2 3 |
/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью
В фотографии я – наблюдательВсе, кто приходит на ресурс «Sibmama» - замечательные настоящие (или будущие) мамы. В этом смысле мы все равны, все мы – родители. Однако в дружных рядах «просто мам» есть и те, кто уже достиг определенных профессиональных успехов, творческие достижения которых стали событиями городского и даже всероссийского масштаба. Пользуясь случаем, мы решили поговорить с одной из таких мам – новосибирским фотохудожником Анной Масловой, чья выставка «Fairytale» недавно с большим успехом экспонировалась в стенах Новосибирского государственного краеведческого музея.
О себеАнна, как ты пришла в фотографию? Творческие люди часто рассказывают, что интерес к будущей профессии у них проявился еще в детстве… Нет, в детстве я не фотографировала. И даже не рисовала, хоть и мечтала ходить в художественную школу, но в итоге сделала выбор в пользу музыкальной. Позже, уже в старших классах я увлеклась журналистикой, и это, пожалуй, стало первым шагом к моей нынешней профессии. Журналистикой я занималась очень серьезно – стала юнкором газеты РОСТ, и даже вела радиопередачу – обзор материалов нашей газеты. Поэтому и сомнений, куда поступать, у меня не было – только на журфак! Я закончила журналистский факультет томского университета, мечтала о радиожурналистике, но оказалось, что голос у меня «не радийный». Пришлось пойти на компромисс – пять лет я работала в качестве пресс-атташе «Сибирской ярмарки». Именно тогда, «в рамках служебных обязанностей», я и взяла в руки профессиональную фотокамеру. Фотография очень скоро стала самой любимой частью моей работы, и постепенно я пришла к выводу – а почему бы не заниматься только фотографией?
Да, это был длинный путь к профессии фотографа… Получается, что журналистское образование оказалось в итоге ненужным?
Нет, я так вовсе не считаю. В школьные годы увлечение журналистикой, безусловно, во многом сформировало меня, как личность – я стала более открытой, коммуникабельной, уверенной в себе. А во время учебы в университете я приобрела те умения и навыки, которые потом очень помогли мне в работе. Ведь в чем состоит задача журналиста? Разговорить человека, «раскрутить» его на информацию. Все это необходимо и фотографу при работе с клиентом – он должен расшевелить, раскрыть человека. После того, как я открыла свою фотошколу, оказалось, что как преподаватель я должна уметь почувствовать аудитории, собрать ее, сконцентрировать. По сути, и фотограф, и журналист – это психологи.
О фотографахКстати, о фотошколе – какое место в карьере профессионального фотографа занимает образование? Где «учат на фотографа»?
Раньше, еще во времена Советского Союза, существовала сеть профессиональных училищ, где готовили сотрудников фотоателье. Поскольку цифровой фотографии тогда не существовало, полагаю, в основном обучали работе с химикатами – проявка пленки, печать, установка света… Сегодня я не знаю о таких учебных заведениях. Когда пять лет назад я начала заниматься фотографией профессионально, мне, конечно, очень не хватало ни знаний, ни опыта, и концентрированно взять их было негде. Да, я фотограф-самоучка, но до недавнего времени все фотографы были такими! Новосибирский рынок уже года два-три испытывал острейшую потребность в фотошколах. То, что сегодня в городе работает несколько фотошкол, и моя в том числе – это тот случай, когда предложение последовало за спросом.
Анна, твоя «именная» фотошкола успешно работает уже почти год, а если учесть, что она не единственная… почему профессия фотографа стала так популярна?
Разумеется, не все, кто обучается в фотошколах, рассматривают такое обучение, как начало профессиональной карьеры. Скорее это связано с расцветом эпохи «мыльниц». Простейшие фотоаппараты – «мыльницы» - обладают очень ограниченным спектром возможностей, но зато они очень снисходительны к фотографу. Сами подстроятся. Найдут фокус. Вот вроде снимок и получился… Человеку кажется, что если он купит более дорогую, полупрофессиональную камеру, то снимки у него станут еще лучше. Но это не так! Дорогие профессиональные камеры на самом деле «глупые» - все параметры необходимо настраивать вручную, а для этого надо не просто «нацелиться» на объект, но очень четко представлять себе, какую именно фотографию ты хочешь в итоге получить.
Значит фотошкола – это не «высшее образование», а своеобразный ликбез?
«Высшее образование» в фотографии – это всегда и только самообразование. Но и ликбезом свою фотошколу я бы тоже не назвала. Я работаю с взрослыми людьми, и никогда не разжевываю им информацию в комфортном режиме. Мое первое требование «читайте инструкцию» - человек должен знать, как выставить основные параметры на собственной фотокамере. Я стараюсь научить использовать возможности фотоаппарата, а не сам фотоаппарат.
Тем не менее, количество фотографов, которые позиционируют себя, как профессионалы, растет в последнее время по экспоненте. Никто не объявляет себя художником, купив краски и кисти – люди понимают, что обучение живописи – это многолетни, трудный, кропотливый процесс. В то время как фотография соблазнительно проста – нажал кнопку, и снимок готов. Тебе не кажется, что доступность профессиональной техники ведет к дискредитации профессии?
Да, порог вхождения на рынок профессиональной фотографии сравнительно невелик – чуть больше 20 тысяч рублей. Но о том, что фотография - это легко, люди думают ровно до того момента, как покупают профессиональную камеру. И тут-то и выясняется, что камеру у них есть, а умения все равно нет, а когда выясняется, что нужно не только настраивать и держать в голове одновременно десятки параметров, но и работать с клиентом… Рынок сам регулирует спрос на услуги фотографов, и поработав пару месяцев в нижней ценовой нише новичок либо поднимает качество своей работы. либо остается невостребованным. Порог вхождения на рынок не велик, но и «выйти» с рынка новосибирской коммерческой фотографии можно очень быстро.
Не опасаешься, что в своей фотошколе готовишь своих конкурентов?
Нет, не опасаюсь. Фотография – это не техника, фотография – это, в первую очередь, личность фотографа. И если в Новосибирске и есть спрос на мои услуги, то не потому, что я владею какой-то особенной, уникальной техникой фотосъемки, а потому что людям нравится манера, стиль моих работ, моя индивидуальность. И когда среди моих фотошкольников появляются те, кто демонстрирует свой самобытный стиль, меня это только радует. Чем больше на новосибирском рынке будет хороших фотографов, тем более разборчивым и грамотным станет клиент, тем более комфортными станут условия работы для всех профессионалов.
О фотографииТы не опасаешься, что «задавишь» в своих учениках эту индивидуальность, что все начнут снимать «как Маслова»? В конце концов. Ты обучаешь их не только правильно выставлять экспозицию и определять фокус, но и композиции, ракурсу, каким-то приемам?
Нет, унификация в фотографии невозможна. Во-первых – фотография очень разноплановое искусство, в котором много различных жанров. Репортажная съемка – это одно, свадебная – другое, fashion, модная съемка – это третье. Как правило, начинающий фотограф быстро определяется, какой жанр ему по душе, а в разных жанрах работают совершенно различные эстетические и ценностные критерии. Во-вторых, если перед одной моделью поставить трех фотографов, то получится три совершенно разные фотографии – в зависимости от того, как выбран ракурс, как выставлен свет, как наведена резкость, можно придать снимку совершенно разное настроение. Я могу научить фотошкольников, как передать свои мысли и чувства посредством фотографии, но это должны быть их мысли и чувства, а не мои.
А какова роль модели, которую «снимают три фотографа»? В паре фотограф Анна Маслова – модель кто является ведущим, а кто – ведомым?
Я всегда следую за моделью. И неважно, коммерческий это клиент или работа для художественного проекта. Можно выстроить и снять некий абстрактный образ, который возник у меня в голове, используя модель как «предмет мебели». Но такие снимки-образы пусты, выхолощены и никому не интересны. Я всегда снимаю человека, его личность, его характер, его душу. В фотографии я – наблюдатель. Я никогда не ставлю перед собой задачу « а вот теперь я буду снимать эльфа (ведьму, вампира, невесту, маму с ребенком)». Я снимаю людей, а уж люди сами создают какие-то образы, я могу лишь интерпретировать их.
Но какой-то план съемки существует?
Когда я только начинала работать в качестве профессионального фотографа, и снимала, в основном, свадьбы, я приезжала всегда с определенным настроем: «Сперва я сниму такой кадр, потом такой, потом такой»… И почти всегда действительность сильно отличалась от такой «виртуальной съемки». Поэтому я работаю теперь только «по обстоятельствам» - делаю несколько пристрелочных планов, а потом работаю в зависимости от натуры, света, людей. Под людей приходится подстраиваться дольше всего, бывает, что проходит час, прежде, чем люди раскроются. Но как бы не был велик соблазн подогнать снимок под какой-то стандартный образ, ракурс, применить наработанную схему съемки – я никогда так не делаю. Фотография всегда идет от модели, я в этом убеждена.
А бывает так, что зрители не понимают, не видят того, что ты пыталась сказать своей фотографией? Видят совершенно иные идеи и образы, чем те, которыми ты вдохновлялась?
Бывает, и не так уж редко. Не так давно я показывала одну фотографию из своего нового проекта «Сказочные дети», и все дружно сказали, что на снимке – эльф, а я была уверена, что хоббит! Фотография всегда неоднозначна, ничего удивительного, что зрители тоже включаются в творческий процесс.
Ты много занималась коммерческой съемкой. Что для тебя в фотографии ремесло, а что творчество?
Для меня «ремесленичество» - это синоним плохого качества. У меня существует даже такой собственный стандарт абсолютного нуля в фотографии – те коллажи. Которые часто предлагают сделать фотографы в детских садах. Как бизнес, это, наверное, прибыльное занятие – минимум дублей, примитивная компьютерная обработка, современный вариант пляжного аттракциона «Вставь голову в дырку шаблона, сфотографируйся в виде русалки». Но я никогда не работала только ради денег, даже когда я занималась коммерческими съемками, я снимала так, как видела и чувствовала я, а не так, что бы наверняка угодить клиенту. Ко мне приходили те, кто ценил именно мою фотографию. Поэтому для меня коммерческая фотография это точно такой же творческий процесс, как и съемка художественного проекта, а уж что именно при этом снимать – реальную невесту, или невероятного эльфа – вопрос вторичный.
О карьере фотографаАнна, тебе действительно все равно, что снимать – коммерческий проект, или фотографии «для себя»?
Полагаю, что как фотограф я универсальна. Я могу снимать и репортажи, и фантазийную, художественную съемку, и детей, и свадьбы… Более того, одно и то же долго мне снимать скучно. Но я не меняю свою манеру работы в зависимости от цели съемки. Коммерческая съемка, работа с определенным клиентом, разумеется, накладывает определенные ограничения. В конце концов, если снимаешь маму с ребенком, в каждом кадре должны быть мама и ребенок! Съемка для художественного проекта – это совсем другое дело – там мне от всей съемки требуется только один кадр, который я стараюсь «раскопать», а получив его просто прекращаю процесс. Поэтому сегодня я практически отказалась от коммерческой съемки и сосредоточилась на том, что мне сегодня интересно – преподавании в фотошколе и собственных художественных проектах.
Таких, как проект «Fairytale»?
Да, сегодня это для меня определенная вершина - несколько лет кропотливой работы, когда каждый кадр я пропускала «через себя». Это первая современная фотовыставка, которую согласился принять Новосибирский государственный краеведческий музей, это активное внимание зрителей, прессы – да, я считаю, что это успех.
Если же говорить о том, что этот проект значит для моего профессионального развития, то могу сказать, что долгая работа над этой выставкой помогла мне определить и выкристаллизовать свой собственный стиль. Он фантазийный, немного мистический – чистые цвета, линии, высветленные лица… это такой стиль иллюстрации к волшебной истории – Fairytale.
И что дальше? Есть ли жизнь «после сказки»?
Пока не знаю. Я так много сил отдала этой выставке, что пока не строю далеко идущих планов. Это не творческий кризис, скорее просто усталость. Желание снимать, зуд в руках от фотокамеры никуда не пропали. Пока в планах новый проект «Сказочные дети». Возможно, он будет реализован в виде календаря Сибмамы, только уже не на этот, а на следующий год. А что касается какой-то глобальной честолюбивой цели – организовать выставку в знаменитой галерее, продать свои работы с аукциона за заоблачные суммы, или увидеть свою фотографию на обложке легендарного журнала – то у меня такой цели нет.
Если не фотография, то что?
Пока – только фотография, съемки и преподавание. Хотя постепенно возникает желание делать что-то еще. Например, сегодня мне хочется научиться самой накладывать грим своим моделям, помогать им в создании образов. Размышляю, не освоить ли мне еще и профессию визажиста. Но все равно, все мои планы пока – рядом, вокруг, около фотографии. Я пока продолжаю охоту за своим лучшим кадром – тем, который еще не снят.
Беседовала Ирина Ильина
15/12/2009
Обсуждение на форуме ("связанная" тема) Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь |
[Воспитание] Самостоятельные игры – когда дети начинают играть самостоятельно Актуальные темы форумов
Кто что читает? Том 22 (Культурная жизнь)Mandarino Laboratorio Olfattivo (Парфюмерные распивы)Борщ - 2024 (Кулинарный форум)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Флешмоб Время путешествий: Мир вокруг нас (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Проездные для детей из многодетных семей (Многодетные сибмамы)У меня будет остров! (Ремонт и интерьер)Cannabis , De Young Red Orlov ,Noble Royale Cuir Magnifique (Парфюмерные распивы)"10 негритят" - 2024 (Культурная жизнь)Начни с последнего слога-25 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)
Объявления
Распродажа!! Новые вещи! Девочке и мальчику (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Чайный набор керамический, хрусталь, фарфор (Товары для дома и семьи. (ДО))Распродажа! Одежда, бандажи, молокоотсос (Товары для беременных и кормящих (ДО))Продам мобиль, трусики для плавания, игрушки и нужности для (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Много обуви от 100 руб ! Новая на все сезоны!!! (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Много нового! Распродажа! (Одежда для взрослых (ДО))Распродажа!!! Освобождаю шкаф!!! Есть новое!!! (Одежда для малышей до года (до 85 см))Продам новую женскую обувь 37, 38 размера (Обувь для взрослых (ДО))Меняю книжки (Пункт обмена и проката)Разное и нужное. (Товары для дома и семьи. (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |