/О детях/Школа

Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться 

Учеба подростков. Почему у подростков снижается успеваемость. Проблемы в школе у подростка - советы родителям. Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому – желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?  
 
 
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
 
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский – любимые прежде предметы.
 
Сначала родительские внушения на подростка  действовали хорошо: он каялся, садился  за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник  заполняться  перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…». За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте».
 
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница  – и снова похожая история. Последние два класса – как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
 
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в  унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
 
И совсем  было бы худо, если  бы не странное совпадение: ведь  у всех так, не только у  нас, почему? 
 

Подросток хочет учиться!

Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
 
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
 

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Важный  возраст

Главный совет, который можно дать родителям  на этот момент: будьте рядом и помогайте  утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.  
 

Что почитать взрослым

Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов. 
 

Что почитать подросткам

«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны. 
 
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Татьяна Ledi (08/10/2020)
Здравствуйте. Ребёнок не хочет учиться. Дайте совет, пожалуйста.
Megan (26/04/2020)
Хюльдра писал(а):
Получит аттестат 9 классов и будет снят с довольствия, пусть зарабатывает на жизнь как хочет, а именно - тяжелым неквалифицированным трудом. Родители после совершеннолетия ему ничего не должны.

Ну, не должны после 18 лет. До 18 лет обязаны содержать так или иначе :aga-aga: Но без плюшек при этом вполне можно обойтись.

У знакомой была абсолютно такая же ситуация с сыном. Закончил кое-как 11 классов. Пошел в армию. Там понравилось, остался контрактником, прослужил лет пять. Недавно уволился, сейчас видит себя в медицине, хочет стать врачом (как вариант - воен.врачом). Готовится сдавать ЕГЭ и поступать :aga-aga:

Это к тому, что профессиональный путь в жизни не у всех похож на прямое и широкое шоссе... Но родителям данная ситуация, конечно, приносит немало седых волос.

У меня самой неглупый (как я считаю) ребенок учится гораздо хуже, чем могла бы, не хочет идти в перспективное направление, к которому действительно есть немалые способности, а хочет идти туда, где а) огромная конкуренция; б) способностей у нее гораздо меньше; в) платное обучение и поступить очень непросто. Вот тоже голову грею, что делать... :aga-aga:
Хюльдра (26/04/2020)
Дина12 писал(а):

Честно говоря, пробовали разговаривать с ним в этом ключе. Но не так досконально. Мне кажется, что он вообще не понимает ещё ничего. Просто хочет жить в кайф и ничего не делать

Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:

Когда спрашивали его про его планы, и он ответил, что не наше это дело, муж сказал сыну "тебе вообще не нужна наша помощь и поддержка?". На что сын молчит

Не нужно душеспасительных разговоров, лентяя этим не проймешь. Объяснить популярно, что ничего не делать не получится. Получит аттестат 9 классов и будет снят с довольствия, пусть зарабатывает на жизнь как хочет, а именно - тяжелым неквалифицированным трудом. Родители после совершеннолетия ему ничего не должны. Причем он должен понять, что вы настроены серьезно, а не просто пугаете.
Помается без денег, может и появится стимул учиться или работать. От родительских уговоров - вряд ли.
Дина12 (23/04/2020)
Megan
Спасибо вам за ваш ответ.
Честно говоря, пробовали разговаривать с ним в этом ключе. Но не так досконально. Мне кажется, что он вообще не понимает ещё ничего. Просто хочет жить в кайф и ничего не делать

Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:

Когда спрашивали его про его планы, и он ответил, что не наше это дело, муж сказал сыну "тебе вообще не нужна наша помощь и поддержка?". На что сын молчит
Megan (23/04/2020)
Дина12
Сядьте с сыном и посчитайте.

Как он хочет жить? Есть ли у него требующие денег хобби? Хочет ли он путешествовать? Как часто? Подсчитайте, сколько ему нужно на жизнь. Полностью - еда, коммунальные услуги (даже если он планирует жить с вами), одежда, обувь.

А потом посчитайте, сколько можно заработать заказами на фотошоп. И посмотрите по фриланс-биржам, сколько таких заказов в наличии и сколько готовых работать исполнителей. Соотношение обычно впечатляет.

Потом сядьте с сыном и посмотрите, сколько зарабатывает программист-разработчик, например, после колледжа.

А сколько - Senior или Team Lead или Project Manager. Но на эти позиции попадают обычно выпускники вузов после нескольких (минимум) лет работы.

Капать на мозги им обычно бесполезно, а реальные цифры помогают разобраться, что к чему.

Ну или как вариант - ок, сын! Мы от тебя отстанем, если продемонстрируешь нам заказы, полученные на фотошоп, ну и заработок на них. Тебе точно-точно этого хватит на жизнь?

Добавлено спустя 2 минуты 55 секунд:

Например, на сегодня на сайте zarplata.ru - 2 (две) вакансии дизайнера, 3671 резюме...
Дина12 (23/04/2020)
Здравствуйте. Сын сейчас учится в 9 классе. После нг обмолвился, что в 10 класс идти не собирается. Сначала у нас, как у родителей, был шок, тк парень не глупый, общительный . Для нас это заявление было полной неожиданностью. Стали с ним разговаривать, почему принял такое решение и какие планы на будущую учёбу.
На что сын ответил, что не видит смысла тратить свое личное время на школу, тк она ничему не научит его :eek:. Не скажу, что он все знает. Учиться хорошо может, но ленится. С 7 класса стали появляться тройки за четверть. Сначала по одной за предмет, теперь по пять - шесть. Отвечает нам - вам какая разница...
Сказал, что пойдёт учиться в колледж, что его кроме программирования ничего не интересует.
С сентября 2019 года ходил на курсы дизайна и программирования. Сначала все нравилось, потом стал пропускать занятия под предлогом, что много уроков делать. При этом уроки делает не больше часа, потом до ночи сидит играет по сети в игры.
Муж стал с сыном разговаривать про колледжы, какие он рассматривает, что хочет. Сын ничего не смотрел, все отнекивался. Мы ему объясняем, что время идёт, в 10 класс он не хочет, значит нужно определиться с колледжом, с направлением учёбы. Сначала все было хорошо, они с мужем просмотрели два колледжа, где обучают тому, что его интересует, какие экзамены туда нужны. Потом сын забросил курсы программирования, сказал, что ему неинтересно то, что там преподают :eek:.
Муж стал спрашивать, смотрел или искал ли сын ещё что-то по дальнейшей учёбе. На что сын ответил, что не видит смысла в дальнейшей учёбе, что это трата времени. Из разговора с ним, мы поняли, что он хочет закончить 9 классов и сидеть типа работать дома. В его словах всегда звучит, а с чего вы взяли, что я буду куда то ходить, я буду фрилвнсером.
Потом он стал вообще отвечать на наши вопросы про дальнейшую жизнь, что да, у него есть планы, но это не наше дело!
Говорили и про армию, и про то, что получить какие-то знания и просто документ об образовании нужно. Всё без толку.
Сидит играет до ночи и думает, что кто-то будет у него делать заказы на фотошоп (единственное что ему сейчас интересно).
Может подскажет кто-нибудь что-то полезное?
У нас с мужем у обоих высшее образование, всегда стремились детям привить все хорошее. Что делать, ума не приложу
gerbera 1 (06/02/2020)
Гость писал(а):
У внука учеба не задалась с начальной школы. Сейчас ему 14 лет, оставили на второй год в седьмом классе, но после Нового года предложили забрать из школы из-за неуспеваемости и прогулов. Очень отзывчивый и дружелюбный подросток, но с учебой совсем плохо. Куда можно обратиться, чтобы как-то получить неполное среднее образование (есть ли такие учебные заведения в Санкт-Петербурге и как туда попасть).
добрый вечер, попробуйте в вечернюю школу перевести
Megan (04/02/2020)
Гость писал(а):
Куда можно обратиться, чтобы как-то получить неполное среднее образование (есть ли такие учебные заведения в Санкт-Петербурге и как туда попасть).

Вам лучше задать этот вопрос на форуме сайта littleone.ru, здесь в основном мамочки из сибирских городов.

Знаю, что во многих крупных городах, и в Петербурге в том числе, есть такая практика: неуспевающих в учебе подростков родители переводят в сельские школы, расположенные в поселках недалеко от города. Нагрузка и требования там обычно намного меньше, а атмосфера зачастую гораздо лучше. У моей петербургской подруги так было - сын закончил 9 классов, пошел в колледж, который вскоре бросил. Городские школы его брать отказались, зато в сельской (они в Полюстрово живут, ездить за пределы города было недалеко) с удовольствием взяли.
Гость (04/02/2020)
У внука учеба не задалась с начальной школы. Сейчас ему 14 лет, оставили на второй год в седьмом классе, но после Нового года предложили забрать из школы из-за неуспеваемости и прогулов. Очень отзывчивый и дружелюбный подросток, но с учебой совсем плохо. Куда можно обратиться, чтобы как-то получить неполное среднее образование (есть ли такие учебные заведения в Санкт-Петербурге и как туда попасть).
Mumi_mama (29/01/2020)
Елена (Гость)
Нск
А на форуме есть хороший психолог. Обращались?
АнеЧка ник кажется. Не знаю правильно/нет написала
Нск (29/01/2020)
Елена (Гость)
У меня такая же история(((
Только она не сидит 3-й год в школе. Дома спит и никуда не выходит.
И тоже все без толку. ни разговоры не помогают, ни психологи. Все руками разводят
Моя дочь, в 9 классе 3ий год. Не хочет ходить в школу. Что я только не побывала и по хорошему, и по плохому ни в какую. Спит ни в какую не встаёт! Никакие разговоры на неё не действуют. Последний учебный год и ей 18, и что дальше, куда? Она со всем соглашается, а делает по своему. Каждую четверть штрафы, а толку 0.Что делать?
gerbera 1 (27/01/2020)
IRGA73 писал(а):
gerbera 1, здравствуйте. Скажите, как сейчас учится ваш ребенок?
никак, все в той же поре, за 1 четверть шесть троек, но ни одной двойки, за вторую четверть три не аттестации и одна двойка, в третьей четверти неделю прогулял, ничего не меняется
gemka (03/12/2019)
НуриСвет писал(а):
Еще как оставляют :-)

Только в 9-м (и 4-м). Когда ступень образования меняется. В остальных - без согласия родителей не могут оставить. Да и с согласием-то сами не хотят оставлять.
IRGA73 (12/11/2019)
gerbera 1, здравствуйте. Скажите, как сейчас учится ваш ребенок?
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться