Андерсен. Интересные факты

/О детях/Детский сад

обучение левшиМетодические рекомендации для левшей-дошкольников

При работе с ребёнком‑левшой важно не пытаться его переучивать — смена ведущей руки по чьему‑либо указанию представляет собой серьёзное вмешательство в тонкие процессы работы мозга. Предсказать последствия такого вмешательства невозможно.

Переучивание левшей нередко провоцирует развитие невротических симптомов.

Среди наиболее распространённых проявлений:

  • проблемы со сном;
  • нарушения аппетита;
  • головные боли или боли в животе;
  • беспричинные страхи;
  • чрезмерная возбудимость и раздражительность;
  • склонность к укачиванию в транспорте;
  • энурез;
  • заикание;
  • нервные тики;
  • навязчивые движения;
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте и резким запахам;
  • двигательное беспокойство, неспособность долго сидеть на месте;
  • апатия, заторможенность реакций.

Важно целенаправленно развивать согласованную работу обеих рук леворукого ребёнка. Для этого подойдут занятия, которые тренируют мелкую моторику и зрительно‑моторную координацию:

  • игры с мячом;
  • плавание;
  • лепка;
  • вышивание и вязание;
  • плетение макраме и т. п.

Такие упражнения стоит включать в ежедневный распорядок — достаточно уделять им 15–20 минут.

 

Организация рабочего места и поза при письме

Чтобы леворукому ребёнку было комфортно и удобно заниматься, важно правильно организовать пространство:

  1. Освещение. Свет должен падать с правой стороны.
  2. Расположение в классе. Желательно посадить ребёнка так, чтобы доска находилась справа от него. Это снижает риск ошибок зрительного восприятия, связанных с характерным для левшей левосторонним игнорированием пространства.
  3. Посадка за столом. Общая поза стандартная, но с нюансом: немного вперёд выдвинуто не правое, а левое плечо.
  4. Положение тетради или листа. Верхний правый угол должен быть наклонён вправо, а верхний левый — располагаться прямо напротив груди ребёнка.

 

Левша и его эмоции

При воспитании и обучении ребёнка‑левши важно учитывать особенности его эмоциональной сферы. Родителям и педагогам стоит выстраивать общение так, чтобы не заострять внимание на леворукости как «особенности» или «отличии» и создавать условия для раскрытия индивидуальности ребёнка, поддержки его сильных сторон.

Дети‑левши часто отличаются:

  • повышенной чувствительностью и ранимостью;

  • хорошим пониманием социальных норм и ожиданий;

  • специфическими трудностями в обучении (связанными с особенностями работы мозга).

В силу этого они особенно нуждаются в искреннем сочувствии, безоговорочном принятии и поддержке самооценки.

Задачи взрослого:

  • помочь ребёнку развить оптимизм и уверенность в себе;

  • сформировать ощущение самоценности;

  • поощрять активное, заинтересованное отношение к жизни.

Важный нюанс: у левшей психические процессы требуют больше энергии, поэтому они быстрее устают и сильнее подвержены нервному истощению.

" Чтобы минимизировать риски, строго соблюдайте режим дня, контролируйте нагрузку, не допускайте переутомления и чередуйте виды деятельности, давая ребёнку время на восстановление.

 

Обучение левши

Исследования показывают: левши усваивают знания иначе, чем праворукие дети. Это значит, что стандартные методики могут быть для них менее эффективны — важно подбирать индивидуальные стратегии обучения, опирающиеся на сильные стороны конкретного ребёнка. Это важно учитывать при планировании коррекционной работы. Можно выделить несколько типичных способов восприятия:

  • одни лучше воспринимают зрительные образы;

  • другие эффективнее запоминают словесные объяснения;

  • третьи легче усваивают информацию через образные сравнения.

Выявление таких индивидуальных особенностей — ключевой этап: именно они зачастую определяют, какие методы коррекции будут наиболее действенны для преодоления учебных трудностей ребёнка.

Многие леворукие дети испытывают затруднения с различением правой и левой руки. В таких случаях помогает маркировка левой руки — например, с помощью браслета, часов или другого заметного аксессуара.

Исследования показывают, что у дошкольников‑левшей по сравнению с праворукими сверстниками задерживается формирование вербальных и невербальных рядов (последовательностей, упорядоченных по определённому принципу) и медленнее развиваются пространственно‑временные представления.

Это проявляется в следующих особенностях:

  • зеркальность рисунков — значительная часть графических работ левшей демонстрирует обратное (зеркальное) отображение объектов;

  • нарушение логики построения рядов — элементы в последовательностях располагаются без учёта их смысловой связи и цели построения ряда.

обучение левши

Формирование рядов

Работа по формированию упорядоченных рядов требует систематических занятий и может быть органично встроена в разные виды детской деятельности. Ключевой принцип: педагог акцентирует внимание на направлении ряда — слева направо, а маркированная левая рука служит исходным ориентиром.

Основные приёмы и материалы:

  • Мозаика
    • Правила выкладывания: начинать с левого верхнего угла, двигаться к правому верхнему углу.
    • После завершения «строки» переходить на следующий уровень и продолжать от левого края к правому.
    • Схема повторяет направление письма и чтения, что помогает закрепить пространственные ориентиры.
  • Кубики
    • Строить ряды, двигаясь от левого верхнего угла к правому верхнему.
    • Каждый новый ряд начинать на уровень ниже, сохраняя направление слева направо.
    • Такой алгоритм формирует понимание последовательности и пространственной организации.
  • Декоративное рисование и аппликация. Эти виды деятельности основаны на построении рядов и чередовании элементов, что особенно полезно для левшей.

    • соблюдать направление слева направо;
    • чередовать формы, цвета или размеры элементов;
    • создавать узоры с соблюдением последовательности.
  • Работа с пластилином и природными материалами

    • Предложить ребёнку покрыть пластилином поверхность (картон, банку, бутылку) и создать узор, втыкая семечки овощей или фруктов в определённой последовательности.
    • Цель: превратить предмет в «вазу для цветов», соблюдая ритм и порядок элементов. Упражнение развивает мелкую моторику, чувство ритма и симметрии, пространственное мышление.

Ключевые принципы работы:

  • Всегда придерживаться схемы «слева направо», чтобы закрепить устойчивый зрительно‑двигательный образ.

  • Маркированная рука (с браслетом, часами и т. п.) служит точкой отсчёта для начала ряда.

  • Начинать с простых узоров и коротких последовательностей, постепенно усложняя задания.

  • Превращать упражнения в увлекательные сюжеты (например, «украшаем вазу для мамы», «строим дорогу для машинок»), чтобы поддерживать мотивацию ребёнка.

  • Включать подобные задания в ежедневные занятия, но не перегружать ребёнка — достаточно 10–15 минут в день.

Такие упражнения не только развивают пространственные представления и мелкую моторику, но и помогают левшам легче осваивать навыки письма и чтения за счёт закрепления направления слева направо.

По мере тренировки длина рядов увеличивается. Леворукому ребёнку полезно раскладывать сюжетные картинки и составлять по ним рассказ, соблюдая направление слева направо; можно использовать детские комиксы с правильным порядком кадров.

Допустимы и другие виды работы: иллюстрирование сказок и рассказов с последующим пересказом по ряду картинок. Для закрепления последовательности событий ребёнок вместе со взрослым может делать схематичные рисунки. При зеркальности в рисунках нужно обращать на это внимание ребёнка.

Если при обучении письму появляются зеркальные буквы, нужна систематическая коррекция с опорой на ведущий тип восприятия ребёнка (зрительный, слуховой или образный).

В письменных работах важно отмечать начало строки и следить за её соблюдением. Необходимо развивать фонематический анализ: слово — это ряд звуков, а несформированность рядов у леворуких детей ведёт к дисграфическим ошибкам. Также нужно предупреждать ошибки в последовательности и количестве букв в словах и на уровне предложений.

 

Счет, чтение и списывание

 

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов, необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, используя геометрические фигуры, трафареты, картинки и т. п. Этапы диктанта:
  1. ребенок рассматривает образец (ряд фигур или предметов).
  2. перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
  3. образец закрывают, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд;
  4. образец открывают и проверяют правильность.
Также могут наблюдаться трудности списывания. Этот вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: во-первых, нахождение нужного элемента в тексте (требует быстрой пространственной ориентировки), во-вторых, выстраивание ряда элементов. Такая работа у левши занимает больше времени и довольно часто сопровождается ошибками.
 
При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения. Можно закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.
 
По материалам http://www.levshei.net/
Обновлено 07.11.2025
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

Ksenija54 (02/05/2017)
Я левша. И никаких трудностей никогда не испытывала. Ножницы только, вот, в левой руке не режут)))
Tattianna (27/02/2014)
По поводу того, что нужно отказаться от переучивания левшей. Здесь, несомненно, стоит учитывать "степень" леворукости ребёнка. Она может быть разная. Если ребёнок в состоянии владеть и правой рукой, то такое основополагающее умение, как письмо, можно попытаться освоить и правой рукой. Это поможет ребёнку писать "как все", не наезжая рукой на написанный текст, позволяя сразу видеть написанное, и разовьёт навык владения правой рукой, тем самым сделает его более разносторонним. Опыт моей семьи, где много леворуких, показал положительный результат такого обучения владения правой рукой. Кстати, мне кажется неправильным термин "переучивание", поскольку в возрасте 5-7 лет, когда детей начинают учить письму, навык письма у них ещё не сформирован, и мы именно обучаем, а не переучиваем.
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь