готовим к новому году заранее

/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью

«Я выходила из школы после собрания и плакала…»

Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом-музыкантом


«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогомДва года назад семья Анастасии Шамнэ (УФ Анастасия) переехала на постоянное место жительства в Канаду. О том, какую роль в этом сыграло состояние их старшего сына Кирилла, и как прошла адаптация в новой стране, Настя рассказала Сибмаме. 

- Настя, ваш старший сын – особый ребёнок. Скажи, как быстро вы поняли, что с мальчиком что-то не так? И что помогло прийти к этому пониманию? 

- Сразу и поняла, ещё в роддоме. Пока все новорождённые мирно посапывали в своих кроватках, мой кричал, не замолкая, все дни и ночи напролёт.

" Перед выпиской строгая неонатолог перечислила мне всё то, что ей казалось отличным от нормы, покачала головой и добавила: «Невролог должен стать вашим лучшим другом». Это прозвучало, как приговор.

Первой моей реакцией был гнев и отрицание (всё, как по книгам). Но когда я поняла, что ребёнок не спит и спать не собирается вообще, невролог и впрямь стал нашим постоянным спутником. Помню, как металась с младенцем, пытаясь его усыпить: в кровати – не спит, на груди – не спит, качаю – не спит, пою песни – ноль реакции.

Потом было много тревожных симптомов: Кирилл подолгу был зациклен на одной теме, и отвлечь его было невозможно. Он придумывал свои маршруты и ритуалы, и его было невозможно убедить действовать иначе. Он убегал, не видел опасности. А главное – не было диалогической речи. Он мог рассказать наизусть книгу «Правил дорожного движения» (оригинал, а не детское переложение) или сочинить собственную историю, но не мог ответить на вопросы типа: «Ты хочешь есть?», «Что ты будешь есть – кашу или суп?». Это сводило меня с ума. Искала информацию в интернете (надо понимать, что 14 лет назад её было значительно меньше, чем сейчас). 
В итоге пришла к пониманию, что это аутизм. Поэтому, когда врач мне осторожно сказала «почитайте-ка книжку Никольской», я уже не удивилась и не испугалась, я была готова к диагнозу.

- Вот вы поняли, что у вашей семьи есть проблема… Что вы решили делать дальше? Как строить свою жизнь? 

- Что с этим пониманием делать – вопрос очень сложный. Даже сейчас, когда есть современные методы диагностики и реабилитации, когда есть реабилитационные центры и различные программы помощи, выбор образовательного и реабилитационного маршрута – дело непростое. Никто не может гарантировать положительный эффект, ни один специалист. А 14 лет назад мы тыкались наугад, как слепые котята.

" Врачи, психологи, реабилитационные и просто развивающие центры, кружки, студии, секции…  Время шло, а положительной динамики почти не было.

Нас выгоняли отовсюду – из любого кружка, из государственных детских садов, которые были положены ребёнку по закону, из школы… 

- Расскажи немного, в каком режиме Кирилл ходил в детский сад, учился? 

- Врачи и психологи в один голос твердили: «Ему нужен коллектив! Только так он научится общаться. В сад обязательно! И кружки, студии, общение». И мы слушались – а как иначе? Сейчас я понимаю, что сад в 3 года был ошибкой. Сын не был к нему готов. А главное – система не была готова принять непростого ребёнка. Самой большой проблемой был сончас. Я предлагала давать ему книжку, чтобы он тихо полежал с ней, или сажать его с книжкой возле няни, которая моет посуду (он рано начал читать). Но индивидуальный подход в обычном детсаду – это нонсенс. Разумеется, никто не шёл ни на какие уступки. Ситуация накалялась. Из сада нас в итоге выжили.

Я оказалась в непростой ситуации: нужно было работать (ипотека), няню на полный рабочий день мы не могли себе позволить из тех же соображений, а садика у сына больше не было. В этот момент я узнала о существовании реабилитационного центра «Олеся», это стало нашим спасением.

" Мы впервые узнали, что нашего сына могут хвалить за успехи, он может выступать на утреннике, у него могут появиться друзья… Такие простые родительские радости, которых мы были лишены.

К сожалению, количество мест в реабилитационном центре ограничено, а детей, нуждающихся в реабилитации – море. Через год нам сказали, что пришло время уходить в свободное плавание.

«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом

В школе ситуация, к сожалению, повторилась. Любимой фразой учителя была: «Ты всем мешаешь!». Несмотря на высокий уровень интеллекта Кирилла, учитель постоянно твердила ему: «Ты будешь двоечником! Ты никогда не получишь оценки выше тройки». Рекомендации психолога игнорировались. Учитель требовала «сделать с ним что-нибудь». Время шло, напряжение нарастало. В конце года нам было сказано: «Или вы забираете его из моего класса, или вы сильно пожалеете». Мы сделали вывод и забрали ребёнка из школы. Насовсем. 

- Учились дома?

- Начиная со второго класса, Кирилл находился на семейном обучении. «Экстерн-офис» стал второй (после «Олеси») находкой в нашей жизни.

" Оказалось, что можно учиться спокойно, без стрессов. Не плакать, не бояться учителя, не вздрагивать от телефонного звонка… Кирилл учился дома.

Муж занимался с ним английским языком, я взяла на себя всё остальное. Он посещал множество кружков и студий, был в коллективе, заводил друзей, изучал что-то новое, интересное для себя. 
К пятому классу он стал круглым отличником. Я очень благодарна «Экстерн-офису» и А. Битнеру за эту возможность учиться спокойно и в своём ритме.

«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом
- При этом ты работала, а потом у вас в семье появилась дочь. Как удавалось совмещать всё это?

- Было тяжело. Временами – невыносимо. Но надо понимать, что работа была необходимостью в определённый период. Возможно, была и другая возможность зарабатывать деньги, но я её не видела. К тому же мне хотелось быть не только матерью, но и профессионалом.

" А рождение дочери внезапно принесло нам большое облегчение. Я ушла в отпуск по уходу за ребёнком, и в это же время мы забрали Кирилла из школы.

Мы стали проводить намного больше времени вместе. 

В то же время мне не хватало музыки, не хватало моей работы. Когда дочери было 11 месяцев, я организовала музыкальные занятия для мам с малышами того же возраста. Поначалу я не думала, что свяжу с этим свою дальнейшую работу, но чем дальше, тем больше я прониклась очарованием раннего возраста. В общем, я влюбилась окончательно и бесповоротно и теперь уже не мыслю себя без работы с детьми. 
Ну и, возвращаясь к Кириллу и нашей семейной ситуации, работа в детских центрах позволяла мне по-прежнему проводить много времени с детьми.
«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом
- Настя, однажды вы приняли решение уехать из России в Канаду… Насколько большое значение в этом решении играло состояние сына?

- Ключевое. Были и другие мотивы, но желание видеть сына полноценным членом общества стало главной движущей силой.


- Сколько времени у вас заняла подготовка к переезду, и какой этап был самым сложным? 

- Процесс иммиграции длился без малого 6 лет. С одной стороны, было очень непросто жить столько лет в «подвешенном» состоянии.

" Мы не делали ремонт, не меняли устаревшую мебель, не затевали долгосрочных проектов, потому что ждали, что вот-вот уедем.

Было ощущение, что сидим на чемоданах. С другой стороны, долгое ожидание помогло нам укрепиться в своём решении. Самыми тяжёлыми были несколько месяцев перед отъездом, когда мы прощались со всем и со всеми: продавали квартиру, в которой жили последние 10 лет, раздавали бесплатно библиотеку, которую я собирала всю жизнь, отправляли на свалку все милые сердцу безделушки, которые что-то символизировали и, конечно, прощались с друзьями и родными.

«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом
- Вы уехали два года назад. Как вы живёте сейчас? Как проходила адаптация и закончилась ли она уже? 

- Адаптация протекала по-разному у всех членов семьи. Мы, конечно, больше всего переживали за Кирилла – известно, что люди, страдающие аутизмом, очень сильно привязаны к определённому порядку жизни. Как ни странно, он адаптировался чуть ли не быстрее всех остальных. Возможно, ключевую роль здесь сыграла его способность к языкам: английский он знал уже к моменту приезда в Канаду, а французский легко освоил за год. 
Тяжелее всех переезд пережила Аня. Язык она осваивает не так быстро, как брат, и в первый год нашей жизни в Канаде это было для неё трагедией. Она очень общительная, ей постоянно нужно быть в контакте с людьми. Разумеется, незнание языка сильно осложняло ей жизнь. Сейчас она уже бегло говорит по-французски. Конечно, она делает ошибки, её словарный запас пока ограничен, но она уже может играть с детьми, задавать вопросы и отвечать на них. Я уверена, что со временем она освоит язык в совершенстве.

«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом
- Расскажи, пожалуйста, про то, как живёт сейчас Кирилл? Как он учится? Чем ещё занимается?

- Кирилл учится в специализированном классе. В нём 10 детей, все – с таким же диагнозом, с высоким уровнем интеллекта, но с проблемами с коммуникацией и поведением. С ними работают несколько педагогов, в классе постоянно присутствует дефектолог. Дети под постоянным наблюдением психолога. Несколько раз в год собирается комиссия, куда приглашаются родители и все, кто работает с Кириллом. Мы вместе обсуждаем возникающие проблемы, ставим цели, которые хотелось бы достигнуть в ближайшее время, и ищем средства для их достижения.

" На этих заседаниях присутствует и ребёнок! Он тоже подписывает протокол заседания, как и мы все!

«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогомЭто помогает ему осознать важность поставленных целей и взять на себя ответственность за их выполнение. А роль взрослых – помочь ему в этом процессе.
С точки зрения успеваемости - всё хорошо, как и в России. Он интересуется историей и географией, читает книги на трёх языках. Любит кататься на велосипеде. Наш дом находится недалеко от большого парка, в тёплое время года он проводит много времени, катаясь там.


- А дочка?

- Анюта через неделю идёт в школу (в Канаде дети становятся школьниками в 5 лет). Как и большинство детей, она очень ждёт этого события. Она уже второй год с успехом занимается в балетной школе. Вместе со мной ходит на работу и принимает участие в моих музыкальных занятиях. В этом году хотим подключить ещё фигурное катание.


- Чем занимаетесь вы с мужем? 

- Муж работает, начиная со второго месяца нашей жизни в Канаде. Много занимается домом – в своём доме всегда нужно что-то поправлять, ремонтировать.

" Я учусь. Это какой-то бесконечный процесс в моём случае.

Сначала я занималась на языковых курсах. Сейчас учусь в колледже на воспитателя и педагога «продлёнки» (можно так это перевести). Моя цель – преподавать музыку в общеобразовательной начальной школе, но для этого мне нужно сдавать достаточно сложные экзамены. 

Параллельно с этим я работаю. Я пишу и продаю методические материалы для педагогов-музыкантов, разрабатываю сборники музыкальных игр в помощь Орф-педагогам. Сейчас веду онлайн-курс для начинающих педагогов о том, как построить годовой цикл занятий, как грамотно спланировать урок, что и как преподавать, делюсь профессиональными секретами. Кроме того, я веду уроки музыки с Орф-подходом в частном детском саду и в ближайшем будущем надеюсь открыть свою мини-студию.
«Я выходила из школы после собрания и плакала…» Интервью с Анастасией, мамой особого ребенка и педагогом

- В общем-то, понятно, что система работы с детьми в спектре в России и в Канаде отличается примерно всем, но всё-таки – что самое удивительное и потрясающее?

- Первое время я выходила из школы после очередного собрания и плакала. Нет, не от боли и обиды за своего ребёнка, как это было в России, а от облегчения.

" Я по привычке шла в школу, собрав в кулак всю свою волю и мужество, чтобы «держать оборону». Вместо этого я говорила с людьми очень доброжелательными, искренне любящими детей (со всеми их особенностями) и своё дело.

Они восхищаются Кириллом и его прогрессом, всегда найдут, за что его похвалить, а если что-то идёт не по плану, они не обвиняют в этом ни ребёнка, ни родителей, а ищут пути решения проблемы: «Мы попробовали вот это и вот это, это не сработало, может, вы нам что-то подскажете? Нет? Давайте тогда ещё раз поговорим с психологом и другими специалистами. Будем искать пути решения проблемы». 
Иногда я даже не знала, что проблема существует, а они её уже решили, представляете? «Кирилл толкал мальчика, сидящего с ним рядом в школьном транспорте. Мы пересадили его на другое место, отдельное от всех, и дали ему в руки сенсорный мячик, чтобы его руки были постоянно заняты. Проблема решена. Мы гордимся тем, что Кирилл справился с задачей!». Разве так бывает? И почему так не было в его  раннем детстве? Скольких потрясений можно было бы избежать!

И это отношение к детям - оно здесь повсеместно. Не только к «особым» детям, ко всем! Нет косых взглядов и осуждения, раздражения в адрес шумящих или плачущих детей. Никто не скажет маме: «Успокойте ребёнка», не будет пугать ребёнка милицией или угрожать: «Будешь плакать – заберу тебя». Прохожие или молча пройдут мимо, или понимающе улыбнутся маме – бывает, мол, плавали-знаем. Разве это не удивительно? 

Беседовала Мария Карташова,
24.08.18

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Анастасия (12/03/2019)
LidaS
спасибо :give_heart:
LidaS (11/03/2019)
растрогала статья, очень
Sol'ka (07/09/2018)
Анастасия писал(а):

Собирались-собирались встретиться, да так и не сделали :oops:

Значит, надо всё-таки встретиться. :give_heart:
maschustik (06/09/2018)
Прочитала, столько всего внутри.. Но написать хочу - пусть все будет хорошо у Вашей замечательной семьи.

Прочитала Ваши слова - что эмиграция ради детей... Подумала, какая Вы молодец, что решились на такое. Я сама не хочу нигде жить кроме России(ну пока не хочу), но очень часто задумываюсь - а если бы уехала, наверное детям было бы лучше.

А Вы молодец! Желаю чтобы счастья в семье становилось только больше, трудности меньше и меньше.
Анастасия (06/09/2018)
Sol'ka писал(а):
Цитата:
И государственной стоматологии нет вообще. Всё за деньги.

Детям до 10 лет вся лечебная стоматология бесплатна. Платные только чистки, общий наркоз при лечении зубов "оптом" и некоторые виды дорогих пломб, если родители не хотят более бюджетный вариант. Пенсионерам, насколько я слышала, тоже очень многое по стоматологии бесплатно.
Всё остальное - да, правильно описано. У меня есть несколько знакомых, у которых дети аутисты, все получают необходимую помощь и от школ, и от государства.
Анастасия, удачи вам! :give_heart:
Да, детей-то я и забыла! До 10 бесплатно, точно.

Собирались-собирались встретиться, да так и не сделали :oops:

Добавлено спустя 58 секунд:

лизон
Надо жить, конечно. Даже если до нормы далеко.
Сил вам!

Добавлено спустя 48 секунд:

Надья
Спасибо! Время летит :o
Надья (05/09/2018)
Настя, как я рада за вас! Какие вы молодцы! Помню только самые первые записи о переезде, а уже сколько прошло времени, оказывается) Так держать!
лизон (05/09/2018)
Анастасия
Спасибо. Я плачу. Каждый день - борьба и мозговые графики (вниз сегодня или наверх), легкое отступление и снова на "баррикады". Никакого будущего, каждый день обнуляется , и все равно живем, рисуем "графики", подгоняем под "норму"
Sol'ka (04/09/2018)
Цитата:
И государственной стоматологии нет вообще. Всё за деньги.

Детям до 10 лет вся лечебная стоматология бесплатна. Платные только чистки, общий наркоз при лечении зубов "оптом" и некоторые виды дорогих пломб, если родители не хотят более бюджетный вариант. Пенсионерам, насколько я слышала, тоже очень многое по стоматологии бесплатно.
Всё остальное - да, правильно описано. У меня есть несколько знакомых, у которых дети аутисты, все получают необходимую помощь и от школ, и от государства.
Анастасия, удачи вам! :give_heart:
Анастасия (03/09/2018)
Кумир миллионов
Спасибо! Да, это непросто. И сейчас нам очень непросто, несмотря на внешнее благополучие. По сути дела, те, кто уезжают в другую страну, приносят себя в жертву будущим поколениям. Нашим детям будет хорошо, а внукам - вообще шикарно, они тут родятся уже, полноправными гражданами. А мы... мы потерпим.

Лапк@
С чем "со всем этим"? Школа, как я уже писала выше, формально бесплатная (по факту - из кармана налогоплательщиков, конечно). Детсадов государственных мало, но если родители водят ребёнка в частный сад, государство возвращает часть денег, и получается почти то же самое, что и в гос.сад ходить. Медицина - отдельный разговор... Если что-то очень серьёзное, то окажут помощь быстро и качественно. А если так, по мелочи - то как в том анекдоте "это ерунда, ерунда не лечится". Стоматология - очень и очень дорого, на порядок выше, чем в России. И государственной стоматологии нет вообще. Всё за деньги.
В Канаде очень высокие налоги, но эти средства идут на благо людей. Да, мы платим очень много, но мы видим и результат.
Лапк@ (01/09/2018)
Конечно вы сделали правильно уехав, исходя из интересов ребенка. Россия идет ко дну. Нам говорят что развивается экономика, промышленность, научная и мед. Деятельность. Но развитие то какое? цель деятельности -получение максимальной прибыли. И только деньги, одни лишь деньги представляют интерес. Ни в одной стране мира при таких зарплатах чиновников, на операции, лечение и реабилитацию детям не собирают простые граждане путем перечисления своих кровно заработанных. Позорище. В саду -заплати, в школе - много заплати. В больнице, не дай бог, лекарств нет.... стоматология- вообще...беспросветная тьма...кружки, секции, организация детского отдыха - фантастика.....а как с этим всем в Канаде?

В России особым детям предлагают только индивидуальное обучение или коррекционное образование, а будущее не так то и безоблачно...
Интересное интервью Успехов вашей семье. Эмиграция - такое непростое дело. Рада, что в нашли в себе силы и возможности. Ведь жить в гармонии дорогого стоит.
Анастасия (31/08/2018)
Гудвин
Сомнений было много, как ты помнишь. Но теперь понятно, что решение было правильным, да.

Egoncha
Спасибо!

lotuss67
Цитата:
Ваша школа и педагоги государственные? Вы сами платите им?
Да, государственные. Напрямую школе мы платим только за учебники (те, которые типа рабочих тетрадей, в которых дети пишут). Но при этом надо понимать, что налоги в Канаде достаточно высокие. Есть отдельный "школьный" налог, который платят все собственники жилья - независимо от того, есть у них дети школьного возраста или нет. Так что, в конечном счёте, всё из нашего кармана. Впрочем, в России ведь то же самое. Это не государство содержит школы, это налогоплательщики их содержат.

Цитата:
Кстати, моя дочь с первого класса на семейном образовании. И мы с ней счастливо живём и радостно учимся вот уже 4 год не для школы, а для жизни и себя.
Очень Вас понимаю :-) "Для себя" - это самое верное определение СО.

lebanese_2
Цитата:
С мам и пап начинаются, дети видят и ведут себя так же.
Согласна с тем, что начинать надо с себя. Но, к сожалению, дети видят и впитывают не только родительские примеры.

С_М
спасибо!
С_М (30/08/2018)
Вторую часть текста я непроизвольно улыбалась. Удачи и счастья вашей светлой семье.
lebanese_2 (30/08/2018)
Общество деградировало... да мы сами все деградировали. Стоим летом в аэропорту на входе перед рамками, мне соседка подсказывает "сказали, что с детьми вне очереди можно". Я иду с ребенком вперед, и тут мадам какая-то орет "Девааачки, ну-ка быстро в строй встали, я тут беременная." Я говорю: "Вообще-то сказали, что можно с детьми...", меня перебивает вопль: "С КОЛЯСКАМИ!!!!"
Стоят рядом ее дети, мой ребенок (с инвалидностью, между прочим, и имели право без очереди в любом случае), слушают все это, я ей говорю "Что такая вежливая-то?", она промолчала.
Мы САМИ такие. С мам и пап начинаются, дети видят и ведут себя так же.
lotuss67 (30/08/2018)
Анастасия, большое спасибо за ваш трогательный рассказ! Очень интересно и актуально! Как раз сейчас , уже почти год , я работаю няней в семье, где он ребёнок из трёх с инвалидностью по неврологии.

Затронули меня ваши слова :

"... печально, да. Не очень понятно, откуда "ноги растут" у невоспитанности. На первый взгляд, воспитанию детей российские мамы уделяют очень много времени и внимания. В Канаде многое отдано на откуп воспитателям / педагогам. А результат другой почему-то. "

Я работаю в образовании и педагогике уже 30 лет с детьми и родителями. Знаю всю кухню образования и доп.образования у нас в стране изнутри. У нас в стране дети- это просто средство бизнеса, цель которого получение прибыли. Личное дело каждого педагога ( индивидуальное предпринимательство) и личная проблема каждой мамы, как искать и чем платить чуткому педагогу - профессионалу.

А , ведь, лучшие педагоги не должны думать о своей зарплате, они должны работать не ради сохранения своей прибыли, а ради детей и их семей. Об их достойной зарплате должно думать и заботиться государство, как о других своих гос органах и системах ( ФСБ, армии, оборонной промышленности и т.д.) Тогда будет хорошо и педагогам и мамам и их детям, как гражданам и патриотам своей страны.

Наверное, в Канаде само государство устроено по другому и у него другие приоритеты и ценности? Не зря же вы покинули Россию? Ваша школа и педагоги государственные? Вы сами платите им?

Кстати, моя дочь с первого класса на семейном образовании. И мы с ней счастливо живём и радостно учимся вот уже 4 год не для школы, а для жизни и себя.

Желаю вам и всей вашей семье дальнейших успехов и радости от них!
1 | 2 | 3   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться