/О детях/Школа

Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться 

Учеба подростков. Почему у подростков снижается успеваемость. Проблемы в школе у подростка - советы родителям. Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому – желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?  
 
 
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
 
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский – любимые прежде предметы.
 
Сначала родительские внушения на подростка  действовали хорошо: он каялся, садился  за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник  заполняться  перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…». За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте».
 
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница  – и снова похожая история. Последние два класса – как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
 
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в  унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
 
И совсем  было бы худо, если  бы не странное совпадение: ведь  у всех так, не только у  нас, почему? 
 

Подросток хочет учиться!

Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
 
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
 

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Важный  возраст

Главный совет, который можно дать родителям  на этот момент: будьте рядом и помогайте  утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.  
 

Что почитать взрослым

Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов. 
 

Что почитать подросткам

«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны. 
 
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Помогите крик души незнаю что делать. Учились в началке в обычной школе, захотела дочка в гимназию, сдали вступительные экзамены хорошо, перешли в новую школу и тут началось в пятом еще как то старалась училась. Может с однаклассниками не сложилось может с учителями, разговаривала с ней говорила, что все нормально. С класным руководителям разговаривала тоже проблем не видела. Вообщем отучились с горем пополам два года потом нас попросили забрать документы в школу по месту жительства. Туда она на отрез отказалась....идти, устроились в частную платную поначалу ходила потом начала продавливать на домашнее обучение, но и тут сложилось учиться так не хочет. На протяжении трех лет постоянно сидит в интернете, друзья неизвестные интересы не понятные. На все ограничения сплошной шантаж уйду из дома, или еще хуже сделаю что нибудь с собой. Директор говорит буду писать бумагу на вас, что вы не выполняет обязанностей об образовании. Дочка стала уходить из дома, где и с кем не расказывает, т.е. друзей не знаю и куда ходит тоже. И с психологами работали и даже в церковь обращалась. Болезни как интернет зависимости в России нет...помощи нет. В ПДН ходила хотела чтоб сайты пробили на каких сидит ребенок...развели руки правонарушений нет мол и радуйтесь остальное не наша забота, а ваша. Может кто сталкивался с такими проблемами помогите.
Кариша-76 (02/02/2019)
Megan
Цитата:
Во многие колледжи сейчас такой конкурс, что проще худо-бедно закончить 11 классов, сдать ЕГЭ на небольшие баллы и поступить в захудалый вуз, чем идти в колледж после 9-го.

Во первых конкурс ( в некоторые колледжи средний балл аттестата для поступления достигает 4,8!!!!! :eek: )
А во- вторых очень малое количество бюджетных мест у нас в городе.
И не низкая стоимость обучения на коммерческой основе.
Для парней еще можно выбрать колледжи с бюджетными местами, для девочек после 9 вообще сложно. Кроме педколледжей, в общем-то, ничего и нет (если не рассматривать рабочие специальности).
Например, на специльность "Право и соцобеспечение" вообще нет бюджетных мест в Новосибирске. Для сравнения- в Воронеже только в одном из колледжей их 50!!!!!!
В колледже при НГУЭУ только на специальность "Страховое дело" есть бюджетные места- 25, и все. Остальные направления платные- около 70 тыс в год
В торгово-экономическом колледже в этом году на коммерции появилось 25 мест, раньше только логистов набирали- также 25 мест.
В колледже потребкооперации и техникуме им.Косыгина и вовсе бюджета нет.
Ронни777 (01/02/2019)
Если нет планов на колледж,на какое-то конкретное направление с высоким баллом на бюджет,то конечно можно не напрягаться.Если ребенок еще в поиске.Или есть возможность учить платно.
Аля@@ (31/01/2019)
У нас тоже так было, но было раньше. Сейчас подростковый возраст полным ходом, но вот с учебой проблемы отошли на второй план. Мой секрет в том, что в плане учебы я не сильно давлю на нее. Я считаю, что чем больше заставлять учиться- тем больше реакция ненависти может возникать. У нас так и было. А я чуть отпустила - ей проще и учеба улучшается. Плюс ко всему я не против троек, считаю это нормой!
Mumi_mama (25/01/2019)
Dio
Спасибо за поддержку и советы "кто как справляется" :give_heart:
Dio (24/01/2019)
Mumi_mama писал(а):

Более того, вчера выцепили в школу и сказали, чтобы я прекратила "давить на педагогов"!

Ну тут уж каждый сам за себя. У вас свои интересы, у них - свои. У нас за рефераты можно было получить дополнительные оценки, которые выравнивали общую картинку. Раз нет возможности получить "4" по математике, то пусть, к примеру, по географии будет 5.
И правда в том, что велика вероятность получить более высокую оценку на ОГЭ, и округление идёт всегда в пользу ученика (это по положению так).
С математикой у дочери тоже были большие сложности, но решила на 4, ещё один балл - и была бы 5.
Ну и репетитор в таком случае - наше всё. :idontno: Что делать, время такое. Или сам объясняй, или поручи это специалисту.
Mumi_mama (24/01/2019)
Dio
Сделать за нее - не проблема. Просто делать нечего. Она сама делает.
Не даются предметы основные: которые с началки - математика - русский (домой сейчас ходит репетитор). Там было пофигистичное отношение учителя (отсутствие минимальной похвалы, плохие оценки, как следствие - нежелание учиться, и пробелы в знаниях). А сейчас, чтобы решить что-то из задания ОГЭ, ей приходиться восполнять пробелы самой. А она не всегда может самостоятельно разобраться в математике. Скорее исключение, когда может.

Megan
:give_heart: всё нормально
Домашку она делает. Бывает, что её реально ооочень много. И тогда она выбирает из двух зол меньшее. Типа то, что уже не впихивается в голову в час ночи, ТО оставляет на завтра на переменки. :eek:
Про рефераты и др. - у и у нас такая же фигня :aga-aga:

Более того, вчера выцепили в школу и сказали, чтобы я прекратила "давить на педагогов"! :eek: А я всего лишь говорила про ее занятость. Ну и про доп.задания, чтобы оценки повыше были.
Megan (24/01/2019)
Mumi_mama писал(а):

"Правда, и ребенок должен хотя бы делать вид, что изо всех сил старается подтянуть проблемный предмет" - так она не делает вид. Она действительно учит.

Извините, если обидела :love_sibmama: , просто из вашего сообщения сделала вывод, что у девочки не хватает времени на приготовление уроков.

Что касается рефератов, наглядных пособий и т.д. - у нас в школе, насколько я знаю, такая форма возможна только для ребят, которые по какой-то причине (длительная болезнь, профессиональный спорт и т.п.) посещают школу непостоянно. А если ты ходишь в школу как все - будь добр учиться как все :aga-aga: Не знаю, возможно, у вас не так.
Dio (24/01/2019)
Mumi_mama, да, можно попытаться договориться хоть с некоторыми преподавателями, и помочь дочери (а то и сделать за неё), разгрузить её немного.
А те предметы, которые не даются, по какой причине? Домашние не успевает доделать, контрольные плохо пишет? Просто бывает, что, к примеру, нужно что-то выполнить, типа контурных карт по географии, а руки не доходят. В таких случаях не грех и помочь.
Ну и у тех учителей, кто согласен на компромиссы, постараться получить "5", чтобы скорректировать какие-то тройки.
Mumi_mama (23/01/2019)
Dio
А знаете, пока шли домой, ваше сообщение "сделать рефераты" трансформировалось в "сделать наглядные пособия". Она рисует неплохо.
Обойдем педагогов по второму кругу! Не нытьем, так катаньем! :pyatak:
Mumi_mama (23/01/2019)
Dio
Спасибо, что предложили! :give_heart:
Делает! С началки, т.к. публичными выступлениями сложности. Стесняшка она перед классом выступать. Ее чморили раньше и она теперь до сих пор неуверена.
Dio (23/01/2019)
Mumi_mama, предложить преподавателям сделать рефераты или сообщения не вариант?
Mumi_mama (23/01/2019)
Megan
Спасибо, в тему. Мурашову читала :-) .
Мы уже прошли эту стадию :aga-aga:

"Правда, и ребенок должен хотя бы делать вид, что изо всех сил старается подтянуть проблемный предмет" - так она не делает вид. Она действительно учит.
Megan (23/01/2019)
Mumi_mama писал(а):

Что делать непонятно.


На самом деле, к директору вы действительно обратились немного не по адресу, тут нужно работать с учителями. Даже то, что вы просто поговорили с ними, уже хорошо. Кто-то забудет, а у кого-то в голове засядет, что ребенок идет в колледж и не нужно его слишком мучить.

Правда, и ребенок должен хотя бы делать вид, что изо всех сил старается подтянуть проблемный предмет. И конфликтов с учителями нужно не допускать на этом этапе, ни вам, ни ребенку.

Вспомнилась классическая инструкция Мурашовой по общению с учителями, уж не знаю, в тему ли:
Код:
https://snob.ru/selected/entry/68563
Mumi_mama (23/01/2019)
natibest писал(а):
Мария35
:eek: :eek: просто кошмар,что твориться и выхода не видим.

У нас 9-ый класс. Дочка. У нас другая ситуация, но её тоже можно описать вашей фразой. Просто крик души какой-то то. Ну что за администрация школы такая :mad:
Ребенок определился с дальнейшим выбором. Все ее действия в "свободное" время направлены на ее интересы. Оттачивание умений, совершенствование всевозможных техник.
В место, куда ей хочется поступить надо закончить эти проклятые 10 и 11 класс. А она итак уже ложится в час ночи, встаёт в 6-40. Весь год. Поэтому рассмотрели вариант поступить туда после колледжа. Съездили в колледж. Она пообщалась на кафедре с преподавателями. Они посмотрели на неё, ее работы и сказали : "Однозначно "наш" человек!" "Делайте, что хотите, но чтобы средний балл аттестата был не ниже 4,00!" А он пока, 3,8. Сходила к директору школы -объяснила ситуацию, а он об меня ноги вытер (тем более, что перед НГ была конфликтная ситуация) и говорит, пришли не по адресу. Учитесь лучше. Обошла педагогов (двое остались) - объяснила, что не выдерживает ребенок нагрузку. Учится в двух школах (+ записала ь сейчас на подкурсы) - пойдите на встречу. Кто пошел на встречу, а кто точь-в точь повторил слова директора (последних большинство)
Что делать непонятно.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться