2 3 |
/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью
«Захотелось задачку со звёздочкой...»Интервью с Мариной Подгорной, поведенческим аналитикомЧетыре года назад Марина Подгорная (УФ Marinka-P) начала работать инструктором в центре прикладного анализа поведения. Через два года она стала поведенческим аналитиком. Марина рассказала Сибмаме о том, как можно договориться без слов, и почему эта работа в огромной степени «ручная». - Марина, ты занимаешься очень интересным и особенно важным именно сегодня делом. Расскажи, пожалуйста, немного о том, в чём суть твоей работы. - Прикладной анализ поведения — это наука, изучающая законы формирования поведения, одна из ветвей психологии. Терапия, основанная на этих законах, является сейчас единственной, имеющей научно-доказанную эффективность в коррекции поведения и обучении детей с аутизмом. В этом году даже Минздрав внес ее в клинические рекомендации помощи при расстройствах аутистического спектра. И именно этим я и занимаюсь.
- Какое нужно базовое образование, чтобы стать поведенческим аналитиком? - Насколько я знаю, в России сейчас нет особых требований к образованию специалистов по прикладному анализу поведения. Стать им может любой, успешно закончивший сертифицированный курс и работающий под супервизией сертифицированного специалиста. - А как ты попала в эту профессию? - Пожалуй, не случайно. Училась в педколледже на "воспитателя детей с отклонениями в развитии" (так и записано в дипломе), потом в университете на "логопеда и специального психолога", долгое время работала с детьми частным образом - но, в основном, с самыми обычными ребятишками, без особенностей. А потом захотелось "задачку со звёздочкой". И звёзды сошлись - я открыла местный новостной сайт и тут же нашла вакансию в центр "Мозаика". - Когда это было? - Четыре года назад - в феврале 2017-го. Тогда, кстати, "Сибмама" тоже брала у меня интервью на эту же тему (улыбается). - Тогда ты была начинающий специалист, а сейчас уже ого-го! Ты же наверняка рисовала себе картину своей будущей работы (мы все так делаем)... Совпали ожидания с реальностью? - По большей части ожидания совпали, хотя сейчас, в качестве "ого-го" (улыбается), приходится уже совсем другие задачи решать. Если поначалу это была работа с детьми по чётко и заранее определенному плану, то теперь планы определяю я - пишу программу, ставлю цели, выбираю методы работы. И работаю не столько с детьми, сколько со взрослыми - обучаю специалистов, консультирую родителей, курирую работу команды, - То есть у тебя случился карьерный рост? - Да нет, это не про карьерный рост, скорее про профессиональный. То, что хорошо умею делать руками, теперь нужно уметь объяснить другим. И это к лучшему, наверное. Меня карьерный рост не очень интересует. - То есть не ввысь, а вширь, так сказать? - Вширь и вглубь (смеётся). - Марина, а почему - делать руками? Это образно или на самом деле суть работы - ручная? - "Ручной" работы много - готовить и раскладывать учебные материалы, писать планы, программы и отчёты, записывать данные, придерживать ребёнка, контролируя его поведение.
Что ему нравится, а что не очень. Большинство наших учеников говорить не умеют, поэтому специалисту нужно быть очень внимательным, сверхчувствительным даже. И уметь делать выводы из своих наблюдений. - Судя по этому описанию, так работать может далеко не каждый человек, даже, скорее, редкий... Какие качества нужны, чтобы стать успешным поведенческим аналитиком? - Нужны хорошие аналитические навыки - умение структурировать и анализировать информацию. Плюс инициативность, наблюдательность, эмпатия, ответственность, терпение, дисциплина. А ещё обязательно нужно уметь общаться с людьми - договариваться с ними и убеждать, если придётся. - Кого чаще приходится убеждать - детей или родителей? - И тех, и других, и ещё иногда специалистов, которые работают с детьми и не доверяют нашим методам. Правда, с детьми чаще договариваемся без слов. С ними просто.
- А как это можно дать понять? Тем более - без слов? - Играть в сотню разных веселых игр, хвалить, обнимать, щекотать, радовать, жалеть, если случилась неприятность, помогать, если нужна помощь, учить полезным навыкам, которые облегчают жизнь. Например, мой самый любимый момент - когда неговорящий ребёнок понимает, как при помощи карточки попросить то, что ему хочется. Появляется сразу такое доверие к миру, счастье и полная расслабленность. Некоторые даже специально отдают любимую игрушку взрослому, чтобы тут же попросить ее обратно (улыбается). - Супер! А с чего начинается первый сеанс (это так называется?) с новым ребёнком? Кстати, дети у вас кто - пациенты? Или? - У нас занятия, или учебные сессии, а дети - ученики. Первое занятие начинается с установления сотрудничества - нужно найти то, что ребёнку нравится, "влюбить" его в наш центр и в инструктора, который с ним занимается. Потому что позитивная мотивация - это самое главное в обучении! Пока ребёнок играет, мы на него смотрим, оцениваем, что он умеет, чем интересуется, какие есть проблемы в поведении и дефициты в навыках, пробуем вводить простые правила и смотреть, готов ли ребёнок им следовать. - А бывало, что не получалось? Ну, вот никак? - Нет.
Бывает, что не хватает времени достичь идеальных результатов - ребёнок приезжает к нам на короткий срок (месяц, два, три), а у него большое количество проблем в поведении - дерется, щипается, кусает себя, кричит и бьется об твердые поверхности. Исправить все можем и не успеть, но улучшения точно будут. Кстати, бывало так, что самый желанный результат проявлялся в последний день перед отъездом ребёнка - просто магия, если не знать, сколько усилий в это вложено. - Ты всех учеников помнишь? Или есть кто-то особенно запавший в душу? - Пожалуй, что помню всех, ну или подавляющее большинство. Но и любимчики есть, как без этого (улыбается). - В кого ты "влюбляешься"? В каких учеников? - Наверное, в самых старательных и терпеливых. И просто в "сладких пирожочков" тоже (смеётся). Независимо от их успехов и прогресса. - А есть какие-то предпочтения, так скажем? Например, с мальчиками любишь заниматься больше, чем с девочками? Или возраст? - Если бы от меня зависело, кого выбирать для занятий - выбирала бы малышей лет до трех. Они самые отзывчивые на терапию, ласковые и доверчивые. Но и с подросшими детьми бывает достаточно интересно и результативно работать. Девочек себе тоже набирала бы, но скорее потому, что девочки очень редко к нам приезжают. Среди детей с аутизмом процент мальчиков гораздо выше, и в основном приходится играть в машинки, гаражики, пистолеты. А хочется иногда и кашу из бусин сварить, и кукол расчесывать и укладывать спать. - По твоим постам в соцсетях видно, что ты много ездишь по стране по работе. Что это за поездки? С чем они связаны? - В основном это консультации - семьям, которые уже приезжали к нам в центр, помогаю продвинуться дальше в работе с детьми. Если ребенок не был до этого в терапии, показываю, как и что можно сделать. Бывают практические семинары и тренинги, на которых обучаются специалисты. Бывает, сама еду учиться. Круговорот знаний. - Денежный вопрос: если это консультация семье, семья же и оплачивает поездку? - Да. Но, как правило, я еду не к одному ребёнку. Семьи из одного города объединяются и разделяют расходы между собой. - А как долго длится работа с одним ребёнком? Или это в зависимости от потребности? - Конечно, зависит от способностей ребёнка.
Детей старше 11 лет у нас не было ещё, но растут они довольно быстро, и мы подумываем об организации тренировочных квартир и мастерских на базе нашего центра. Многим нашим ученикам сопровождение может понадобиться в течение всей жизни, и нам хочется помочь их семьям в организации этого сопровождения. - Марина, а к детям без особенностей применима такая методика? Для решения каких-то проблем? - Конечно! И не только в случае проблем. И не только с детьми. Поведенческие методы можно использовать в общеобразовательной школе, в организационном менеджменте, проводились вполне успешные эксперименты в исправительных учреждениях. - Со своими детьми ты используешь их? - Обязательно (смеётся). - Успешно? - Я довольна (улыбается). Учатся хорошо, по дому помогают, отношения у нас замечательные. Хотя, может мне просто с детьми повезло?
Беседовала Мария Карташова, Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Марина, мы с вами пока не знакомы, но заочно я вас знаю Вы молодец, такая у вас нужная профессия- помогать людям не отчаиваться Успехов вам и здоровья вам и вашим близким
Marinka-P, спасибо огромное!
Popuchok
к слову, в Лиддсе есть офис крупнейшей компании, работающей с детьми с аутизмои эти методами - Autism Partnership. И директор ЗАйра Али просто замечательная Спасибо! У меня всегда очень еткие желания по жизни, даже с работой. Но последние два три года все время думаю, что если мне когда то надоест моя профессия тренерства, то следующая сфера, в которой я себя вижу и единственная, где хотела бы работать, это помогать детям с аутическим спектром. И даже ведь не знала, где в таких случаях учатся официально. А вы все по полочкам разложили. Марина, очень интересное интервью. Первое тоже читала. Ты молодец. Марина. суперр!! Спасибо всем большое за добрые слова и пожелания! Mihailova уточните, пожалуйста, какой возраст вы имеете ввиду? Если младших школьников - то да, определенно, они есть и в Новосибирске в том числе. Если подростков - то они тоже есть, но искать нужно, скорее, в Москве и Санкт-Петербурге. Marinka-P, а для уже взрослых "детей" есть такие, как вы, специалисты? Марина, спасибо вам большое за интервью. И за вашу такую нужную и важную работу. Пусть детишки будут здоровы благодаря вашим умениям и усилиям. Марина, спасибо и желаю успехов! Очень интересное интервью! Какая замечательная профессия! И какая нужная! Марина, вы умница! Спасибо, было очень интересно прочитать! Молодец, Марина. Успехов! |
[Воспитание] Несерьезно о серьезном, или еще раз про первую любовь Актуальные темы форумов
Chêne Chloé, Max Philip Peach (Парфюмерные распивы)Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)"10 негритят" - 2024 (Культурная жизнь)Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)Chloé: Violette и Herba Mimosa, IF by R.K. Frapin (Парфюмерные распивы)Magic Mushrooms BOHOBOCO (Парфюмерные распивы)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Парфюмерные распивы (Парфюмерные распивы)Игра фото-цепочка. Часть 10 (Фотофорум. Все о фото)Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)
Объявления
Пианино Ростов-Дон (Отдам даром)Отдам б/у игрушки,разные вещи (Отдам даром)Продам новую женскую обувь (Обувь для взрослых (ДО))Обувь детская для мальчика и девочки (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Для Д и М:ecco, ricosta, superfit, paola (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))танцевальные колготки Solo (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам kivat Reima, poivre blanc, oldnavy, chobi, Ralph Lauren (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))продам рр22-30 для девочки и для мальчика (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Одежда для девочки 152 и выше. Zara, H&m, Bershka, Sela. (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Одежда для девочки 122-151см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |