильно, незачем. Лучшее, что может сделать взрослый в ситуации условной "двойки" - помочь ребенку разобраться, что не получилось и как это можно исправить.
- А не завышенные ли требования предъявляются к ребенку? По силам ли ребенку учиться в той школе, где он сейчас учится? Соответствует ли это его природным талантам? Не надо требовать от рыбы бегать на скорость, пустите ее в воду. В воде у нее больше шансов достичь успеха.
- Понимает ли подросток требования? Не разнятся ли требования родителей и учителей? Хорошо, когда ребенок четко понимает правила игры и они едины для всех и ото всех. Если же в повседневной жизни ребенка царит хаос, если один хочет одного, а другой другого, если вообще непонятно что хотят, вряд ли стоит ожидать от подростка организованности в учебе и соблюдения правил.
23.06.21