/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью

«Захотелось задачку со звёздочкой...» 

Интервью с Мариной Подгорной, поведенческим аналитиком 

Четыре года назад Марина Подгорная (УФ Marinka-P) начала работать инструктором в центре прикладного анализа поведения. Через два года она стала поведенческим аналитиком.

Марина рассказала Сибмаме о том, как можно договориться без слов, и почему эта работа в огромной степени «ручная».  
 

- Марина, ты занимаешься очень интересным и особенно важным именно сегодня делом. Расскажи, пожалуйста, немного о том, в чём суть твоей работы. 

- Прикладной анализ поведения — это наука, изучающая законы формирования поведения, одна из ветвей психологии. Терапия, основанная на этих законах, является сейчас единственной, имеющей научно-доказанную эффективность в коррекции поведения и обучении детей с аутизмом. В этом году даже Минздрав внес ее в клинические рекомендации помощи при расстройствах аутистического спектра. И именно этим я и занимаюсь.

" Научно доказанными, эффективными методами обучаю детей с аутизмом, корректирую их проблемное поведение. 

- Какое нужно базовое образование, чтобы стать поведенческим аналитиком? 

- Насколько я знаю, в России сейчас нет особых требований к образованию специалистов по прикладному анализу поведения. Стать им может любой, успешно закончивший сертифицированный курс и работающий под супервизией сертифицированного специалиста. 

- А как ты попала в эту профессию? 

- Пожалуй, не случайно. Училась в педколледже на "воспитателя детей с отклонениями в развитии" (так и записано в дипломе), потом в университете на "логопеда и специального психолога", долгое время работала с детьми частным образом - но, в основном, с самыми обычными ребятишками, без особенностей. А потом захотелось "задачку со звёздочкой". И звёзды сошлись - я открыла местный новостной сайт и тут же нашла вакансию в центр "Мозаика". 

- Когда это было? 

- Четыре года назад - в феврале 2017-го. Тогда, кстати, "Сибмама" тоже брала у меня интервью на эту же тему (улыбается). 

- Тогда ты была начинающий специалист, а сейчас уже ого-го! Ты же наверняка рисовала себе картину своей будущей работы (мы все так делаем)... Совпали ожидания с реальностью? 

- По большей части ожидания совпали, хотя сейчас, в качестве "ого-го" (улыбается), приходится уже совсем другие задачи решать. Если поначалу это была работа с детьми по чётко и заранее определенному плану, то теперь планы определяю я - пишу программу, ставлю цели, выбираю методы работы. И работаю не столько с детьми, сколько со взрослыми - обучаю специалистов, консультирую родителей, курирую работу команды, 

- То есть у тебя случился карьерный рост? 

- Да нет, это не про карьерный рост, скорее про профессиональный. То, что хорошо умею делать руками, теперь нужно уметь объяснить другим. И это к лучшему, наверное. Меня карьерный рост не очень интересует. 

- То есть не ввысь, а вширь, так сказать?  

- Вширь и вглубь (смеётся). 

- Марина, а почему - делать руками? Это образно или на самом деле суть работы - ручная? 

- "Ручной" работы много - готовить и раскладывать учебные материалы, писать планы, программы и отчёты, записывать данные, придерживать ребёнка, контролируя его поведение.

" Но суть работы - в умении каждый момент наблюдать и анализировать, что спровоцировало ребёнка, что повлияло на результат, что помогает ему быть успешным.

Что ему нравится, а что не очень. Большинство наших учеников говорить не умеют, поэтому специалисту нужно быть очень внимательным, сверхчувствительным даже. И уметь делать выводы из своих наблюдений. 

- Судя по этому описанию, так работать может далеко не каждый человек, даже, скорее, редкий... Какие качества нужны, чтобы стать успешным поведенческим аналитиком? 

- Нужны хорошие аналитические навыки - умение структурировать и анализировать информацию.  Плюс инициативность, наблюдательность, эмпатия, ответственность, терпение, дисциплина. А ещё обязательно нужно уметь общаться с людьми - договариваться с ними и убеждать, если придётся. 

- Кого чаще приходится убеждать - детей или родителей? 

- И тех, и других, и ещё иногда специалистов, которые работают с детьми и не доверяют нашим методам. Правда, с детьми чаще договариваемся без слов. С ними просто.

" Главное - дать понять, что мы на их стороне и готовы сделать всё, чтобы им было хорошо, весело и безопасно. 

- А как это можно дать понять? Тем более - без слов? 

- Играть в сотню разных веселых игр, хвалить, обнимать, щекотать, радовать, жалеть, если случилась неприятность, помогать, если нужна помощь, учить полезным навыкам, которые облегчают жизнь. Например, мой самый любимый момент - когда неговорящий ребёнок понимает, как при помощи карточки попросить то, что ему хочется. Появляется сразу такое доверие к миру, счастье и полная расслабленность. Некоторые даже специально отдают любимую игрушку взрослому, чтобы тут же попросить ее обратно (улыбается). 

- Супер! А с чего начинается первый сеанс (это так называется?) с новым ребёнком? Кстати, дети у вас кто - пациенты? Или? 

- У нас занятия, или учебные сессии, а дети - ученики. Первое занятие начинается с установления сотрудничества - нужно найти то, что ребёнку нравится, "влюбить" его в наш центр и в инструктора, который с ним занимается. Потому что позитивная мотивация - это самое главное в обучении! Пока ребёнок играет, мы на него смотрим, оцениваем, что он умеет, чем интересуется, какие есть проблемы в поведении и дефициты в навыках, пробуем вводить простые правила и смотреть, готов ли ребёнок им следовать.
Иногда на такое установление сотрудничества не одно занятие уходит. Один из моих учеников 2 месяца привыкал к центру, к специалистам, к тому, что нужно оставаться без мамы. Зато теперь расцветает, как только видит своих инструкторов, и со всех ног бежит в кабинет заниматься. 

- А бывало, что не получалось? Ну, вот никак? 

- Нет.

" Результат есть всегда. Если, конечно, мы не мечтаем научить ребёнка летать, а ставим реальные цели.

Бывает, что не хватает времени достичь идеальных результатов - ребёнок приезжает к нам на короткий срок (месяц, два, три), а у него большое количество проблем в поведении - дерется, щипается, кусает себя, кричит и бьется об твердые поверхности. Исправить все можем и не успеть, но улучшения точно будут. Кстати, бывало так, что самый желанный результат проявлялся в последний день перед отъездом ребёнка - просто магия, если не знать, сколько усилий в это вложено. 

- Ты всех учеников помнишь? Или есть кто-то особенно запавший в душу?  

- Пожалуй, что помню всех, ну или подавляющее большинство. Но и любимчики есть, как без этого (улыбается)

- В кого ты "влюбляешься"? В каких учеников? 

- Наверное, в самых старательных и терпеливых. И просто в "сладких пирожочков" тоже (смеётся). Независимо от их успехов и прогресса. 

- А есть какие-то предпочтения, так скажем? Например, с мальчиками любишь заниматься больше, чем с девочками? Или возраст? 

- Если бы от меня зависело, кого выбирать для занятий - выбирала бы малышей лет до трех. Они самые отзывчивые на терапию, ласковые и доверчивые. Но и с подросшими детьми бывает достаточно интересно и результативно работать.  

Девочек себе тоже набирала бы, но скорее потому, что девочки очень редко к нам приезжают. Среди детей с аутизмом процент мальчиков гораздо выше, и в основном приходится играть в машинки, гаражики, пистолеты. А хочется иногда и кашу из бусин сварить, и кукол расчесывать и укладывать спать. 

- По твоим постам в соцсетях видно, что ты много ездишь по стране по работе. Что это за поездки? С чем они связаны? 

- В основном это консультации - семьям, которые уже приезжали к нам в центр, помогаю продвинуться дальше в работе с детьми. Если ребенок не был до этого в терапии, показываю, как и что можно сделать. Бывают практические семинары и тренинги, на которых обучаются специалисты. Бывает, сама еду учиться. Круговорот знаний. 

- Денежный вопрос: если это консультация семье, семья же и оплачивает поездку? 

- Да. Но, как правило, я еду не к одному ребёнку. Семьи из одного города объединяются и разделяют расходы между собой. 

- А как долго длится работа с одним ребёнком? Или это в зависимости от потребности? 

- Конечно, зависит от способностей ребёнка.

" Наиболее распространенный сценарий из нашей практики - год индивидуальной терапии, затем обучение в группе, а затем, в зависимости от возможностей ребёнка - ресурсный класс в школе или индивидуальное обучение с тьютором.

Детей старше 11 лет у нас не было ещё, но растут они довольно быстро, и мы подумываем об организации тренировочных квартир и мастерских на базе нашего центра. Многим нашим ученикам сопровождение может понадобиться в течение всей жизни, и нам хочется помочь их семьям в организации этого сопровождения. 

- Марина, а к детям без особенностей применима такая методика? Для решения каких-то проблем? 

- Конечно! И не только в случае проблем. И не только с детьми. Поведенческие методы можно использовать в общеобразовательной школе, в организационном менеджменте, проводились вполне успешные эксперименты в исправительных учреждениях. 

- Со своими детьми ты используешь их? 

- Обязательно (смеётся). 

- Успешно? 

- Я довольна (улыбается). Учатся хорошо, по дому помогают, отношения у нас замечательные. Хотя, может мне просто с детьми повезло?  

 

Беседовала Мария Карташова, 
27.03.21 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Гость (18/04/2021)
Марина, мы с вами пока не знакомы, но заочно я вас знаю Вы молодец, такая у вас нужная профессия- помогать людям не отчаиваться Успехов вам и здоровья вам и вашим близким
Popuchok (02/04/2021)
Marinka-P, спасибо огромное!
Marinka-P (02/04/2021)
Popuchok
к слову, в Лиддсе есть офис крупнейшей компании, работающей с детьми с аутизмои эти методами - Autism Partnership.
И директор ЗАйра Али просто замечательная :give_heart:
Popuchok (02/04/2021)
Спасибо!
У меня всегда очень еткие желания по жизни, даже с работой. Но последние два три года все время думаю, что если мне когда то надоест моя профессия тренерства, то следующая сфера, в которой я себя вижу и единственная, где хотела бы работать, это помогать детям с аутическим спектром. И даже ведь не знала, где в таких случаях учатся официально. А вы все по полочкам разложили.
lekal (31/03/2021)
Марина, очень интересное интервью. Первое тоже читала. Ты молодец.
bobo (Гость) (30/03/2021)
Марина. суперр!!
Marinka-P (29/03/2021)
Спасибо всем большое за добрые слова и пожелания!
Mihailova уточните, пожалуйста, какой возраст вы имеете ввиду?
Если младших школьников - то да, определенно, они есть и в Новосибирске в том числе.
Если подростков - то они тоже есть, но искать нужно, скорее, в Москве и Санкт-Петербурге.
Mihailova (29/03/2021)
Marinka-P, а для уже взрослых "детей" есть такие, как вы, специалисты?
djv (29/03/2021)
Марина, спасибо вам большое за интервью. И за вашу такую нужную и важную работу. Пусть детишки будут здоровы благодаря вашим умениям и усилиям.
tatyana_nvkz (29/03/2021)
Марина, спасибо и желаю успехов!
ИРРА (28/03/2021)
Очень интересное интервью! Какая замечательная профессия! И какая нужная!
LinaV (28/03/2021)
Марина, вы умница! :give_heart:
Наташка (28/03/2021)
Спасибо, было очень интересно прочитать!
КРАСПАПА (28/03/2021)
Молодец, Марина. Успехов!
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться