/Архив новостей

В инженеры бы пошел, пусть меня научат…

Инженерные классы, развитие инженерного образования в Новосибирске, инженерная подготовка в школеВ ряде школ Новосибирской области уже два года работают инженерные классы. Узнать о том, как происходит внедрение проекта и чем отличается инженерное образование от обычного, мы решили в «Центре развития творчества детей и юношества» Новосибирской области.

 

Нужны ли нам инженеры?

– Такие классы сегодня востребованы, – говорит методист центра, преподаватель робототехники Сергей ЯКУШКИН. – Все мы наблюдаем не лучшую ситуацию на производстве, пришла пора ее переломить. И сделать это должны новые инженеры. Сейчас необходимы люди с новым видением проблемы, знакомые с современным оборудованием, передовыми технологиями, и наша задача – подготовить их.

– В нашей области нет нефти, газа. Основной наш потенциал — интеллектуальный, – дополняет коллегу Екатерина ДЁМИНА, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности «Центра развития творчества детей и юношества». – Сейчас специалистам, которые владеют хорошими инженерными навыками, и могут качественно выполнять высокотехнологическую работу в этом направлении, по 50-60 лет. Это предпенсионный и пенсионный возраст. Молодежи среди них нет. А запрос у промышленности, инновационного, наукоемкого бизнеса на подобных специалистов существует.

 Подготовку новых инженеров, по мнению педагогов, нужно начинать не в вузе, а в школе. Однако выпускники школ сегодня не готовы эффективно обучаться техническим специальностям.

– Если посмотреть сегодняшнюю статистику по ЕГЭ, то уровень двойки по математике – 20 баллов. А минимальный проходной балл по математике в технические вузы – 36. Разница всего в 16 баллов, и абитуриент поступает в вуз! – поясняет ситуацию Сергей Якушкин. – Подготовка тех, кто идет в технические вузы, крайне низка. Какие инженеры будут выпущены при таком уровне подготовки школьников?

 – Наша цель – взрастить инженерную элиту, возродить тот сильный инженерный корпус, который мы растеряли в постсоветское время, но уже на современном уровне.

Для решения этой задачи применяются не только новые программы, но и новые методы обучения.

– Сегодня мы сотрудничаем с Новосибирским государственным архитектурно-строительным университетом (НГАСУ), Новосибирским госуниверситетом (НГУ) и техническим университетом (НГТУ). Основной принцип нашей работы – совместное обучение школьников и студентов, когда студенты становятся наставниками школьников под присмотром куратора из вуза. Это очень эффективно, когда наставник не сильно отличается по возрасту от обучаемого.

  Надо сказать, что в Новосибирске и раньше работали такие учреждения образования, как Инженерно-технический лицей при НГТУ, Аэрокосмический лицей и другие. Но проект создания инженерных классов стал ноу-хау Новосибирска, а при его разработке был использован также опыт обучения детей в физико-математической школе при НГУ. Сами образовательные учреждения оказались очень заинтересованы в новшестве.

– Когда открывался проект, было решено набрать 10 спецклассов, но в отборочном конкурсе пожелало участвовать 26 общеобразовательных учреждений, и поэтому классов набрали 15, - вспоминает заведующая отделом сопровождения спецклассов «Центра развития творчества детей и юношества» Новосибирской области Юлия КЛЯЙН. – Помимо Новосибирска инженерные классы были созданы в Бердске и Карасуке. В 2014 году они открылись еще в двух районах области – Купинском и Маслянинском. На сегодняшний день таких классов 35, поскольку наша задача - сделать доступным инженерное образование для всех одаренных детей, то этот проект пошел в область.

 

Как воспитать инженера

Инженерные классы, развитие инженерного образования в Новосибирске, инженерная подготовка в школеКак объяснила Екатерина Дёмина, принципиально важный момент обучения в новых классах – это привитие практических навыков работы с оборудованием. В инженерные классы набираются технически одаренные дети, которые изучают не только теорию – математику, физику, но и инженерную графику, 3D- конструирование, моделирование, робототехнику.

– Но сегодня все еще приходится сталкиваться с недостатком современного оборудования, оно в большинстве школ, особенно сельских, находится на уровне 50-60 годов, – признает Екатерина. – Это станки, которыми пользовались наши родители, если не дедушки и бабушки. Поэтому необходимо уходить от старого оборудования, и внедрять новое – с ЧПУ (числовым программным управлением).

” Однако техническое обеспечение образовательного процесса – не единственная проблема, стоящая перед организаторами инженерных классов. Концепция обучения также еще находится в стадии формирования.

По мнению Екатерины Деминой, одинаково хорошее владение теорией, и практикой – принципиально важный момент:

– В инженерных классах есть риск подмены развития инженерного мышления простым решением олимпиадных задач. А перед нами стоит задача подготовки специалистов нового поколения.

– С другой стороны, если мы будем вытеснять интеллектуальную подготовку технологической, – размышляет Сергей Якушкин, – то мы сведем это к уровню ПТУ. И тогда на выходе мы получим, может быть, хорошего рабочего, но не инженера. Поэтому, конечно же, инженерный класс сложнее, чем просто математический или физический: в нем высоким должен быть и уровень подготовки по фундаментальным предметам, в дополнение к технологической подготовке.

 

Робототехника – первый шаг в инжиниринг

Пока в качестве предмета, сочетающего в себе и теоретическую, и практическую составляющую, инженерные классы используют робототехнику. Чтобы начать обучение по этому направлению, школе достаточно приобрести небольшие и недорогие настольные станки.

 Для более масштабных задач создаются центры коллективного пользования с более дорогим оборудованием, например, Детский технопарк и ЦМИТ (Центр молодежного инновационного творчества), расположенный в Академпарке.

– Эти центры оснащены совершенно новыми станками и приборами, такими как 3D принтеры, позволяющими сделать любую деталь, – поясняет Сергей Якушкин. – Одной школе закупить их не под силу, поэтому организуются общие занятия. К нам приезжают дети из Кольцово, новосибирского лицея № 22 «Надежда Сибири».

– Если говорить о методике преподавания робототехники,  – продолжает Сергей, – то мы, конечно, используем мировой опыт. Но мы очень сильно изменили западные методики, поэтому можно считать, что сейчас в России существует собственная школа робототехники, и это одна из составляющих интеллектуального потенциала Академгородка. Научные сотрудники из институтов СО РАН, может быть, и не инженеры по большому счету, но получают очень серьезные инженерные навыки. И это используется в инженерных классах новой общеобразовательной школы.

 

Стать инженером. Когда?

Инженерные классы, развитие инженерного образования в Новосибирске, инженерная подготовка в школеВ инженерных классах дети обучаются с 12 лет, хотя, по мнению Сергея Якушкина, оптимально было бы начинать обучение подростков лет с 14, то есть с 7 класса, когда у ребят уже существует осознанная мотивация своей будущей профессии. А вот к робототехнике дети тянутся, как только начинают играть в Лего, так что изучают ее в виде игры с первого класса.

После 5 класса, – говорит Сергей Якушкин, – мы даем осознанные задания. Ребенок должен сделать именно робота. Игра присутствует, но она отступает на задний план. Для старших задание еще более усложняется. А самые старшие занимаются уже очень сложным программированием андроидов, человекоподобных роботов. Они учат их видеть, распознавать объекты, читать тексты, общаться.

 – В летней естественнонаучной школе «Лаборатория Z», которая собирает одаренных детей со всей области, в этом году шестью школьниками 6-8 классов был разработан экзоскелет «роборука». Перед ними была поставлена техническая задача, и дети сами придумали, как осуществить разработку такого робота. В течение сезона они под руководством заведующего лабораторией и его ассистентов создавали модель, которая смогла полностью повторить движения руки человека.

По словам Юлии Кляйн, почти 86% выпускников спецклассов планируют продолжить обучение по выбранному профилю, а значит – следуют за своей мечтой. Первый выпуск двух инженерных классов, набор в которые проходил в 2013-м и нынешнем году, состоится весной 2015-го.

19.12.2014

Автор: Ольга Стрикун

Фото предоставлено «Центром развития творчества детей и юношества» НСО

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
sono io (15/07/2015)
http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=276317 - общая тема о спецклассах
Лёля (15/07/2015)
Цитата:
Инженер – это определенное мышление, хватка, умение полученные знания применить совершенно особым образом и найти решение проблемы нестандартным способом путем думания.

В точку!
Женни (23/12/2014)
А где эти классы находятся?
ValenTina (20/12/2014)
Интересно. В сми везде пишут (осенью писали), что в Новосибирске работает уже более 50 специализированных инженерных классов. В статье пишут про 35. Где остальные?
burya (19/12/2014)
В ряде школ Новосибирской области уже два года работают инженерные классы. Узнать о том, как происходит внедрение проекта и чем отличается инженерное образование от обычного, мы решили в «Центре развития творчества детей и юношества» Новосибирской области.

Чему учат 12-летних инженеров и будут ли они потом востребованы в России?


В инженеры бы пошел, пусть меня научат…

Kinesiomag (26/05/2014)
Отличная идея! Классная! Нужно развивать у детей стимул к творению нового оборудования, конструирования, усовершенствования того что есть. Инженер - обычно на все руки мастер :-) Может действительно больше станет технических гениев :-)
burya (09/05/2014)
В следующем учебном году Новосибирской области откроются еще 20 новых инженерных спецклассов. Всего же таких классов будет уже 50!

Какие школы будут готовить юных гениев технической мысли, а чьи заявки не впечатлили конкурсную комиссию - смотрите на нашем сайте.


В НСО откроют еще 20 инженерных спецклассов

KisaL (03/09/2013)
sono io, а вот простой пример инженерного мышления. Одному ребенку даешь деталь и спрашиваешь - это что? Не знает, пластмасска простая. А другому дашь - он уже точно знает, от какого агрегата эта деталь и куда ее прикрутить и зачем нужна )
elis73 (31/08/2013)
Думаю, что инженерное мышление, когда чувствует конструкцию, физику, соображает в информатике. У нас сказали в школе, что технология будет у них своя, робототехника. В этом году если 7 класс отучится удачно, на следующий год будет набор после тестирования. Наш спит и видит этот инженерный класс.
Я считаю, что для мальчишек - это здорово, особенно когда уже в 7 классе соберут заинтересованных ребят.
ValenTina (31/08/2013)
sono io
наверное имеется ввиду, что инженер должен думать не только об какой-то, например, механической части изделия, но и понимать как это будет работать в комплексе с другими изделиями и в тоже время выглядить эстетически. Например, инженерам-приборостроителям часто приходится при создании каких-то прибором оценивать не только для чего этот прибор, но и как им будут пользоваться. Удобно или нет, взаимозаменяемость, красота изделия, как будет перевозиться прибор и тд и тп. А наприме, при создании самолетов когда проектируют салон, оценивать не просто сколько кресел поместится и как будет выгодно перевозить больше пассажиров, но и то как пассажирам будет удобно :-) . Жаль, что наши автомобилестроители не всегда прорабатывают комплекс работ :aga-aga: , например, в некоторых новых моделях пассажирских газелей совершенно неудобно ездить даже людям среднего возраста - уж очень мало места :-( .
sono io (31/08/2013)
Было б неплохо, если б какой-нибудь инженер раскрыл содержание лозунга «Инженер – это не профессия, это образ мысли».
Вот мне кажется, что у моих мальчиков образ мыслей инженеров. Но кто его знает, как там эти инженеры мыслят и что делают. Я вот с ними не общалась никогда. Во всяком случае не общалась в этом ключе.
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться