Женские имена на букву М

/О детях/Школа

Нехватка учителей и конкурс в педагогические вузы: дело в зарплате?

учителей физики в стране за последние 20 лет стало меньше в два раза
Не секрет, что в российских школах – дефицит учителей. Особенно по физике, химии и математике. В то же время среди абитуриентов в последние годы педвузы очень популярны. 

Почему же и куда уходят выпускники-педагоги, не добравшись до школ? Разбираемся в причинах такого парадокса.
 

Нехватка учителей в школах – явление, к сожалению, ставшее привычным за последние десятилетия. Причины этого понятны: невысокие зарплаты (кроме столицы); большая нагрузка, отчасти связанная с первым пунктом; ненормированный рабочий день (проверка тетрадей, подготовка к урокам, повышение квалификации и т.д.); огромное количество документов, с которыми нужно работать – правда, в последнее время их число стараются законодательно ограничить. 

В 2024 году в российских школах работало 1 047 220 педагогов (по подсчетам проекта «Если быть точным»).


А в это время конкурс в педагогические вузы бьет рекорды! 

" По словам министра просвещения Сергея Кравцова, в этом году педагогические специальности заняли второе место по популярности в выборе среди абитуриентов. 

Конкурс на педагогические специальности (по нашим наблюдениям – ред.) составлял от 10 до 40 и более человек на место! В текущую приемную кампанию, по данным пресс-службы Минпросвещения на 28 июля, было подано рекордное количество заявлений в педагогические вузы – 514 193. 
«Таких результатов не было в Советском Союзе — сегодня педагогическое направление на втором по популярности у абитуриентов», — сказал Кравцов.


Так в чем же дело? Может быть, просто нужно подождать, и через 4-5 лет в школах появится множество молодых специалистов? Увы, все не так просто.

Вот что сообщил недавно министр труда и соцзащиты Антон Котяков:
«За последние несколько лет прием на педагогические образовательные программы остается на одном уровне и находится примерно на уровне около 190 тысяч студентов, но каждый четвертый студент педагогической специальности сегодня не заканчивает обучение. На второй год после выпуска трудоустраиваются 78%, при этом работает преподавателями менее 42% от общего количества обучившихся».

Министр предложил способы решения проблемы: 

  • увеличение целевого набора будущих педагогов, то есть тех, кто обязан будет после вуза отработать несколько лет в школе; 
  • увеличение набора на педагогические специальности в целом; 
  • развитие профориентации среди школьников, с тем, чтобы ориентировать их на профессию учителя.

Кстати: 
Начиная с 2027–2028 гг., выпускники педагогических вузов будут сдавать демонстрационный экзамен. Это станет обязательной формой итоговой аттестации выпускников.


Между тем учителя нужны уже сейчас! 

" Например, учителей физики в стране за последние 20 лет стало меньше в два раза! В каждой четвертой школе учитель физики отсутствует в принципе. По словам члена комитета Госдумы по бюджету Оксаны Дмитриевой со ссылкой на данные Минпросвещения, в 40% российских школ нет также учителей химии. 

По данным Росстата, в 2002 году учителей физики было 61,1 тыс. человек, а в 2022-2023 учебном году, всего 31 тысяча. Из них более 30% - пенсионеры (такая же доля пенсионеров среди учителей математики и химии). 

Почему так пострадала именно физика? Вероятно, сказалось то, что с определенного момента преподавать в школах запретили выпускникам непедагогических вузов (например, физфаков университетов). К тому же в школьной программе, по сравнению с советскими временами, часов физики стало заметно меньше, а в целом популярность специальностей, где она нужна, снижалась. Теперь же, когда вновь становятся остро востребованными инженерные специальности, готовить абитуриентов оказалось некому – ЕГЭ по физике сдает небольшой процент выпускников (около 15%). Причем это количество сокращается: в 2020 году ЕГЭ по физике сдавали 139 574 школьников, а в 2024 году – всего 91 тысяча.

В 2024 г. при плане приема в технические вузы в 245 тыс. человек ЕГЭ по физике сдавало 91 095 человек, или 37% от количества выделенных «инженерных» мест, не говоря уже о физико-математических факультетах университетов и педагогических вузов.


А кто же учит наших детей?

Те же учителя, просто на несколько ставок!

Средняя нагрузка на педагога в России составляет 1,45 ставки на человека. Об этом 28 апреля 2025 г. заявил министр просвещения Сергей Кравцов на заседании Совета законодателей. В 42 регионах учебная нагрузка выше среднероссийской.

Больше всего загружены учителя в Удмуртии (1,95 ставки на учителя), Хабаровском крае (1,94), Омской области (1,89), Чукотском автономном округе и Кемеровской области (по 1,86). В Хабаровском крае, Удмуртии и Кузбассе учителя математики работают на 2,01—2,05 ставки.

Средняя нагрузка на педагога в России составляет 1,45 ставки на человека
Государство, конечно, старается решить проблему нехватки учителей, особенно по математике и естественно-научным предметам.

  1. В июле 2025 года Госдума приняла закон, позволяющий студентам непедагогических специальностей работать в школах уже после третьего курса, преподавать школьные предметы по своему профилю обучения. Соответствующие поправки внесены в закон «Об образовании в Российской Федерации». Раньше право работать в школе было только у студентов педвузов.
  2. Правительство рассматривает «Комплексный план мероприятий Правительства РФ по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года». Его цель — увеличить количество и повысить квалификацию учителей математики, физики, химии и биологии, увеличить количество выпускников, сдающих ЕГЭ по этим предметам.
  3. С 2026 года для поступления на все инженерные специальности, вероятно, нужно будет ЕГЭ по физике (к сожалению, точно это будет известно только в январе 2026 года, когда вузы объявят окончательные условия приема). Совершенно точно ЕГЭ по физике, вместо обществознания, понадобится абитуриентам педагогических вузов, поступающих на физический или физико-математический факультет. 


И все же – куда идут выпускники педуниверситетов?

Увы, чаще всего – не в школу…

Эксперты НИУ ВШЭ, основываясь на Мониторинге трудоустройства выпускников, в своем аналитическом докладе «Учитель на перекрёстках российского рынка труда — 2025» выяснили, что более 40% выпускников педагогических вузов и колледжей так и не начинают работать по специальности. 

Из выпускников бакалавриата и специалитета педагогических направлений 2016–2024 гг. в сфере образования работают только 51,3% занятых, то есть тех, кто официально работает в России, а их среди всех выпускников 83,8%. 

" Непосредственно в школах трудятся лишь 30,3% занятых выпускников 2016–2024 годов. 

У окончивших магимстратуру показатели немного выше: в образовании работает 61,4%, из них в школах 34,8%.
Доказан и существенный отток молодых учителей из школ в первые годы работы. Так, в  декабре 2024-го из выпускников этого года в школах работали 36,7%, а среди тех, кто окончил вузы в 2016 году, только 25,8%. 

Исследователи узнали, что, кроме школы, выпускники-бакалавры педагогических специальностей чаще всего работают в таких сферах:

  • торговля;
  • обрабатывающие производства;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • информация и связь;
  • государственное управление.

К декабрю 2024 года 22% выпускников-педагогов обладали статусом ИП или самозанятого, для 9,8% этот статус был единственной занятостью. Скорее всего, эта категория педагогов – профессиональные репетиторы.


Доля учителей моложе 35 лет в России не меняется как минимум с 2017 г. По данным  рейтинга проекта «Если быть точным», она держится на уровне около 23% от общего числа. При этом педагогов старше 60 лет становится все больше: их доля выросла с 11,5% в 2017 г. до 16,5% в 2024 г.


А что у нас?

" В Сибирском федеральном округе, по данным аналитиков платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, с января по август 2025 года открыто более 5,6 тысячи вакансий педагогов.

Больше всего вакансий – в Новосибирской области (26%), на втором месте – Красноярский край (20%), на третьем – Иркутская область (15%).

Есть регионы, где желающих работать в школе достаточно: высокий конкурс на работу учителя отмечен в Республике Хакасия (17,3 резюме на вакансию), Кемеровской области (8,9), Томской области (8,6).

Какие зарплаты учителям в этом году предлагают в СФО:

  • в Новосибирской области и Республике Алтай – 50 тысяч рублей, 
  • в Красноярском крае – 45,3 тысячи рублей, 
  • в Иркутской области – 42,3 тысячи рублей, 
  • в Кемеровской области – 40,8 тысячи рублей, 
  • в Томской области – 40,7 тысячи рублей, 
  • в Алтайском крае – 39,6 тысячи рублей, 
  • в Республике Хакасия – 36,5 тысячи рублей,
  • в Омской области – 35 тысяч рублей.

Медиана предлагаемой заработной платы в Сибирском федеральном округе составляет 70,1 тысячи рублей.

Кстати: 
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников в декабре 2024 года докладывал о том, что за прошлый год «в системе образования закрепились 737 молодых специалистов. Привлечь их в профессию помогли  меры поддержки, среди которых: ежемесячная надбавка к зарплате в размере 25% в течение трех лет, единовременное пособие в размере прожиточного минимума, единовременная выплата для выпускников-целевиков.


О зарплате – подробнее

По данным мониторинга независимого профсоюза «Учитель», в 2025 году оклады педагогов оказались ниже минимального размера оплаты труда, или МРОТ (его федеральный размер в 2025 году — 22 440 рублей) практически по всей стране.

" В Карачаево-Черкесии, Вологодской области, ЕАО и Мордовии базовая ставка учителя – ниже 5 тысяч рублей! Оклад учителя Карачаево-Черкесии составил от 2369 рублей до 3969 рублей.

Еще в 24 российских субъектах оклады не дотягивают до 10 тысяч рублей, в 46 субъектах они ниже 20 тысяч рублей.

Превышает МРОТ оклад лишь в трех регионах — Татарстане, Приморском крае и Москве.
Между тем по закону общая сумма зарплаты учителя за месяц (оклад + все выплаты, не связанные с дополнительной нагрузкой — за интенсивность, за категорию, за стаж, а также стимулирующие) не может быть ниже МРОТ.

При этом распространена практика, когда работодатели «дотягивают» зарплату до МРОТ, включая туда оплату за дополнительную нагрузку: классное руководство, проверку тетрадей, заведование учебными кабинетами, руководство методическими объединениями, работу в выходные. 

Такой подход противоречит постановлению Конституционного суда от 23 сентября 2024 года и нормам Трудового кодекса: все компенсационные выплаты должны прибавляться к базовому окладу, который сам по себе обязан быть не ниже МРОТ.  
Общественники уже направили обращения в региональные прокуратуры с требованием проверить местные нормативные акты на соответствие федеральному законодательству.


Недавно лидер ЛДПР Леонид Слуцкий предложил создать единую федеральную систему оплаты труда для учителей, чтобы уравнять их заработную плату во всех регионах России. Он считает, что учителя вынуждены брать чрезмерную нагрузку ради достойной зарплаты, а это приводит к их профессиональному выгоранию, хронической усталости и, в итоге, уходу из профессии. 
Он сказал: «Каждый год мы выпускаем тысячи дипломированных учителей, но в школы идут работать единицы. Проблема - в низких зарплатах и очевидном неравенстве. Разрыв в оплате труда между регионами пугающий. В Москве средняя зарплата учителя превышает 143 тыс. рублей - это более чем в три раза выше, чем, например, в Ивановской области. 
Не надо уговаривать регионы платить больше - у них нет денег. Надо создать единую федеральную систему оплаты труда для этой важнейшей профессии, чтобы уравнять наконец вознаграждение педагогов по всей стране. ЛДПР требует ввести дополнительное целевое финансирование регионов».

В некоторых регионах, сообщил Слуцкий, действуют меры поддержки для учителей, однако уровень таких выплат значительно различается. «Например, в Краснодарском крае молодой учитель получает 1 миллион рублей на строительство или покупку недвижимости, в Свердловской области заслуженному учителю при получении этого звания единовременно выплачивают 30 тыс. рублей. Но, почувствуйте разницу, в Москве за это же звание единовременно выплачивают 300 тыс. рублей», - отметил он.


Проблема нехватки учителей — мировая! 

Оказывается, подобные проблемы существуют во всем мире. Зарплата учителей ниже, чем у других работников с аналогичным образованием почти во всех странах. В среднем она на 12–19% ниже зарплат в других сферах, а в Венгрии, например, на 48%. Как  же стимулируют учителей в разных странах?

  • Рост номинальной заработной платы часто не приводит к ее реальному увеличению, поскольку отстаёт от инфляции. Реальные же зарплаты учителей выросли за последние годы в Литве, Чили и Колумбии - более чем на 20%.
  • В Португалии ежемесячную прибавку к зарплате в размере 750 евро предлагают педагогам, имеющим право выхода на пенсию..
  • В Перу ввели премии для учителей, желающих работать в отдалённых учебных заведениях в труднодоступных районах.
  • В Сингапуре учителям дают возможность могут развиваться и продвигаться по трём направлениям: преподавательская деятельность, руководство школой и деятельность старшего специалиста. 
  • В Ирландии учителя по востребованным предметам могут работать в двух школах. 
  • В Западной Австралии, Португалии и Германии разрешили студентам-педагогам последнего года обучения работать внештатными преподавателями. 
  • В Нидерландах в пяти крупнейших городах в тестовом режиме приглашают в школы квалифицированных специалистов без педагогической квалификации. Они могут преподавать не более одного дня в неделю.

Юлия Воронцова
15.09.25

Использованы материалы сайта skillbox_media_education и СМИ

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться