2 3 |
/О детях/Школа
Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться![]() Мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте».
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница – и снова похожая история. Последние два класса – как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
Подросток хочет учиться!Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе.
Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший вуз и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают.
Во что это выльетсяТеперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и, главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И, кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.
Другие причиныВажно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать.
Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка.
На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
Третья причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно, только наладив взаимоотношения между собой.
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.
Важный возрастГлавный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка – познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы.
По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное, не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному, и конечно – в компании.
Что почитать взрослымБлог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов.
Что почитать подросткам«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
Обновлено 09.12.2021
![]() Дочери средней 17. Она хотела пойти на иняз, очень хорошо с английским. В прошлом году пришла, заплакала и сказала, что дело ее жизни работать и жить собаками. Я не поверила. В ближайший же выходной поехала с ней в собачий приют. Увидела как глаза горят у нее, как она с мастифами справляется, не боится. Приняла. Приняла, что моя красавица дочь не хочет высшее образование, а не против дерьмо за собаками убирать и жить в псарне УФСИН. Сейчас в 11 классе учится и получает профессию парикмахера параллельно, возможно, понадобятся навыки для груминга. После школы будет подавать документы на кинолога. В приют иногда ездит. Младшей 13. Учиться прекрасно. Сказала, что на ВО тратить 5 лет не будет. Выучиться на кондитера и откроет кондитерскую. Она так и говорит, что мы с их отцом учились, а ни дня по этому образованию не работали. Зачем там учились? Я-учитель по образованию, муж - экономист труда. Я за любовь и принятие. Уважаю и люблю своих детей любыми. Только подзадолбали знакомые, которые усердно хотят приподняться и охают, что результаты "странные". Это манипуляции, на страхе быть плохими родителями. Я не считаю, что диплом, это оценка мне как родителю, поэтому забиваю и живу как хочу и своим детям жить так разрешаю. ![]() ![]() вклинюсь в диалог, т.к зашла в тему от безысходности сыну 13 лет, закончил шестой класс с тремя двойками (русский, изо, география) учится не хочет абсолютно ХОЧЕТ БЫТЬ БЛОГЕРОМ!!! а для этого школа не нужна, нужна камера и микрофон и еще комп, чтоб летал, купите ему и точка. сейчас каникулы впереди 7 класс, боюсь будет еще хуже, перевели в 7 условно, предлагали остаться на второй год, но я отказалась писать заявление. в августе нужно будет закрыть долги по предметам. сыночек говорит, сейчас отдохну недельку (устал, блин) и начну все учить. и так на протяжении всего учебного года. Где найти авторитетную личность, точнее наставника, чтобы путь указывал верный, родители не в авторитете, к сожалению... ![]() Информации вы дали мало, но, понятно в целом, что ребенок забросил школу и вам это не нравится. Как правило есть два типа детей которые не считают учебу в школе такой нужной, как об этом говорят взрослые. Либо ребенок думающий, либо ребенок глупый. Обоих неправильно воспитали, если самих родителей это не устраивает. Этот тезис вам мало в чём поможет, я вам вот что скажу. Сейчас у ребёнка совершенно другие приоритеты, и важно понять что является источником. Если вы действительно хотите лучшего для внука, попытайтесь с ним поговорить, главное без нравоучений и навязывания ребенку свое. Нужно определиться с характером и талантами, с интересами и сильными его сторонами, спросить у него самого чего он хочет от жизни и почему. Если ребенок думающий, всё у него образуется, дайте ему только волю. Потом будет понятно какие действия нужно принимать. ![]() Согласна. ![]() вот тоже самое...Что Вы в итоге сделали? ![]() Хочется поднять тему... Напишу свои мыли по поводу подростков.. Моему старшему 14 лет.. Всё как у вас всех... Пубертат люто накрыл... Проблески сознания бывают.. Но с каждым днём всё сложнее и сложнее достучаться .... Я тут вспомнила себя в этом возрасте. Всё было не гладко. Моя мама сильно болела, по долгу лежала в больнице... Было душевно очень тяжело. Сложные 90-ые годы. Нечего надеть, еда скромная.. Думаю,что все помнят 90-ые годы.... ![]() Я бросила учится в 9 классе. Не сложилось с одноклассниками ( долго описывать..) Они были из "богатых" семей, я нет.... Сама нашла вечернюю школу. Родителям наврала, что пойду в техникум. В вечёрку можно было не ходить - три и так поставят. Но там были просто СУПЕРСКИЕ учителя и я ходила с удовольствием!! ![]() Очень часто я сидела на уроках одна. В итоге ср бал аттестат 4,8. В институт нормально поступила, в который хотела. Знания дали в вечерней школе достойные. Не жалею ни о чем!! Не бойтесь за детей. Пусть лучше на этом этапе они получат то, к чему пришли сами, к чему привели их действия - останутся на второй год, пойдут в вечернюю школу, не попадут в ВУЗ - будут учится в колледже.... Это не смертельно. Зато поучительно!!! И ещё... Когда мне было 14..16 лет( в пубертатном периоде) со мной О ЖИЗНИ разговаривали родственники ( дедушки, бабушки, тёти, дяди, мамины подруги ит.д.) Привлекайте родных, знакомых.. Это действует!! Точно!! Мы для своих детей как мухи надоедливые... Жужжим постоянно под ухом.. А другой человек поговорит, скажет вроде то же, но другими словами, с другими примерами, глядишь и торкнет нашего любимого подростка.. И последняя мысль. Я вижу проблему в НЕЖЕЛАНИИ посещать школу у детей в том, что школа не даёт современным детям там реализоваться как личности. Я вела в школе радиопередачи. У нас было радио... школьное. А в современной школе подросткам остаются только олимпиады, учёба и всё. Ну не во всех конечно школах ( есть исключения)... В них ни кто не видит личности. Только не забрасывайте меня помидорами... ![]() ![]() Это мои мысли.... Пишите, что вы думаете ... Давайте общаться))) Возраст не простой.. Тяжёлый.. Прорвёмся!!! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 14 (Обо всем)Лицей №9 (Школы и гимназии Новосибирска и НСО: отзывы о школах и учителях)Продам оригинальный парфюм, остатки с магазина (Парфюмерные распивы)Лицей 124 (Детские сады, школы, вузы, ссузы Барнаула и Алтайского края)Калининград и Российское побережье Балтийского моря (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Слово из 4-х букв - том 13 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ в сфере НЕДВИЖИМОСТИ ( Все о недвижимости. Дома, квартиры, коттеджи)Наши обеды и ужины-25. Фото обязательно, рецепт желательно (Кулинарный форум)Обмен, пристрой, делилка парфюма. Обмен и продажа атомов (Клуб любителей парфюма)СОЧИ часть 4 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))
![]() Объявления
Всё новое по 200 руб!!! (Одежда для взрослых (ДО))Продам для мальчика 122-146 все вещи из Зп (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам женскую одежду размер 44, 46, 46-48 (Одежда для взрослых (ДО))мембранные деми сапоги Reike размер 34, (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Одежда для мальчика (Одежда для малышей до года (до 85 см))Зимний комбез р104 Nika-style, Nika 116 р, штаны зимние.м (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Продам стул Peg Perego Tatamia (Детская мебель (ДО))Сапоги, ботинки, сандалии -новые (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))отдам разное (Отдам даром)Подлинные Бренды на Все сезоны,от 42 до 54 размера (Одежда для взрослых (ДО))
![]() Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |