Калач-на-Дону. Волго-Донской судоходный канал

Вторая точка и основная цель нашего путешествия — небольшой город Калач-на-Дону. Находится в Волгоградской области, в излучине Дона, неподалёку от Цимлянского водохранилища и в 80 километрах западнее Волгограда. Население — около 24 тысяч человек. Там живут мои бабушка и тётя по папиной линии.

Почти ровесник Петербурга, основан в 1708 году, изначально был казачьим хутором Калач. В 1951 году стал городом и обзавёлся добавкой «на Дону» в названии.

Во время Гражданской войны казаки массово восставали против большевиков. Калач переходил из рук в руки восемь раз.

Город сыграл важную роль в Сталинградской битве. В августе 1942 года оказался целью немецкого продвижения к Волге. На подступах к городу развернулись упорные бои между частями Красной армии и элитными дивизиями 6-й армии вермахта.
В самом Калаче противник напоролся на стойкие и ранее закалённые в боях части. Город обороняли так отважно, что немцы ошибочно полагали, что его защищают большие силы.

За дни героической обороны Калача потери немецких войск составили около 3600 солдат и офицеров, 16 танков, 3 бронетранспортера, 13 орудий, 150 повозок с имуществом, 18 тяжелых пулемётов, 16 миномётов, 2 самолёта и много стрелкового вооружения.

Недалеко от Калача, в Пятиморске, у Волго-Донского канала, находится монумент «Соединение фронтов», посвящённый встрече войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом в рамках операции «Уран». Скульптор, как и у «Родины-матери», — Евгений Вучетич.
Высота скульптуры — 16 метров. Она изображает четырёх бойцов при встрече двух фронтов: мотострелка, конногвардейца, пехотинца и танкиста. За их спинами находятся знамёна фронтов.

После упорных боёв 23 ноября 1942 года город был освобождён, в этот же день в рамках операции «Уран» в Калачёвском районе замкнулось кольцо (Калачёвское кольцо, котёл) вокруг немецкой 6-й армии.

С 2010 года Калач — город воинской славы.

Сейчас в городе расположена часть Росгвардии. Недалеко есть военный аэродром и полигон танковых войск. Вот немного истории южного города на берегу Дона.

Про современный город :на первый взгляд, рассказать особо нечего. Город живёт потихоньку, многие предприятия разваливаются. Но природа прекрасна. В один из дней девичьей компанией охотились на закат на противоположном крутом берегу Дона.

Сейчас в Калаче функционирует речной порт.

До сих пор действует судоремонтно-судостроительный завод.

Кстати, там же, в затоне, где завод, тренируются байдарочники.
Есть станция железной дороги «Донская». В Волгоградской области эта ветка дороги одна из первых, запущена в 1862 году, называлась тогда Волго-Донская железная дорога. До сих пор по ней в Волгоград курсирует поезд «Донской». Отправляется из Калача в 6 утра, прибывает примерно в 8. Обратно идёт около 18 часов, прибывает в 20 часов. Билет стоит 147 рублей. Мы рассматривали такой вариант добраться до Калача из Волгограда, но ждать вечера не захотели.

Многим путешественникам к морю и на юг наверняка приходилось переезжать Дон по мосту в Калаче-на-Дону. Мост длиной 922 метра введён в эксплуатацию в 1976 году. На нем круглосуточный пост ГИБДД. Будьте внимательны!
Фотографии моста мои, но 2013 года.

В самом городе можно прогуляться к реке Дон, полюбоваться на крутой берег напротив. В этом году новая набережная подтоплена, река разлилась.

В округе много мест для рыбалки. Недалеко у Калача в окрестностях деревни Кумовка в живописном местечке есть база отдыха «Застава у маяка». Там можно остановиться в домиках с удобствами, отдохнуть на природе, пожарить шашлык, порыбачить. Да и переночевать по пути на юг. После моста через Дон до базы километра 4. Стоимость суток — от 3000 рублей.

 

Ну, а среди наших традиционных развлечений-пунктиков — поход к Волго-Донскому каналу, на маяк.

 

 

И ещё одно любимое мероприятие для детей —поездка в Пятиморск, там уже несколько лет существует превосходный парк с кучей тематических аллей: исторической, военной, детской, дружбы, любви...

 

 

 

А в самом городе мы обычно ходим на речку, едим жареную рыбу, ягоды, абрикосы, помидоры.

В этом году застали клубнику, шелковицу (тутовник), начинается черешня.

 

Волго-Донской судоходный канал и маяк

Недалеко от Калача-на-Дону находится Волго-Донской судоходный канал.

Идея соединить Волгу и Дон возникла ещё в 16 веке у турков, потом к ней пришёл Пётр Первый, началось строительство нескольких шлюзов, но в 1701 году они были разрушены.
В начале 20 века было разработано около 30 проектов канала. Но реализацию пришлось отложить из-за войны. Схему канала утвердили в 1948 году. Руководил работами строитель и гидротехник Сергей Жук, который к тому времени уже сконструировал каналы Москва-Волга и Беломорско-Балтийский.

Волго-Донской судоходный канал строился силами заключённых, пленных немцев, добровольцев в рекордный срок 4,5 года. Берега и дно канала выкладывали камнями вручную. Эти камни, кстати, так рьяно в недавнем прошлом растаскивались местными садоводами для дачных нужд, что пришлось ставить у канала охрану и шлагбаумы. Длина канала — 101 километр, глубина — не менее 3,5 метра. Соединив Волгу и Дон, он связал пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное.
Свое начало он берет в Красноармейском районе Волгограда, заканчивается в районе Калача-на-Дону.

Искусственное русло включает 13 шлюзов и 3 водохранилища: Варваровское, Береславское и Карповское. В комплекс Волго-Донского канала входит Цимлянский гидроузел, включающий Цимлянское водохранилище, Цимлянскую ГЭС и 2 шлюза, а также сеть оросительных каналов.

Первый и тринадцатый шлюзы оформлены триумфальными арками. Арка тринадцатого шлюза посвящена событиям 1942 года – объединению Сталинградского и Юго-Западного фронтов, завершению окружения фашистских войск в Сталинграде. Она украшена барельефами, выполненными скульптором Георгием Мотовиловым, чугунными знаменами и надписями. При оформлении использовано каслинское литьё. Это такой привет нам с родины, город Касли недалеко от нас, в Челябинской области.

На правом берегу канала поставлен монумент работы Евгения Вучетича «Соединение фронтов».

Около арки расположены здания управления с купольными крышами.
По берегам канала протянулись тополиные аллеи.

К тринадцатому шлюзу относятся два маяка на ограждающих дамбах на входе в канал со стороны Дона.

Оба маяка оформлены так же, как и маяк на канале со стороны Волги, на Сарпинском полуострове. Их высота — 25 метров. Увенчаны легкой колоннадой и украшены металлическими изображениями носовых частей кораблей (рострами). Архитектурный стиль всего комплекса — сталинский ампир.

Дон в этом году широк, дорога вдоль него к маяку затоплена, добираться от Калача к маяку пришлось вдоль дамбы канала на уазике.

Ну и, наверное, уже понятно, что Пятиморск — это посёлок у тринадцатого шлюза канала. Изначально там жили те, кто обслуживает гидротехническое сооружение.

У маяка видели цаплю. Заметна на фото? Пока я кралась поближе, она взлетела.


Поделюсь ещё фотографиями.

 Ходили купаться на Дон почти каждое утро. Я не плавала. Боюсь мутной донской водицы. Как-то раз к тому же видели в воде змею.

Улочки...

Родная для меня пятиэтижка, ул. Революционная, д. 417. Там раньше жила бабушка, у меня были кучи подружек, в этом дворе несколько лет подряд мы пропадали летом.
Интересно получилось с названиями городов, моего родного и бабушкиного. Приезжаем к бабушке, дети во дворе спрашивают, откуда мы. На ответ «из Миасса» ржут, что мы из «мяса». Возвращаемся домой, там смеются, что мы были в Калаче :)

Церковь, где нас крестили. Храм Николая Чудотворца. Тогда она была ещё не восстановленной после пожара. Сейчас кирпичная.

Похожее на особнячок здание районного управления образования.

И ещё одна забавная история. В 2017 году перед приездом президента к открытию стелы «Калач-на-Дону — город воинской славы» покрасили зелёным землю на местах невзошедшего газона.
Стела на фото.

И просто красивые фотографии вразнобой.

 

 

23.08.2023,
Тася,
Южный Урал

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться