/О детях/Школа

Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться 

Учеба подростков. Почему у подростков снижается успеваемость. Проблемы в школе у подростка - советы родителям. Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому – желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?  
 
 
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
 
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский – любимые прежде предметы.
 
Сначала родительские внушения на подростка  действовали хорошо: он каялся, садился  за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник  заполняться  перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…». За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте».
 
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница  – и снова похожая история. Последние два класса – как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
 
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в  унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
 
И совсем  было бы худо, если  бы не странное совпадение: ведь  у всех так, не только у  нас, почему? 
 

Подросток хочет учиться!

Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
 
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
 

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Важный  возраст

Главный совет, который можно дать родителям  на этот момент: будьте рядом и помогайте  утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.  
 

Что почитать взрослым

Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов. 
 

Что почитать подросткам

«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны. 
 
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Индианка (14/02/2018)
iva1221 я думаю, что сейчас им не важно по прописке вы или нет в данной ситуации. Другое дело, что они сейчас могут на вас давить , чтобы вы ушли в школу по прописке.
iva1221 (14/02/2018)
у нас еще и школа не по прописке,поэтому не вытягивают,ставят двойки за четверть.
Индианка (14/02/2018)
iva1221 ну вот до 9 класса вам и не дадут спокойно жить.
iva1221 (14/02/2018)
В том то и дело,что ОГЭ он не сдаст. Государству нужно что бы 9классов было,а там уже все равно.
Индианка (14/02/2018)
natibest , а у них тут выбора нет, т.к. если даже они допустят до экзаменов, то я сомневаюсь в сдаче ОГЭ, а это все равно справка.
natibest (14/02/2018)
iva1221
Индианка
Не в интересах школы выпускать кого-то со справкой - они тоже борятся за показатели.
Индианка (14/02/2018)
iva1221 писал(а):
У меня такой же,только в7 классе,не учится за четверть четыре 2 вышло,прогуливает,но мой наоборот,шляется целый день с друзьями. В какие только секции я его не устраивала,все бросает,нет вообще никаких интересов кроме улицы и друзья то все такие же. Психологи в течение 2.5лет,репетиторы-все только деньги на ветер. Как дотянуть до 9класса,я готова на то,что бы со спавкой школу закончил,сил нет уже.


да у нас так же все с 7го класса как раз остро и началось. И все тоже самое, что вы пишите было и у нас. Мы уже тоже смирились со справкой, но дело в том , что государство с вашей справкой не смирится и будет вас постоянно требушить и трепать нервы. Так как среднее общее образование у нас обязательно, а закон вы должны соблюдать и обеспечивать все для того , чтобы ребенок учился и закончил учебу.
iva1221 (14/02/2018)
У меня такой же,только в7 классе,не учится за четверть четыре 2 вышло,прогуливает,но мой наоборот,шляется целый день с друзьями. В какие только секции я его не устраивала,все бросает,нет вообще никаких интересов кроме улицы и друзья то все такие же. Психологи в течение 2.5лет,репетиторы-все только деньги на ветер. Как дотянуть до 9класса,я готова на то,что бы со спавкой школу закончил,сил нет уже.
Индианка (14/02/2018)
natibest я сейчас читаю Петрановскую "Тайная опора" , нравится. Вижу много своих косяков. Сейчас еще кучку книг заказала, тоже буду читать все подряд, может что-то изменится во мне и в ответ и в нем. 50% я понимаю его в принципе, но все равно это не значит , что ничего не надо учить и делать.

Добавлено спустя 15 минут 46 секунд:

Мы ходили в субботу к психологу, она нас кстати немного успокоила, если нужно могу дать контакт. Мне кажется это первый психолог , которая мне понравилась.
natibest (14/02/2018)
Индианка
думать-не значит делать.
по тому ,что он даже не открывает учебники по ОГЭ-о каком поступлении может идти речь.
да какой ОГЭ,если в школу через день ходит и что на уроках,что дома ничего не делает.
вчера скачала книгу-половину за вечер прочитала
книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?»

вроде бы понятны его страхи(в школе!)-но дома то почему не сидеть и не учить.Неувязочка получается.
читаю дальше :-) интересная книжка Wink почитайте-может найдете ответы на вопросы, я пока ищу.
Индианка (13/02/2018)
natibest очень похожая ситуация у нас с Вами Crying or Very sad У вас еще хоть о техникуме думает, наш вообще никуда не собирается Mad
Уже куда только не ходили и что не делали, все бесполезно. :-(
natibest (13/02/2018)
ОльгуняН писал(а):
Сын 17 лет вообще не хочет ходить в школу, говорит там не интересно, ему сейчас нужны только доп.занятия к ЕГЭ, в остальном надобности нет, и не пойму то ли действительно не интересно то ли ленится...
у нас все гораздо хуже.
мальчишке 16. Заканчивает 9 класс.в начале года определился что в школе учится не хочет дальше-пойдет в техникум.Но вот беда, в школу то он ходить совсем не хочет.уходит туда-иы на работу и он возвращается.Уроки не делает:забыл,не записал,не хочу и т.д.
После долгих выяснений нашли истину: зачем туда хоть-подзатыльники получать.
Плохо контактирует с одноклассниками.есть парочка очень доставучих(причем с одним из них дружил в прошлом году).
Мы его перевели в другой класс по его же просьбе, так. как не нравилось в прошлом классе.потом попросился обратно-так как и тут ему плохо.
Сейчас , проблему в учебе списывает на то,что ему там учится не дают, хочет на домашнее обучение.
Я ему объясняю,что на домашнем надо еще больше заниматься(всё самостоятельно), а тебя не усадишь даже за обычные ежедневные уроки.
На что он приводит пример как он пару лет назад ломал палец и дома обучался.Одни четверки были.
Ну так это две недели(старший сын ему домашку приносил,он под моим присмотром делал)-постоянно над ним сидеть уже сил не хватает.Его за уроки усадить надо часа 4, не меньше:садись за уроки,уроки сделал?почему:то одного нету то другого то еще домашку не узнал(дневник пустой совершено), не задали(врет)...и т.д.
Я ему объясняю, что от всех детей не спрячешься, будут и в техникуме и дальше плохие люди встречаться-надо же как то уживаться,что в заперти всю жизнь не просидишь, на что получаю ответ:
- Впринципе, возможно
Будет еда,развлечения и никакая социальная жизнь не нужна. :obmorok:

Я: -Еду и все социальные блага надо как то зарабатывать Surprised
Сын: -Мы опять идем не в те дебри Вопрос остается нерешенным:Что мне делать в этой ситуации?в школу я не хочу.
И в школу не хочу и учится не хочу....и я пока решения не вижу
а времени совсем нет-скоро экзамены.
С учителем беседовали-сказала что проблем с одноклассниками у него нет
Скрытый текст:
На что сын отвечает:у них всегда всё нормально,пока кого нить не побьют-потом начинают разбираться.
, на вопрос почему домашку не делает:тоже постоянно отговорки в школе придумывает.(забыл,уснул,заболел...и т.д.)также врет учителям.В школе на уроках не работает совершенно.
Беда наших детей(не всех конечно) в том,что им действительно,не нравится социум.Им не нужно общения с людьми-есть компьютер, соц.сети
Скрытый текст:
Стоит заметить ,что негатив к учебе у него появился в 3 классе.поменяли учителя.любимая ушла-нелюбимая(всему классу) пришла.Думали,это закончится в среднем звене.Стало чуть лучше-но охоты учится не было, как и хороших оценок.захотел,получил 5.не захотел-2.так и скакали.контролирую его-учится.не контролирую-не учится.а теперь и вовсе перестал-и это на кануне выпуска. Surprised
и что делать-ума не приложу.
ОлесяВова (26/09/2017)
Смущает 2 пункта:
пока подросток занимается самопознанием и общением он может запустить учебу так, что останется на второй год или вылетит из школы, а "проснувшейся личности" потом будет ооочень тяжело догонять и доказывать свою состоятельность. Время невозможно вернуть. Ну и сменить школу - та еще проблема. А скоро станет мега проблемой, учитывая реальную ситуацию. Вот как бы золотую середину найти?
Книжки надо почитать.Пора.11 лет. Начинается.
ОльгуняН (11/12/2016)
Сын 17 лет вообще не хочет ходить в школу, говорит там не интересно, ему сейчас нужны только доп.занятия к ЕГЭ, в остальном надобности нет, и не пойму то ли действительно не интересно то ли ленится...
Nadya1805 (21/08/2016)
Очень сложно сейчас подросткам и их родителям находить общий язык между собой. У меня сын. Ему девять лет. Мне уже страшно, как и что будет дальше.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
Код:  
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться