готовим к новому году заранее

/О детях/Воспитание и психология/Капризы, непослушание, неврозы, страхи

В мире капризов и… желаний

«Дай!», «Купи!», «Хочу!» - едва ли найдётся мама, которой не знакома нервная реакция на эти слова, произнесённые собственным чадом. Кажется, что всевозможным желаниям нет конца, и, конечно,  возникают они в самые неподходящие моменты. В разных случаях спонтанные реакции родителей варьируются от бездумного удовлетворения просьбы до резкого шлепка и одёргивания. Попробуем подумать над  тем, что стоит за желаниями ребёнка, и как взрослым адекватнее вести себя в критической ситуации.

Возможно, покажется удивительным, но не всегда дети озвучивают именно то, что чувствуют и чего хотят на самом деле. Гораздо чаще желания (назовём их здесь желания-капризы, не для констатации «плохого поведения», а лишь для разграничения терминологии) сигнализируют о какой-то внутренней неудовлетворённой потребности ребёнка, его душевном дискомфорте. Причинами этого могут быть страхи, неудачи,  нехватка внимания со стороны взрослых, которые ребёнок пытается компенсировать удовольствием от новой игрушки, конфетки, мультика и т.п. Главным внешним отличием этих сигналов бедствия от настоящих желаний – ноющий тон, которым они произносятся. 

Если ребёнок ещё на подходе к магазину начинает канючить: «Кууууупиииии», обычно ничего конкретного ему не нужно. В чём же дело? Может быть, после целого дня в детском саду, он соскучился по маме? Попробуйте остановиться, присесть рядом, обнять, поцеловать. Спокойно рассказать, за какими именно покупками вы идёте, что вечером будете вместе с ним готовить из фарша котлеты и обязательно выберете для него самое красивое яблоко.  Может быть, он просто устал и использует первый повод, чтобы выплеснуть накопившееся напряжение? Тогда лучше вообще обойти магазин стороной. 

Если вы заняты с младшим грудничком, и в это время старший начинает гундеть: «Хочуууу мультик» - это явно говорит о его ревности, о желании маминой ласки и заботы.  Некоторые дети могут явно сказать об этом: «Хочу тоже быть маленьким, чтобы ты со мной играла!», и можно радоваться, если ваш ребёнок так говорит. Значит, он понимает свои потребности и вполне доверяет вам. «Хочууу мууультик» в этой ситуации – способ отвлечься от проблемы, переключить  своё внимание на предмет увлекательный и приятный. 

Если вечерний ритуал отхода ко сну затягивается на несколько часов со слезами «ну ещё одну сказочку, ещё попить, ещё пописать…», может быть  ребёнок боится темноты, одиночества, каких-то образов, в таком случае одним исполнением капризов - чтением, питьём - успокоить ребёнка не удастся.

В любом случае, на подобные желания-капризы в первую очередь надо отреагировать вдумчиво, спокойной беседой, мягким тактильным контактом. Попытки отмахнуться или наказать могут иногда сработать в конкретной ситуации (а могут и не сработать, доведя каприз до истерики), но проблему в целом не решат, а вот подточить доверие ребёнка, ослабить вашу детско-родительскую связь способны. Вместо негативной реакции лучше сделать видимость игнорирования на некоторое время: позволить «погундеть» немножко, а потом переключить внимание ребёнка на что-то происходящее вокруг или озадачить его вопросом.

А теперь поговорим о настоящих желаниях наших детей. Желания – это то, что хочется вне зависимости от ситуации, в спокойном и позитивном расположении духа. Желание, в отличие от каприза, служит не для компенсации негатива, а для увеличения позитива. Это созидательное начало, чётко определённое по форме и по сути. Это может быть не только вещь (платье, игрушка) или явное удовольствие (сладости, катание на аттракционах), но и что-то обыденное на первый взгляд, или, напротив, совершенно иррациональное, ведь детские желания ограничиваются только фантазией! Почти каждый ребёнок хочет иметь волшебную палочку, быть каким-нибудь сказочным героем, обладать сверхъестественными навыками.  И мудры те родители, которые позволяют ребёнку говорить о своих желаниях. Нельзя бороться с желаниями в принципе, внушать ребёнку, что плохо чего-то хотеть. Задача взрослого – научить ребёнка понимать самого себя, быть не рабом, а хозяином своих желаний, направлять энергию в конструктивное русло. Ведь правильно сформулированные, искренние и добрые желания становятся прекрасными целями!

Моя дочь в пять с половиной лет живо отозвалась на предложение записывать свои желания, мы даже завели для этого тетрадку.  Такая маленькая хитрость помогла мне решить сразу несколько проблем. Во-первых, мы договорились, что, если дело касается вещественных желаний – покупок, подарков, то по мере возможностей, мы будем выбирать пункты из списка и осуществлять их.  Поэтому когда доча заявляет, что «хорошо бы новое колечко и лак для ногтей», я предлагаю ей это записать. Удивительно, но срабатывает почти в 100 процентах случаев.  Ведь я не отмахиваюсь, не отказываюсь, признаю её желание возможным, осуществимым. Во-вторых, когда дело касается определённых навыков («эх, вот бы мне сразу научиться играть на пианино!»), я могу ненавязчиво посоветовать записать не только само желание, но и пожелать терпения на уроках, понимания заданий, умелости пальчиков. А это уже своего рода подсознательная установка на продуктивное обучение.  В-третьих, со временем оказывается, что многие желания перестают быть таковыми – заменяются на более интересные и привлекательные, при чём сознательно, не по забывчивости. Идея с тетрадкой мне нравится настолько, что я готова её и взрослым порекомендовать, для записи собственных желаний. Честное слово, ведь мы зачастую сами не знаем, чего хотим и надо ли нам оно. 

Ещё хочется сказать вот о чём. Если вдуматься, дети не желают ничего опасного или дурного. Обычно они не желают даже чего-то слишком трудоёмкого или дорогостоящего. Когда-то, в свои пять, семь, десять лет, я мечтала о лошади. Даже катаясь на велосипеде, представляла, что подо мной живая настоящая лошадка, разговаривала с ней, чуть ли не кормила травой. Почему меня не отдали в конный спорт? Не было возможностей. И была установка «это – для избранных». Т.е. моё желание было заведомо занесено в разряд неосуществимых.  И уже на исходе третьего десятка мне пришлось проделать колоссальную работу в сознании, чтобы только допустить возможность осуществления такого же желания для собственного ребёнка.  На это ушли годы! Зато дальше дело пошло проще: нашлись и финансы, и возможности возить на конюшню, да и сама конюшня вдруг оказалась всего в получасе езды.

Эта ситуация научила меня вот чему: прежде чем сказать ребёнку «нет», надо очень крепко подумать, а может быть всё-таки «да»?  «Нет» - это тупик, «да» - это развитие. Может быть это желание – новые навыки, новые знания, новая степень свободы, а не просто сиюминутный каприз?  Может быть за отказом стоит только наш бытовой комфорт, или просто привычка, стереотип?  Ведь детские желания – это больше, чем просто желания.  Это вклад в будущее, умение разделять важное и второстепенное, способность ставить цели и идти к ним, уверенность в себе, понимание себя. Нынешние желания – это не только сегодняшняя радость (что уже ценно), но ещё и будущие открытия и достижения. Так что, дорогие родители, шагом марш исполнять самые заветные детские желания, строго ежедневно, без выходных и перерывов на обед. Ведь мы – почти волшебники, наперсники золотой рыбки, наследники старика Хоттабыча, самые могущественные и любящие люди на свете. Если не мы будем «сбывать мечты», то кто?

09.11.2011

Ольга Егорова.

Фото: Валентина Ваганова.

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Yli4ka (Гость) (01/12/2011)
У меня была иная точка зрения на капризы ребенка: мои родители всегда мне говорили,что нельзя потакать капризам ребенка и я даже не задумывалась о серьезности проблемы, в следующий раз я подумаю прежде чем сказать нет!!!
tanysh (21/11/2011)
Правильная статья. очень много полезного Спасибо
olga_bezl (17/11/2011)
Один из мох жизненных принципов : " Невозможное лишь то, что я плохо захотела", Спасибо Вам за стать, абсолютно согласна.
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться