/О детях/Школа

Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться 

Учеба подростков. Почему у подростков снижается успеваемость. Проблемы в школе у подростка - советы родителям. Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому – желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?  
 
 
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
 
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский – любимые прежде предметы.
 
Сначала родительские внушения на подростка  действовали хорошо: он каялся, садился  за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник  заполняться  перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…». За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте».
 
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница  – и снова похожая история. Последние два класса – как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
 
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в  унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
 
И совсем  было бы худо, если  бы не странное совпадение: ведь  у всех так, не только у  нас, почему? 
 

Подросток хочет учиться!

Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
 
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
 

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Важный  возраст

Главный совет, который можно дать родителям  на этот момент: будьте рядом и помогайте  утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.  
 

Что почитать взрослым

Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов. 
 

Что почитать подросткам

«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны. 
 
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
gerbera 1 (18/06/2019)
Мамука-Галюка писал(а):
gerbera 1 писал(а):
Попрыгал мой сынок, по прогуливал , в итоге на 2 год в 9 классе остался, хотел в вечернюю школу пойти , но не получилось, в училище тоже ни в одно не берут без 9 класса, задумался, посмотрим как он будет учиться, в следующем учебном году, остаётся только крепиться

Лучше сейчас шишки набивать! Главное выводы чтоб сделал. Мой ленится и не учится, на репетиторах и везении держится на плаву... каждое лето пересдачи... ничего не меняется :evil:
терпения вам
gerbera 1 писал(а):
Попрыгал мой сынок, по прогуливал , в итоге на 2 год в 9 классе остался, хотел в вечернюю школу пойти , но не получилось, в училище тоже ни в одно не берут без 9 класса, задумался, посмотрим как он будет учиться, в следующем учебном году, остаётся только крепиться

Лучше сейчас шишки набивать! Главное выводы чтоб сделал. Мой ленится и не учится, на репетиторах и везении держится на плаву... каждое лето пересдачи... ничего не меняется :evil:
gerbera 1 (12/06/2019)
Попрыгал мой сынок, по прогуливал , в итоге на 2 год в 9 классе остался, хотел в вечернюю школу пойти , но не получилось, в училище тоже ни в одно не берут без 9 класса, задумался, посмотрим как он будет учиться, в следующем учебном году, остаётся только крепиться
Helen_k (11/06/2019)
tatnatikhomirova
Здесь наоборот у всех подростки увлекаются вовсе не школой, а родителям хочется их ближе к учебе направить.
tatnatikhomirova (10/06/2019)
Мотивация и только мотивация. Вот, что поможет. Чем ребенок увлекается - вот на то и направить.
Mumi_mama (02/06/2019)
Н.В.
Вот полностью согласна :pyatak:

Вспомнилось, как у нас педагог по живописи говорит - "Перекрыть повидлопровод, чтобы изголодались по рисованию!" Она это в другом контексте говорит (не баловать детей дорогими модными красками/кисточками/ и прочими материалами), чтобы желание рисовать имело чувство творческого голода, но в данном случае можно и в этой ситуации применить :aga-aga:
Н.В. (01/06/2019)
gerbera 1 писал(а):
то гуляет, некогда ему.

Для того, чтобы гулять ему вообще-то нужны деньги. Без денег гулять как-то не очень интересно. Также деньги нужны на вещи, которые позволят ему поддерживать нужный имидж в компании. Сейчас, похоже, у него деньги есть. А вот если ему их ограничить?
gerbera 1 (01/06/2019)
В том то и дело что он только на словах работать собирается, ходит в службу занятости, но так и не работает, то в назначенный день не придет, то забыл, то гуляет, некогда ему.
Н.В. (30/05/2019)
Mumi_mama писал(а):
Обеспечивать в 16 лет себя однозначно можно. Можно даже и родителям помогать.

Так тоже может получиться. И это тоже вполне себе выход из сложившегося тупика.
Mumi_mama (30/05/2019)
Обеспечивать в 16 лет себя однозначно можно. Можно даже и родителям помогать.
Н.В. (30/05/2019)
ТатьянаБ писал(а):
А потом как вы себе представляете что ре в 16 лет будет себя существенным образом обеспечивать?

Я не представляю. И ребёнку нужно тоже в этом убедиться, тогда появится хоть какая-то мотивация на продолжение учёбы. Одно дело воевать с родителями и с учителями, другое дело - с жизнью, с объективной реальностью.
ТатьянаБ (30/05/2019)
Н.В.

А ничего что согласно статье 63 Семейного кодекса Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования

Кроме того, согласно статья 5.35. за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних предусмотрена административная ответственность.

А потом как вы себе представляете что ре в 16 лет будет себя существенным образом обеспечивать?
Н.В. (30/05/2019)
gerbera 1 писал(а):
оставили на 2 год , даже и не знаю будет он учиться или нет
...ничего не действует, до школы доходит, на уроках не присутствует

В такой ситуации и в таком возрасте может подействовать только полная передача ответственности ребёнку за его образование и его будущее. Разрешить ему не ходить в школу. Не хочет ходить в школу - пусть тогда работает и сам себя существенным образом обеспечивает.
gerbera 1 (29/05/2019)
Та же проблема, что и у всех, в 9 классе оставили на 2 год, учиться не хочет, хотел пойти в вечернюю школу, позвонили ни в одну не принимают, то прописка городская нужна , то набора в 9 классы нет, обзвонила училища тоже такой же результат, плюс к этому постоянно сбегает из дома, ничего не делает, были и у психолога и в школу я не однократно ходила и с директором общалась, она говорит учиться может но не хочет, учились как то более-менее на тройки в 8 классе, в 9 в 1 четверти сломал руку, долго на больничном был, т.к сложный перелом , операция, но суть не в этом , итог этого за 1 четверть не атестован по болезни , на каникулах походил подтянулся хвосты, но оценки за четверть нам не изменили, и сын разозлился и вообще перестал учиться, начал прогуливать, 2 четверть по 3 предметам 2, по 4 не атестован, 3 четверть 50% двоек, 50 не атестован, в итоге не допустили до экзаменов, и оставили на 2 год , даже и не знаю будет он учиться или нет, а без окончания 9 класса даже в училище не берут, как ребёнка заставить учиться, уже руки совсем опустились за 2 года, хотя не дурак учиться может, тяжело ему только черчение и химия даются, с остальными предметами хоть как то но справлялся, вот такая печаль

Добавлено спустя 2 минуты 58 секунд:

К компьютеру доступа нет , телефон забирали, и стимулировали чем то приятным , например поход с девушкой в кино, кафе, ничего не действует, до школы доходит, на уроках не присутствует
Bolabola (08/05/2019)
По личному опыту (в отношениях с сыном) если не хочет учиться, то никакая мотивация не поможет( Лично у нас так
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться