/О детях/Школа

Математика и естественно-научные предметы: как повысить их популярность

Правительство РФ планирует стимулировать интерес к изучению точных и естественных наук в школе

будет выведена некая формула расчета количества преподавателей, в котором нуждается тот или регион.
В ноябре 2024 года Распоряжением Правительства страны утвержден комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования. Предполагается, что в результате его выполнения к 2030 году качество преподавания и подготовки учителей математики и естественно-научных предметов повысится, а также исчезнет дефицит преподавателей этих профилей.

Расскажем, как будут достигать намеченных результатов.


Привлечь блогеров и провести съезды учителей

  • К выполнению плана приступили уже в прошлом году: в частности, начали разработку дополнительных образовательных программ, призванных популяризировать математику, физику, химию и биологию. Ожидается, что в результате количество школьников, изучающих эти предметы углубленно или на профильном уровне, ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 10%. 
     
  • Для популяризации математического и естественно-научного образования планируют издать серию научно-популярной литературы, проводить выставки, создавать видеоконтент и даже привлечь к этому делу известных блогеров. 
     
  • Запланировано создание национального открытого банка учебно-методических и дидактических материалов по математике, физике, химии и биологии, а также сборников задач и пособий по подготовке к государственной итоговой аттестации.
     
  • В документе поручено начать разработку предложений по совершенствованию заданий ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам, пересмотреть перечень экзаменационных тем и критерии проверки результатов.

" В 2025 году повышать популярность математики и естественно-научных предметов будут и в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты». 

  • Образовательному Фонду «Талант и успех» поручено создание сценариев учебных заданий  интерактивных контекстных задач, лабораторных и практических работ, а МГУ и МФТИ  проведение съездов учителей: математиков, физиков, химиков и биологов. 


Повысить квалификацию учителей и улучшить преподавание 

На базе ведущих вузов страны создаются стажировочные площадки для повышения квалификации работающих учителей и преподавателей высшей школы  к 2030 году свой профессиональный уровень должны повысить не менее 10000 школьных педагогов и 1000 вузовских.

Кроме того, стажироваться нужно будет студентам педвузов, воспитателям детских садов, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для того, чтобы они смогли эффективно преподавать математику, развивать познавательный интерес и активизировать желание экспериментировать у дошкольников и младших школьников.

В 2025 году необходимо будет разработать «методические рекомендации по прогнозированию региональной и квалификационно-отраслевой потребности в педагогических кадрах»  иными словами, будет выведена некая формула расчета количества преподавателей, в котором нуждается тот или регион. 

К 2030 году количество преподавателей точных естественных наук должно составить не менее трети всех учителей
Ликвидировать дефицит педагогов

Когда потребности каждого региона в учителях физики и химии вычислят, приступят к выполнению мероприятий правительственного плана, направленных на увеличение их количества. 

" К 2030 году количество преподавателей точных естественных наук должно составить не менее трети всех учителей, причем необходимо, чтобы это были специалисты  в возрасте до 35 лет.

Для этого количество целевиков в предстоящие пять лет увеличат минимум в три раза – договоры о целевом обучении будут заключать преимущественно с выпускниками профильных психолого-педагогических классов. Интересно, что данных о количестве целевых договоров, заключенных на обучение математиков, физиков, биологов и химиков в 2024 году, нет, так что не очень понятно, какое число будут умножать на три.  
Зато в документе говорится о том, что Минобрнауки, Минпросвещения вместе с Минтруда с 2026 года будут активно содействовать трудоустройству выпускников педвузов в школы.

Увеличить количество молодых педагогов планируется не только силами профильных учебных заведений, готовящих учителей, но и за счет других вузов, где есть математические, инженерно-технические и естественно-научные направления обучения – в программы высшего образования таких вузов добавят педагогику, которую, при желании, смогут изучать студенты. За это им предусмотрят повышенную стипендию, а на выходе выпускники будут иметь еще и педагогическую квалификацию.

За последние 20 лет учителей физики стало в 2 раза меньше: в 2002 году их было 61,1 тыс. человек, а в 2022-2023 учебном году, по данным Росстата, учителей физики осталось всего 31 тысяч. При этом доля лиц пенсионного возраста среди них (а также среди учителей математики и химии) самая высокая, свыше 30%. В каждой четвертой школе учитель физики отсутствует.


Обновить образовательные стандарты и обязать сдавать госэкзамены

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по «Окружающему миру» в младшей школе и по «Математике», «Физике», «Химии», «Биологии» в средней и старшей будут обновлены не позднее 2026 года, а к 2027-му должны быть готовы новые учебники и учебно-методические пособия по этим предметам. В это же время появятся и обновленные ФГОС по «Познавательному развитию» для дошкольников. 
С 2025 года запланировано расширение сети профильных классов и классов с углубленным изучением точных и естественных наук. Также будет совершенствоваться система школьных олимпиад и поощряться участие в них. 

" За пять лет планируется увеличить долю выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественнонаучным предметам до 35%. 

Помимо этого, к 2027 году предлагается разработать предложения по обязательной сдаче ОГЭ по одному из естественно-научных предметов на выбор ученика. 
Еще со следующего, 2026 года ЕГЭ по физике сделают обязательным для поступления на все инженерные направления подготовки отечественных вузов. 

Сейчас физика в списке самых непопулярных ЕГЭ – в 2024 году ее выбрали всего 16% выпускников. Объясняется это и сложностью самого предмета и тем, что в большинство вузов инженерно-технической направленности можно поступить по результатам одного из ЕГЭ: либо  физики, либо информатики. Доля выбравших ЕГЭ по физике падает год от года: в 2020 году физику сдавали 139 574 школьников, в 2021 году — 129 874, в 2023 году — 93 253, а в 2024 около 91 тысячи.

С 2027 года обязательными должны стать ЕГЭ по направлениям подготовки  учителей математики, физики, химии и биологии. В предстоящую приемную кампанию перечень вступительных ЕГЭ для будущих педагогов не изменится, и выбор между профильным предметом и обществознанием сохранится.


План мероприятий был разработан по поручению президента, а премьер-министр, презентуя его, обратил внимание на то, что он нацелен не только «на устранение кадрового дефицита и повышение квалификации педагогов», но и на то, «чтобы молодые люди поступали в профильные вузы с хорошими знаниями и приходили работать на российские предприятия достаточно квалифицированными».

Алина Тищенко
8.04.25

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться