/О детях/Детский сад

Родители и воспитатель: как наладить отношения 

конфликт родителей и воспитателей

В детском саду детям предстоит важное дело: найти себе друзей. Но во многом их адаптация зависит от взаимоотношений взрослых – родителей и воспитателя.

Как отношения родителей и воспитателя детского сада влияют на ребенка? И как лучше их выстроить?

 

Для чего нужно сотрудничество воспитателя и родителей

" С приходом в детский сад в жизни ребенка и его родителей многое меняется: если раньше они все время проводили вместе, то теперь ребенок чаще будет с другим взрослым – воспитателем. Конечно, мама и папа переживают, чтобы их детей не обделили вниманием и не обидели. Возможно, если сотрудничать с воспитателем, волнений станет чуть меньше.

Родителей и воспитателя объединяет ребенок. Их общая цель – его гармоничное развитие и психологический комфорт. Но есть разница: родитель знает все о своем ребенке, а для воспитателя каждый пришедший в группу – терра инкогнита. Потому педагогу важно знать, как ребенок ведет себя дома, как строятся отношения в семье, каковы его предпочтения. Родителю, в свою очередь, неплохо бы ознакомиться с правилми поведения в детском саду, режимом дня, требованиями и нормами. Все это можно выяснить, если общаться открыто и с доверием. Если же постоянно что-то требовать и подозревать друг друга, это может плохо отразиться на ребенке.

Часто родители полагают, что, отдав ребенка в детский сад, они переложили всю ответственность на воспитателя и имеют право спрашивать с него. Педагоги же с такой установкой, конечно, не соглашаются. Взрослые не слышат друг друга, не стремятся увидеть общую цель и наметить к ней совместный путь, и сотрудничества не получается. Как следствие – ребенок не понимает, кого слушать и как себя вести дома и в саду.   

Нужно понимать, что в трио «родители-ребенок-воспитатель» все важны: ребенок здесь в центре – как объект воспитания, родители с одной стороны – как воспитательная основа, воспитатель с другой стороны – как помощник в воспитании, обучении и социализации.

 

Причины конфликтов между педагогом и родителями

 

" В основе многих конфликтов, в том числе между семьей и детским садом, лежат взаимные претензии и субъективные установки. Интересно, что претензии, которые взрослые предъявляют друг к другу, схожи: «Вы недосточно внимательны к ребенку, не исполняете свои обязанности по отношению к нему». При этом все убеждены в собственной правоте.

 

Чаще конфликт начинают родители: если их ребенку что-то не нравится, они обвиняют воспитателя. Получается, что педагог – обычно обвиняемая сторона. Аргументируется это тем, что он на работе, а значит, что-то должен родителям и ребенку. Однако стоит учесть: у воспитатель есть четкие должностные обязанности. Если он добросовестно исполняет их, то никаких дополнительных обязательств перед родителями он не имеет.

Обычно родители требуют к своему ребенку особого отношения, повышенного внимания, игнорируюя общие правила. Но воспитатель ни физически, ни этически не может этого дать – таких «особенных» детей у него в группе два десятка, а то и больше! Даже учитывать какие-то важные индивидуальные особенности он сможет только тогда, когда родители о них расскажут, да не где-то в раздевалке на бегу, а в неспешной доверительной беседе.    

 

Претензии родителей часто необоснованны: не зная правил детского сада, прав воспитателей и своих прав и обязанностей, они хотят, чтобы педагог относился к их детям так же, как они.

 

Частые причины непонимания:

  • мамы и папы не готовы к прямому диалогу с воспитателем. Они думают, что все вопросы надо решать на родительском собрании. Но это невозможно: родителей очень много, а пообщаться лучше один на один;
  • взрослые не могут четко сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы – это касается и родителей, и воспитателей;
  • нежелание разделить ответственность за воспитание ребенка между семьей и детским садом. 

У воспитателя могут быть свои претензии родителям: нарушение режима дня, грубость в разговоре, невыполнение его поручений и рекомендаций. 

Некоторые родители агрессивно реагируют на замечания и советы воспитателя,  воспринимая это как нападки на ребенка и личное оскорбление.

Налаживаем отношения с воспитателем и избегаем конфликтов

Безусловно, в разрешении конфликта должны участвовать обе стороны, но прежде всего дадим советы родителям.

1. Доверие, уважение и доброжелательность

Очень важно довериться воспитателю – он получил профессиональное образование и знает, как обращаться с детьми. Уясните, что педагог заинтересован в гармоничном развитии детей и здоровом психологическом климате в группе – его работа направлена именно на это. Уважайте этот непростой труд, профессионализм и опыт воспитателя.

В общении будьте доброжелательны, сохраняйте спокойствие и не повышайте тон, отмечайте положительные стороны работы педагога. Помните, вы вместе делаете одно дело – воспитываете ребенка. Понимайте и помогайте воспитателю, и в ответ получите его помощь и поддержку.

 

2. Расскажите о ребенке

Лучше всего познакомиться с воспитателем заранее – до того, как ребенок пришел в садик. Расскажите об особенностях малыша, о ваших принципах воспитания, семейных ценностях и атмосфере дома. Обратите внимание не только на положительные, но и на отрицательные моменты, поделитесь информацией о вкусах и привычках ребенка. Чем больше воспитатель будет знать о ребенке, тем легче ему будет найти правильный подход к нему. 

В дальнейшем делитесь не только успехами сына или дочери, но и возникающими проблемами. Это поможет педагогу вместе с вами выработать единые требования к воспитанию. Ребенку же будет проще. 

 

3. Усвойте правила детского сада

Познакомьтесь с правилами пребывания в детском саду и режимом дня. Расскажите ребенку, что можно, а что нельзя делать в садике. Придерживайтесь базовых правил поведения дома, так как очень важно, чтобы требования были едиными.

Соблюдайте установленный распорядок дня: приводите и забирайте ребенка в определенные часы. Если по каким-то причинам не можете прийти в сад вовремя или нужно забрать малыша пораньше, предупреждайте об этом сотрудников. В выходные дни ориентируйтесь на режим дня садика.

 

4. Ведите конструктивный диалог

Четко формулируйте вопросы, которые вы хотите обсудить, продумывайте варианты решения проблемы. Договаривайтесь о встрече с воспитателем в удобное для беседы время, когда ничто не будет отвлекать. Не начинайте разговор с претензий и упреков и не воспринимайте критику педагога как выговоры и придирки. Даже если вам что-то не нравится, терпеливо выясните все подробности.

 Позвольте воспитателю высказать свою точку зрения, выслушайте его предложения, прислушайтесь к его мнению и предложите свои решения. Выразите готовность к компромиссу. Умейте уступать, признавать свои ошибки и  извиняться.

 

5. Ваш ребенок уникален только для вас

Конечно, для родителей их дети – самые необычные, однако для воспитателя все равны, поэтому не стоит требовать от него особого отношения к вашему ребенку. Индивидуальный подход должен быть не в ущерб другим детям – выделять кого-то в группе недопустимо, да и невозможно, поэтому и добиваться этого бессмысленно.

 Одна из функций детского сада – социализация ребенка. Там он учится общаться, выстраивать отношения с другими детьми и взрослыми. Воспитатель своим равным отношением ко всем детям даст им понять, что это в семье каждый из них такой один, а в социуме он – один из многих

 

6. Не злоупотребляйте временем воспитателя

Обмен информацией с воспитателем важен, но не нужно перегружать педагога и забрасывать его бесконечными вопросами. Воспитатель не может постоянно отвлекаться на вас и не должен быть на связи 24/7.

 Дозируйте общение ваше общение с педагогом – оно должно быть ограничено рабочими часами и удобным для него, заранее оговоренным временем. Крайне неэтично звонить воспитателю в нерабочее время.  

 

Будьте открыты и доброжелательны, помогайте друг другу, и это облегчит жизнь не только вам, но и ребенку.

Алина Тищенко

26.10.23

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Blueyed (02/11/2023)
Самое отвратительное в работе с детьми это родители. И что удивительно -часто сами родители не знают своего ребенка.
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться