/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 7 до 10 лет/Об истории - увлекательно

Институты благородных девиц: кого и чему там учили
Как появились институты благородных девиц

Сейчас женщина, занимающая руководящую должность или выступающая в качестве эксперта в научных вопросах — норма. За успехом таких дам следят, их обсуждают, частенько завидуют карьере и внешности. Да и в Конституции Российской Федерации написано, что каждый человек имеет право на образование.

Но добиться этих прав женщинам было когда-то совсем не просто...


Как появились институты благородных девиц

Долгое время считалось, что слабому полу необязательно получать специальное образование, хватит и домашнего.  До 18 века девушки не были полностью самостоятельными, а зависели от мужской части семьи. Женщины в России не занимались наукой, не выпускали книги, не имели избирательного права, а также права на образование. Так продолжалось до тех пор, пока на престол не взошла Екатерина Великая. Именно благодаря ей женщины в Российской империи стали более самостоятельными и образованными. 

Постепенно, ближе к нашим дням, женщины стали не просто матерями и женами, но и полноправными гражданками, учеными, авторами книг и даже космонавтами. Вы знали, что, например, американка Грейс Хоппер разработала программное обеспечение? Мария Складовская-Кюри открыла радиоактивность и два новых элемента, радий и полоний, а благодаря рентгенограммам Розалинд Франклин установили структуру ДНК. И еще множество вещей, используемых нами в повседневной жизни, придумали женщины.

Учебными заведениями, где могли обучаться девочки, стали институты благородных девиц. Именно с них и началась система женского образования в России. Первым подобным заведением стал Смольный институт, открытый в 1764 году. Он совсем не напоминал современные образовательные учреждения. Приближенный к Екатерине Великой Иван Бецкой поддерживал императрицу в ее стремлении к европеизации, в том числе к повышению роли женщин в развитии общества. Именно он был инициатором создания Смольного.
 
Немалый вклад в  развитие женского образования внесла императрица Мария Федоровна. Она продолжила начатое Екатериной дело, и после смерти правительницы под своим руководством открыла ещё два института в Петербурге. А в следующем столетии появилась целая сеть подобных образовательных заведений по всей стране, известная как Мариинские женские институты. Позже, помимо институтов, которых к 1917 году насчитывалось уже 30, стали появляться женские гимназии. 


Для кого были созданы институты благородных девиц

Попасть в Смольный поначалу могли только девочки из дворянских семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Бывали случаи, когда за некоторых девочек платили лично члены императорской фамилии или  богатые люди, поддерживая таким жестом обедневшую семью или сироту. 

Таким образом, в классах оказывались девочки разного социального положения и с разными материальными возможностями. Но никто не подчеркивал это неравенство: форма была одинаковой для всех — камлотовые платья и белые передники.

" Цвет платья зависел от класса, в котором училась девочка.

«Кофейницы», то есть младшие классы, носили платье кофейного оттенка, отсюда и прозвище. Класс постарше наряжался в голубые, синие или серые цвета. Белые платья были у старших девочек: так они показывали, что готовы быть невестами. Вскоре белые платья были заменены на зеленые, в силу своей непрактичности, но традиция называть выпускниц «белыми» осталась. 

Перед поступлением в институт девушки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, показать свое религиозное воспитание. Но не только по результатам испытаний проходил отбор – главным критерием оставалось происхождение девочки.

 Цвет платья зависел от класса, в котором училась девочка.
Программа обучения и порядки в институтах благородных девиц

Целью образовательного учреждения было нравственное и интеллектуальное воспитание девушек, которые в дальнейшем будут полезны государству и смогут родить и воспитать новых достойных граждан. 

Институты были интернатами – девочки туда отправлялись не просто посещать занятия, а жить. 
В шестилетнем возрасте родители отправляли дочек учиться на 12 лет (три класса по четыре года). За это время ученицы не могли покинуть заведение, воспитательницы сопровождали их до полного совершеннолетия. 

Встречи с родственниками были редкими, поначалу не было даже каникул. Родители давали подписку о том, что не будут требовать дочь домой ранее срока. Такими мерами воспитанницы ограждались от влияния окружающей среды. Противоположный пол ученицы видели тоже редко, в основном это были званые балы, куда отправлялись лучшие юноши кадетских училищ. 

" В Смольном девочек обучали иностранным языкам, арифметике, закону Божию, рисованию, шитью и вязанию, вокальной и инструментальной музыке, танцам. Позже стали добавляться история, география, экономика (под которой понималось в основном домоводство), биология.

Однако многие из наук девочки изучали поверхностно. Историю читали по одному учебнику и нередко перескакивали через темы. Анатомию изучали без разбора скелета, а на биологии не видели через микроскопы ткани и клетки. 
Знания оценивались по 12-ти балльной системе, где 1 — «худо», 7  — «хорошо», 12 — «отлично».
День учениц начинался в 6 часов утра. Сначала утренняя молитва и завтрак, потом уроки. Было место играм и спорту.

Больше всего в институтах благородных девиц уделяли внимание манерам, светскому поведению. Главными дисциплинами были Закон Божий, танцы и французский язык. Считалось, что, освоив этот минимум, лучшие выпускницы могли построить хорошую карьеру, в том числе при дворе. Помимо уроков девочки участвовали в светских развлечениях, ходили на балы и прогулки, а также обедали у  императрицы, которая хорошо относилась к воспитанницам и была всегда рада их компании. Она хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны.

Со временем первоначальный смысл воспитания и обучения в институтах благородных девиц изменился. Изначальной задачей было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества», которая прописана в официальном документе. Со временем это превратилось в попытки жесткого воспитания, которое можно назвать скорее  дрессировкой, чем взращиванием в духе Просвещения, которое задумывала Екатерина II. Все взросление девушек проходило там, под контролем и строгой дисциплиной.

Все взросление девушек проходило там, под контролем и строгой дисциплиной.

За девочками следили классные дамы: они присутствовали с ними на занятиях, на прогулках, следили за обедом, контролировали отбой. К какой попадешь, злой или доброй — решает удача. В основном воспитательницы не применяли физические наказания, зато хватало психологических. Например, за то, что туфли потеряли опрятный вид, ученицу ставили за черный стол в чулках, а перед ней на всеобщее обозрение выставляли стоптанные туфли.

" Самые неприятные воспоминания воспитанниц об институте касались еды. Часто она была недостаточно качественной и вкусной, порции были маленькими.

Угощения студентки могли получить от гостей или, в редких случаях, от императорской семьи. Пирожные, конфеты или какие-то сытные блюда были в основном в праздничные дни. А в остальном приходилось искать способы избавиться от голода... Но стоит отметить, что так было не везде.


Реформы институтов благородных девиц

Смольный институт развивался: менялись распорядок жизни и программа обучения. Строгая изоляция постепенно уходила в прошлое, наконец-то были разрешены встречи девочек с родственниками, но пока через решетку. Позже долгожданные встречи стали более свободными: решетка была убрана, а девочки могли уезжать домой на каникулы. Старшему классу разрешалось иногда бывать в театрах, на концертах. Повышался приемный возраст, курс ограничивался семью годами. 

Из воспоминаний Александры Ешевской: «Мне очень пришлась по вкусу и по характеру тихая, чистоплотная и размеренная жизнь, полная труда и в то же время веселая от присутствия стольких подруг, одинаковых по рождению и воспитанию и, следовательно, очень подходящих друг другу. Все только что возвратились с каникул и делились друг с другом своими самыми свежими, летними воспоминаниями. Первые дни прошли во взаимном ознакомлении и пролетели незаметно».

Учебная программа реформировалась благодаря Константину Ушинскому в начале 60-х годов 19 века. Именно при нем курс обучения пополнился историей, географией, физикой, зарубежной и русской литературой. 

В кабинетах Смольного всегда было прохладно – считалось, что это закаляет учениц. Даже в спальнях было не больше 16 градусов, а умываться приходилось ледяной водой из Невы. Девочки носили платья с короткими рукавами, с открытыми плечами и шеей, а с собой носили белую пелеринку (коротенькую накидку) и съёмные рукавчики до запястья.  Но на занятиях девочки должны были сидеть без нее и терпеть холод. Ушинский отменил это правило. 

" Еще при нем появился дополнительный старший класс. Это означало, что после его окончания девушки получали звание домашней учительницы, а это уже было настоящей профессией и заработком.

Карьера выпускниц

После окончания института девушки ждали возможности хорошо выйти замуж, или же могли стать классной дамой. Но после реформ Ушинского возможности карьеры расширились: выпускницы становились писательницами, преподавательницами, занимали общественно важные посты. 

Самой почетной была, конечно, должность фрейлины во дворце. Ими становились только лучшие.


Первый сибирский женский институт

В Сибири первым институтом благородных девиц был Девичий институт Восточной Сибири в Иркутске. Открылся он в 1845 г. под руководством генерал-губернатора Руперта. Там обучались дочки не только дворян, но и священников, купцов, промышленников. Поначалу желающих там учиться было немного, так как не все готовы расставаться с близкими на много лет, но потом первые выпускницы своим примером показали привлекательность этого учебного заведения. Атмосфера в институте отличалась доброжелательностью, девочкам нравилась учеба. Тут был такой же распорядок дня, как в Смольном, такие же дисциплины. С 1862 года на каникулы девочкам разрешалось уезжать домой. Выпускницы института в обыденной жизни пользовались приобретенными манерами и знаниями, чем постепенно повышали культурный уровень города.


Институты благородных девиц стали историческим феноменом, подарившим женщинам возможность обрести равное положение в обществе. И в то же время - местом, где долгие годы перевоспитывали юных красавиц, иногда не самым мягким образом.

Ангелина Жилина
20.05.24
фото из открытых источников

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Unbekannterin (25/05/2024)
Спасибо большое!
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться